Загрузка

земледелие

В Библии слово "земледелие" упоминается в 2 стихах.
Другие формы слова : земледелием, земледелие, земледелия.

2Пар 26 : 10
И построил башни в пустыне, и иссек много водоемов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие.
Неем 10 : 37
И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие.
Слово Земледелие найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

В раннепатриарх. период важнейшей отраслью сельского хоз-ва у израильтян являлось → животноводство. Овладев землей в Палестине, израил. народ в первую очередь стал заниматься З. Раскопки древнего Иерихона показывают, что Палестина — один из древнейших известных нам сельскохоз. центров. Во Втор 6 указывается, что З. существовало в Палестине еще до захвата страны израильтянами. По данным науки, интенсивная обработка почвы существовала здесь прим. с 7500 г. до Р.Х. Др.-израил. законодат-во типично для народа, занимающегося З. Об этом ясно свидетельствует упоминание в Пятой книге Моисея об отдыхе земли в → субботний год, а также закон о нерушимости межевых знаков (Втор 19:14; Втор 27:17). Даже царь Саул вначале был земледельцем (1Цар 11:5), а три главных праздника израил. народа связаны с урожаем.

I. КЛИМАТ И ПОЧВА

В библ. времена климат Палестины, вероятно, был похож на сегодняшний. Кол-во осадков вряд ли претерпело значит. изменения, таким образом, З. определялось периодом дождей с октября по апрель. Границы сельскохоз. областей сегодня трудно установить; в результате раскорчевки лесов и уничтожения кустарника скотом они постоянно расширялись. Максимальное кол-во осадков выпадало на плоскогорьях северо-запада, минимальное — в пустынях на юге и востоке страны. Поскольку угодья очень неоднородны, то областей сплошного З. почти нет. Для сельскохоз. обработки могут использоваться прежде всего площади долин и равнин; но и на склонах гор, вследствие выветривания красного известняка, образуется плодородная почва, так же как и в результате разрушения вулканич. лавы в областях вост. берега Иордана. Таким образом, для З. пригодной оказывалась прежде всего холмистая область между приморской равниной и горами Иудеи, равнина Махне в Самарии — юго-вост. Сихема, окраины Изреельской равнины, плоскогорья Моава и Аврана. Почва облагораживалась прежде всего очисткой угодий от камней, а содержание земли под паром каждый седьмой год препятствовало ее истощению (Исх 23:10; Лев 25:1–7). О планомерном удобрении почвы почти ничего не известно вплоть до периода рим. господства. Из-за недостатка равнинных земель в зап. части Иудейского нагорья практиковались террасы, когда плодородную почву на горных склонах удерживали с помощью спец. каменных оград. По климатич. причинам земледел. работы были возможны только после ранних дождей в конце октября, так что сбор зерновых даже в горах заканчивался к середине июня. Земля под паром могла использоваться для выпаса мелкого скота, что одноврем. являлось единств. способом внесения удобрений. Как только начинались ранние дожди и размягчалась твердая, как камень, почвенная корка, приступали к пахоте и севу. Урожай зависел от своевременности и кол-ва осадков, выпадавших в виде зимних, или поздних дождей (Ам 4:7–9). Урожай находился под постоянной угрозой нападения саранчи и заболеваний злаковых культур. Как правило, участками земли владели семейства, их обрабатывавшие, крупное землевладение встречалось редко; позднее его доля стала увеличиваться, о чем свидетельствуют осуждающие речи пророков (Ис 5:8–10; Мих 2:2). В таких крупных хоз-вах применялся труд рабов и наемных работников, находившихся, однако, под защитой Закона (Исх 21:2; Лев 25:39–46; Втор 15:12).

II. ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

1) для рыхления почвы первоначально, вероятно, использовалась мотыга — орудие труда с деревянной рукояткой и заостренным под углом металлич. наконечником (Ис 7:25). Позднее она стала применяться только при возделывании овощных культур (см. ниже);

2) появление З. в истинном смысле слова было связано с использованием плуга, который уже существовал в Палестине к моменту прихода туда израильтян. Вначале почву рыхлили с помощью твердой заостренной деревянной палки; на ней под определ. углом имелось жестко укрепленное дышло, которое тянула пара волов или ослов. Но очень скоро этот деревянный плуг оснащается железным сошником, который израильтяне, вероятно, заимствовали у филистимлян. Землепашец направлял плуг, с силой надавливая на рукоятку и погоняя животных, попарно привязанных к ярму, рожном, под которым в данном случае подразумевается палка с острым металлич. наконечником;

3) вероятно, применялись и бороны, весьма похожие на современные.

III. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ

Из известных нам зерновых культур выращивались прежде всего → пшеница (в Галилее и на наиб. плодородных участках вост. берега Иордана) и → ячмень (в Иудее), а также пшеница-спельта, или → полба (Ис 28:25; Иез 4:9), и пришедшее из Африки → просо — особенно урожайная культура, которую выращивали еще при мотыжном З. Рожь и овес, по-видимому, не были известны. Лучшим зерном для выпечки хлеба считалась пшеница, но наряду с ней, прежде всего бедными слоями населения, использовались (как минимум в качестве примесей) полба, просо и ячмень. Выращивались и садовые культуры: фиговые деревья (→ Смоковницы), → виноград, → маслины и → гранаты, а также овощи (3Цар 21:2; 4Цар 4:39): чечевица (Быт 25:34), бобы (2Цар 17:28), лук репчатый, чеснок и бахчевые культуры (Чис 11:5).

IV. СЕВ

Вспашку земли производили осенью. Сеяли в основном в ноябре и декабре, сначала — бобовые культуры, в декабре — пшеницу, в январе и феврале — яровые (→ Календарь). Сеятель широко разбрасывал семена, доставая их из мешкообразной сумы. На одном поле нельзя было сеять два рода семян (Лев 19:19), как нельзя было впрягать в одну упряжку двух животных разных видов. Знакомая израильтянам картина сева дает Иисусу материал для притчи, напр. в Мф 13:3,24; Мк 4:26, где Он сравнивает семена с Божьим словом, которое приносит плод в зависимости от почвы (сердец) и других факторов.

V. УБОРКА УРОЖАЯ

Тяжелая работа по подготовке почвы и сева, как и напряж. ожидание своеврем. дождя (ср. Лев 26:19; в 3Цар 17 его отсутствие рассматривается как наказание), и страх перед палящим вост. ветром (Втор 28:22) вознаграждались радостью сбора урожая после поздних дождей в апреле/мае (ср. описания в Пс 125:5). Страда начиналась со сбора ячменя (прим. с начала апреля, в зависимости от погодных условий и местонахождения поля) и продолжалась прим. два месяца, причем пшеницу убирали в последнюю очередь. Урожай наименее ценного злака, проса, обычно самый богатый, за ним следует ячмень, которого нередко рождается в 50 раз больше посеянного, и наконец, самое ценное зерно, пшеница, умножала посеянное в 30–100 раз (Мф 13:8). Жали ручными серпами, причем в древнейшие времена на изогнутом куске дерева укрепляли острые кремни, а с наступлением железного века стали пользоваться железными серпами. Срезая правой рукой стебли прим. на половине их высоты, т.е. значительно выше, чем при косьбе, левой рукой жнец захватывал колосья и складывал их на землю. Вязальщики (в т.ч. и женщины, Руф 2:8) следовали за ним и вязали сжатые колосья в снопы, чтобы затем поставить их колосьями вверх, оберегая от ночной росы; но чаще снопы сразу относили на гумно, иногда не связывая, и укладывали слоями. Повозками для перевозки снопов пользовались редко, и то лишь в более поздние времена в равнинных областях зап. предгорий; повозки, вероятно, были переняты у филистимлян (1Цар 6:7).

VI. ОБМОЛОТ

Во время страды земледельцы зачастую покидали жилища и жили в шатрах или в пещерах вблизи поля. В качестве гумна использовалось ровное место, твердую почву которого иногда дополнит. выравнивали и утрамбовывали; по периметру оно нередко укреплялось камнями. Зерно провеивалось наиб. эффективно, если гумно было ориентировано в направлении зап. ветра. Гумно редко принадлежало одному хозяину (2Цар 24:18; Руф 3:2), значит. чаще оно находилось в общем владении земледельцев данной местности. Сжатые колосья раскладывались кипами.

Молотило и молотилка. Бобовые культуры и небольшое кол-во зерновых для потребностей семьи сначала обмолачивали палками, но, вероятно, чаще всего при молотьбе использовали скот (Втор 25:4; Ос 10:11). Животных гоняли по кругу, заставляя топтать разложенные по всему гумну колосья. Позднее стали применять и молотила (Ам 1:3). Молотило представляло собой несколько досок, скрепленных вместе и спереди загнутых кверху, под которыми были укреплены чаще всего острые камни (позднее стали крепить железные ножи) для вылущивания зерна и резания стеблей. Впоследствии появились молотилки (Ис 28:27) — станина с несколькими, иногда зубчатыми, каменными колесами или валиками, которую на полозьях проволакивают по куче зерна (как и молотило). Работник стоял при этом на молотиле или, соотв., на молотилке. После молотьбы зерно сначала провеивали с помощью многозубчатых деревянных вил (веялки), отделяя его от мякины на усиливающемся к вечеру ветру. Затем измельченную солому и зерна подбрасывали вверх деревянной лопатой, чтобы ветер унес легкие примеси. Прежде чем поместить зерно в кувшины или амбары до помола (→ Мельница), его просеивали (Ам 9:9). Излож. в книге Левит законы устанавливают определ. принципы ведения сельского хоз-ва. Эти природоохранные и экономич. основы не теряют своего значения и поныне, а иногда и открываются заново. Сюда относятся практич. предписания по защите почвы (содержание земли под паром на седьмой год, Лев 25) или регулирование социальных вопросов (бедные имели право подбирать оставшиеся на поле колосья, Лев 23:22). Всхожесть посевов Бог ставил в зависимость от соблюдения этих заповедей (Лев 26:14). → Урожай, жатва.

Словарь Геце :

Возделывание земли. Быт 3:23.

Занятие человека до грехопадения. Быт 2:15.

Сделано тяжелым чрез проклятие земли. Быт 3:17−19.

Человек присужден к возделыванию земли после грехопадения. Быт 3:23.

Назначено Богом для пропитания всех людей. Притч 28:19.

Продукты земледелия провидение Божие. Иер 5:24. Ос 2:8.

Требует:

Мудрости. Ис 28:24−29.

Прилежания. Притч 27:23−27. Еккл 11:6.

Труда. 2Тим 2:6.

Терпения в ожидании. Иак 5:7.

Прилежание в земледелии дает большой избыток. Притч 12:11, Притч 13:23, Притч 28:19. Евр 6:7.

Люди, занятые земледелием, называются земледельцами. Быт 4:2; 2Пар 26:10.

Также — делателями. Мф 9:37, Мф 20:1.

Мир полезен для земледелия Ис 2:4. Иер 31:24.

Война истребляет земледелие Иер 50:16, Иер 51:23.

Патриархи занимались земледелием Быт, 4:2, 9:20.

Тяжелые условия земледелия со времени Ноя вероятно уменьшены. Быт 5:29, Быт 9:20.

Евреи любили земледелие Суд 6:11; 3Цар 19:19; 2Пар 26:10.

Почва Ханаана благоприятствовала земледелию Быт 13:10; Втор 8:7−9.

Климат Ханаана благоприятствовал земледелию Втор 11:10, 11.

Поощрено у евреев земледелие

Разделением земли на уделы. Чис 36:7−9.

Правом выкупа. Лев 25:23−28.

Разлучением от других народов. Исх 33:16.

Воспрещением наложения роста. Исх 22:25.

Обетованием благословения Божия. Лев 26:4; Втор 7:13, Втор 11:14, Втор 11:15.

Меры для защиты земледелия

Нежелание поля другого. Втор 5:21.

Воспрещение нарушения границ удела. Втор 19:14. Притч 22:28.

Воспрещение присвоения жатвы ближнего серпом. Втор 23:25.

Воспрещение травления чужого поля. Исх 22:5.

Воспрещение повреждения поля пожаром. Исх 22:6.

Часто работа в поле совершалась наемниками. 1Пар 27:26; 2Пар 26:10; Мф 20:8; Лк 17:7.

В течение субботнего года посев и жатва воспрещены. Исх 23:10, 11.

Часто отдается в аренду. Мф 21:33−34.

Жатва часто уничтожена из-за греха. Ис 5:1: Ис 10:7: Ис 10:23. Иер 12:13. Иоиль 1:10, 11.

Скорбь по причине истребления плодов. Иоиль 1:11. Ам 5:16, 17.

Плоды земледелия вывозят заграницу. 3Цар 5:11; Иез 27:17.

Различные работы по земледелию

Постройка ограды. Ис 5:2, 5; Ос 2:6.

Вспахивание. Иов 1:14.

Раскопка. Ис 5:6. Лк 13:8, Лк 16:3.

Удобрение. Ис 25:10. Лк 14:34, 35.

Бороньба. Иов 39:10; Ис 28:24.

Очистка от камней. Ис 5:2.

Посев. Еккл 11:4; Ис 32:20; Мф 13:3.

Насаждение. Притч 31:16. Ис 44:1 Ис 14:1. Иер 31:5.

Поливка. Втор 11:10; 1Кор 3:6−8.

Вырывание плевел. Мф 13:27−30, Мф 13:40.

Прививка. Рим 11:17−19, Рим 11:24.

Обрезание. Лев 25:3. Ис 5:6. Ин 15:2.

Покос. Пс 128:7. Ам 7:1.

Жатва. Ис 17:5.

Связка. Быт 37:7. Мф 13:30.

Подбор. Лев 19:9. Руфь 2:3.

Собирание в копны. Исх 22:6.

Молотьба. Втор 25:4. Суд 6:11.

Веяние. Руфь 3:2. Мф 3:12.

Уборка в житницы. Мф 6:26, Мф 13:30.

Животные, употребляемые в земледелии

Вол. Втор 25:4.

Осел. Втор 22:10.

Конь. Ис 28:28.

Орудия, употребляемые в земледелии

Сошник. 1Цар 13:20.

Молотилка. 2Цар 12:31.

Кирка. 1Цар 13:20; Ис 7:25.

Серп. Втор 16:9, Втор 23:25.

Нож (острый серп). Ис 18:5; Откр 14:17−19.

Вилы. 1Цар 13:21.

Топор. 1Цар 13:20.

Зубчатое молотило. Ис 41:15.

Каток зубчатый и т. д. Ис 28:27.

Колесница. 1Цар 6:7.

Лопата. Ис 30:24.

Решето. Ам 9:9.

Веяло. Ис 30:24. Мф 3:12.

В переносном смысле прообраз:

Строения церкви. 1Кор 3:9.

Очищения сердца. Иер 4:3. Ос 10:12.

Словарь Никифорова :
(2Мак 12:1, Быт 26:12 и др.). Из самой глубокой древности, земледелие считалось одною из главнейших отраслей человеческой деятельности. Еще в саду Едемском земледелие было возложено как обязанность на наших первых прародителей (Быт 2:15, Быт 3:17). Старший сын Адама, Каин, был земледелец (Быт 4:2). Ной после потопа, занимался земледелием, и все патриархи, при пастушеской жизни своей, не пренебрегали оным (Быт 26:14, Иов 1:3,15). Вообще земледелие у Евреев пользовалось всеобщим уважением и его не чуждались даже люди богатые и знатные. Примеры сего видим в Воозе, Гедеоне, Сауле, пр. Елисее и др. (Суд 6:11, 1Цар 11:5, 3Цар 19:19). Моисей, который был обучен всей премудрости Египетской (Деян 7:22), давал земледелию очень важное значение в земле Иудейской, и по занятии Израильтянами земли Обетованной, земледелие сделалось одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове. Моя есть земля, говорит сам Бог о Себе (Лев 25:23), и даруя ее своему народу, Он повелел равномерно разделить ее по числу имен лиц мужеского пола. Сообразно с этим при Иисусе Навине земля и была разделена на участки, и каждый по особому размежеванию получил известный участок (Нав 27:5, Ам 7:17 и др.). Земля Обетованная была весьма плодородна и земледельческий труд вознаграждался щедро; требовалось только достаточное орошение. Для этого кроме источников и ручьев служили обычные в Палестине осенние и весенние дожди и обильная роса с неба, которые были высоко ценимы, как величайшее благодеяние Божие (Втор 8:7, Втор 11:10-15,32:2 и др.); не пренебрегали впрочем и искусственными средствами для улучшения и удобрения почвы: очищали поля от камней (Ос 12:11), от сорных трав (Притч 24:30,31), устрояли различные каналы и проводили воду в поля (Пс 1:3, Притч 21:1), удобряли почву сожжением на ней соломы, мякины и т.п. и покрывали ее навозом (Ис 25:10, Пс 82:11, Лк 14:35). Земледельческими орудиями служили: плуг, борона, рожон, лопата или заступ (см. кажд. под его собственным названием: Плуг, Борона и т.д.). Животными человеку помогавшими при земледельческих работах были следующие: вол, корова и осел. Семена или зерна, употреблявшиеся для посева, преимущественно были: пшеница, просо, полба, ячмень (Иов 31:40, Ис 28:25, Иез 4:9). Земледельческие работы начинались в конце октября или в ноябре и продолжались до половины февраля. Сеять начинали после праздника Кущей, при первом осеннем или раннем дожде. Перед посевом поле вспахивалось и паханье производилось плугом (Лк 9:62), при этом ярмо возлагалось на шею животного и прикреплялось к плугу, отчего ярмо всегда служило образом рабства, ига, неволи и т.п. (Иер 2:20, Иер 27:2, Ос 10:11, Наум 1:13, Гал 5:1). Из сего можно видеть, что вспахивание земли у Евреев было не сложно и что достаточно было даже одного вола для упряжки в плуг. Засевание поля различными семенами было запрещено законом (Втор 22:9). Порядок в засевании полей ясно сказывается у Ис 28:24-28. Засеянные поля охранялись караульщиками или сторожами (Иов 27:18), которые помещались в нарочно устроенных для сего шалашах. Впрочем закон предоставлял право прохожим срывать колосья, но употребление серпа при сем не дозволялось (Втор 23:25, Мф 12:1). Кроме того каждые 3 года вносилась с полевых произведений десятая часть в пользу бедных (Втор 14:28, Ам 14:4 и др.). Первый сноп жатвы, начинавшейся обыкновенно во второй день Пасхи (16 апреля), приносили пред Господом (Лев 23:10-14). Таким образом от посева, т.е. с декабря, до жатвы проходило около 4-х месяцев (Ин 4:35), а самая жатва продолжалась обыкновенно 7 недель, т.е. от Пасхи до Пятидесятницы (Втор 16:9). Время жатвы, особенно при обильном урожае, проводилось очень весело. Жницы пели песни, веселились и радовались (Пс 9:3, Пс 125:6). Сжатые колосья клали на землю, потом сгребали руками и связывали в снопы веревками; затем снопы сносились в скирды (Пс 128:7, Быт 37:7 и др.), после чего их свозили на телегах на гумно и складывали в кучу (Мих 4:12, Иов 5:26). Забытый в поле сноп оставался в пользу бедных (Втор 24:19). Гумно, находившееся обыкновенно на самом поле, на пригорках для стока воды, представляло собою круглую площадку без стен и крыши, только со всех сторон его окружала невысокая ограда, сложенная из мелких камней, чтобы зерна не попадали на сторону; земля на нем выравнивалась и крепко убивалась (Суд 6:37, Руфь 3:8). Первобытный способ молочения большею частью состоял в выколачивании или вытаптывании зерен ногами волов и лошадей (Суд 7:11, Руфь 2:17); впрочем для сего употреблялись и так называемые зубчатые молотильные доски и железные молотилки, которыми пользовались и для наказания (Суд 8:7, 2Цар 12:31 и др.). Легкие зерна молотились палкою (Ис 28:27). После молотьбы, для очищения зерен от соломы и мякины, их веяли видами или лопатами, бросая вверх при легком ветре (Ис 30:24, Иер 4:11, Мф 3:12 и др.), а затем пшеницу убирали в житницы, а солому сжигали огнем. «Лопата Его (которою веют хлеб) в руке Его, говорил Иоанн Креститель о грядущем Мессии, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф 3:12, Лк 3:17).
Словарь Нюстрема :
Упоминается как занятие Адама еще до грехопадения (Быт 2:15). Каин был земледелец (Быт 4:2); также Ной (Быт 9:20); Исаак (Быт 26:12) и Иoв (Иов 1:14). Древние евреи, несмотря на кочевой образ жизни, не были чужды этому занятию, способствовавшему слиянию рассеяных племен в один народ. В Египте они не только занимались скотоводством, но и обрабатывали землю, строили города и занимались ремеслами (Исх 1:11, Чис 20:5, Втор 11:10, 1Пар 4:21 и дал.). Таким образом, Египет и в этом отношении был приготовительным классом той школы, в которую они попали в Ханаане, где различные установления закона, как-то, о разделе и обработке земли, как собственности Господа (Лев 25:23), об отдыхе земли в субботний год (Лев 25:3 и дал.); о ненарушимости межевых знаков (Втор 19:14); о непродаже навсегда наследственной земли (Лев 25:32); о праве бедных собирать жатву с края поля и подбирать остатки, также удовлетворять голод спелыми зернами по пути через поле (Лев 19:9, Втор 23:25, Руфь 2:2, Мф 12:1), равно как и установление связанных с разными периодами земледелия праздников и т.д. имело целью на основе земледелия построить тот общественный порядок, в котором народ, взятый в удел Господом, должен был быть воспитан. Насколько природные свойства Ханаана с его плодородной почвой и обильным орошением соответствовали этой цели, указывается в некоторых местах Писания. Следует обратить особенное внимание на описание Моисея в Втор 8:7 и дал.: «Господь Бог твой ведет тебя в землю добрую... где пшеница, ячмень, выноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, где масличные деревья и т.д.» Царь Озия особенно заботился о развитии земледелия (2Пар 26:10); Давид, по-видимому, также имел попечение об этом (1Пар 27:26). Картины земледелия и садоводства дали материал для множества духовных образов, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. (см. Пс 1:3, Пс 91:8, Пс 91:14, Ис 5:7, Ис 28:24, Ис 58:11). Христос Сам — сеятель, сеющий Свое семя на поле, которое есть мир (Мф 13:38). Служители Слова называются трудящимися земледельцами (2Тим 2:6), а церковь называется «Нивой Божией» (1Кор 3:6 и дал., Евр 6:7).