Зилот (Ζηλοτής; Zelotes; קַנָּא , קַנַּאי от קָנָא, в форме Piel.: קִנֵּא – воспламеняться, горячиться, горячо вступаться за что, ревновать = ревнитель):Лк.6:15. Деян.1:13. Сн. Мф.10:4. Мк.3:18. – Так прозывался один из апостолов И. Христа, Симон, для отличия от другого апостола, Симона Петра. У Матфея и Марка он называется Кананит, что с еврейского имеет то же значение, что греческое Зилот – ревнитель. ап. Симон, вероятно, назывался Зилотом, потому что прежде призвания своего к апостольству, принадлежал к секте зилотов. Имя зилотов в начале своем, вероятно, не было именем известной впоследствии секты, и могло усвоиться всякому, кто отличался особенной ревностью по Боге, по вере, по правде законной, и в чистом своем смысле не заключало в себе ничего предосудительного (Сн. напр. 1Петр.3:13. Гал.4:18. 1Кор.12:13. 2Кор.11:2). Сам Бог называет Себя ревнителем (Исх.20:5, 34:14. Втор.4:24. Сн. Ис.42:8, 48:11). И самому Господу усвояется имя ревнителя (Пс.68:10. Ин.2:17). И все истинные иудеи, преданные закону и истинной вере отцов своих, могли называться зилотами – ревнителями. Таковых ревнителей видим мы в них по возвращении из плена Вавилонского (гл. 1Ездр.9, 10. Неем.10:13) и в первые времена Маккавейские, когда они с особенною ревностью старались о сохранении веры и очищении себя от нечистот языческих (гл. 1Мак.2 и далее. 2Мак.6, 7, 8 и дал). Но в последнее время, особенно со времени переписи при Квиринее, явились между иудеями такие ревнители, которые простирали ревность свою слишком далеко за пределы истинной ревности (Рим.10:2–3. Деян.22:3–4. Древ. ХVIII. 1, 1). Тогда как благоразумные ревнители заботились о том, чтобы в чистоте сохранить свою веру и очистить себя от примеси нравов языческих, крайние ревнители ревновали о внешней свободе, проповедовали, что народ Божий не должен платить дани кесарям, не признавали никакого другого властителя и правителя над собой, кроме Бога, и таким образом возбуждали мятежи в народе и в пылу своей слепой ревности позволяли себе даже преследовать и убивать тех, которые несогласно с ними учили, или противились возмутительным их замыслам. К этим, конечно, ревнителям надобно отнести убийц св. Стефана первомученика (гл. Деян.6:7). Эти-то мнимые ревнители веры и исступленные защитники внешней свободы (сн. Ин.8:31–33, 11:47–48, 53. Мф.22:15–22) были главными виновниками последующих мятежей и возмущений иудеев против римлян и тех ужаснейших и неизобразимых бедствий, которые обрушились наконец на этот народ в последнее время политического его существование (Древн. Иуд. к. 18. гл. 1. § 1 и 6). Zell. 2. p. 768. Herz. ХVIII. p. 485–489.
ЗИЛОТ (ревнитель) — один из двенадцати апостолов, Симон, для отличия от другого апостола Симона-Петра (Лук. 6:15; Деян. 1:13).