Словарь Никифорова : синедрион
1) С. — это высший правительств. и судебный орган у иудеев в послепленный период (ср. надпись на монете Маккавея Иоанна Гиркана; → Деньги, II). Еще персы предоставили евреям право самостоят. осуществлять судебную власть (Езд 7:25; ср. Езд 10:14). Это право сохранялось за ними и позднее. Однако после 30 г. по Р.Х. права С. в отношении смертной казни были ограничены (Ин 18:31). Отныне смертный приговор, вынесенный С., приводился в исполнение только по утверждении его рим. наместником. На практике же существовала возможность безнаказанно обойти это положение, как напр., в случае с незаконной казнью Стефана (Деян 7:57). Поскольку С. по своей сути был религ. органом живущего в подчинении закону иуд. общества, то его авторитет в новозаветный период распространялся не только на собственно евр. тер., но, видимо, и на иудеев, живших, напр., в Дамаске (Деян 9:1);
2) в состав С. входил 71 человек. Председательствовал на нем избранный на год первосвященник (→ Каиафа → Ханания, 16). В С. также входили первосвященники, т.е. члены первосвященнич. семейств (→ Анна; ср. Деян 4:6: Иоанн и Александр), → саддукеи и → фарисеи (Ин 7:45; Деян 23:6). Саддукеи, как правило, поддерживали полит. линию первосвященника и были представлены в С. священниками; книжники и раввины, принадлежавшие по большей части к группе фарисеев, составляли оппозицию (см. Деян 23:9). В числ. отношении фарисеи составляли большинство в С., но они были расколоты на два лагеря: одни из них принадлежали к школе рабби Гиллеля, другие — к школе рабби Шаммая. Весь С. нередко обозначается в НЗ как «первосвященники со старейшинами и книжниками» (Мф 26:57; Мк 15:1; Лк 22:66). Из членов С. в НЗ поименно названы → Гамалиил (Деян 5:34), Иосиф из Аримафеи (Мк 15:43; Лк 23:50) и Никодим (Ин 3:1; Ин 7:50). Был ли Савл из Тарса (Деян 7:58; Деян 8:1; Деян 9:1) полноправным членом С., неизвестно.
По Талмуду кроме этого судилища должны были быть суды Иез 23:1 членов в тех поселениях, где число взрослых (мужчин) превышало 120, и суды из трех членов — во всех остальных. Об одном из таких судов, видимо, идет речь в Мф 5:22.
Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот год первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред (2Пар 36:14). По Талмуду, число членов синедриона было 70, с председателем, его помощником и некоторыми судебными служителями (Ин 18:22). По Иосифу Флавию и Новому Завету, избранный первосвященник был одновременно и председателем синедриона (Мф 26:3, Деян 5:17, Деян 7:1, Деян 23:2 и дал.). Среди членов находились фарисеи и саддукеи (Деян 5:17, Деян 5:34, Деян 23:6). Заседания синедриона происходили в особом зале, называемом Гаццит, в одном из дворов храма; в случае же крайней важности — во дворце первосвященника (Мф 26:3). Синедрион, главным образом, разбирал дела, касающиеся религиозных вопросов, например, богохульства, отпадения от веры, лжеучений, а также, может быть, и противогосударственные преступления. Власть синедриона в религиозных вопросах простиралась далеко за пределы Иудеи, даже до самой Сирии, что можно видеть из Деян 9:2. Согласно Талмуду, Синедрион потерял право выносить смертные приговоры за 40 лет до разрушения Иерусалима (срав. Ин 18:31). Неизвестно, продолжал ли он свое существование после этого времени.
Этот синедрион допрашивал и осудил Иисуса (Мф 26:59 и дал., Мк 14:55, Мк 15:1), перед этим судом предстали и апостолы (Деян 4:1, Деян 4:15, Деян 5:21); перед ним же Стефан свидетельствовал о Господе (Деян 6:12, Деян 6:15). Талмуд упоминает также о низших судилищах, называемых синедрионами и состоявших из 23 членов — в городах, имевших более 120 жителей, а также о судилищах, состоявших только из 3 членов, которые разбирали менее важные дела. Но Иосиф Флавий ничего о том не говорит; он упоминает только о низших судилищах, состоявших из 7 членов. О правах этих последних мнения и сведения расходятся.