Еврейское слово сарис обозначает евнуха, кастрата, каковой использовался для охраны и обслуживания цар. гаремов (4Цар 9:32; Есф 2:3,14; Есф 4:4). Нередко Е. добивались значит. влияния при цар. дворах. Этим объяснялось расширение сферы их деятельности (Есф 1:10; Деян 8 — греческое эунухос), а также обобщение самого понятия, которое могло обозначать и других высокопоставл. чиновников (Быт 40 — в Синодальном переводе — «царедворец»; 4Цар 24:12; Иер 29:2; Иер 38:7). В 4Цар 25 один Е. упоминается как военач., в Быт 39:1,7 упомянут женатый Е. (в Синодальном переводе — «царедворец»), служивший при дворе егип. фараона.
Толковый словарь Даля : евнух
ЕВНУХ м. скопец, каженик, кастрать; страж при гареме мусульман. Евнушок, евнушонок, то же, малолетний. Евнухов, ему принадлежащий: евнуший, евнушеский, им свойственный, к ним относящийся.
Слово Евнух найдено в следующих
словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Словарь Вихлицкого :
Кастрат, мужчина, лишенный посредством операции яичников, вследствие чего потерявший не только способность к воспроизведению потомства, но и соответствующие физические функции. У кастрированных изменяются и некоторые внешние характерные черты мужчин — исчезает борода, округляются черты, слабеет голос, но разум не притупляется и физическая сила иногда даже увеличивается, поэтому евнухи с древнейших времен ставились на служение (и часто высокое) при дворах и гаремах восточных царей. Закон относится отрицательно к этому (Втор 23:1), но евнухи были при дворах как израильских (3Цар 22:9), так и иудейских царей (4Цар 24:12; 1Пар 28:1). (см. скопцы)
Словарь Никифорова :
(От слов ευνή — брачное ложе и εχειν иметь в своем ведении, хранении, отсюда — постельничий, хранитель ложа; Ис 56:3, 4Цар 9:32, Мф 19:12, Деян 8:34-39). Хотя кастрация положительно запрещалась законом Моисеевым и кастрированным лицам не позволялось даже являться в Скинию (Втор 23:1), но цари Иудейские считали для себя позволительным пользоваться услугами евнухов, доставляемых из других стран. По свидетельству Геродота, на Востоке был обычай кастрировать пленных, — обычай очень древний, введение которого приписывается Семирамиде. Восточный деспотизм требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные всех человеческих привязанностей. Этим объясняется высокое положение евнухов при восточных дворах. Восточные цари держали их в качестве стражей в своих гаремах (Есф 2:3), а также в качестве царедворцев, начальников войска и т.п. При Персидском и Турецком дворе главные должности как в древности, так иногда и доселе поручаются евнухам (Деян 8:27). На древних памятниках евнухов можно распознать по отсутствию бороды и опухлым лицам. Что касается слов Господа: есть скопцы, которые оскопили сами себя для царства небесного (Мф 19:12), здесь разумеется не телесное оскопление, которое само по себе не только не может приводить к царствию, но еще более удаляет от него, но оскопление духовное, т.е. добровольное, нравственное умерщвление плоти и страстей силою воли.
Словарь Нюстрема :
1) (евр. сарис, гр. евну). Азиатские цари имели евнухов для наблюдения за своим придворным штатом и, главным образом, за своими женами. Впоследствии этим словом стали называть дворцовых служащих разных чинов (Ис 39:7). Возможно, что и женатые чиновники назывались евнухами (Быт 39:1 евр.), по языческому обычаю, в Израиле в позднейшие времена появились такие же служащие (3Цар 22:9, Иер 41:16), которые иногда пользовались большим почетом (Иер 34:19, 4Цар 24:12 и дал.) О евнухе ефиоплянине смотри «Филипп».
2) (оскопленный) — мужчина, который посредством удаления половых желез потерял способность быть мужем и отцом. Такой человек не мог вступить в общество Господне (Втор 23:1), которое также и внешним образом должно было быть «посвященным Господу». В пророчестве для новозаветного времени это воспрещение отменено (Ис 56:3 и дал., Срав. Деян 10:34 и дал.). Закон воспрещал также приносить в жертву оскопленных животных. В Книге Лев 22:24 и дал., перечисляются различные причины оскопления: раздавление, разбитие, вырывание, вырезывание, после чего добавляется: «в земле вашей не делайте сего».
В Мф 19:12 Иисус говорит о трех родах скопцов:
1) от рождения,
2) посредством оскопления
3) через собственное отречение.
2) (оскопленный) — мужчина, который посредством удаления половых желез потерял способность быть мужем и отцом. Такой человек не мог вступить в общество Господне (Втор 23:1), которое также и внешним образом должно было быть «посвященным Господу». В пророчестве для новозаветного времени это воспрещение отменено (Ис 56:3 и дал., Срав. Деян 10:34 и дал.). Закон воспрещал также приносить в жертву оскопленных животных. В Книге Лев 22:24 и дал., перечисляются различные причины оскопления: раздавление, разбитие, вырывание, вырезывание, после чего добавляется: «в земле вашей не делайте сего».
В Мф 19:12 Иисус говорит о трех родах скопцов:
1) от рождения,
2) посредством оскопления
3) через собственное отречение.