Обыкновенно словом ангел в Библии обозначается особый род разумных существ. Ангелы в собственном значении слова — существа другого порядка, чем люди: они окружают Бога; или Бог пользуется ими как орудием в управлении миром; через них Он помогает отдельным лицам и народам (Мф 1:20, Дан 10:13). Они — или настоящие духи (Евр 1:14), или имеют тонкое невесомое тело (Срав. ни Лк 20:36 с Флп 3:21), но мы знаем, что они не имеют такого вида, как люди и у них не существует различных полов (Мф 22:30). Без сомнения, они были созданы задолго до сотворения земли. В книге Иов 38:7 говорится о том, что утренние звезды ликовали и все сыны Божий славили Бога, когда Он полагал основания земли. Библия говорит нам, что их очень много (3Цар 22:19, 4Цар 6:16, 4Цар 6:17, Пс 67.18, Мф 26:53, Лк 2:13, Евр 12:22 и дал., Дан 7:10: «тысячи тысяч служили Ему; и тьмы тем предстояли перед Ним»). Они отличаются крепостью и силою, и называются в еврейском тексте «сильными героями» (Пс 102:20, срав. 2Пет 2:11, Откр 5:2, Откр 18:21, Откр 19:17). О их непрестанной деятельности узнаем из Суд 13:20, Ис 6:2 и дал., Дан 9:21 и дал., Деян 27:23, Откр 8:13. Теперь они являются служителями благодати, а в будущем явятся служителями и исполнителями суда (Мф 13:39, Мф 16:27, Мф 24:31, Мф 25:31, 1Фес 4:16). Мы читаем также о различных степенях или чинах между ними. Срав. Кол 1:16, где различаются престолы, господства, начальства и власти, и Еф 3:10, где говорится о начальствах и властях на небесах. Высшие ангельские чины: — херувимы и серафимы, напр.: Гавриил и Михаил. Срав. 1Цар 4:4, Ис 6:2 и дал., Иез 10:1, Дан 8:16, Дан 9:21, Дан 12:1, Откр 12:7. Библия богата рассказами о таких событиях, в которых ангелы принимали участие видимо для людей.
В некоторых местах Священного Писания говорится, что Бог действовал Сам, хотя это действие совершалось через посредство ангелов. Сравни Исх 19:3, Деян 7:53, Гал 3:19.
В главные моменты божественного откровения они особенно проявляли свою деятельность, напр., во время объявления закона на Синае (Гал 3:19, Деян 7:38, Деян 7:53), а также в таких случаях, как Рождество Христово, преображение, молитва в Гефсимании, воскресение и вознесение Иисуса Христа, равно как и при попечении о малом стаде Иисуса: Лк 16:22 (где они приносят Лазаря на лоно Авраамово), Пс 33:8, Мф 18:10 (где говорится об ангелах малых детей на небесах), — они всегда служат лишь орудием в руках Божиих, исполняя Его повеления (Пс 102:20, Пс 90:11, Евр 1:14). Поэтому и не допускается поклоняться им (Откр 19:10, Откр 22:8, Откр 22:9).
В то же время Писание учит нас, что все верующие находятся под их попечением и охраной, что ангелы радуются спасению грешников (Лк 2:10, Лк 15:7, Лк 15:10, 1Пет 1:12, срав. Евр 12:22). В указанных местах говорится о различных ангелах-хранителях. Слова Иисуса в Мф 18:10 показывают нам, что дети находятся под защитой ангелов. Срав. Евр 1:14, где говорится, что они суть «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Когда Петр стучал в ворота дома, где жили христиане, служанка Рода, узнав его голос, сказала, что Петр стоит у ворот, но некоторые из них не поверили ей и сказали, что это ангел (Деян 12:15). Ангелы-хранители различных народов или ангелы, которые наблюдают за различными нациями, как посланники Божий и Его орудия, упоминаются в некоторых местах у Даниила. Так, например, мы читаем о бодрствующих ангелах в видении Навуходоносора (Дан 4:10, Дан 4:14, Дан 4:20); в Дан 10:13, Дан 10:20, Дан 10:21 мы читаем, о князьях-ангелах Персии, Греции и Израиля. Срав. «Михаил Архангел». Некоторые толкователи, как Альфорд и проч. полагают, что и ангелы церквей в Откр 1:20, Откр 2:3 суть то же, что и архангелы.
В духовном и интеллектуальном отношении ангелы, с одной стороны, описываются, как святые, скорые и послушные исполнители воли Божией, исполненные Его славой и участвующие в Его совете (Дан 4:10, Дан 4:14, Мф 25:31); с другой стороны, — как конечные, развивающиеся существа, далекие от совершенства по сравнению с Богом (Иов 4:18, Мф 24:36, срав. 1Пет 1:12). Этим объясняется возможность отпадения: «Ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». (Иуд 1:6); «дьявол и его ангелы» (Мф 25:41, Откр 12:9); «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет 2:4).