Загрузка

Словарь Геце : сатана

Названия:

Обыкновенные названия сатана и диавол означают: «Satanas» — враг, противник, обвинитель (применительно и к людям). Зах 3:2; Мф 4:10; 3Цар 11:25; 2Цар 19:23. «Дьявол» или диавол — клеветник, обвинитель, враг, противник (говорится и о людях). Мф 4:1; 1Ин 3:8; Откр 12:10; Ин 6:70.

Кроме этих в Библии находятся для духа зла еще и другия наименования. Мф 13:19, Мф 13:39. Ин 12:31, Ин 14:30, Ин 16:11, Ин 17:15; 1Ин 2:14, 1Ин 3:12, 1Ин 5:18, 1Ин 5:19; 2Фес 3:3. Откр 12:9, Откр 20:2. Лк 10:19. Еф 2:2; 2Кор 4:4.

Его натура и работа. Ин 8:44, Ин 13:27; 2Кор 4:4, 2Кор 11:14, 2Кор 12:7. Откр 12:10. Зах 3:1. Мф 13:19. Лк 13:16, Лк 22:31. Деян 5:3, Деян 10:38; 1Кор 5:5.

Слуги его называются:

Его ангелами (см. выше 2Кор 12:7). Откр 12:7. Мф 25:41.

Демонами и бесами. Лк 8:31. Мк 16:9. Откр 16:14.

Его учениками. Откр 2:9, Откр 3:9.

Его поражение, несмотря на предшествовавшия победы. Лк 10:17, Лк 10:18, Лк 22:53. Ин 3:8, Ин 14:30. Евр 2:14.

Его конец. Ин 12:31, Ин 16:11. Откр 12:9, Откр 20:2, Откр 20:7, Откр 20:10.

Опасность для христиан и их задача.

Опасность. 1Тим 4:1; 1Кор 10:20.

Задача. Деян 26:18, Еф 6:11, Еф 6:16; 1Пет 5:8; Иак 4:7, Иак 4:8.

Слово Сатана найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Еврейское слово сатан означает прежде всего врага, противника (3Цар 5:4), в частн. противника, выдвигающего обвинение перед судом (Пс 108 — в Синодальном переводе — «диавол»; Зах 3:1), а также всякого, кто чинит препятствия, выступает с нападками, преследует, стремится удержать к.-л. от доброго дела (2Цар 19 — в Синодальном переводе — «наветник»). кроме того, слово сатан означает → дьявола, врага Бога, а след., и врага человека. С. не обладает самостоят. властью, он подчинен Богу (Иов 1:6). С. — это подстрекатель к → злу (Мк 4:15; Деян 5:3), искуситель (1Кор 7:5); он подтолкнул Иуду к предательству (Лк 22:3). С. препятствовал труду апостолов (1Фес 2:18); «ангел сатаны» жалил плоть Павла (2Кор 12:7); от «сборища сатанинского» и «от престола сатаны» исходили козни против молодой Церкви (Откр 2:9; Откр 2:13; Откр 3:9). → Дьявол (IV,3).

Толковый словарь Даля :
САТАНА м. диавол или черт, бес, нечистый, злой дух, шайтан. Сатанин, что лично его; -нский, к нему относящ. Сатанинская злоба. Сатанинщина, сатановщина, дьявольщина, бесовщина. Сатанить, бесноваться, или вдаваться в сатанинские дела; | рассыпаться мелким бесом, вертеться выскочкой и юлить; | раскольн. танцевать, плясать; пускаться в суетные удовольствия; -ся, то же. Сатанеть, становиться сатаною. Сатанёнок, сатанята, чертенята. Сатаник, бранное злой человек. Со всем прибором сатана. Отбилась от рук жена, так что твой сатана! Где сатана не сможет, туда бабу пошлет. Он сатане в дядьки годится. И сатана в славе, да не подобру. Муж да жена - одна сатана. Удавился, так сатане обручился. Сатана и святых искушает.
Словарь Вихлицкого :
(Древнеевр. противник) — в своем первоначальном смысле (противник) это слово в еврейском тексте Ветхого Завета употребляется очень часто: Чис 22:22, Чис 22:32 (переведено — Ангел); 2Цар 19:22 (наветник), 3Цар 5:4; 3Цар 11:25 (противник), Пс 108:6 (диавол). В этом же смысле оно употреблено в Мф 16:23. В Иов 1:6; Иов 2:1 сатана как клеветник является пред лицо Божие среди сынов Божиих и здесь он выступает как дух, наблюдающий за человеческими делами, исследующий человеческие слабости и возводящий на людей всегда справедливые с виду обвинения пред Богом. Не оттого ли сатаной в 1Пар 21:1 назван гнев Господень (2Цар 24:1)? Это слово употреблено в Ветхом Завете только в пяти местах (кроме указанных выше еще в Зах 3:1-2). В Новом Завете словом сатана (как и диавол — Откр 20:2) называется древний змий, клеветник и враг Божий, который был изгнан с неба, из царства света и истины (Лк 10:18; 2Пет 2:4; Иуд 1:6; Откр 12:8), и которого Бог сокрушит под ноги верующих (Рим 16:20). Являясь врагом каждой человеческой души, сатана действует в мире многоразличными способами (Откр 12:9): похищает посеянное слово (Мк 4:15), сковывает болезнями (Лк 13:16, ср. 1Кор 5:5; 1Тим 1:20), входит внутрь человека (Лк 22:3), поселяет в сердце коварные планы (Деян 5:3), является в виде Ангела света (2Кор 11:14), препятствует распространению слова Божия (1Фес 2:18). Но сила его ограничена Богом и уповающим на Господа он не может повредить (об этом говорит все Священное Писание).

Сатана (как и его слуги) имеет в Библии следующие имена:

Аваддон, Аполлион и ангел бездны (Откр 9:11),

бес (Лк 8:27, Лк 8:29),

большой красный дракон (Откр 12:3),

веельзевул (Мф 12:24),

Велиар (2Кор 6:15),

великий дракон (Откр 12:9),

власть тьмы (Кол 1:13),

враг (Мф 13:28, Мф 13:39),

диавол (Лк 8:12; 1Пет 5:8),

дракон (Откр 20:2),

древний змий (Откр 12:9; Откр 20:2),

дух злобы поднебесной (Еф 6:12),

дух лжи (3Цар 22:22-23),

дух сынов противления (Еф 2:2),

жестокий ангел (Притч 17:11),

злой ангел Пс 77:49,

злой дух от Господа (1Цар 16:14-16, 1Цар 16:23; 1Цар 18:10; 1Цар 19:9),

искуситель (Мф 4:3; 1Фес 3:5),

князь бесовский (Мф 12:24),

князь, господствующий в воздухе (Еф 2:2),

князь мира сего (Ин 12:31; Ин 14:30; Ин 16:11),

лжец (Ин 8:44),

лукавый (Мф 13:19, Мф 13:38),

мироправитель тьмы века сего (Еф 6:12),

нечистый дух (Мф 12:43),

отец лжи (Ин 8:44),

человекоубийца (Ин 8:44).

Господь Иисус Христос искупив нас Своей жертвой на кресте, победил и осудил навечно сатану и его слуг (Мф 25:41; Ин 12:31; Евр 2:14; Откр 20:10).
Словарь Никифорова :
(1Пар 21:1 и др.) — Еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В Свящ. Писании название это вообще прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих. Употребление этого слова в ев. Матфея (Мф 16:23) означает то сатанинское искушение, которому подвергся ап. Петр.
Словарь Нюстрема :
евр. сатан, т.е. противник.

1) Первоначально это слово употреблялось в значении противника вообще. Так, например, в Чис 22:22, Чис 22:32 (евр. текст) говорится, что ангел Господень вышел против Валаама, как сатана, т.е. противник, чтобы свести его с этого злого пути. Также в 3Цар 5:4 (евр. текст) написано: «нет противника (сатаны) и нет более препон». В этом смысле Иисус обратился к Петру (Мф 16:23, Мк 8:33). По всей вероятности, слово сатана имеет это же общее значение, также и в Пс 108:6.

2) В более особом значении это слово употребляется в трех местах Ветхого Завета и часто в Новом Завете по отношению к самому упорному противнику Бога и всего доброго. Так, мы читаем в 1Пар 21:1, что сатана внушил Давиду исчислить народ (в параллельном месте 2Цар 24:1 сатана назван «гнев Господень»); в кн. Иак 1-2 гл. сатана выступает против Иова, и у пророка Захарии 3 гл. он является противником первосвященника Иисуса. Откр 20:2 называет его драконом, древним змеем, который есть диавол и сатана. Иисус отогнал его от Себя, назвав сатаною (Мф 4:10). По Лк 10:18, Иисус видел сатану, спадшего с неба, подобно молнии. Может быть, эти слова указывают на изгнание бесов, или на первоначальное изгнание сатаны из мира света и истины (Иуд 1:6, 2Пет 2:4). Но эти слова также можно понять, — и это всего вернее — как пророчество о конечном поражении, которое понесет сатана, когда Бог мира сокрушит его под ногами верующих (Рим 16:20), в то время, когда он будет скован на тысячу лет (Откр 20:2) и освобожден на малое время (Откр 20:7), будет ввержен в озеро огненное (Откр 20:10). До тех пор, пока это не сбудется, сатана действует всевозможными способами, чтобы удерживать людей во зле и препятствовать устроению Царства Христова. Он препятствует действию Слова Божия (1Фес 2:18), похищает посеянное в сердцах человеческих (Мк 4:15), влагает в сердца злые планы и намерения (Деян 5:3), искушает людей под видом ангела света 2Кор 11:14, вселяется внутрь их (Лк 22:3) и мучает их болезнями и тому подобн. (Лк 13:16), к чему некоторые применяют слова ал. Павла о предании сатане во измождение плоти для того, чтобы дух был спасен в день Господень (1Кор 5:5); и о предании Именея и Александра сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим 1:20). Сатанинскою синагогою (сборищем) называются такие люди, которые объединились на почве лицемерия и греха (Откр 2:9, Откр 3:9), такие, которые всецело отдали себя во власть сатаны (Откр 2:13) и погрузились в глубины сатанинские (Откр 2:24).

3) Сатаною Писание называет и подчиненных диаволу духов. Так, у Мф 12:26 говорится, что сатана сатану не изгоняет (Мк 3:23, Мк 3:26, Лк 11:18); во 2Кор 12.7 говорится об ангеле сатаны (Лк 10:18). см. также Мк 5:9, Еф 6:12. Срав. «диавол».

Слово сатана в симфонии
В Библии слово "сатана" упоминается в 30 стихах.

1Пар 21 : 1
И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.
Иов 1 : 6
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
Иов 1 : 7
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
Иов 1 : 9
И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Иов 1 : 12
И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
Иов 2 : 1
Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
Иов 2 : 2
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
Иов 2 : 4
И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
Иов 2 : 7
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
Зах 3 : 2
И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?
Мф 4 : 10
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Мф 12 : 26
И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
Мф 16 : 23
Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Мк 3 : 23
И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
Мк 3 : 26
и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
Мк 4 : 15
Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
Мк 8 : 33
Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Лк 4 : 8
Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
Лк 11 : 18
если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
Лк 13 : 16
сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?