Животные в Библии — это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в воздухе; Ж., сотвор. в шестой день, — обитатели суши и пресмыкающиеся. Человеку было поручено властвовать над Ж. (Быт 1:26,28; Пс 8:7–9), поэтому в грехопадение человека с его последствиями были вовлечены и Ж. Змея была проклята «пред всеми скотами» (Быт 3:14). После потопа Бог постановил, что Ж. должны жить в страхе пред человеком, в руки которого отданы, и что они должны служить ему пищей. В этом проявляется прогрессирующее по причине греха разрушение сотвор. мира. При этом Бог обещает взыскать со зверей человеч. кровь (Быт 9:2–5). Бог говорит о Своем праве собственности на животных (Пс 49:10 и след.), они предназначены прославлять Бога (Пс 148:10; Ис 43:20). Во время потопа Бог повелел Ною спасти Ж. — «от всякой плоти по паре» (Быт 6:19; Быт 8:1); Бог защищает животных, запрещая человеку злоупотреблять той властью, которую Он дал ему над зверями (Исх 20:10; Исх 23:12; Втор 22:6,7; Втор 25:4). Иногда Он даже использует Ж. как орудие для суда над человеком (Втор 32:24; Ис 56:9; Иер 15:3; ср. Иез 34:5,8). Божье деяние, направл. на спасение мира, распространяется и на Ж. Они упоминаются в обетовании мирного царства (Ис 11:6 и след.; Ис 65:25; ср. Ос 2:18). Противоборство зверей между собой и их вражда с человеком прекратятся вместе с устранением греха; вся тварь будет свободна от служения бренной плоти и с надеждой станет ожидать откровения славы сынов Божьих (Рим 8:19,21). В то же время падение человека особенно ярко проявляется в том, что он поклоняется изображениям Ж. (Рим 1:22–25). Ж. часто упоминаются в притчах и в других местах Свящ. Писания, служа примером для людей (Притч 6:6–8; Ис 1:3), свидетельством творч. силы Бога (Иов 38 — Иов 41:26), а также олицетворением политич. (Дан 7:1; Дан 8:1; Откр 13) или демонич. сил (Откр 9:2–21). Израильтяне различали Ж. чистых и нечистых, т.е. таких, мясо которых было разрешено или запрещено употреблять в пищу. → Пищевые запреты → Рыба → Птица → Змея → Гады, пресмыкающиеся → Лапа → Животноводство → Херувимы (I,1). См. далее статьи по названиям отдельных Ж.
Сотворены Богом. Быт 1:24, Быт 1:25, Быт 2:19.
Сотворение животных доказывает могущество Божие. Иер 27:5.
Сотворены в честь и славу Божию. Пс 148:10.
Различаются по плоти от птиц и рыб. 1Кор 15:39.
Трава полевая дана животным в пищу. Быт 1:30.
Человеку дана власть над животными Быт 1:26, 28. Пс 8:7−9.
Инстинктивно боятся человека. Быт 9:2.
Получили имена от Адама. Быт 2:19, 20.
После потопа даны человеку в пищу. Быт 9:3.
Воспрещено вкушать мясо животных с душою или кровью. Быт 9:4; Втор 12:16, 23.
Воспрещено вкушать растерзанного зверем животного или мертвечины. Исх 22:31. Лев 17:15, Лев 22:8.
Кожа животных человеку для одежды. Быт 3:21.
Шерсть животных человеку для одежды. Иов 31:20.
Собственность Божия. Пс 49:10.
Под защитою Бога. Пс 35:7, Пс 103:10, Пс 103:11.
Безсловесные. 2Пет 2:16.
Несмысленные. Пс 31:9, Пс 72:22.
Лишены бессмертия. Пс 48:12−15.
Обладают инстинктом. Ис 1:3.
Четвероногие. Деян 10:12.
По природе дикие и пр. Пс 49:11. Мк 1:13.
Могут быть укрощаемы. Иак 3:7.
Многие роды животных люты и разрушительны. Лев 26:6. Иез 5:17.
Многие — домашние. Быт 36:6, Быт 45:17.
Можно научать мудрости. Иов 12:7.
Находятся:
В пустынях. Ис 13:21.
На полях. Втор 7:22. Иоиль 2:22.
На горах. Песн 4:8.
В лесах. Ис 56:9. Мих 5:8.
Жилища животных
В норах и логовищах. Иов 37:8, Иов 38:40.
Под большими деревьями. Дан 4:11, 12.
В опустевших городах. Ис 13:21, 22. Соф 2:15.
В опасности болезней. Исх 9:3.
Часто страдают от грехов человека. Иоиль 1:18, 20; Агг 1:11; Рим 8:19−23.
Часто даже истреблены ради грехов человека. Быт 6:7, Быт 7:23; Исх 11:5; Ос 4:3.
В древности животные разделены на чистых и нечистых. Быт 7:2.
Чистые:
Бык. Исх 21:28. Втор 14:4.
Зубр. Втор 14:5.
Овца. Втор 7:13, Втор 14:4.
Коза. Втор 14:4.
Лань. Втор 14:5. Иов 39:1.
Серна. Втор 14:5; 2Цар 2:18.
Дикая коза. Втор 14:5.
Орикс. Втор 14:5.
Камелопард. Втор 14:5.
Буйвол. Втор 14:5.
Олень. Втор 14:5.
По каким признакам различаются чистые Лев 11:3. Втор 14:6.
Для употребления в пищу. Лев 11:2, 3. Втор 12:15.
Для употребления в жертву. Быт 8:20.
За первородное животное не брать выкупа. Чис 18:17.
Нечистые:
Верблюд. Быт 24:64. Лев 11:4.
Дромадер. Есф 8:10.
Лошадь. Иов 39:19−25.
Осел. Быт 22:3. Мф 21:2.
Дикий осел. Иов 6:5, Иов 39:5−8.
Мул. 2Цар 13:29; 3Цар 10:25.
Лев. Суд 14:5, 6.
Барс. Песн 4:8.
Медведь. 2Цар 17:8.
Волк. Быт 49:27. Ин 10:12.
Единорог. Чис 23:22.
Бегемот. Иов 40:10.
Обезьяна. 3Цар 10:22.
Лисица. Пс 62:11; Песн 2:15.
Пес. Исх 22:31; Лк 16:21.
Свинья. Лев 11:7; Ис 66:17.
Заяц. Лев 11:6; Втор 14:7.
Тушканчик. Лев 11:5.
Мышь. Лев 11:29; Ис 66:1 Ис 17:1.
Крот. Лев 11:29; Ис 2:20.
По каким признакам узнать нечистых. Лев 11:26.
Воспрещено есть мясо нечистых. Лев 11:4−8; Втор 14:7−8.
Не приносить в жертву. Лев 27:11.
Первородное должно быть выкуплено. Чис 18:15.
Мертвые животные нечисты. Лев 5:2.
Домашние животные
Должны иметь в субботу покой. Исх 20:10; Втор 5:14.
Следует заботиться о домашних животных Лев 25:7; Втор 5:14.
Не обращаться сурово с животными Чис 22:27−32; Притч 12:10.
Не делать изображения животных Втор 4:17.
Изображения животных почитаются язычниками. Рим 1:23.
Соломон говорил о животных 3Цар 4:33.
Употребляются часто средством наказания людей. Лев 26:22; Втор 32:24; Иер 15:3; Иез 5:17.
Человек по природе не лучше животных Еккл 3:18−20.
В переносном смысле:
Злые. Пс 48:21; Тит 1:12.
Безбожники. 2Пет 2:12; Иуд 1:10.
Преследователи. 1Кор 15:32; 2Тим 4:17.
Царства. Дан 7:11, Дан 7:17, Дан 8:4.
Антихрист. Откр 13:2, Откр 20:4.
+агнец
-аист
+акриды
+анака
+аспид
+баран
+барс
+бегемот
-блоха
-буйвол
-бык
+вепрь
+верблюд
-вол
-волк
-воробей
-ворон
+голубь
+горлица
-гусеница
+единорог
-еж
+ехидна
-жаба
-журавль
-заяц
+зуй
-кабан
+камелопард
+кит
+коза
+козел
-комар
-конь
-корова
-коршун
-кошка
+крокодил
-крот
+(кузнечик)
+куропатка
+лань
-ласточка
-лебедь
+лев
+летаа
-летучая мышь
+лисица
-лошадь
+лошак
-медведь
-моль
-мошки
+мул
-муха
-муравей
-мышь
-обезьяна
+овца
-олень
+онагр
-орел
+орикс
+павлин
-паук
+пеликан
+перепел
-пес
-петух
-пчела
+рыболов
+саранча
+свинья
+серна
+сип
+скнипы
+скорпион
+собака
+сова
+сокол
+солам
+страус
+телец
+тушканчик
+удод
-улитка
+филин
+хагаб
+хамелеон
+харгол
-цапля
-чайка
-червь
+шакал
+шершень
+ягненок
-ястреб
-ящерица
(обозначения: + упомянуты в Словаре,
— не упомянуты в Словаре)
Четыре животные (в других переводах — живые существа), которые видели пророк Иезекииль и ап. Иоанн (Иез 1:5-24; Иез 3:13, Иез 10:1; Откр 4:6-9; Откр 5:6; Откр 6:1, Откр 6:3; Откр 6:5; Откр 7:11; Откр 14:3; Откр 19:4) с четырьмя лицами, с шестью крыльями и исполненные очей, были херувимами.
8) изображены силы мира, враждующие против Царства Божия; эти враждебные силы и антихристианские тенденции вторично были показаны Иоанну в звере, поднимавшемся из бездны (Откр 11:7, Откр 13:12, Откр 17:17). Второй зверь из земли (Откр 13:11) или лжепророк, имеющий к первому животному приблизительно такое же отношение, как Святый Дух имеет ко Христу (Откр 13:12), есть духовная сила, отдавшаяся на службу зверю. Те звери, которые упоминаются в Иез 1:5, Откр 4:6, Откр 5:6, Откр 7:11, не обозначают отпадший и враждебный Богу мир, но творение, вернувшееся к своему начальному совершенству. 4 животных у Иезекииля служат для выявления славы Божией, и животные в книге Откровения падают ниц и славословлят.
О чистых и нечистых животных см. «Нечистый».