С помощью Ж. израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33; ср. → Урим и туммим); для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7; Иез 21:21; Иона 1:7). Израильтяне бросали Ж. при разделе Ханаана (Чис 26:55; Нав 14:2; Нав 18:6,10), при распределении служений и обязанностей (1Пар 24:5,31; 1Пар 25:8; 1Пар 26:13; Неем 10:34; Лк 1:9); Ж. руководствовались при определении виновного в к.-л. грехе или преступлении и даже при избрании царя (Нав 7:14–18; 1Цар 10:19–21; 1Цар 14:28–42). В день Искупления с помощью Ж. определялись козел для Господа и козел отпущения (→ Азазель) (Лев 16:8–10). К жеребьевке нередко прибегали при разделе добычи и пленных (Авд 1:11; Иоиль 3:3; Наум 3:10; ср. Мф 27:35). В НЗ говорится лишь об одном случае, когда верующие воспользовались Ж.: это было при избрании ап. Матфия (Деян 1:26). О том, как именно шла жеребьевка, в Библии сведений нет, только в Притч 16:33 сказано, что Ж. бросался в полу одежды.
Слово Жребий найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ЖРЕБИЙ м. жеребий, употреб. говоря о предметах возвышенных.
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Вихлицкого :
Как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает судьба, удел (Пс 15:5; Ис 17:14; Иер 13:25; Деян 8:21; Деян 26:18).
Словарь Никифорова :
Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Притч 16:33). и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1Цар 14:42, Иона 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1Пар 24:5, 1Пар 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Притч 16:33, Притч 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (Мф 27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.
Словарь Нюстрема :
Решать посредством жребия неясные и запутанные вопросы было повсеместно распространенным обычаем. Израильтяне бросали жребий
1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис 17:1), при разделе земли между коленами и родами (Чис 26:55, Деян 13:19), поэтому участки земли в Палестине, полученные через метание жребия, названы словом «жребий» (Нав 15:1, Суд 1:3); далее, для обнаружения преступников (Нав 7:14, 1Цар 14:41 и т.д., Срав. Иона 1:7); также при распределении службы в храме и служебных поручений (1Пар 24:5, Неем 10:34, Лк 1:9); жребий употребляли при служебных и частных спорах относительно собственности (Притч 16:33, Притч 18:18, Пс 21.19, Мф 27:35). О способе бросания жребия израильтянами мы ничего определенного не знаем. Предполагали, что они употребляли маленькие камешки (слово «гораль» — жребий — обозначает также маленькие камешки) различных цветов или с различными надписями, которые выбрасывали из урны на землю или в полу одежды. (см. Притч 16:33, Лев 16:8). Некоторые предполагают, что урим и туммим были также камни, которыми пользовались для бросания жребия. Срав. 1Цар 14:36 и дал.
2) У языческих народов жребий был очень распространен при принятии тех или других решений (Наум 3:10, Есф 3:7, Авд 1:11). Особенный род жеребьевки мы встречаем у вавилонян: они употребляли стрелы, на которых писали имена городов, клали в колчан, перемешивали их, и вынутая стрела показывала им тот город, на какой они должны были напасть (Иез 21:21). Что-то подобное подразумевается, вероятно, у Ос 4:12 под словами: «народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ».
Употребление жребия в христианской церкви имеет только один достойный внимания пример: Апостолы при избрании Матфея в число двенадцати на место Иуды Искариота бросили жребий (Деян 1:26). Существует особая Братская община, которая приняла этот способ. Для права пользования жребием они поставили некоторые условия, а именно:
1) невозможность иным путем узнать волю Божию;
2) разбирать дело с молитвой и благоговением;
3) полнейшее послушание будущему решению.
1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис 17:1), при разделе земли между коленами и родами (Чис 26:55, Деян 13:19), поэтому участки земли в Палестине, полученные через метание жребия, названы словом «жребий» (Нав 15:1, Суд 1:3); далее, для обнаружения преступников (Нав 7:14, 1Цар 14:41 и т.д., Срав. Иона 1:7); также при распределении службы в храме и служебных поручений (1Пар 24:5, Неем 10:34, Лк 1:9); жребий употребляли при служебных и частных спорах относительно собственности (Притч 16:33, Притч 18:18, Пс 21.19, Мф 27:35). О способе бросания жребия израильтянами мы ничего определенного не знаем. Предполагали, что они употребляли маленькие камешки (слово «гораль» — жребий — обозначает также маленькие камешки) различных цветов или с различными надписями, которые выбрасывали из урны на землю или в полу одежды. (см. Притч 16:33, Лев 16:8). Некоторые предполагают, что урим и туммим были также камни, которыми пользовались для бросания жребия. Срав. 1Цар 14:36 и дал.
2) У языческих народов жребий был очень распространен при принятии тех или других решений (Наум 3:10, Есф 3:7, Авд 1:11). Особенный род жеребьевки мы встречаем у вавилонян: они употребляли стрелы, на которых писали имена городов, клали в колчан, перемешивали их, и вынутая стрела показывала им тот город, на какой они должны были напасть (Иез 21:21). Что-то подобное подразумевается, вероятно, у Ос 4:12 под словами: «народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ».
Употребление жребия в христианской церкви имеет только один достойный внимания пример: Апостолы при избрании Матфея в число двенадцати на место Иуды Искариота бросили жребий (Деян 1:26). Существует особая Братская община, которая приняла этот способ. Для права пользования жребием они поставили некоторые условия, а именно:
1) невозможность иным путем узнать волю Божию;
2) разбирать дело с молитвой и благоговением;
3) полнейшее послушание будущему решению.