Словарь Никифорова : клятва
в Синодальном переводе два еврейского слова переданы словом «клятва»:
1) сущ. шевуа («клятва») имеет тот же корень, что и числит. шева («семь»). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22–32 — Беэршева, Синод. пер. — Вирсавия — «колодец семи» или «колодец клятвы»);
2) сущ. ала, в отличие от шевуа, переводится не только как «клятва», но и как «проклятие», «заклинание». В значении «проклятие» это слово употреблено в Лев 5:1; Чис 5:23; 1Цар 14:24 и др. Как «клятва» оно переведено в Быт 26:28: «поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз», — а также в 2Цар 21:7. О К. «поступать по закону Божию» идет речь и в Неем 10:29.
II. ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕКлявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. ВЗ знает различные формы К.:
1) К., скреплявшая → союз или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств. закланием животных и рассечением их туш (Быт 15:10; Быт 21:28–31; Иер 34 и след.);
2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Быт 14:22; Втор 32:40; Дан 12:7; Откр 10:5), поэтому словосочетание «поднять руку» в некоторых случаях означает «поклясться» (Исх 6:8; Чис 14:30);
3) иногда приносящий К. должен был положить руку «под стегно» (бедро) того, кому он клялся (Быт 24:2,9; Быт 47:29). Это могло означать: а) связь с обрядом обрезания; б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К.;
4) в более поздние времена К. стали приносить перед жертвенником (3Цар 8:31).
III. ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ1) К. облекалась в различные формулы: «Бог ... да судит между нами» (Быт 31:53); «да живет душа твоя» (1Цар 1:26; 1Цар 17:55; 2Цар 14:19); «клянусь жизнью... (указывается, чьей жизнью)» (Быт 14:15; 2Цар 11:11); «жив Господь...» (1Цар 14:39; 1Цар 19:6; 2Цар 15:21; 3Цар 18:10); «жив Господь и жива душа твоя» (1Цар 20:3); клятва «небом», «землею», «храмом», «Иерусалимом» (Мф 5 и след.; 23 и след.). К., не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» (Исх 20:7);
2) святость К. была нерушима. Ложная К., называемая в Библии «ложным свидетельством», каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Исх 20:16; Лев 19:12; Втор 19:16–19; Пс 14:4; Иер 5:2; Иер 7:9; Иез 16:59; Ос 10:4; Зах 8:17).
IV. КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИК. придавалось важное значение в обществ. и полит. жизни, особенно в судебных разбирательствах. К. в суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на которое присягающий должен был ответить «аминь» (ср. Чис 5:22; Втор 27 и след.; Мф 26 и след.). К. в суде могла быть либо К. свидетеля, либо К. очищения:
1) свидетель должен был произнести К. до допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию; Притч 29:24: «Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие [произносимое судьей заклятие], но не объявляет о том [всей правды]». Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Лев 5:1,5–19);
2) К. очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исх 22:7 и след., 10 и след.; Лев 6 и след.; 3Цар 8 и след.). Если такая К. была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидетельствать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности.
V. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙТретья заповедь запрещает опрометчивые К. и ложные свидетельства. Поскольку К. была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Иер 5:7; Иер 12:16; Соф 1:5). Израильтяне легко прибегали к К., чтобы придать своим утверждениям дополнит. вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Мф 5:34). Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К. не нужна. Таким образом, запрет, наложенный Иисусом, касается не К. как таковой, а такого обращения с истиной, которое вызывает необходимость К. След., запрет Иисуса не касается К. такого рода, которые требует государство. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным «аминь» («истинно, истинно») — Ин 1:51; Ин 5:19,24–47; Ин 10:1,7; Ин 12:24; Ин 14:12; Ин 21:18). Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Рим 1:9; 2Кор 1:23; 2Кор 11:31; Флп 1:8; 1Фес 2:5,10). О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К., основанная лишь на вере человека в собств. силы, убедительно свидетельствует пример Петра (Мф 26:72,74).
VI. КЛЯТВА БОЖЬЯПо свидетельству Библии, Бог сопровождает К. великие обетования Своим избранникам (Быт 22:16; Пс 88 и след.; Пс 109:4; Пс 131:11; Евр 6 и след.,17; Евр 7:21), а также предвозвещения Суда (Втор 1 и след.; 1Цар 3:14; Пс 94:11; Ам 4:2). Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой.
Законные ее основания. Евр 6:16.
Древность происхождения. Быт 14:22, Быт 24:3, Быт 24:8.
При заключении договоров. Быт 26:28, Быт 31:44, Быт 31:53; 1Цар 20:16, 17.
Ею разрешались споры тяжущихся. Исх 22:11; Чис 5:19; 3Цар 8:31.
Закреплялось подданство царям. 4Цар 11:4; Еккл 8:2.
Святость ея. Чис 30:2; 2Пар 15:14−15; Неем 10:29; Пс 131:2.
Давалась в различных случаях. Быт 24:3−4, Быт 50:25; Нав 2:12.
Судебная формула ея. 3Цар 22:16; Мф 26:63.
Часто сопровождалась поднятием руки. Быт 14:22. Дан 12:7. Откр 10:5−6.
Руку клали над одежду того, кому клятва приносилась. Быт 24:2, Быт 24:9, Быт 47:29.
Со страхом и почтением. Еккл 9:2.
Евреям запрещалось:
Приносить клятву идолам. Иис. Нав 23:7.
Давать во имя какой либо твари. Мф 5:34−36. Иак 5:12.
Давать ложную клятву Лев 6:3. Зах 8:17.
Безразсудно и без освящения. Лев 5:4.
Лишь именем Божиим разрешалась. Втор 6:13, Втор 10:20. Ис 65:16.
Принимать правдиво и свято. Иер 4:2.
Обычно она свято соблюдалась. Иис. Нав 9:19−20; 2Цар 21:7; Пс 14:4; Мф 14:9.
Ошибочная клятва Мф 23:16−22.
Ошибочность поспешной клятвы Суд 21:7; Мф 14:7, Мф 26:72.
Преступность ложной клятвы Лев 6:3. Иер 5:2, Иер 7:9.
Осуждение за ложную клятву Зах 5:4. Мал 3:5.
Земля страждает от проклятия. Иер 23:10. Ос 4:2.
Примеры необдуманной клятвы:
Иисус Навин. Нав 9:15−16.
Иеффай. Суд 11:30−36.
Саул. 1Цар 14:27, 1Цар 14:44.
Ирод. Мф 14:7−9.
Евреи намеревавшиеся убить Павла. Деян 23:21.
Обычай клясться жизнью царя. Быт 42:15−16.
Обычай клясться страхом Исаака. Быт 31:53.
Обычай клясться живым Господом. Суд 8:19. Руфь 3:13.
Обычай клясться Богом, сделавшим благо и больше того. Руфь 1:17; 1Цар 3:17.
Обычай клясться Господом. 2Цар 19:7; 3Цар 2:42.
Пред Богом не лгу. Гал 1:20.
Призыв Бога в свидетели. 2Кор 1:23; 1Фес 2:5.
Заклинание Господом. 1Фес 5:1 1Фес 27:1.
Жива душа твоя! 1Цар 1:26, 1Цар 25:26.
Бог являет непреложность Своего промысла. Быт 22:16. Чис 14:28. Евр 6:17.
»Не клянитесь вовсе», говорит Господь (Мф 5:34 и дал.); и ап. Иаков в своем послании (Иак 5:12) повторяет то же: «Братья мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою». Толкование этих запрещений, как известно, различное. Квакеры (друзья) — община в Англии, образовавшаяся после 1650 года, не признает никакой клятвы на основании приведенных мест, и поэтому, по существующему закону (после 1833 года), торжественное обещание с их стороны имеет такую же законную силу, как и клятва. «Моисееву заповедь: «не клянитесь именем Моим во лжи» Иисус изменяет так: «Не клянитесь вовсе». Христос видит в клятве (равно как и в разводе) только дозволение, которое стало необходимым вследствие греха. — Нельзя согласиться с мнением толкователей, что здесь воспрещается только злоупотребление клятвой» (Ольсхаузен). Против этого возражают, что в мире, где царит ложь, клятва необходима, и что только благодаря ей, мы чувствуем уверенность в истине сказанного; далее, что Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон, который предписывает клятву; к тому же и Бог клялся Самим Собою (Евр 6:17, Ис 45:23), также Христос (Мф 26:63-64), апостолы (Рим 1:9 2Кор 11.31), и ангелы (Откр 10:6) клятвою подтверждают истину своих слов. Хотя Христос и не находил нужды в какой бы то ни было клятве в совершенном царствии Божием, однако же, пока Церковь Христова находится в мире и мир проникает в нее, христианам, как членам государства, следует для евреев быть евреями, для немощных, как немощные, и т.д. (1Кор 9:20, 1Кор 9:21) и приносить присягу, когда того требует правительство. Другая сторона возражает на это, что Христос Сам не клялся, но ответил на вопрос, поставленный Ему первосвященником с клятвой, положительно: и «Бог, собственно говоря, никогда не клялся в буквальном смысле; Бог клялся не так, как люди (Тем, Кто выше их); и поэтому мы не можем вывести отсюда заключения о необходимости клятвы». Афанасий. Призывание Павлом Бога совсем другого рода в сравнении с той клятвой, которую воспрещает Христос: это не что иное как торжественное утверждение правды сказанного для славы Божией. Наконец, полагают, что клятву нельзя оправдывать тем, что говорится в ней в Евр 6:16, подобно тому, как из слов в 1Кор 9:24 нельзя заключить, что Павел одобряет языческие игры.
Сведения о том, как понимала клятву первая церковь, можно почерпнуть из рассказа Евсевия в его церковной истории (о некоем Василии, который служил в армии в Александрии во время Оригена. Василий вместе с другими присутствовал при казни девушки христианки Потампиайны, с которой обращался очень снисходительно, в противоположность грубому обращению своих товарищей. Вскоре он стал сам христианином и имел возможность исповедывать свою веру. Когда по какой-то причине, товарищи заставили его поклясться, он ответил, что ему совсем не позволено клясться, ибо он христианин, и «это», говорит Евсевий, «он исповедывал на мало не уступая. Когда увидели, что он это говорит серьезно, то бросили его в тюрьму. В тюрьме посещали его «братья», они запечатлели его в Господе» (преподали крещение), а на следующий день после этого он был обезглавлен. На это можно возразить, что он, может быть, не хотел клясться в данном случае языческими божествами, и что это не значило, что он вообще отрицал клятву.