Словарь Никифорова : ангел
I. Еврейское слово малах и греческое ангелос означают: «посланник», «вестник». Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синодальном переводе — «соглядатаи»), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. Ангелов, так же как и верующих людей, называют сынами, или чадами, Божьими (Иов 1:6; Иов 38:7). Относительно Быт 6:1–4 → Исполины.
II. Реальность существования Ангелов подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие (Быт 16:7; Быт 19:1,15 и др.), исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об Ангелах. Ангелы отличаются от библейских → херувимов и → серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Быт 18:1–15 и Быт 19:1; Суд 13:1). Летящий Ангел упоминается только в Откр 14:1 (в Откр 8:1 в греч. тексте — орёл, который, вероятно, символизирует Ангела.).
III. Ангелы часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда (2Цар 24:1 и след.; 1Пар 21:12). Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь:
1) в ВЗ Ангелы изображаются «крепкими силою» (Пс 102:20) хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках (Пс 90:11 и след.). Они могут побеждать врагов (Исх 14:1 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.), «воспрепятствовать» проклятию (Числ 22:22), предостерегать от суда (Быт 19:1,15), являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; Быт 31:1 и след.; Быт 32:2 и след.). Ангел, приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ. Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью (Быт 16:7; Исх 14:19; Числ 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его Ангелом: когда о Яхве говорится безотносительно к человеку, Бог именуется как «Яхве», если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве». Этим приемом подчеркивается величие Яхве (Быт 16:7–11,13; Быт 18:1; Исх 3:2 и след.; Исх 23:20 и след.). В Мал 3:1 дается обетование об Ангеле завета. кроме того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ, который, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях (Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; Зах 2:2; Зах 4:1 и след.). Об участии Ангелов в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из Деян 7:53; Гал 3:19 и Евр 2:2. Во всех этих местах НЗ подчеркнуто превосходство непосредств. новозаветного откровения в Иисусе Христе;
2) в НЗ Ангелы появляются в решающие моменты свящ. истории. Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1:1; Лк 2:1), служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11), укрепляют Его в молитв. борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43), возвещают о Его воскресении (Лк 24:4–6), а после Его вознесения — о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.). кроме того, Ангелы радуются спасению людей (Лк 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Мф 18:10; Евр 1:14). Когда умирает богобоязненный человек, Ангелы относят его в место радости (Лк 16:22) и несут вахту у его гроба (Ин 20:12; Иуд 1:9). Ангел освободил Петра и апостолов из заключения (Деян 5:19; Деян 12:1 и след.); Ангелы направляли апостолов в их путешествиях (Деян 8:26) и подготавливали язычников к принятию вести о Христе (Деян 10:3,7,22). В книге Откровение Ангелы особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; Мф 24:31) и для прославления Бога. Хотя Ангелы и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти (Мф 22:30), они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей (Откр 19:10; Откр 22:1 и след.). Павел предостерегает верующих от показного «самовольного смиренномудрия», почитающего Ангелов как неких посредников (Кол 2:18). В Евр 1:1 — Евр 2:1 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и Ангелами; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить Ангелов (1Кор 6:3). Слова «ангелы церквей» (Откр 1:20; Откр 2:1,8,12,18 и др.), вероятно, подразумевают не Ангелы в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.
IV. Внутри мира Ангелов существует своя иерархия, которая определяется различными СТЕПЕНЯМИ ДОСТОИНСТВА. Так, Библия говорит об архангелах, или князьях → Михаиле (Дан 10:13,21; Дан 12:1; Иуд 1:9; Откр 12:7) и → Гаврииле (Дан 8:16; Дан 9:21; Лк 1:19,26), апокрифы называют также Рафаила и Сариила. Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.
V. Поскольку Ангелы, руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите → сатаны (Ин 8:44; 2Пет 2:4; Иуд 1:6). Но они уйдут «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф 25:41; ср. Откр 20:10,15).
Ангел, Ангелы (מֵלְאַךְ – посланник, мн. מַלְאָכִים; Ἄγγελος – вестник, мн. Ἄγγελοι; Angelus, Angeli, Агг҃елъ, Агг҃ли): Быт.16,7–14, Быт.18, сн. Быт.19:1, 15, 22:1–2, 11–12, 31:11, 13, 48:15–16. Исх.3:2, 6, 11–15, 33:2, 14–15. Числ.22:22, 32. 35. Суд.6:11, 14... 13:3... 22. 2Цар.24:16. 3Цар.19:5, 7. 4Цар.1:3. Иов.4:18, 33:23. Пс.8:6, 33:8, 34:5–6. 90:11, 102:20, 103:4, 148:2. Ис.37:36, 63:9. Зах.1:9, 11–14, 2:3, 4:1, 4. 5:5, 10, 6:4, 5. Мал.3:1. 3Макк.6:17. 3Ездр.6,1, 8:21. Мф.1:20, 24, 2:13, 19, 4:6, 11, 11:10, 13:39, 49. 18:10, 22:30, 24:31, 36, 25:31. 28:2. Мк.1:13, 2, 8:38, 13:27. 32. Лк.1:11, 2:9–10, 13, 15, 12:8–9. Деян.7:38, 27:23. 1Пет.1:12. Евр.1:4–7, 13–14. Откр.1:20, 2:1, 5:1, 11. и пр., и пр. – Слово ангел, означая с еврейского – посланника, и с греческого – вестника, употребляется в Св. Писании: а) и о самом Боге и Господе И. Христе (см. напр. Быт.16:7–14, Быт.18. сн. Быт.19:1, 15, 22:1–2, 11–12, 31:11, 13, 48:15–16. Исх.3:2, 6, 11–15, 33:2, 14–15. Суд.6:11, 14–16... Ис.63:9. Мал.3:1. Деян.7:38. и др.); б) и о людях; так у прор. Исаии Израиль называется вестником (Ис.42:29): пророки называются ангелами (Агг.1:13. Мал.3:1). Предтеча Христов называется ангелом (Мал.3:19. Мф.11:10): священники называются ангелами (Мал.2:7. Еккл.5:5): Епископы церквей называются ангелами (Откр.1:20, 2:1, 8, 12): и ангелами называются разные и другие вестники из людей (Лк.7:24, 9:52); – в) даже слово ангел употребляется и о бездушных вещах, о язвах, казнях, стихиях, которые, Бог, как своих вестников, посылает на людей (Пс.77:49). Но г) в собственном смысле ангелами называются в Св. Писании сотворенные Богом, высшие человека, бесплотные, духовные существа, одаренные высшим разумов (2Цар.14:20), свободной волей и большим могуществом (Пс.102:20. 2Пет.2:11), всегда предстоящие пред престолом Божиим, служащие Ему и прославляющие Его, и посылаемые в служение спасению человеков (Евр.1:7, 14). Св. Писание весьма часто говорит о их служении Богу, прославлении Его и исполнении воли Его. См. напр. Ис.6:3. Откр.4:8, 5:11–14. 7:11–12. Пс.102:20. и др. Они прославляли Бога при творении мира (Иов.38:7); они служили Богу при Синайском законодательстве (Гал.3:19. Деян.7:53); они служили Господу во время земной Его жизни (Мк.4:1. Лк.1:26, 2:9–15. Мф.2:13, 19, 4:11, 28:2); служат Ему теперь, когда Он сидит одесную Отца (1Пет.3:22. Еф.1:21), и будут служить Ему, когда придет судить живых и мертвых (Мф.25:31). В особенном свете представляет нам Св. Писание служение их человекам. Во времена патриархальные ангелы приходят к Аврааму и спасают Лота от погибели (Быт.18, 19:1, 16), являются Иакову для его утешения и подкрепления (Быт.28:12, 32:1). Ангел обличает иудеев за их непослушание Богу во времена Судей (Суд.2:1–5). Во времена Царей Ангелы неоднократно вразумляют пророков, помогают благочестивым, обличают преступных (1Пар.21:16. 3Цар.19:5–7. 4Цар.19:35). В Нов. Зав. видим многочисленные опыты их служения благу человеков. Они возвещают людям волю Божию (Лк.1. Mф.1:20. Деян.1:10–11); хранят младенцев и всех верующих (Мф.18:10. сн. ст. (Мф.18:6), руководствуют апостлов (Деян.8:26), возносят молитвы наши к Богу (Откр.8:3–4), избавляют от опасностей (Деян.5:19, 12:7), и многор. обр. помогают и служат нам в деле нашего спасения (Деян.10:3–6, 27:23. Евр.1:14). – Ангелов бесчисленное множество (сн. Быт.32:1–2. Дан.7:10. Лк.2:13. Откр.5:11. Евр.12:22): и разные степени (см. напр. Ис.6:2. Пс.17: 11, 79:2. 1Цар.4:4. 2Цар.6:2. Иез.10:3... 15... Кол.1:16. Рим.8:38. 1Фес.4:16. 1Пет.3:22. Еф.1:21). Кроме добрых ангелов, есть и злые: отпадшие от Бога, о которых также многократно говорить Св. Писание: как о врагах нашего спасения (см. напр. Еф.6:11–12. Мф.13:3S-39, 10:1, 25:41. Лк.10:17–18, 11:15–20. Ин.8:44. 1Пет.5:8. 1Ин.3:8. Иуд.6. 2Пет.2:4. 2Фес.2:9. Откр.12:9, 20:10 и др.). Подробное учение об ангелах см. в Догмат. Богос. Преосвящ. Антония, Макария, Филар. Черниг. Сн. Furst 1. р. 737. Zell. 1. р. 307. Hers IV. р. 18–32. Церк. Слов. Алекс. 1. р. 22. Библ. Слов. Михайл. 1869 г. стр. 1–3. Св. Летоп. Власт. Т. 1. Гл. IV. Сн. архангелы.
Обыкновенно словом ангел в Библии обозначается особый род разумных существ. Ангелы в собственном значении слова — существа другого порядка, чем люди: они окружают Бога; или Бог пользуется ими как орудием в управлении миром; через них Он помогает отдельным лицам и народам (Мф 1:20, Дан 10:13). Они — или настоящие духи (Евр 1:14), или имеют тонкое невесомое тело (Срав. ни Лк 20:36 с Флп 3:21), но мы знаем, что они не имеют такого вида, как люди и у них не существует различных полов (Мф 22:30). Без сомнения, они были созданы задолго до сотворения земли. В книге Иов 38:7 говорится о том, что утренние звезды ликовали и все сыны Божий славили Бога, когда Он полагал основания земли. Библия говорит нам, что их очень много (3Цар 22:19, 4Цар 6:16, 4Цар 6:17, Пс 67.18, Мф 26:53, Лк 2:13, Евр 12:22 и дал., Дан 7:10: «тысячи тысяч служили Ему; и тьмы тем предстояли перед Ним»). Они отличаются крепостью и силою, и называются в еврейском тексте «сильными героями» (Пс 102:20, срав. 2Пет 2:11, Откр 5:2, Откр 18:21, Откр 19:17). О их непрестанной деятельности узнаем из Суд 13:20, Ис 6:2 и дал., Дан 9:21 и дал., Деян 27:23, Откр 8:13. Теперь они являются служителями благодати, а в будущем явятся служителями и исполнителями суда (Мф 13:39, Мф 16:27, Мф 24:31, Мф 25:31, 1Фес 4:16). Мы читаем также о различных степенях или чинах между ними. Срав. Кол 1:16, где различаются престолы, господства, начальства и власти, и Еф 3:10, где говорится о начальствах и властях на небесах. Высшие ангельские чины: — херувимы и серафимы, напр.: Гавриил и Михаил. Срав. 1Цар 4:4, Ис 6:2 и дал., Иез 10:1, Дан 8:16, Дан 9:21, Дан 12:1, Откр 12:7. Библия богата рассказами о таких событиях, в которых ангелы принимали участие видимо для людей.
В некоторых местах Священного Писания говорится, что Бог действовал Сам, хотя это действие совершалось через посредство ангелов. Сравни Исх 19:3, Деян 7:53, Гал 3:19.
В главные моменты божественного откровения они особенно проявляли свою деятельность, напр., во время объявления закона на Синае (Гал 3:19, Деян 7:38, Деян 7:53), а также в таких случаях, как Рождество Христово, преображение, молитва в Гефсимании, воскресение и вознесение Иисуса Христа, равно как и при попечении о малом стаде Иисуса: Лк 16:22 (где они приносят Лазаря на лоно Авраамово), Пс 33:8, Мф 18:10 (где говорится об ангелах малых детей на небесах), — они всегда служат лишь орудием в руках Божиих, исполняя Его повеления (Пс 102:20, Пс 90:11, Евр 1:14). Поэтому и не допускается поклоняться им (Откр 19:10, Откр 22:8, Откр 22:9).
В то же время Писание учит нас, что все верующие находятся под их попечением и охраной, что ангелы радуются спасению грешников (Лк 2:10, Лк 15:7, Лк 15:10, 1Пет 1:12, срав. Евр 12:22). В указанных местах говорится о различных ангелах-хранителях. Слова Иисуса в Мф 18:10 показывают нам, что дети находятся под защитой ангелов. Срав. Евр 1:14, где говорится, что они суть «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Когда Петр стучал в ворота дома, где жили христиане, служанка Рода, узнав его голос, сказала, что Петр стоит у ворот, но некоторые из них не поверили ей и сказали, что это ангел (Деян 12:15). Ангелы-хранители различных народов или ангелы, которые наблюдают за различными нациями, как посланники Божий и Его орудия, упоминаются в некоторых местах у Даниила. Так, например, мы читаем о бодрствующих ангелах в видении Навуходоносора (Дан 4:10, Дан 4:14, Дан 4:20); в Дан 10:13, Дан 10:20, Дан 10:21 мы читаем, о князьях-ангелах Персии, Греции и Израиля. Срав. «Михаил Архангел». Некоторые толкователи, как Альфорд и проч. полагают, что и ангелы церквей в Откр 1:20, Откр 2:3 суть то же, что и архангелы.
В духовном и интеллектуальном отношении ангелы, с одной стороны, описываются, как святые, скорые и послушные исполнители воли Божией, исполненные Его славой и участвующие в Его совете (Дан 4:10, Дан 4:14, Мф 25:31); с другой стороны, — как конечные, развивающиеся существа, далекие от совершенства по сравнению с Богом (Иов 4:18, Мф 24:36, срав. 1Пет 1:12). Этим объясняется возможность отпадения: «Ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». (Иуд 1:6); «дьявол и его ангелы» (Мф 25:41, Откр 12:9); «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет 2:4).