Метрика
Город. Симфония для Библии.
Загрузка

город

В Библии слово "город" упоминается в 431 стихах.

Быт 4 : 17
И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
Быт 10 : 12
и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий.
Быт 11 : 4
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
Быт 11 : 5
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
Быт 11 : 8
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
Быт 18 : 26
Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
Быт 18 : 28
может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
Быт 19 : 14
И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
Быт 19 : 20
вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, -- он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].
Быт 19 : 22
поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.
Быт 24 : 10
И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора,
Быт 33 : 18
Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом.
Быт 34 : 25
На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол;
Быт 34 : 27
Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили [Дину] сестру их.
Быт 44 : 13
И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город.
Чис 21 : 26
ибо Есевон был город Сигона, царя Аморрейского, и он воевал с прежним царем Моавитским и взял из руки его всю землю его до Арнона.
Чис 21 : 27
Потому говорят приточники: идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона;
Чис 22 : 36
Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на границе при Арноне, что у самого предела.
Чис 35 : 5
и отмерьте за городом к восточной стороне две тысячи локтей, и к южной стороне две тысячи локтей, и к западу две тысячи локтей, и к северной стороне две тысячи локтей, а посредине город: таковы будут у них поля при городах.
Чис 35 : 25
и должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтоб он жил там до смерти великого священника, который помазан священным елеем;
Слово Город найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Слово «город» (евр.ур) означает поселение с постоянным местоположением, в отличие от временных поселений, состоявших из переносных пастушеских шатров (Чис 32:41), а также от неогороженных сел (Нав 15:32.; Неем 6:2) и одиночных жилищ, располож. на полях (Втор 28:3).

II. Г. возникают в местностях с оседлым населением как поселки ремесленников и торговцев, зачастую как резиденции властителей (ср. многочисл. сир.-палест. царства, т.е. города-государства). Поэтому Г. всегда олицетворяет политич. власть. В качестве первых основателей городов в Библии названы Каин (Быт 4:17) и Нимрод (Быт 10:8–12). Особую роль, как центры торговли, перекрестки торг. путей и места средоточия властных структур в Палестине играли, с одной стороны, портовые Г. финикийцев на западе, с другой, — Г. на окраине пустыни, на границах обжитых кочевниками областей, такие как Дамаск, Рав-ва, Петра и Вирсавия (Беэр-Шева).

III. 1) значение и благополучие Г. зависели от различных обстоят-в. Плодородная земля в окрестностях должна была гарантировать снабжение Г. пищевыми продуктами (ср. Ис 28:1), а хорошие источники были необходимы для орошения земли и гор. водоснабжения. Для строительства Г. охотно выбирали труднодоступные, со всех сторон окруженные долинами возвышенности (ср. Нав 11:13; Мф 5:14), по возможности располож. вблизи дорог (ср. Иерихон, Капернаум, Самария, Сихем; ср. → Дорога). Г., впоследствии ставшие торг. центрами, служили окрестным селам и городкам местами отправления правосудия, а в воен. время — крепостями, где могло укрыться население (ср. Неем 11:25; Иез 38:11);

2) стратегически выгодное положение Г. усиливалось строительством крепостей, часто довольно внушительных (Крепость). Напр., стены Мегиддо были толщиной до 8 м, а выс. — 5–10 м. Гигантские, иногда двойные, гор. ворота наглухо закрывались при появлении врага. Основательные, выдававшиеся вперед башни и брустверы повышали оборонительную мощь городов. Последним прибежищем внутри города чаще всего служила цитадель;

3) гор. застройка занимала, как правило, небольшую площадь (Мегиддо 5 га; Сихем 4 га; Иерихон 2,5 га), поэтому улицы и переулки были узкими. Большие собрания народа предпочитали устраивать у ворот, место у которых в ветхозаветные времена заменяло рыночную площадь ( → Торжище). Здесь осуществлялось правосудие (ср. Пс 117:19; Притч 22:22) и оглашались решения гор. властей. Ремесленники, изготовлявшие одну и ту же продукцию, нередко населяли в городах свою улицу, напр., пекари (Иер 37:21) или златоделы. На определ. улицах концентрировались мелочные торговцы (3Цар 20:34; Неем 3:31). В тех Г., где не было своих источников, строились водопроводы, как, напр., в Иерусалиме (4Цар 20:20; Ис 7 — Силоам) или водосборники (→ камень Меши). В эллинистич. и рим. периоды, особенно при Ироде Великом и его преемниках, гор. строительство стало принимать огромные размеры. Властители занялись украшением своих Г.; сооружались дороги, насаждались сады и рощи (напр., — Иерихон; ср. Лк 19:4), создавались рыночные площади и амфитеатры (Иерусалим, Самария);

4) Библия доносит до нас лишь отрывочные сведения о гор. администрации. Управление Г. осуществляли его старейшины (1Цар 11:3). Не у всех Г. было свое судопроизводство, но, вероятно, в каждом имелись надзирающие за порядком служащие Торжище). Во главе гор.управления, согласно Закону Моисея, стояли старейшины, судьи, чиновники и писцы (ср.Втор 16:18), которые были ответственны за налогообложение и за состояние оборонит. сооружений и дорог. О градоначальниках и начальниках гор. полуокругов сообщается в 3Цар 22:26; 4Цар 23:8; 2Пар 18:25; Неем 3:18. На гор. башнях несли вахту дозорные (2Цар 18:24; 4Цар 9:17.), в то время как «стражи» заботились о порядке в самом Г. (Пс 126:1; Песнь 3 и проч). В Иез 13:9, вероятно, упоминается список граждан израильских городов. Рим. города, как правило, управлялись преторами. или дуумвирами греч. стрйтегой. Преторам, как и рим. консулам, подчинялись ликторы, или «городские служители» (Деян 16:35,38). Греч. Фессалониками управлял гор. начальник, «политарх» (Деян 17:6,8, в Синод, пер. — «городские начальники»), Эфесом, городом с мировой известностью — блюститель порядка, «грамматеус» (Деян 19:35).

IV. Застройка и внутр. структура Г. отражали определ. эпоху. Гор. стены в бронзовом веке были столь мощными, что соглядатаи сообщают: «города там большие и с укреплениями до небес» (Втор 1:28). Стены Г. железного века в большинстве своем менее мощны. Часто при раскопках они оказываются давно обвалившимися, в то время как стены, сохранившиеся от бронзового века и послужившие им фундаментом, еще стоят. Архитектура Г. соответствует господствовавшим тогда политич. и социальным условиям. Толстые стены бронзового века восходят ко времени хананеев, когда население, по указанию гор. князей (царей), должно было исполнять подневольные работы. Такого рода царствования, при котором население, как рабочая сила, было полностью подчинено произволу царя, израильтяне сначала не знали. Большое строительство в Израиле начинается при Соломоне. Для этого было привлечено к оброчным работам (Принудительные работы) покоренное ханан. население (3Цар 9:15,20). Мощные укрепления Мицпы (Массифа) и других погран. городов свидетельствуют о войнах между Иудейским и Израильским царствами после их разделения. Широкомасштабное эллинистич. гор. строительство дает наглядное представление о проникновении в Палестину греч. культуры.

V: 1) название Г. нередко дает сведения о:

а) его положении: Рама, Рамоф др.-евр. «высота» — город, располож. на горе, холме; «авел» — луг, речная долина (2Цар 20:15), «эйн» (в Синод, пер. иноща — «ен») или «аин» — «источник» (Нав 15:34), «беер» (в Синодальном переводе — «вир») — «колодец» (Нав 15:28), «Эмек» (в Синод, пер. — «емек») — «долина» (Нав 18:21);

б) плодородии окрестных земель и занятиях жителей Г.: Виффагия — «дом смокв»; Махалев — «тучность»; Вифсаида — «дом рыбной ловли»; Вифлеем — «дом хлеба»;

в) поклонении некоему божеству: Аште-роф-Карнаим — «рога Астарты»; Беф-Дагон — «дом Дагона»; Иерихон — «лунный»;

г) покровителе или основателе Г.: Кесария названа в честь «кесаря» (цезаря) Августа, Антипатрида названа так Иродом Великим в честь своего отца. Самария получила греч. название «Себастия» также в честь — Августа;

2) Иерусалим как столица, т.е. главный город страны, неоднократно обозначен просто как «город» (Мф 21:17; Лк 19:41).

VI. См. отдельные статьи о важнейших городах, например → Вавилон, → Беф-Сан, → Дамаск, → Иерусалим, → Мегиддо, → Самария, → Сихем и проч., а также → Города-убежища, → Левиты, → Небесный Иерусалим.

Словарь Вихлицкого :
Этим словом в Библии обозначается всякое место поселения людей, и большое и малое, поэтому городов в древней Палестине было много. В Нав 15:1 в уделе Иудином, который с севера на юг занимал не более 70 км а с запада на восток — не более 60 км, только по названиям перечислено 92 города кроме тех, которые в ст. 45-47 названы просто городами. Таким образом, в этом уделе каждый город должен был отстоять от другого в среднем не более, чем на 2-3 км. Некоторые города были, по-видимому, очень небольшими (Суд 9:51) и большинство из них не были совсем защищены, зато некоторые были очень хорошо защищены стенами, башнями, рвами, неприступными скалами. Такими были Иерусалим, Иерихон, Лахис, Тир и др. (по свидетельству Иосифа Флавия Навуходоносор 15 лет осаждал Тир и не смог его взять, после чего пошел в Египет, чтобы грабежом удовлетворить свои измученные войска — Иез 29:18).

Первые же города, построенные людьми, были предназначены для самопрославления человека (Быт 4:17; Быт 11:4). В городах, построенных Нимродом (Быт 10:10-12), впервые возникло и распространилось идолопоклонство. Города всегда этим особенно отличались и их общий характер не изменился до сих пор. Евреи долго не жили в городах и не стремились к этому (Неем 11:2), но когда обосновались в них, стали такими же идолопоклонниками, как и прочие народы (4Цар 17:7-8).
Словарь Нюстрема :
евр. ир. Города в Палестине обыкновенно строились на возвышенностях, и обносились стеною для защиты от разбойников и разных хищников. Но нередко крепость, или укрепленное место, строилась на возвышенности, а остальная часть города была раскинута на склонах или у подножия горы; в случае опасности окрестное население находило убежище в этой крепости. Большие города не только обносились для защиты крепостными стенами с башнями и воротами (Пс 106:16, Ис 45:2), но также имели внутреннюю крепость или башню — последний оплот после занятия врагами города (Суд 9:46, Суд 9:51). Маленькие города или селения не были окружены стенами (Втор 3:5). Иногда укрепления были из непрочного или горючего материала (Ис 9:10, Ам 1:7 и дал.). Для поддержания порядка и для несения дозорной службы имелись особые сторожа. см. 4Цар 9:17, Пс 126:1, Песн 5:7. Городские ворота были, обыкновенно, местом торга и отправления правосудия. Относительно величины палестинских городов, трудно сказать что-либо определенное. Вот некоторые факты: при взятии хананейского города Гая было убито 12 000 жителей (Нав 8:25). О Гаваоне сказано, что, хотя этот город и был больше Гая, но он все-таки боялся, услышав о судьбе Гая (Нав 10:2). В Гиве жило 700 отборных воинов, а вообще в городах Вениаминовых 26 000, обнажающих меч (Суд 20:15). По Иос. Флавию, маленькие города Галилеи в его время имели по 15 000 жителей, большие города 50 000, а Иерусалим 150 000 жителей (?). Тот же автор говорит, что в одну Пасху было заколото 256.500 пасхальных агнцев, что соответствует, приблизительно, 2 000 000 человек, принимавших участие в празднике. Во время осады Иерусалима римлянами в нем было заперто более миллиона жителей.