Загрузка

жребий

В Библии слово "жребий" упоминается в 59 стихах.

Лев 16 : 8
и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения;
Лев 16 : 9
и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех,
Лев 16 : 10
а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения [и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую].
Чис 33 : 54
и разделите землю по жребию на уделы племенам вашим: многочисленному дайте удел более, а малочисленному дай удел менее; кому где выйдет жребий, там ему и будет удел; по коленам отцов ваших возьмите себе уделы;
Нав 15 : 1
Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана;
Нав 16 : 1
Потом выпал жребий сынам Иосифа: от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской;
Нав 17 : 1
И выпал жребий колену Манассии, так как он был первенец Иосифа. Махиру, первенцу Манассии, отцу Галаада, который был храбр на войне, достался Галаад и Васан.
Нав 17 : 14
Сыны Иосифа говорили Иисусу и сказали: почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так благословил меня Господь?
Нав 17 : 17
Но Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии: ты многолюден и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя:
Нав 18 : 6
а вы распишите землю на семь уделов и представьте мне сюда: я брошу вам жребий здесь пред лицем Господа Бога нашего;
Нав 18 : 8
Эти люди встали и пошли. Иисус же пошедшим описывать землю дал такое приказание: пойдите, обойдите землю, опишите ее и возвратитесь ко мне; а я здесь брошу вам жребий пред лицем Господним, в Силоме.
Нав 18 : 10
Иисус бросил им жребий в Силоме пред Господом, и разделил там Иисус землю сынам Израилевым по участкам их.
Нав 18 : 11
[Первый] жребий вышел колену сынов Вениаминовых, по племенам их. Предел их по жребию шел между сынами Иуды и между сынами Иосифа;
Нав 19 : 1
Второй жребий вышел Симеону, колену сынов Симеоновых, по племенам их; и был удел их среди удела сынов Иудиных.
Нав 19 : 10
Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида;
Нав 19 : 17
Четвертый жребий вышел Иссахару, сынам Иссахара, по племенам их;
Нав 19 : 24
Пятый жребий вышел колену сынов Асировых, по племенам их;
Нав 19 : 32
Шестой жребий вышел сынам Неффалима, сынам Неффалима по племенам их;
Нав 19 : 40
Колену сынов Дановых, по племенам их, вышел жребий седьмой;
Нав 21 : 4
Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов;
Слово Жребий найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ЖРЕБИЙ м. жеребий, употреб. говоря о предметах возвышенных.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

С помощью Ж. израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33; ср. → Урим и туммим); для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7; Иез 21:21; Иона 1:7). Израильтяне бросали Ж. при разделе Ханаана (Чис 26:55; Нав 14:2; Нав 18:6,10), при распределении служений и обязанностей (1Пар 24:5,31; 1Пар 25:8; 1Пар 26:13; Неем 10:34; Лк 1:9); Ж. руководствовались при определении виновного в к.-л. грехе или преступлении и даже при избрании царя (Нав 7:14–18; 1Цар 10:19–21; 1Цар 14:28–42). В день Искупления с помощью Ж. определялись козел для Господа и козел отпущения (→ Азазель) (Лев 16:8–10). К жеребьевке нередко прибегали при разделе добычи и пленных (Авд 1:11; Иоиль 3:3; Наум 3:10; ср. Мф 27:35). В НЗ говорится лишь об одном случае, когда верующие воспользовались Ж.: это было при избрании ап. Матфия (Деян 1:26). О том, как именно шла жеребьевка, в Библии сведений нет, только в Притч 16:33 сказано, что Ж. бросался в полу одежды.

Словарь Вихлицкого :
Как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает судьба, удел (Пс 15:5; Ис 17:14; Иер 13:25; Деян 8:21; Деян 26:18).
Словарь Никифорова :
Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Притч 16:33). и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1Цар 14:42, Иона 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1Пар 24:5, 1Пар 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Притч 16:33, Притч 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (Мф 27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.
Словарь Нюстрема :
Решать посредством жребия неясные и запутанные вопросы было повсеместно распространенным обычаем. Израильтяне бросали жребий

1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис 17:1), при разделе земли между коленами и родами (Чис 26:55, Деян 13:19), поэтому участки земли в Палестине, полученные через метание жребия, названы словом «жребий» (Нав 15:1, Суд 1:3); далее, для обнаружения преступников (Нав 7:14, 1Цар 14:41 и т.д., Срав. Иона 1:7); также при распределении службы в храме и служебных поручений (1Пар 24:5, Неем 10:34, Лк 1:9); жребий употребляли при служебных и частных спорах относительно собственности (Притч 16:33, Притч 18:18, Пс 21.19, Мф 27:35). О способе бросания жребия израильтянами мы ничего определенного не знаем. Предполагали, что они употребляли маленькие камешки (слово «гораль» — жребий — обозначает также маленькие камешки) различных цветов или с различными надписями, которые выбрасывали из урны на землю или в полу одежды. (см. Притч 16:33, Лев 16:8). Некоторые предполагают, что урим и туммим были также камни, которыми пользовались для бросания жребия. Срав. 1Цар 14:36 и дал.

2) У языческих народов жребий был очень распространен при принятии тех или других решений (Наум 3:10, Есф 3:7, Авд 1:11). Особенный род жеребьевки мы встречаем у вавилонян: они употребляли стрелы, на которых писали имена городов, клали в колчан, перемешивали их, и вынутая стрела показывала им тот город, на какой они должны были напасть (Иез 21:21). Что-то подобное подразумевается, вероятно, у Ос 4:12 под словами: «народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ».

Употребление жребия в христианской церкви имеет только один достойный внимания пример: Апостолы при избрании Матфея в число двенадцати на место Иуды Искариота бросили жребий (Деян 1:26). Существует особая Братская община, которая приняла этот способ. Для права пользования жребием они поставили некоторые условия, а именно:

1) невозможность иным путем узнать волю Божию;

2) разбирать дело с молитвой и благоговением;

3) полнейшее послушание будущему решению.