Под В. в Библии подразумевается часть земной суши, населенная людьми (Деян 11:28).
Слово Вселенная найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Вихлицкого :
Вся населенная земля, но в некоторых местах также и весь земной мир (1Цар 2:8; 1Пар 16:30; Пс 76:19; Пс 89:3).
Словарь Нюстрема :
В некоторых местах Ветхого Завета это слово является переводом еврейского слова «тевель», т.е. населенная земля, напр., в Пс 89:2, 1Цар 2:8, Ис 14:7 (вся земля). В Новом За. вете вселенная обозначается тремя разными словами, по-греч.: «ойкумена», «айон» и «космос», которые в некоторых переводах не различаются друг от друга, напр., по-немецки все эти 3 слова переведены словом «вельт». В русском же переводе разница довольно ясна, как это вытекает из следующего:
Первое слово «ойкумене» (населенная страна), соответствующее еврейскому «тевель», употребляется частью в широком значении, обозначая всю населенную людьми землю, напр., Мф 24:14 — проповедь Евангелия по всей вселенной; Лк 4:5 — все царства вселенной; Рим 10:18 — пределы вселенной, срав. Откр 3:10, Откр 12:9, Откр 16:14, частью в. более узком смысле, напр., Лк 2:1, где «вся вселенная» (греч.) означает все римское царство.
Второе слово «айон» означает продолжительность жизни человека, период времени или век и употребляются для обозначения человечества, каковым оно в известное время представляется, или периода времени в зависимости от того отпечатка, который наложили на него люди. Это слово употребляется особенно в тех местах, где говорится о современном мире, настоящем лукавом веке (Гал 1:4), в противоположность будущему веку (Лк 20:34 и дал., Евр 6:5). Так, напр., Писание говорит о заботе века сего (Мф 13:22); о сынах века сего (Лк 16:8), о мудрости века сего (1Кор 2:6 и дал.) и т.д. Диавол называется богом века сего (2Кор 4.4, срав. Рим 12:2, 1Тим 6:17, 2Тим 4:10). В Еф 2:2 «айон» в соединении с третьим словом «космос» переведены словами: «обычай мира сего». Во всех приведенных местах слово «век» обозначает нечто отрицательное, противоположное будущему. Срав. также Еф 1:21, Мф 12:32, где этот век и будущий упоминаются без указания на их положительное или отрицательное значение. В некоторых местах говорится о нескольких веках, предшествующих последнему, как, напр., в Евр 9:26, где сказано, что Христос явился однажды к концу веков, т.е. веков В. Завета, и в 1Кор 10:11, где говорится, что христиане того времени достигли последних веков. Слово «айон» здесь употребляется почти в том же значении, что и в тех местах, где имеется в виду совокупность всего созданного в пределах времени или века. Так, напр., Бог называется Царем времен или веков (1Тим 1:17), ибо Он создал их Своим словом (Евр 11:3) через Сына (Евр 1:2).
Третье слово «космос», собственно, украшение, как, напр., в 1Пет 3:3, или совокупность действующих сил, как, напр., язык — «космос неправды», по-русс., прикраса неправды (Иак 3:6) — обозначает вселенную (мир), в смысле того самого целого, приведенного в порядок, которое в Быт 1:1 называется небом и землею; напр., «Бог сотворил мир (космос) и все, что в нем» Деян 17:24, начало мира (космоса) Мф 24:21, основание мира (космоса) Ин 17:24, создание мира (Рим 1:20, Еф 1:4). Это слово употребляется также в более узком смысле: напр., «все царства мира» (Мф 4:8), «свет мира сего» (Ин 11:9), т.е. свет солнца; срав. Мф 26:13, 2Пет 3:6, и затем, вообще, людей или человечество: поле есть мир (Мф 13:38); Агнец Божий берет на Себя грех мира (Ин 1:29); Бог возлюбил мир (Ин 3:16); Христос пришел в мир (Ин 9:39, Евр 10:5). Это слово также употребляется по отношению к языческому миру, в противоположность евреям: «богатство миру» и «примирение миру» (Рим 11:12, Рим 11:15); а во 2Кор 5.19, — без этого ограничения. В этом смысле говорится о свете мира (Мф 5:14, Ин 8:12), Спасителе мира (Ин 4:42, 1Ин 4:14); «поступать в мире» (1Ин 4:17) и т.д. Иногда слово «космос» обозначает общество, народ, большое количество людей, как, напр., там, где сказано: «весь мир идет за Ним» (Ин 12:19, Срав. 14:19,22, 18:20).
От вышеупомянутого значения слова космос, как человечества вообще, следует отличать те места, где оно поставлено для обозначения этого мира, или человечества, и мирских вещей, как враждующих против Бога. В таком значении, но также и в предыдущих, это слово встречается в Писании, преимущественно у Иоанна, не менее 100 раз. Сюда принадлежат те места, где говорится, что весь мир лежит во зле (1Ин 5:19); о князе мира (Ин 12:31), о духе мира (1Кор 2:12), о мудрости мира (1:20), о веке мира сего (Еф 2:2); быть от мира сего, быть не от сего мира (Ин 8:23), говорить по мирски (1Ин 5:4). В этом смысле Иисус сказал: «Я не о мире молю» (Ин 17:9), ибо Он не мог молиться о его сохранении, но об его обращении (ст. 21,23); как и на кресте. Он молился за Своих убийц Лк 23:34). В первом значении сказано, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Ин 3:17, Ин 12:47); в последнем же, что Он пришел в мир на суд (Ин 9:39, Срав. 12:31,48). В первом смысле сказано, что Бог возлюбил мир (Ин 3:16), в последнем Иоанн говорит: не любите мира (1Ин 2:15, Срав. Иак 4:4). С этой же точки зрения сказано, что мир погибнет (1Ин 3:17), и будет осужден (1Кор 11:32) и что царство этого мира будет царством Господа нашего и Его Помазанника (Откр 11:15).
Первое слово «ойкумене» (населенная страна), соответствующее еврейскому «тевель», употребляется частью в широком значении, обозначая всю населенную людьми землю, напр., Мф 24:14 — проповедь Евангелия по всей вселенной; Лк 4:5 — все царства вселенной; Рим 10:18 — пределы вселенной, срав. Откр 3:10, Откр 12:9, Откр 16:14, частью в. более узком смысле, напр., Лк 2:1, где «вся вселенная» (греч.) означает все римское царство.
Второе слово «айон» означает продолжительность жизни человека, период времени или век и употребляются для обозначения человечества, каковым оно в известное время представляется, или периода времени в зависимости от того отпечатка, который наложили на него люди. Это слово употребляется особенно в тех местах, где говорится о современном мире, настоящем лукавом веке (Гал 1:4), в противоположность будущему веку (Лк 20:34 и дал., Евр 6:5). Так, напр., Писание говорит о заботе века сего (Мф 13:22); о сынах века сего (Лк 16:8), о мудрости века сего (1Кор 2:6 и дал.) и т.д. Диавол называется богом века сего (2Кор 4.4, срав. Рим 12:2, 1Тим 6:17, 2Тим 4:10). В Еф 2:2 «айон» в соединении с третьим словом «космос» переведены словами: «обычай мира сего». Во всех приведенных местах слово «век» обозначает нечто отрицательное, противоположное будущему. Срав. также Еф 1:21, Мф 12:32, где этот век и будущий упоминаются без указания на их положительное или отрицательное значение. В некоторых местах говорится о нескольких веках, предшествующих последнему, как, напр., в Евр 9:26, где сказано, что Христос явился однажды к концу веков, т.е. веков В. Завета, и в 1Кор 10:11, где говорится, что христиане того времени достигли последних веков. Слово «айон» здесь употребляется почти в том же значении, что и в тех местах, где имеется в виду совокупность всего созданного в пределах времени или века. Так, напр., Бог называется Царем времен или веков (1Тим 1:17), ибо Он создал их Своим словом (Евр 11:3) через Сына (Евр 1:2).
Третье слово «космос», собственно, украшение, как, напр., в 1Пет 3:3, или совокупность действующих сил, как, напр., язык — «космос неправды», по-русс., прикраса неправды (Иак 3:6) — обозначает вселенную (мир), в смысле того самого целого, приведенного в порядок, которое в Быт 1:1 называется небом и землею; напр., «Бог сотворил мир (космос) и все, что в нем» Деян 17:24, начало мира (космоса) Мф 24:21, основание мира (космоса) Ин 17:24, создание мира (Рим 1:20, Еф 1:4). Это слово употребляется также в более узком смысле: напр., «все царства мира» (Мф 4:8), «свет мира сего» (Ин 11:9), т.е. свет солнца; срав. Мф 26:13, 2Пет 3:6, и затем, вообще, людей или человечество: поле есть мир (Мф 13:38); Агнец Божий берет на Себя грех мира (Ин 1:29); Бог возлюбил мир (Ин 3:16); Христос пришел в мир (Ин 9:39, Евр 10:5). Это слово также употребляется по отношению к языческому миру, в противоположность евреям: «богатство миру» и «примирение миру» (Рим 11:12, Рим 11:15); а во 2Кор 5.19, — без этого ограничения. В этом смысле говорится о свете мира (Мф 5:14, Ин 8:12), Спасителе мира (Ин 4:42, 1Ин 4:14); «поступать в мире» (1Ин 4:17) и т.д. Иногда слово «космос» обозначает общество, народ, большое количество людей, как, напр., там, где сказано: «весь мир идет за Ним» (Ин 12:19, Срав. 14:19,22, 18:20).
От вышеупомянутого значения слова космос, как человечества вообще, следует отличать те места, где оно поставлено для обозначения этого мира, или человечества, и мирских вещей, как враждующих против Бога. В таком значении, но также и в предыдущих, это слово встречается в Писании, преимущественно у Иоанна, не менее 100 раз. Сюда принадлежат те места, где говорится, что весь мир лежит во зле (1Ин 5:19); о князе мира (Ин 12:31), о духе мира (1Кор 2:12), о мудрости мира (1:20), о веке мира сего (Еф 2:2); быть от мира сего, быть не от сего мира (Ин 8:23), говорить по мирски (1Ин 5:4). В этом смысле Иисус сказал: «Я не о мире молю» (Ин 17:9), ибо Он не мог молиться о его сохранении, но об его обращении (ст. 21,23); как и на кресте. Он молился за Своих убийц Лк 23:34). В первом значении сказано, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Ин 3:17, Ин 12:47); в последнем же, что Он пришел в мир на суд (Ин 9:39, Срав. 12:31,48). В первом смысле сказано, что Бог возлюбил мир (Ин 3:16), в последнем Иоанн говорит: не любите мира (1Ин 2:15, Срав. Иак 4:4). С этой же точки зрения сказано, что мир погибнет (1Ин 3:17), и будет осужден (1Кор 11:32) и что царство этого мира будет царством Господа нашего и Его Помазанника (Откр 11:15).