Словарь Никифорова : вавилон
Археологические раскопки показали, что вавилоняне строили храмовые башни под названием зиккураты. Было обнаружено несколько подобных сооружений. Зиккурат состоял из ярусов, уменьшающихся по направлению снизу вверх. На верхней платформе находился небольшой храм, посвященный конкретному божеству, покровительствовавшему строителю или городу, где был построен зиккурат. Первый зиккурат был воздвигнут в Вавилоне аккадским царем Шар-Кали-Шарри в конце XXIII века до Р.Х. Археологи считают, что на протяжении столетий этот зиккурат был несколько раз разрушен и снова восстановлен. Очевидно, он лежал в руинах где-то с 2000 до 1830 г. до Р.Х., когда предок Хаммурапи (1728-1636 до Р.Х.) основал или восстановил город под названием Баб-Илу, или Бабель. Вавилонский эпос о сотворении рассказывает о строительстве «небесного города», места жительства Мардука. Именно таково богословское значение важного термина Бабель, то есть «врата бога». Считалось, что Бабель, где находились храм Мардука и зиккурат, был для древних вавилонян земным входом в небесное или духовное царство. Иудейские и арабские предания связывают вавилонскую башню из Книги Бытие с руинами гигантского храма, изначально посвященного Набу, в городе Борсиппа или Бирс-Нимрод.
Смотрите также: Вавилон, государство.
Название «Вавилон» [еврейское Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода (Быт 10:10), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни (Быт 11:9). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Еврейское слово бавель и греч.лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня — предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согласно вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказательств существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город.
В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт 11 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согласно Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681–669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата — «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука.
Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652–648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует.
Как известно из многочисл. клинописных текстов, В. был в древности одним из самых могуществ. городов в Передней Азии. Его полит. влияние особенно окрепло во время правления Хаммурапи. Позже В. был завоеван хеттами, а затем касситами, которые основали т.наз. касситскую династию, правившую в Вавилонии на протяжении нескольких столетий. Закат В. начался ок. 1100 г. до Р.Х., когда в стране развернулась ожесточенная борьба за власть между вавилонянами-аккадцами и халдеями, арам. кочевыми племенами, обосновавшимися на юге Вавилонии. Смена аккад. и халдейских царей на троне в В. часто зависела от воли Ассирии. В 689 г. до Р.Х. город был полностью разрушен Синаххерибом, но вслед за тем восстановлен его сыном Асархаддоном.
После смерти Ашшурбанипала на трон в 626 г. до Р.Х. взошел Набопаласар, основавший Нововавилонскую монархию. Во время правления его сына Навуходоносора II В., ставший главным городом могуществ. империи, заново обрел cвое прежнее влияние. Роскошные строения огромного города заставили преисполненного гордыни царя воскликнуть: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан 4:27). (О глиняных табличках с именем предпоследнего царя Иудеи, найденных под сводами знаменитых «висячих садов» (→ Раскопки, IV,2) → Иехония.) В 539 г. до Р.Х. городом завладел перситский царь → Кир (Дан 5).
Пир Валтасара происходил в юж. крепости, в тронном зале дл. 52 м, шир. 17 м и выс. 20 м. Во время пиршества на стене зала появилась таинственная надпись. Попав под власть Персии, В. дважды поднимал восстание против Дария I (сына Гистаспа), но оба раза терпел поражение и в результате лишился своих укреплений. В 312 г. до Р.Х. В. был захвачен Селевком Никатором, основателем сир. династии Селевкидов, который, разобрав гор. постройки, возвел из этого материала новый город Селевкию на берегу Тигра. Это было концом великого города, «красы царств, гордости Халдеев» (Ис 13:19). Тем самым сбылось пророчество Иеремии: «...и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов» (Иер 50:39).
В НОВОМ ЗАВЕТЕВ. в НЗ служит символом противной Богу могуществ. силы. Так, Иоанн говорит о В. как об оплоте грядущей власти антихриста (Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:5; Откр 18:2,10,21) и тем самым скрыто указывает на Рим (подтверждением чему является упоминание в Откр 17:9 «семи голов суть семи гор») и его могущество, обращ. против Церкви Христовой. Вероятно, в 1Пет 5:13 под В. также подразумевается Рим.
Вавилон בָּבֶל – от בָּלַל месить, смешивать, перемешивать, запутывать, בָּבֶל ,בַּלְבֵּל = смешение, Βαβυλών; Babylon; Вавѵлѡ́нъ; Babel) Быт.10:10, 11:9. 2Пар.32:31, 33:11, 36:6... 4Цар 17:24, 30, 20:12... 21:1... 25:1... 1Ездр.1:11, 2:1, 4:9, 5:12. Неем.7:6. 2Ездр.1:40... 4:44... 5:7. 6:16, 8:3. Есф.2:6. Ис.13:1, 19, 14:4, 22, 21:9, 39:3, 6, 7, 43:14, 47:1, 48:14. 20. Иер.20:4–6, 27:16–22, 28:2–7, 50:1, 2, 8, 9, 13, 14, 16–18, 23–46. 51:1–12, 24, 29–31, 33–35, 37, 41–42, 44, 47–49, 53–56, 58–61, 64. Иез.23:15, 17. Пс.86:4, 136:1, 8. Дан.4:26–27. 3Ездр.3:28. 1Макк.6:4. Деян.7:43. 1Пет.5:13. Откр.14:8, 16:19, 17:5, 18:2, 10, 16, 21. – Один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Хуша или Куша, потомком Хамовым, который город этот сделал столицей своего царства (Быт.10:6–10). От имени этого города и вся земля эта стала называться Вавилонской или Вавилонией. Она называется также землей Немврода (Мих.5:6), от имени основателя царства Вавилонского, и землей Халдеев (Иер.24:5, 25:12. Иез.12:13) – от господствующего здесь племени халдеев, с давних времен, вышедших с севера, с гор Армении, и поселившихся здесь и давших свое имя земле этой. Земля эта находилась в плодоносной равнине Сеннаарской, в бассейне Тигра и Евфрата, бывшей колыбелью человеческих обществ (Быт.11:1–2). Вавилон лежал здесь, по обеим сторонам Евфрата, в 15 милях от Багдада, в 40 от Персидского залива и в 130 от Иерусалима. Название свое (בָּבֶל – смешение) имеет он оттого, что когда после потопа люди, достигнув этой местности, вздумали построить здесь город и башню до небес, чтобы прославиться, то Бог смесил их язык, так что они не могли продолжать строение и должны были рассеяться по всей земле (Быт.11:1–9). По Геродоту, Вавилон расположен был по берегам Евфрата четырехугольником и весь обведен был глубоким рвом и необыкновенно высокой и толстой стеной (Cн. Иер.51:12, 58). Стороны этого четырехугольника в совокупности имели 12 немецких миль длины. Чрез стену его, имевшую 350 футов вышины и 87 футов ширины, вели в широкие и прямые улицы его 100 медных ворот, по 25-ти с каждой стороны. На стене находилось 250 башен. Посреди города протекал Евфрат. На одном берегу его возвышался храм Бела, или Вила; на другом – дворец царский, со знаменитыми висячими садами, разведенными на огромных возвышавшихся друг над другом, каменных, засыпанных землей террасах, утверждавшихся на сводах, поддерживаемых толстыми гранитными стенами или столбами. Сады эти орошались водой, проведенной из Евфрата до самой вершины террас. С этих террас открывался вид на все окрестности города, на ту сторону – на древний царский дворец и величественный храм Бела, по эту – на новый дворец, на мост чрез реку и улицы города; вид открывался далеко и за городские стены на окрестные равнины вне города. Равнина Сеннаарская, на которой лежал Вавилон, в южной части ее, представляла собой совершенно плоскую, но богатейшую и плодороднейшую, низменность, обязанную своим богатством при своей прекрасной почве особенно разливам Тигра и Евфрата. Для защиты от разливов и наводнений, город огражден был каналами и плотинами. От этих рек, равно как и от многочисленных каналов, пресекавших страну от одной реки до другой, вода трудом рук человеческих и гидравлическими машинами проведена была к полям, которые в этом теплом климате и на этой неистощимой почве производила такое плодородие, что ни в древние, ни в новейшие времена, не было ничего подобного. По Геродоту, Страбону, и Плинию, относительно хлебного производства, почва никогда не производила менее сам-двести, а иногда и более, даже до сам-триста, и зерно было самое крупное. Бедная строевым лесом, Вавилония богата была тамарисками и ивами и особенно прекрасными лесами пальм, тянувшихся непрерывной цепью по течению обеих рек. Завоеванная впоследствии Персией, она составляла богатейшую область этой монархии. Налоги и подати, платимые ей персидским царям, для их содержания и содержания их армии, составляли третью часть всего того, что собиралось со всех персидских владений, простиравшихся тогда от Геллеспонта до Индии. Кроме в великого плодородия почвы, богато орошаемой разливами упомянутых рек, страна эта находилась на большом торговом пути между Индией и Финикией, и Вавилон служил главным складочным местом для товаров и производил самую обширную морскую и сухопутную. торговлю со всеми частями света. Богатства стекались в него со всех сторон; и таким образом он принадлежал к величайшим и знаменитейшим и богатейшим городам Востока. См. Брута Землеон. Древ. света, изд. 2. 1837 г. Ч. 1. стр. 146–148. Haupt Bibi. Encykl. 1. p. 179. Илов. Руков. к Всеоб. Ист. 1869 г. 4.1. стр. 10. Шлосс. Всем. Ист. 1868 г. Т. 1. стр. 23 и 24. Zell. 1. р. 120–121. 123. Herz 1, p. 642. 644. 646. Кейта Док. Ист. Хр. В. 1870 г. гл. 11. ст. 394–896.
Происхождение названия. Быт 11:8, Быт 11:9.
Назывался:
Землею Халдейскою. Иез 12:13.
Сеннаар. Дан 1:2. Зах 5:11.
Пустыней приморской. Ис 21:1, 9.
Сесахом. Иер 25:12, 26.
Госпожею царств. Ис 47:5.
Расположен за Евфратом. Быт 11:31. Нав 24:2−3.
Раньше часть Месопотамии. Деян 7:2.
Основан Ассириянами и часть империи их. 4Цар 17:24; Ис 23:13.
Орошается реками Евфратом и Тигром. Пс 136:1. Иер 51:13.
Состоял из многих народов. Дан 3:4.
Правителями были цари. 4Цар 20:12. Дан 5:1.
В соединении с Мидией и Персией Дарием разделен на 120 областей. Дан 6:1.
Над областами назначены сатрапы. Дан 2:48, Дан 6:1.
Вавилон — главная область. Дан 3:1.
Вавилон — столица. Древность ея. Быт 11:4, 9.
Увеличен Навуходоносором. Дан 4:27.
Окружен большим валом и укреплениями. Иер 51:53, 58.
назывался:
Красою царств. Ис 13:19.
Гордостью Халдеев. Ис 13:19.
Городом торговцов. Иез 17:4.
Величественным Вавилоном. Дан 4:27.
замечателен:
Древностью. Иер 5:15.
Многими кораблями. Ис 43:14.
Военною силою. Иер 5:16, Иер 50:23.
Национальным величием. Ис 13:19. Иер 51:41.
Богатством. Иер 50:37, Иер 51:13.
Торговлею. Иез 17:4.
Фабрикацией материи. Нав 7:21.
Мудростью. Ис 47:10. Иер 50:35.
Жители Вавилона
Идолопоклонники. Иер 50:38. Дан 3:18.
Преданы чародействам и волшебствам. Ис 47:9, Ис 47:12, Ис 47:13. Дан 1:2.
Нечестивы. Дан 5:1−3.
Злы. Ис 47:10.
как власть Вавилон был:
Высокомерный. Ис 14:13, Ис 14:14. Иер 50:29, Иер 50:31, Иер 50:32.
Безопасный и самоуверенный. Ис 47:7, Ис 47:8.
Велйкий и славный. Ис 47:1, 5.
Жадный. Иер 51:13.
Жестокий. Ис 14:4.
Страшный и разрушительный. Ис 14:17, Ис 47:6. Иер 51:25. Авв 1:6, 7.
Орудие мщения Божия. Иер 51:7. Ис 47:6.
Языки в употреблении Вавилона Дан 1:4, Дан 2:4.
Жестокость войска его. Авв 1:7−9.
назван:
Большим орлом. Иез 17:3.
Золотою головою. Дан 2:32, Дан 2:37, Дан 2:38.
Львом с орлиными крыльями. Дан 7:4.
Посланники Вавилона посланы к Езекии. 4Цар 20:12.
Царь Навуходоносор:
Сделал Иакима себе подвластным. 4Цар 24:1.
Осадил Иерусалим. 4Цар 24:10, 11.
Взял Иехонию и др. в плен Вавилонский. 4Цар 24:12, 4Цар 24:14−16; 2Пар 36:10.
Оградил храм. 4Цар 24:13.
Назначил Седекию царем. 4Цар 24:17.
Седекия отложился от царя Вавилонского. 4Цар 24:20.
Осадил и взял Иерусалим. 4Цар 25:1−4.
Превратил Иерусалим в пепел. 4Цар 25:9, 10.
Отвел Седекию и др. в Вавилон. 4Цар 25:7, 4Цар 25:11, 4Цар 25:18−21; 2Пар 36:20.
Ограбил и сжег храм. 4Цар 25:9, 4Цар 25:13−17.
Отпадение евреев от Вавилона и наказание их. Иез 17:1.
Евреям предложено быть подвластными Вавилона и жить в мире. Иер 27:17, Иер 29:1−7.
Обхождение с евреями в Вавилоне 4Цар 25:27−30. Дан 1:3−7.
Печаль евреев в Вавилоне Пс 136:1−6.
Взят Мидянами. Дан 5:28, Дан 5:30, Дан 5:31.
Возвращение евреев из Вавилона 2Пар 36:23; Езд 1:1; Езд 2:1−67.
Евангелие проповедано в Вавилоне 1Пет 5:13.
Прообраз антихриста. Откр 16:19, Откр 17:5.
Предсказания относительно завоевания Вавилона Иер 21:3−10, Иер 27:2−6, Иер 49:28−33. Иез 21:19−32, Иез 29:18−20.
Возвращение евреев из Вавилона Ис 14:1−4, Ис 44:28, Ис 48:20. Иер 29:10, Иер 50:4, Иер 50:8, Иер 50:19.
Разрушение Вавилона Ис 13:1; Ис 14:4−22, Ис 21:1−10, Ис 47:1. Иер 25:12; Иер 50:1; Иер 54:1.
Совершенное разрушение Вавилона Ис 13:19−22, Ис 14:22 Ис 23:1. Иер 50:13, Иер 50:39, Иер 51:37.
Проповедь Евангелия в Вавилоне Пс 86:4.
Вавилон в Священном Писании символизирует самое большое нечестие, сознательное противление Богу в лицемерном служении, которое есть подмена, замещение истинного хождения пред Богом (чем является теперь формальная официальная христианская церковь, ставшая в руках профессиональных деятелей просто орудием легкого обогащения и более утонченной власти над человеческими душами, чем все остальные виды мирской власти). Если в буквальном смысле все пророчества о Вавилоне (Ис 13:19-20; Ис 14:22) уже сбылись, то и в духовном они скоро сбудутся, ибо нет Вавилону прощения (Откр 18:1). Вавилоном назван, как полагают, и Рим, из которого ап. Петр писал свои Послания (1Пет 5:13). (см. также Ассирия, церковь)
В начале Вавилон был столицей древневавилонского царства (приблизительно, с 2240 до 2050 г. до Р. Хр.); потом из сказаний мы узнаем, что царство Вавилонское подпало под власть ассирийцев (2050 до 625 г. до Р.Хр.). От 625-538 г. вавилоняне, не желая оставаться под властью ассирийцев, основали новую столицу, близ Ниневии, и назвали столицу ново-вавилонского царства тем же именем — Вавилон. Ср. Ис 13:19, Ис 14:12. В то время, когда вавилоняне находились под властью персов (538-331 г. до Р. Хр.), началось окончательное падение Вавилонского царства, которое и кончилось тем. что в начале 1-го столетия по Р. Хр. от этой знаменитой столицы остались одни развалины. Вавилон некогда был «краса царств, гордость Халдеев» (Ис 13:19). В нем во время Навуходоносора насчитывались миллионы жителей; его величие обращало на себя внимание всего мира. Стены Вавилона имели 200 локтей (прибл. 100 м) в вышину и 50 лектей (прибл. 25 м) в ширину; по ним свободно могли ехать в ряд 6 колесниц. (Срав. Иер 51:56). Город славился висячими садами, террасами, построенными над водами Евфрата на высоких арках. — Гордый Вавилон, у рек которого пленный Израиль расположился в шатрах и развесил свои арфы; который принес в жертву своим идолам все сокровища храма Иеговы, — этот «Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер 51:37). «Гордая дочь халдеев, госпожа царств» (Ис 47:5) по своей торговле и богатству представляла Лондон прежних времен (Иез 17:4). «Изнеженная, живущая беспечно» (Ис 47:8), по обеим сторонам Евфрата столица, образующая, согласно запискам Геродота, четырехугольник со сторонами длиною по 120 стадий (более 30 1/2 км), была окружена глубокими водяными рвами вокруг величественных стен, с сотнями медных ворот. Теперь от всего этого осталось только открытое поле с развалинами, на протяжении 10-15 км с севера на юг. Среди этих развалин, у реки расположен город Гила, населенный арабами. Здесь следует искать древне-вавилонское царство, приблизительно в 400 километрах к северу от Персидского залива. Между множеством куч мусора замечательны шесть массивных груд развалин, которые возвышаются над остальными; пять из этих больших холмов находятся на южном берегу, шестой — к западу, в расстоянии 10 км от упомянутого города Гила. Один из этих холмов, который находится ближе к северу, представляет остатки храма Меродаха. Теперь этот холм носит название Вавил. Он имеет вышину около 66 м. Некоторые принимают его за остатки Вавилонской башни. Согласно другим сведениям, остатки Вавилонской башни нужно искать дальше к югу, в больших развалинах, так называемых, Бурдж Нимруд, т.е. башня Нимрода. Высота этого холма развалин, состоящего из разбитых кирпичей, достигает 66 метров с разрушенной башней на вершине, имеющей 12,1 м в вышину и 8,5 м в ширину, так что вместе с башней высота холма достигает 75 м. Эти развалины, согласно Равлинсону, занимают в окружности более 730 м. Подобие уступов, похожих на террасы, и некоторые другие признаки дают право предположить, что это — описанный Геродотом храм, который он называет башней Бела (Ваала). Автор книги, посетивший эту башню, передает, что она представляет четырехугольную пирамиду с семью террасами 830 м в окружности при основании. Семь террас посвящены семи богам-планетам в следующем порядке, начиная снизу: Сатурн (Адар), Венера (Истар, см. Астарта), Юпитер (Меродах), Нево (Меркурий), Марс (Нергал), бог луны и бог солнца. Каждая терраса была выкрашена в соответствующий цвет, начиная снизу: черный, белый, оранжевый, синий, пурпуровый, серебряный и золотой.
Часть Вавилона, где находилась эта башня, составляла особый квартал, называвшийся Барсип или Борсиппа; это имя встречается на многих кирпичах. В этой же куче развалин найден цилиндр с вавилонскими письменами, где Навуходоносор сам описывает свои работы по реставрации этой древней башни. Запись гласит так:
»Объявляем, что храм семи светил, башня в Борсиппе, которую построил в древности один царь, высотою в 42 локтя (приблизительно 21 м), еще не имеет верхушки, которую он не успел выстроить, и которая пришла в ветхость. Желоба для стока воды не действуют; от дождей и ветров облезла штукатурка, кирпич стал сильно разрушаться и все здание от времени начало разваливаться, так что скоро будет представлять из себя кучу мусора. Великий бог Меродах побудил меня восстановить разрушающуюся постройку. Основание и стены я оставил без изменения. В благоприятный месяц, в счастливый день я скрепил камни основания и обложил стены кирпичем. Столярную работу я сделал заново, и на фасаде башни я увековечил свое имя. Чтобы довершить постройку и поставить верхушку, я поднял руку (клятва) и, как издревле полагалось, так я и построил».
Но ни Нимрод, ни Навуходоносор не могут спорить с Иеговой: все вавилонские башни пали. «Вавилон взят. Вил посрамлен. Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (Иер 50:2).
Другой удивительный холм развалин находятся в 5-ти км к северу от Гили и называется Эль-Кае, т.е. замок, остатки которого также колоссальных размеров: 700 локтей в длину (прибл. 348 метров), 600 — в ширину (прибл. 298 метоов) и 70 — в вышину (прибл. 35 м). На кирпичиках можно прочесть следующую надпись: «Дворец Навуходоносора, царя Вавилонского, создателя высокого дома — он, живущий в страхе богов Нево и Меродаха: сын Набополассара, царь в Вавилоне».
В недалеком расстоянии находится другой холм развалин, называемый Амрам-бен-Али; на глубине 23 метр, произведенными раскопками обнаружен храм Эсадила, посвященный божеству-хранителю Вавилона Бел-Мардуку.
Из этих холмов за последнее время извлекли тысячи кирпичей с клинообразными письменами. С большим трудом при помощи выкопанных таблиц с одинаковыми текстами на нескольких других языках, ученым удалось прочесть эти клинописи. Теперь мы можем из этих пролежавших тысячелетия кирпичей узнать о Навуходоносоре и других халдейских героях и их подвигах. Эти письмена дают нашей ветхой Библии самое полное подтверждение. Особенно это относится к вопросу о том, кто были первыми жителями этой страны. Согласно Библии, Вавилон первоначально был построен Нимродом, сыном Хуша. Надписи на кирпичах служат ясным доказательством того, что задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура, более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но с ясными признаками турецко-татарского происхождения. Это был аккадрский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур (Быт 11:28), Эреж, Арку, Вавилон и другие, о чем свидетельствуют надписи на кирпичах и Библия. С этим народом за 3000 лет до Р. Хр. соединился, так называемый, протохалдейский, не-семитический элемент. Семиты, пришедшие из Аравии и постепенно заоравшие в свои руки власть, приняли их халдейскую культуру и образование. Позднейшие властители, после 1500 г. до Р. Хр., называли себя в письменах: «царь Сумира (Сеннаар?) и Аккада». Это наименование показывает нам, что вавилонская национальность имеет двоякое происхождение.
Писатель Бероз (Berosos) передает нам из древенейшей вавилонской истории о трех династиях: во-первых, 49 халдейских царей в период 458 лет; далее, 9 аравийских царей в период 245 лет и, наконец, 49 ассирийских царей в период 526 лет. Более определенные сведения о вавилонских царях мы имеем после 747 года до Р. Хр. В «Птолемеевых правилах» вавилонские монархи перечисляются по порядку с указанием точного времени царствования каждого, начиная от Навонассара (747 года до Р.Хр.), до последнего персидского царя, который был убит Александром Великим в 331 году до Р. Хр. С разрушением Ниневии (625 г. до Р. Хр.) Вавилон стал могущественным городом. Царями его в это и последующие времена были: Набополассар (625 до Р. Хр.), Навуходоносор (604 г.), Эвильмеродах (560 г.), Периглиссар (559 г.), Лаборосоарход 556 г.), Набонид (в письменах Набунахид), 556-538 г. до Р. Хр. Затем Вавилон был взят мидянами и персами в ночь, когда жители его легкомысленно пировали. Мидяне и персы отвели русло реки и проникли в город по старому руслу, захватили его и перебили пировавших вавилонян (Иер 51:31, Иер 51:39, срав. Ис 21:1-9). После смерти Александра Великого резиденция (местопребывание) царя была перенесена из Вавилона в Антиохию. Так пал Вавилон и стал грудою развалин (Иер 51:37). Все соседние народы собирали в нем кирпичи для постройки своих городов.
В Новом Завете мы встречаем название Вавилон, напр., в Мф 1:11. Петр передает привет от церкви в Вавилоне (1Пет 5:13). По всей вероятности, здесь подразумевается древний Вавилон, где иудеи давно уже поселились. Высказывается мнение, что это город в Египте; другие же истолковывают это слово в аллегорическом (иносказательном) смысле, относя это к Риму: «Вавилон, город великий» (Откр 14:8, Откр 16:19, Откр 18:2).