Аарон (אַהֲרֹן, אַהֲרוֹן – от הַר = горный, по Fürst–от אָהַר, от корня אוֹר = освещенный, просвещенный, просветитель; у LXX Ἀαρών; V.Aaron; Слав. Аарѡ́нъ): Исх.4:14, 27–30,5:1, 6:20, 23:28. 1Лев.8:2.и др. Числ.3:1–3:6. и д. 16:3 и д. 20:23–29, 26:59. Втор.10:6, 1Цар.12:6. 1Пар.6:3, 23:13. 2Пар.13:9. 1Ездр.7:5. Неем.10:38, 12:47. 2Ездр.5:5. 8:2. Тов.1:7. Пс.98:6, 105:16. Сир.45:6, 20. Мих.6:4. Лук.1:5. Деян.7:40. Евр.5:4, 7:11. и др. – Аарон – первый первосвященник народа Израильского, сын Амрама и Иохаведы (Исх.6:20), из потомства Левия, сына патриарха Иакова, старший брат пророка Моисея (Исх.7:7), деятельный помощник и сотрудник его в деле освобождения своих соотечественников от рабства египетского, призванный к сему самим Богом (Исх.4:14–16, 27–29, 6:26–27). Ему одному и роду его предоставлено Богом священство в народе израильском (Исх.28:1, 41–43, 29:9, 40:12–15. Лев.8, 9. Числ.3:10, Числ.16, 17. 1Пар.23:13. Евр.5:4). Ему первому принадлежало звание первосвященника, которое после него переходило к старшему в его роде; прочие в роде его были священниками (Исх.28:1, 29:8–9, 29–30. Числ.20:25–28) Подробнее об Аароне см. в Слов. Яр. и Благов. и в Библ. Словаре А. Верхов. Здесь уместным нахожу о первосвященстве иудейском вообще заметить, что оно имело самое высокое значение в народе Израильском, и первосвященники принимали деятельное участие как в делах религиозных, так и политических. Как первосвященник, так и священники, не были исключены из общественных должностей; должности судебные, служба военная, светские почести и достоинства могли совмещаться со священством. Священники служили в войсках в качестве предводителей, писцов и простых воинов. Трубить в трубы было даже обязанностью, исключительно усвоенной священникам (Числ.10:8). В царствование Давида, священник Иодай предводительствовал отрядом воинов из колена Левиина, состоящим из 24.700 человек (1Пар.12:27). Садок, другой священник, пришел к Давиду со всем своим родом, в котором было 22 начальника (1Пар.12:28, 27:17). Священник Ванея, сын Иодая, предводительствовал отрядом из 24.000 человек (1Пар.27:5) и по смерти Иодая, в царствование Соломона, сделан был главнокомандующим над всеми войсками (3Цар.2:35). Маккавеи, столь прославившиеся в войнах, для защиты истинной веры и восстановления гражданского благосостояния народа израильского, происходили от Аарона (1Макк.2:1). Иосиф Флавий, в бытность его правителем Галилеи, неоднократно сражавшийся против римлян и столько известный своими сочинениями, происходил из рода священнического (Евс. Цер. Ист. К. 3. Гл. 9). Почти все иудейские судилища были наполнены священниками, судившими народ по Закону Моисееву. Но первой, главной и важнейшей их обязанностью всегда было служение алтарю, изучение Закона и наставление народа в Законе Божием (Лев.10:11. 2Пар.17:8–9. Мал.2:7). Никто кроме них не имел права приближаться к алтарю для возжжения светильников, воскурения фимиама, принесения жертв и совершения разных других священнодействий (Числ.16, 17, 18:1–7). Прочие левиты занимали низшие должности. Они обязаны были служить и помогать священникам в делах их звания и носить скинию со всеми ее принадлежностями, и впоследствии служили при Храме в качестве певцов и музыкантов, также дверников и стражей, занимали также и другие должности. Главным же начальником над священниками и над всем коленом Левия и главным представителем народа относительно веры и богослужения был первосвященник. Превознесенный пред другими особенным обрядом посвящения и украшенный особенными свящ. одеждами (Лев.8, 9. Исх.29:29–30, 30:25–32. Пс.132:2), он не только совершал все обыкновенные службы священников, но имел право распоряжать священнодействиями и однажды в год входить во Святое святых, в день всеобщего очищения (Исх.30:10, Лев.16:2 и д. Евр.9:6–7). Он был главным правителем дел судебных и верховным решителем дел религиозных (Втор.17:8–12); был истолкователем воли Божией и провозвестником истины, давал ответы вопрошающим о воле Божией и возвещал будущее (Исх.28:30. Числ.27:21.1Цар.23:6, 9–12, 28:6, 30:7–8). Эти права и преимущества давали ему самое высокое значение; и нередко верховная власть и достоинство первосвященника соединялись в одном лице. Так Финеес и Илий были начальниками народа и в то же время первосвященниками. В царствование Иоаса народом управлял первосвященник Иодай. И после возвращения иудеев из плена вавилонского, до гонения Антиоха Епифана первосвященники имели весьма большое влияние в государстве; по смерти же Епифана, когда первосвященническое достоинство перешло в род Маккавеев, с ним почти всегда соединялась и верховная власть. Так было до времен Ирода. С этого времени первосвященники сменялись по воле правителей, часто без всякого отношения к наследственному праву и происхождению от Аарона; и наконец, с падением Иерусалима и Храма при Веспасиане, первосвященство иудейское кончилось, уступив место первосвященству И. Христа – Архиерея вечного, по чину Мельхиседека. Слов. Ядк. и Благов.