Словарь Никифорова : нафан
Нафан [еврейское Натан, «Он (т.е. Бог) дал»]:
1) израильтянин из колена Иуды, сын Аттая (1Пар 2:36);
2) отец одного из храбрых у Давида (2Цар 23:36);
3) брат другого храброго у Давида (1Пар 11:38);
4) пророк, возвестивший Божий суд Давиду, после того как царь совершил прелюбодеяние с Вирсавией и подстроил убийство Урии (2Цар 12). Ранее Н. сообщил царю Божье откровение: строительство храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Н., не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом (род) Давида и благословит его (2Цар 7:1; 1Пар 17). Когда Адония захотел стать царем, Н. вмешался и встал на сторону Соломона, воспитателем которого он был (2Цар 12:25). Н. содействовал тому, чтобы Давид вовремя повелел помазать Соломона на царство (3Цар 1). Через Н. и другого пророка, Гада, Господь передал Давиду повеление о том, как организовать служение левитских певцов и музыкантов (2Пар 29:25). Н. написал историч. труд о царствованиях Давида и Соломона (1Пар 29:29; 2Пар 9:29), но из этого не следует, что он дожил до конца правления Соломона. Невыясненным остается вопрос о том, можно ли отождествлять с этим пророком Нафана, упомянутого в 3Цар 4 и 1Пар 2:36 (см. 1 и 5);
5) один из рожденных в Иерусалиме сыновей Давида (2Цар 5:14; 1Пар 3:5; 1Пар 14:4). Возможно, он был отцом двух чиновников Соломона (3Цар 4:5); его род упоминается и в Зах 12:12, а сам он — в Лк 3:31 как предок Иисуса Христа;
6) один из израильтян, направленных Ездрой в Касифью, чтобы призвать оттуда левитов для служения в Иерусалимском храме (Езд 8:16–20);
7) израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:39).
НАФАН (податель) — имя следующих лиц:
а) 2 Цар. 5:14 — один из сыновей царя Давида от Вирсавии и предок Иисуса Христа по прямой линии (Лук. 3:31).
б) 2 Цар. 7:2-4; 12:1-25 и др. — пророк, занимавший видное положение в царствование Давида и Соломона и бывший, по крайней мере, в трёх случаях непосредственным орудием сообщения между Богом и царём.
в) Зах. 12:12.
г) 2 Цар. 23:36 — отец Игала, из Цобы, одного из сильных воинов царя Давида.
д) 1 Пар. 11:38 — брат Иоиля, одного из главных воинов Давида, возможно, лицо тождественное с вышеупомянутым.
е) 3 Цар. 4:5 — отец Азарии, начальник над приставниками царя Соломона.
ж) 1 Пар. 2:36 — сын Аттая и отец Завада, из потомства Иуды.
з) Езд. 8:16; 10:39 — один из посланных Ездрою после плена к начальствующему в местности Касифь, чтобы привести оттуда служителей для дома Божия.
а) (2Цар 5:14; 1Пар 3:5; 1Пар 14:4; Лк 3:31) — один из сыновей Давида от Вирсавии, родившийся в Иерусалиме, предок Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (2Цар 7:2-4, 2Цар 7:17; 2Цар 12:1, 2Цар 12:5, 2Цар 12:7, 2Цар 12:13, 2Цар 12:15, 2Цар 12:25; 3Цар 1:8, 3Цар 1:10, 3Цар 1:11; 3Цар 1:22, 3Цар 1:32, 3Цар 1:34, 3Цар 1:38, 3Цар 1:44, 3Цар 1:45; 1Пар 17:1-3, 1Пар 17:15; 1Пар 29:29; 2Пар 9:29) — пророк при Давиде и Соломоне, сообщивший Давиду волю Божию относительно постройки храма и в связи с рождением и воцарением Соломона;
в) (2Цар 23:36) — отец (предок) Игела;
г) (3Цар 4:1. 5а) — отец (предок) Азарии;
д) (3Цар 4:1. 5б) — священник, отец (предок) Завуфа;
е) (1Пар 2:36) — аналог. Азария, д;
ж) (Езд 8:16) — аналог. Ариэл;
з) (Езд 10:39) — аналог. Адаия, е;
и) (Зах 12:12) — некий родоначальник в народе израильском, возможно, сын Давида, упомянутый выше в пункте а, через которого направлена линия наследования от Давида в Лк 3:1.