Словарь Никифорова : рим
I. Город Р. был основан в 753 г. до Р.Х. на берегах реки Тибр. Первоначальные поселения располагались на холме Палатин, впоследствии же были заселены и соседние холмы — Капитолий и Квиринал, а затем Целиев холм, Авентин, Эсквилин и Виминал. Поэтому Рим называют городом на семи холмах (ср. Откр 17:9). Он был столицей царства (по 510 г. до Р.Х.), а затем столицей республики (510–27 гг. до Р.Х.), которая в результате многочисл. войн завоевала Аппенинский п-в и все Средиземноморье. С началом единовластия → Августа Рим стал империей и мировой державой. Под своей властью он объединил все известные земли, а «Римский мир» (Pax Romana) стал символом надежды на политич. освобождение. Возвращаясь из завоеванных стран, римляне приносили в свой город верования в богов покоренных народов и сооружали этим богам храмы. При этом все сильнее проявлялось стремление воздавать правящему императору божеств. почести. В Риме концентрировалась вся политич. и религ. власть.
II. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРИТЯЗАНИЕ РИМА НА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО встретило сопротивление со стороны избранного Богом израил. народа (→ Зилоты), который надеялся, что на земле будет установлено Царство Господа и что столицей этого Царства станет Иерусалим. Лишь после кровавого подавления двух восстаний (66–73 гг. и 132–135 гг.) Р. окончат. удалось стать победителем в этом противоборстве. Первые контакты между Р. и иудеями произошли в 161 г. до Р.Х., когда Иуда Маккавей заключил с Р. договор о взаимной помощи (→Маккавеи). В 63 г. до Р.Х. Помпей, покорив Сирию, присоединяет к Римской империи и Иудею. Некоторое время Р. относился лояльно к местным князьям из рода → Ирода Великого; но в 6 г. по Р.Х. Иудея и Самария становятся рим. провинциями, которыми управляет наместник. Резиденция наместника находилась в Кесарии, на Средиземноморском побережье. Порабощенные евреи были обязаны платить римлянам подати (Мф 22:17–21).
Во время правления имп. Августа родился Иисус (Лк 2:1–7), на пятнадцатом году царствования Тиберия (→ Тиверий) явился Иоанн Креститель (Лк 3:1); в царствование того же императора состоялось распятие Иисуса. При → Клавдии из Р. были выселены евреи (Деян 18:2); → Нерон был тем императором, суда у которого потребовал Павел (Деян 25:11). Предсказанное Иисусом разрушение Иерусалима (Мф 24:1; Лк 19:41–44) совершил рим. военачальник Тит, впоследствии также ставший императором. Когда первые христиане стали разносить Благую Весть во все концы земли, неоценимую услугу в этом им оказали такие обстоят-ва, как огромные масштабы самой империи, объединившей в себе множество стран, а также распространение греч. яз. как языка межнац. общения. Но потребовалось немного времени, чтобы эта мировая империя начала кровавые гонения на христиан и их истребление. Р. превратился в зверя, все пожирающего и попирающего, преисполненного богохульных имен, в блудницу, упоенную кровью святых; но этой блуднице предсказан неминуемый суд (Дан 7:7; Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:3–6,9,18; Откр 18:2,10,21).
III. Имп. Клавдий издал указ о выселении всех евреев из Р. (→ Акила и → Прискилла) (Деян 18:2). В Р. рано возникла христ. церковь, которой → Павел направил одно из своих посланий (→ Послание к Римлянам, Рим 1:7,15; Рим 15:23). Сам Павел не был основателем рим. церкви, но хотел посетить ее, возможно, для того, чтобы сделать ее отправным пунктом будущих миссионерских путешествий на запад (в Испанию, Рим 15:23,24; Деян 19:21; Деян 23:11). Павел апеллировал к суду императора и был доставлен в Р. как узник. Тем не менее вначале он мог проповедовать здесь беспрепятственно (Деян 28:16,31). Возможно, этой проповедью Евангелия в столице тогдашнего мира был завершен опред. этап всемирной христ. миссии. В Р. Павел написал свои послания к ефесянам и колоссянам, а, возможно, также Послание к Филиппийцам, Послание к Филимону и, согласно 2Тим 1:17, Второе послание к Тимофею. Апостол, находившийся в заточении в Р., констатировал: «Для слова Божия нет уз» (2Тим 2:9). Исследователи полагают, что в Р. было написано и Первое послание Петра, поскольку под «Вавилоном» в 1Пет 5:13, видимо, подразумевается Р. (см. выше, II). Из этого же места Свящ. Писания следует, что в Р. в это время находился → Марк, который, возможно, написал здесь свое Евангелие.
Рим, расположенный на семи холмах, был всегда великолепно украшен, но при Нероне (в 64 г.) он почти полностью выгорел. До сих пор в Риме сохраняются многочисленные остатки древних построек, самая величественная из которых — Колизей, имевший в свое время 80000 сидячих мест.
Рим — это не просто столица мировой империи, это символ имперского духа этой первой и последней великой державы, не умирающий, являющийся основой цивилизации, формирующий основные институты современных держав, прочно вошедший в церковь, философию, мышление, мораль и культуру последнего времени.
Уже тогда много евреев, как полагают, до 20-30 тысяч человек, жило в Риме; они имели там собственный квартал с семью синагогами и все говорили по-гречески, т.к. в это время греческий язык в Риме был в таком же употреблении, как и латинский. Некоторые из них были старьевщиками, другие врачами и банкирами; иные имели даже доступ во дворец, но вообще все они были предмегом насмешек со стороны римских писателей. Среди посещавших Иерусалим в праздник Пятидесятницы находились и евреи из Рима (Деян 2:10). По всей вероятности, римская церковь и образовалась из обращенных евреев и прозелитов. Она уже существовала до прихода туда Павла (Деян 28:14 и дал., Рим 1:8). Трудно определить, распространялся ли на христиан указ Клавдия об изгнании евреев из Рима (Деян 18:2). В 64 г. император Нерон воздвиг ужасное гонение на христиан; за этим последовали другие гонения вплоть до времени Константина Великого (312 г.), который взял христиан под свое покровительство и, наконец, сделал христианство государственной религией. Впоследствии, когда Константин Великий перенес резиденцию в Византию (Константинополь), могущество Рима стало падать.
Теперешний Рим, насчитывающий 2.800.000 (1974) жителей, замечателен не только своими библиотеками, музеями, церквами и дворцами, но также и развалинами, напоминающими о его прежнем величии. Особенно замечательны остатки огромного амфитеатра Колизея, который вмещал около 80.000 мест для сидения. На его усыпанной песком арене часто лилась кровь тех, кто охотнее согласился стать пищей диких зверей, чем отказаться от Христа. Особенный интерес представляют катакомбы, т.е. длинные подземные пещеры, где собирались первые христиане, где они скрывались и хоронили своих умерших. Тысячи могильных надписей от времени Тиверия до Константина найдены в этих катакомбах.