Словарь Нюстрема : грех
А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, которые переводятся как Г. или грешить:
1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или «упущение» истинной цели;
2) паша (глагол) и образованное от него сущ. пеша выражает возмущение, протест;
3) ава, прежде всего, означает «кривить», «искривлять». Производное от него сущ. авон следует понимать как «кривду», «уклонение», «преступление»;
4) шага и сущ. шегага выражают присущее человеку блуждание, «заблуждение». В отличие от рус. слова «грех», эти еврейского слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ. оттенка. Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г., который в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред. образ жизни человека. В какой бы форме не проявлялось греховное поведение — как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, — по своей сути Г. всегда означает: «Тебе единому согрешил я» (Пс 50:6). Таким образом, для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей. Г. всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач. вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср. «грех есть беззаконие» — 1Ин 3:4). Само многообразие евр. слов, переведенных как Г., показывает, что полностью уяснить значение понятия «грех» невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его.
Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:
1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г. в области богослужения и культа. Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди — Исх 20:1–11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см. книгу Левит). Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г. (Исх 30:38; Лев 7:25; 1Цар 2:17). Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см. Агг 2:10–13);
2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа. Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см. прежде всего Исх 20:12). Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений. Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г. в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним (2Цар 12:7–12; Ам 5:21–24);
3) Г. всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом. Совершающий Г. живет безбожно; грешник — это человек без Бога.
В. СУЩНОСТЬ ГРЕХА. Библия и, в част. книга Левит, не описывает происхождения зла → зло. Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха. Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу. Запретное древо в раю означает тот предел, который напоминает человеку о его сотворенности, несмотря на всю высоту положения, опред. ему Богом. Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю. Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло. В грехопадении человеческое «я» восстает против ограничений собств. свободы. В этом и проявляется сущность Г.: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств. «я». Грехопадение — это ключевое событие после сотворения мира. В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом. Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества (Рим 5:12).Всякий последующий Г. берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г. Вместе с тем человек изобличается как грешник. Он — тот, кто жаждет Г., ибо восстает против Бога. А поскольку он желает Г., значит, он виновен. Человек в греховном состоянии, виной которому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г. и вынужденный ему подчиниться. Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). Начиная с Августина Блаженного богосл. мысль для обозначения этого состояния использует понятие «первородный грех» или «наследственный грех».
Г. ГРЕХ И ВИНА. Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г. В ней говорится о третьей «действующей силе», помимо Бога и человека: сатане, т.е. дьяволе, или «власти тьмы» (Кол 1:13). Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср. 1Кор 13:5: треч-оулогидзетаи — «не размышляет» о зле, в Синод, пер. — «не мыслит зла»). Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г. Г. — это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий. В евр. яз. корень ашам — «быть виновным» — особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см. выше, 1, А, 3). Вину всегда можно приравнять к нечистоте. При этом различие между невольными (Лев 4:13,22) и сознательными (Чис 15:30) прегрешениями указывает лишь на степень вины. Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость (Иов 15:14; Пс 50:7). Г. приводит человека к вине (Вина) перец Богом, что требует искупления. Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (Жертва). Конечно, с т.зр. НЗ, это только временная возможность уйти от суда, который выносит приговор Г. Но и здесь Г. — это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи — жить как Божие создание.
II. НОВЫЙ ЗАВЕТХотя ВЗ и указывает на гибельность Г. и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г. посредством жертвы Иисуса Христа.
А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г.:
1) греч. глагол хамартано и сущ. хамартиа означают соотв. «промахнуться» и «упущение». Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего. Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр.,Деян 2:38; Евр 1:3), греховная сущность человека (Ин 9:41; 1Ин 1:8) и персонифициров. власть Г. (Рим 5:12; Гал 3:22; Рим 5–12);
2) реже в НЗ встречается слово хамартема, которым иногда обозначаются греховные дела. Пара-коэ подразумевает непослушание, а аномиа — беззаконие. Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г.
Б. ИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:
1) примечат., что Евангелия (за искл. Ев. от Иоанна) весьма редко касаются понятия Г. Иисус не развивает и не систематизирует учения о Г., который для Него — реальность, связ. с человеком. Его проповеди и деяния — это преодоление Г. и спасение от него (Мф 9:13; Лк 5:8). → Искупление, → Прощение, → Жертва (IV). Иисус провозглашает Царство Божие (Мк 1:15), для наступления которого необходимо покаяние в Г. Посредством Иисуса Бог протягивает грешному человеку Свою руку, которая вернет грешника в Его дом (Лк 5:10). По поручению Отца Иисус преодолевает Г. через прощение (Мф 9:2). Христос правомочен делать это, поскольку берет на себя Г. мира (Ин 1:29,36; 1Ин 1:7). Этим он дарует человеку полную свободу (Ин 8:34,36). Своей деятельностью Иисус разделяет человечество, призывая каждого принять решение, на чьей он стороне (Ин 9:41). Отвергающий Его избирает смерть (Ин 8:24); исповедующий Ему свои Г. получает прощение (1Ин 1:9);
2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г. в притче о блудном сыне (Лк 15:11). Г. — это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом. Явление Христа приносит осознание Г. и призывает к покаянию (покаяние). Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г. (Обращение), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;
3) Иисус — это единств, возможность победить Г. Тот, кто отвергает Христа как победителя Г., останется во Г. (Ин 8:21,24). Проклятие.
В. ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ. Подробнее других апостолов о Г. говорит Павел. Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, т.е. Павел, в сущности, также не развивает учения о Г.:
1) осознание Г. Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом (1Кор 15:9; 1Тим 1:15), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу. Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г. Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г.;
2) Г. пришел в мир через Адама (Рим 5:12), и таким образомпроизошло его вторжение в сферу человеч. жизни. Г. — сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, который приступает к человеку как искуситель (Мф 4:1–11; Откр 12:9).0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему (Рим 5:12), и теперь Г. живет в нем (Мф 15:19; Иак 1:14);
3) Г. несет с собой смерть (Рим 6:23), которая также свидетельствует о подверженности человечества Г. (1Кор 15:56). След., Г. — это нечто большее, чем пагубное поведение человека; в конечном счете греховность — это состояние человечества. Люди находятся под властью Г. При этом за Г. как отдельными деяниями следует различать Г. как человеческую сущность, проявлением которой и являются отдельные Г.;
4) наконец, существует еще одна сила, которая квалифицирует многие поступки как Г.: это Закон (Рим 5:13; Гал 3:19), который является не чем иным, как орудием Бога. Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога (Рим 1:21), напр., Г. Адама. Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич. сила Г. В своем «плотском» бытии (- Плоть) человек — это проданный Г. раб (Рим 7:14), Г. владеет им;
5) при всем этом Павел знает, что Г. может быть преодолен Христом (Рим 8:3). Г. действительно был преодолен смертью безгрешного Иисуса, Которого Господь сделал жертвою за Г. (2Кор 5:21). То, что Иисус претерпел на кресте, Он претерпел за грешников, «за нас» (2Кор 5:21; ср. 1Кор 15:3; Гал 1:4). Так, Он искупил человечество, через Него воцарилась благодать (Рим 5:21). Иисус — вечный безгрешный Первосвященник, Который раз и навсегда принес Себя в жертву за Г. (Евр 2:17;). Благодаря жертве Иисуса, для человека, подчиненного Г., забрезжила надежда. В своей вере в Иисуса он вместе с Ним принимает смерть и умирает для Г. (Рим 6:2). Отныне Г. уже не имеет прав на него (Рим 6:13,18), человек в вере жив Богом и Иисусом Христом;
6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г. не означает безгрешности. Верующий еще не достиг совершенства (Рим 8:10), а ждет того (Рим 8:18),чтобы Г. и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса (Рим 8:11; 1Кор 15:26). До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа (1Ин 1:7–10). → Беспорочный (невиновный).
Его сущность: внутреннее сопротивление Богу, отсюда — уклонение от Него, противодействие, вражда. 1Ин 3:4; Иер 2:13; 1Ин 2:15; 2Тим 4:10; 1Ин 2:16; Флп 3:19; Рим 1:23; 2Фес 2:4; Мф 15:19; Рим 14:23; Пс 9:18; 1Фес 4:5; Пс 9:25; Рим 8:7; Пс 2:3; Еф 4:18; Мф 22:5.
Происхождение греха.
В человеческом сердце: Быт 3:5, Быт 3:6; Иак 1:15.
Невидимая сила соблазна: 1Ин 3:8; Ин 8:44; Мф 4:1; Мф 13:28, 39; Лк 22:31; 2Кор 4:4; Откр 12:9, Откр 20:10. Всеобщность греха. 1Цар 8:46. Пс 13:3. Лк 11:13. Ин 3:6. Иов 14:4, Иов 4:17, Иов 4:18. Притч 20:9. Пс 142:2. Рим 3:1, Рим 12:19, 23. Рим 5:12, 18.
Человек развращен грехом. Пс 50:7. Иер 17:9. Ис 1:5. Быт 6:5, Быт 6:8, Быт 6:21. Пс 89:8; 1Ин 1:8, 1Ин 5:19.
Степени греховного развращения.
Относительно праведные: Пс 17:1, Пс 21:1, Пс 25:1. Мф 5:45. Мк 12:34. Лк 2:25. Деян 10:2.
Виновные более и менее: Мф 11:22, Мф 12:41, Мф 11:23, Мф 11:24, Мф 12:31; 1Ин 5:16, 1Ин 5:17; 2Фес 2:3 и далее.
Последствия греха.
Притч 14:34.
Во времени: Проклятие во внешней жизни: Быт 3:16, Быт 3:17, Быт 4:12 и т. д. Ис 3:9. Притч 1:31, 32. Пс 77:59. Пс 105:40−43. Быт 3:19. Рим 6:23. Иак 1:15.
Внутренний суд (совести). Быт 3:8−10. Быт 4:12. Ис 6:5. Ин 8:34. Лк 4:18. Рим 1:24. Ис 59:2. Рим 7:1 Рим 14:1. Ин 8:11; 1Тим 5:6; Еф 2:1.
В вечности: Мф 5:29, Мф 25:41, Мф 25:46. Мк 9:44 и далее. Ис 66:24. Откр 21:27.
Где и в чем выход из состояния греховности?
Не через закон: Рим 3:20, Рим 7:7; Рим 7:8, Рим 9:7: Рим 9:13; 1Кор 15:56.
Через искупление, совершенное Иисусом Христом. Рим 3:24.
Предсказанное в Ветхом Завете: Исх 34:6, 7. Зах 13:1. Ис 1:18. Ис 44:22. Мих 7:18, 19. Пс 102:3.
Осуществленное жизнью и смертью Христа: Ин 1:29; Мф 9:2; Мф 26:28; Рим 3:25; 2Кор 5:21; Кол 2:1−4.
С помощью Иисуса, грех может быть побежден и обезсилен. Рим 6:6; 1Ин 3:9; Откр 21:5.
Грех есть преступление закона. Ис 59:12; Иак 2:9; 1Ин 3:4; Рим 5:13.
Всякая неправда есть грех Исх 20:5, Исх 34:7; Чис 14:18; Втор 5:9; 3Цар 8:47; 2Пар 6:37; Ис 1:4, Ис 13:11, Ис 53:6, Ис 59:12; Иер 30:14; Дан 9:5.
Всякое преступление по заблуждению есть грех Лев 4:2, Лев 4:13, Лев 4:22, Лев 4:27, Лев 5:2−4, Лев 5:15; Чис 15:22, Чис 24:27, Пс 18:12, Евр 5:2.
Всякое упущение долга есть грех Притч 24:11, 12. Ин 9:41, Ин 15:22. Иак 4:17.
Всякое действие, обвиняемое голосом совести есть грех Лк 12:47; Ин 9:41, Ин 15:22; Рим 14:14; 1Кор 8:7.
Всякое дело, совершенное без веры, есть грех Рим 14:23.
Все помышления невозрожденного сердца суть грех Быт 6:5, Быт 8:21. Притч 6:14, Притч 15:26. Ис 59:7. Иер, 17:9, 18:12. Иез 11:2.
Грех вошел в мир чрез Адама. Быт 3:6−12; Рим 15:12, 19; 1Тим 2:14.
Всякий человек зачат и рожден во грехе Быт 8:21. Иов 15:14, Иов 25:4. Пс 50:5, Пс 57:3. Ис 48:8. Ин 3:6.
Всякий человек — грешник. 3Цар 8:46; 2Пар 6:36; Пс 13:1−3, Пс 52:1−3, Пс 105:6; Притч 20:9; Еккл 7:20; Ис 64:6; Иак 3:2; 1Ин 1:8, 1Ин 5:19; Рим 3:10, Рим 3:12, Рим 3:22, Рим 5:12.
Писание показало, что всякий человек — грешник. Гал 3:22.
Почитающий себя без греха
Есть лжец. 1Ин 1:8.
Делает Бога лжецом. 1Ин 1:10.
Иисус Христос Один был без греха Мф 27:24; Ин 8:46; 1Пет 2:22; 1Ин 3:5; 2Кор 5:21; Евр 4:15, Евр 7:26.
Диавол есть творец греха Ин 8:48 и 1Ин 3:8.
Грех происходит из сердца. Пс 94:10. Ис 57:17. Мф 15:19. Мк 7:21−23. Евр 3:10.
Грех назван
Возстанием против Бога. Ис 1:28, Ис 59:13, Ис 65:2. Плач 3:42. Дан 9:5. Тит 1:16.
Мерзким, который Бог ненавидит. Притч 15:9. Иер 44:4.
Плодом похоти. Иак 1:15.
Нечистотою. Лев 15:31, Лев 16:19; Езд 9:11; Иез 24:13, Иез 36:17, Иез 36:25, Иез 36:29; Зах 13:1; Мф 15:18−20; Мк 7:20−23; Иак 1:27; 2Пет 2:20; 2Кор 7:1; 1Фес 4:7.
Делами тьмы. Ис 29:15. Рим 13:12. Еф 5:11.
Делами диавола. Иак 8:41, 44; 1Ин 3:8.
Делами плоти. Гал 5:19.
Делами мертвыми. Евр 6:1, Евр 9:14.
Жалом смерти. 1Кор 15:56.
Жить во грехе значит
Жить по плоти. 2Пет 2:10; Рим 7:5, Рим 8:1, Рим 8:5; 2Кор 10:2; Гал 5:13.
Повиноваться похотям плоти. 1Пет 1:14, 1Пет 4:2, 1Пет 4:3; 2Пет 2:10, 2Пет 3:3.
Иуд 1:16; Рим 1:24, Рим 7:5, Рим 13:14; Гал 5:16; Еф 2:3; Кол 3:7; 1Фес 4:5.
Быть во тьме. Притч 2:13; Ис 9:1; Мф 4:16; Лк 1:79, Лк 11:34; Деян 26:18; 1Ин 1:6, 1Ин 2:11; Рим 1:21; Еф 5:8.
Закон Божий
Дан, чтобы обуздывать грех Гал 3:19; 1Тим 1:9, 10.
Нарушен всецело чрез один грех Иак 2:10−11; 1Ин 3:4; Гал 3:10.
Проклинает всякого делающего грех Втор 27:15−26, Втор 28:15−20. Гал 3:10.
Дает познание о грехе Рим 3:20, Рим 4:15, Рим 5:13, Рим 7:7, Рим 7:13.
Возбуждает своею строгостию грех Рим 7:5, Рим 7:8, Рим 7:11.
Есть сила греха. 1Кор 15:56.
Закон иудейский.
Осуждал грешника на смерть. Лев 20:9, Лев 20:10, Лев 24:11−17. Чис 15:32−36; Втор 24:16; 4Цар 14:6; 2Пар 25:4; Евр 10:28.
Установил очистительные жертвы за грех Исх 29:36; Лев 4:2−4, Лев 5:5−10, Лев 16:19; Евр 5:1.
Грех бесчестит Бога. Ис 65:7; Рим 2:23.
Бог
Смотрит на грех как на мерзость. Втор 17:2, Втор 25:16; Пс 5:5, Пс 10:23, Пс 44:7, Пс 61:8; Притч 3:32, Притч 6:16−19, Притч 11:1, Притч 11:20, Притч 12:22, Притч 15:9, Притч 15:26, Притч 20:23; Иер 44:4.
Негодует против греха Быт 38:10; Втор 9:18; 2Цар 11:27; 3Цар 14:22; 4Цар 17:17; 1Пар 21:7; Ис 43:24, Ис 59:15, Ис 65:12.
Примечает грех Иов 10:6, Иов 10:14, Иов 11:11, Иов 14:16, Иов 34:21, Иов 34:22; Пс 9:12, Пс 9:35−37, Пс 89:8, Пс 93:4−10. Притч 24:12. Иер 16:17.
Воспоминает грех Пс 9:12. Иер 14:10. Иез 21:28. Ос 7:2, Ос 8:13, Ос 9:9. Откр 18:5.
Раздражается по причине греха Чис 32:14; Втор 9:18, Втор 32:16; 3Цар 14:22, 3Цар 16:2; Пс 77:56−59, Пс 105:29; Ис 64:5; Иер 32:30, 31; Плач 3:42, 43; Иез 7:8; Дан 9:16.
Наказывает за грех Лев 26:1: Лев 21:28; 2Пар 6:36; Езд 9:13; Пс 38:11, Пс 88:30−32, Пс 105:43, Пс 106:10−12; Ис 57:17, Ис 64:7; Иер 2:14−17, Иер 30:14, Иер 30:15; Плач 1:5.
Не наказывает в той мере, как заслуживает грех Езд 9:13. Иов 11:6. Пс 102:10. Плач 3:22.
Наказывает грех Исх 32:34; Чис 14:34; 1Цар 3:13; Пс 106:34; Ис 26:21, Ис 42:24, Ис 65:7; Иер 8:14, Иер 13:22, Иер 14:10, Иер 16:18; Плач 4:13; Иез 14:13, Иез 39:23; Дан 9:11; Ос 8:13, Ос 9:9; Ам 3:2.
Может Один прощать грех Дан 9:9. Мих 7:18. Мк 2:7. Лк 5:21.
Обещает прощать грех 2Пар 7:14; Ис 1:18, Ис 40:2; Иер 31:34, Иер 33:8; Мал 3:17; Евр 8:12.
Прощает грех Неем 9:17; Пс 31:5, Пс 84:2, Пс 98:8, Пс 102:3; Ис 43:25, Ис 55:7; Мих 7:18, Мих 7:19; 1Ин 1:9; 2Кор 5:19; Еф 4:32; Кол 2:13.
Снимает грех Исх 34:7; Чис 14:18; Ис 6:7; Мих 7:18; Зах 3:9; Рим 11:27.
Обещает очистить от греха Иер 33:8; Иез 36:25, Иез 36:29, Иез 37:23.
Очищает от греха Пс 50:2; Деян 3:26; 1Ин 1:9; 1Кор 6:11.
Хранит от греха Быт 20:6; 1Цар 2:9; Пс 55:13, Пс 65:9, Пс 93:18, Пс 115:8, Пс 120:3. Иуд 1:24, 1Фес 3:13.
Никто не может оправдаться от греха Иов 9:2, Иов 9:28−31; Пс 129:3; Иер 2:22.
Никто не может изгладить свой грех Иер 2:22.
Никто не может совершить очищения за свой грех Мих 6:7.
Никто не может очиститься от греха Притч 20:9. Иер 13:23, Иер 17:1.
Бог заставил литься источник за грех Зах 13:1.
Иисус Христос
Послан снять грех Ин 1:29; Деян 5:31; 1Ин 3:5; Евр 9:26.
Приходил спасти грешников. Мф 1:21, Мф 9:13, Мф 18:11; Мк 2:17; Лк 5:32; 1Тим 1:15.
Предал Себя за грех Гал 1:4; Тит 2:14.
Умер за грех Ис 53:8; 1Пет 3:18; Рим 6:10; 1Кор 15:3.
Умер за грешников. 1Пет 3:18; Рим 5:6, 8; Евр 2:9, Евр 9:15.
Был умилостивлением за грех Ис 53:5, 10; Дан 9:24; 1Ин 2:2, 1Ин 4:10, Рим 3:24.
Поднял на Себя все грехи Ис 53:11, Ис 53:12; 1Пет 2:24; Рим 4:25; 2Кор 5:21.
Стяжал Своею кровию отпущение греха Мф 26:28. Еф 1:7. Кол 1:14.
Мы искуплены Его кровию от греха 1Пет 1:18−19. Еф 1:7. Кол 1:14. Тит 2:14.
Пришел, чтобы спасти нас и отвлечь от греха Мф 1:21; Деян 3:26; 1Ин 3:5.
Очищает Своею кровию от греха 1Ин 1:7. Тит 2:14. Евр 1:3, Евр 9:14. Откр 1:6.
Благодать преизобиловала там, где грех умножился. Рим 5:20.
Останемся ли мы во грехе, чтобы умножилась благодать? Рим 6:1, 15.
Христос не есть служитель греха Гал 2:1,. 7.
Прощение бывает за всякий грех Пс 24:11; Ис 1:18; Иер 33:8; Мф 12:31−32; Мк 3:28; Лк 7:47.
Есть грех к смерти. 1Ин 5:16; Евр 6:4−6.
Грех против Духа Святого не будет прощен. Мф 12:31−32; Мк 3:29; Лк 12:10.
Злой
Любит грех Еккл 8:11; Ис 51:4; Мих 3:2; 2Фес 2:12.
Имеет сердце, исполненное греха Быт 8:21. Пс 5:9. Еккл 9:3. Иер 4:14, Иер 17:1, Иер 17:9. Мф 15:19, Мф 23:28. Мк 7:21−23.
Имеет только греховные мысли. Быт 6:5. Пс 139:2. Ис 59:7. Иер 4:14, Иер 6:19. Иез 11:2. Мих 2:1. Мф 9:4. Кол 1:21.
Размышляет только о грехе Неем 6:2. Пс 9:23, Пс 34:4, Пс 35:4, Пс 36:12, Пс 61:3. Притч 6:14, Притч 12:20, Притч 16:30, Притч 24:2. Ис 32:6, Ис 59:13. Иер 18:18. Наум 1:11.
Произносит только слова греха Пс 5:9, Пс 9:28, Пс 35:3, Пс 49:19, Пс 51:3, Пс 58:12, Пс 63:3, Пс 139:3. Притч 10:32, Притч 24:2. Ис 32:6, Ис 59:3. Мф 12:34. Иак 3:6. Рим 3:13, 14.
Предан греху 2Пар 28:19, 2Пар 33:6; Пс 7:14; Притч 28:5; Иер 8:5; 1Пет 4:3; 1Фес 4:5; Еф 4:19.
Наслаждается грехом Притч 2:14; Ос 7:3.
Совершает грех всеми своими действиями. Притч 21:10; Иер 13:23.
Совершает грех от юности своей. Пс 57:8. Ис 47:12, Ис 48:8. Иер 32:30.
Не перестает делать грех Притч 4:16; Иер 8:5; 2Пет 2:14.
Искусен делать грех Иов 15:16. Иер 4:22, Иер 13:23.
Умер во грехе Иуд 1:8. Еф 2:1. Кол 2:13.
Продан греху 3Цар 21:20, 25; 4Цар 17:17.
Есть раб греха Ин 8:34; 2Пет 2:19; Рим 3:9, Рим 6:16; Еф 2:3; 1Фес 4:5; Тит 3:3.
Извиняет грех Быт 34:30, 31; 1Цар 13:11, 12; Притч 14:9.
Держит защитительную речь в пользу греха 1Цар 15:13−15; Пс 72:12, 13; Иер 44:17−19; Мал 3:14, 15.
Поощряет себя благополучною жизнью во грехе Втор 32:3, 15; Пс 9:25−27.
Поощряет себя безнаказанностью за грех Пс 9:26, Пс 9:27, Пс 49:21, Пс 63:5; Еккл 8:11; Иез 9:9; Соф 1:12; Мал 2:17.
Разсчитывает на безнаказанность за свой грех Пс 9:27, Пс 49:21, Пс 93:7. Мих 3:11.
Хвалится и превозносится грехом Пс 35:2. Флп 3:19.
Совершает нагло и бесстыдно грех Ис 3:9. Иер 6:15, Иер 8:12. Соф 3:5.
Обвиняет других в своем грехе Быт 3:12. Исх 32:22−24.
Обвиняет Бога в своем грехе Быт 3:12. Иер 7:10. Мал 2:17.
Старается скрыть свой грех Быт 3:8, Быт 3:10, Быт 37:20; Нав 7:21; Иов 24:15, Иов 31:33; Притч 28:13, Притч 30:20; Ис 29:15; Иез 8:12; Еф 5:12.
Отказывается от своего греха 1Цар 15:20, 21; Иер 2:35; 1Ин 1:8, 10.
Увлекает и других в свой грех Исх 23:33; 1Цар 2:24; 2Цар 28:19; 3Цар 14:16, 3Цар 16:2, 3Цар 22:53; 4Цар 3:3, 4Цар 10:29, 4Цар 14:24, 4Цар 21:16; Неем 13:26; Притч 1:11−14, Притч 28:10; Ис 1:4; Иер 6:28; Мал 2:8; 2Пет 2:18, 2Пет 3:17.
Одобряет грех других. Ос 7:3. Рим 1:22.
Преисполнен греха Пс 37:4; Езд 9:5; Ис 1:4; 2Тим 3:6.
Не раскаивается во грехе Иер 5:3, Иер 8:6. Мф 21:32. Откр 2:21, Откр 9:20, Откр 9:21, Откр 16:9, Откр 16:11.
Пребывает твердым во грехе Чис 32:14. Неем 9:28. Пс 77:17. Иер 8:5. Ос 13:2.
Накопляет грех на грех 3Цар 16:31; 2Пар 28:22, 2Пар 36:14. Иов 34:37. Ис 30:1. Иез 16:51. Ос 12:2. Ам 4:4; 2Тим 3:13.
Дополняет меру своего греха Быт 15:16. Иез 35:5. Иоиль 3:13. Мф 23:32, 1Фес 2:16.
Умирает во грехе Чис 27:3. Иез 3:18−20, Иез 33:8, Иез 33:9. Ин 8:21, 24.
Грешник делает зло сто раз и проч. Еккл 8:12, 13.
Грех злого показывает, что он не имеет страха Божия. Пс 35:1.
Один грешник разстраивает великое благо. Еккл 9:18; Нав 7:1, 25; Тит 1:10, 11.
Блудник грешит против своего тела. 1Кор 6:18.
Творящий грех есть от диавола. Ин 8:44; 1Ин 3:8−10.
Горе тому, кто присовокупляет грех ко греху Ис 5:18, Ис 30:1.
Грех называется
Большим. Быт 13:13, Быт 39:9; Исх 32:30; 1Цар 2:17; 2Цар 24:10; 1Пар 21:8; 2Пар 26:16; Пс 24:11; Иер 13:22; Ин 19:11.
Сложным. Ам 5:12.
Усиленным. Езд 9:6. Ис 59:12. Иер 14:7. Иез 16:51. Ос 12:2. Ам 4:4, Ам 5:12. Мф 24:12.
Тяжким. Быт 18:20.
Совершенным по гордости. Чис 15:30. Втор 17:12. Пс 18:13.
Обольстительным. Рим 7:11. Еф 4:22. Евр 3:13.
Постыдным. Притч 14:34; Рим 6:21; 2Кор 4:2.
По привычке. Иер 8:5; 2Пет 2:14; Евр 12:1, 11.
Явным. Ос 7:1; 1Тим 5:24.
Тайным. Пс 18:12, Пс 89:8. Еккл 12:16.
Красным, как пурпур. Ис 1:18.
Превосходящим по числу волосы на голове грех Пс 37:4, Пс 39:12.
Восходящим до неба. Быт 4:10; 2Пар 28:9; Езд 9:6; Иер 51:9; Ин 1:2; Откр 18:5.
Грех увеличивается чрез презрение голоса совести. Лк 12:47; Ин 3:19, Ин 9:41, Ин 15:22; Тит 3:11.
Грешники должны
Исповедывать грех Лев 5:5, Лев 26:40; Чис 5:6, 7; Суд 10:10; 3Цар 8:47; 2Пар 6:37; Езд 10:11; Неем 1:5−7, Неем 9:2; Иов 33:27; Пс 31:5, Пс 50:3−5, Пс 105:6; Ис 59:12, 13; Иер 3:13, Иер 3:25, Иер 14:20; Плач 3:42; Дан 9:5; Иак 5:16.
Стыдиться и смущаться своих грехов Езд 9:6. Иер 31:19. Иез 16:63. Дан 9:7, 8.
Оплакивать грех Пс 37:17, 18; Ис 61:3; Иер 3:21; Мф 26:75.
Отвращаться от греха Пс 33:14, Пс 36:27; 2Пар 6:26; Иез 14:6, Иез 18:30.
Не совершать более грехов Иов 36:21; Ин 5:14, Ин 8:11; 1Ин 2:1; 1Кор 15:34; Тит 2:12.
Очищаться от греха Ис 1:16. Иер 4:14. Иак 4:8.
Ненавидеть грех Иез 36:31. Ам 5:15.
Отвергнуть далеко грех Иов 11:14, Иов 22:23. Иез 18:31.
Если бы кто из нас согрешил, то мы имеем Ходатая и т. д. 1Ин 2:1.
Кто исповедует и оставляет свой грех, получит милосердие и прощение. Пс 31:5; Притч 28:13; Ис 55:7; Иер 36:3; 1Ин 1:9.
Кто скрывает свой грех, тот не будет благоденствовать. Иов 31:33. Притч 28:13.
Если злой отвращается от греха и проч., будет жить. Иез 18:21, Иез 18:27, Иез 33:14−16.
Верные должны
Ненавидеть грех Пс 96:10, Пс 118:163; Притч 8:13; Рим 12:9.
Очищаться от всякого греха 1Пет 1:22, 1Пет 2:1; 1Ин 3:3; 2Кор 7:1.
Избегать греха Иов 11:14; Иак 1:27; 1Пет 2:11; Еф 4:25−31, Еф 5:3; Кол 3:8; 2Тим 2:19; Евр 12:1.
Избегать всякого вида греха 1Фес 5:22.
Остерегаться греха Пс 4:4, Пс 38:1; 1Кор 10:12; Гал 6:1; Евр 12:15.
Умерщвлять грех Рим 8:13. Кол 3:5.
Вести борьбу против греха Рим 7:23. Евр 12:4.
Отказываться от всего, что может увлечь в грех Мф 5:29, Мф 5:30, Мф 18:8, Мф 18:9. Мк 9:43.
Не участвовать в грехах злых. 2Кор 6:14, 17; Еф 5:11; 1Тим 5:22; Откр 18:1.
Обличать грешников. Лев 10:17; Мф 18:15; Лк 17:3; Гал 6:1; Еф 5:11; 1Фес 5:14.
Удаляться от грешников, чтобы избегнуть их наказания. Чис 26:26; Иер 51:6; Еф 5:6, 7; Откр 18:4.
Верующие
Постоянно ведут борьбу против греха 1Пет 2:11; Рим 7:23; Гал 5:17; Евр 12:4.
Не служат более греху Рим 6:6, 14.
Свободны от греха Рим 6:14, Рим 6:18, Рим 6:22, Рим 8:2.
Совлечены от греха Еф 4:22; Кол 2:11.
Умерли для греха 1Пет 2:24; Рим 6:2, Рим 6:11, Рим 8:10.
Перестали совершать грех 1Пет 4:1.
Не грешат. 2Цар 22:21−25; Иов 1:22, Иов 2:10, Иов 23:11, Иов 23:12, Иов 31:5−10; Пс 7:3, Пс 16:1−5, Пс 17:21−24, Пс 36:31, Пс 58:3; 1Ин 3:6, 1Ин 5:18.
Имеют прощение своих грехов 1Ин 2:12; Еф 4:32; Кол 2:13, Кол 3:13.
Стыдятся своих прошлых грехов Рим 6:21.
Питают отвращение к самим себе за свои грехи Иов 42:6. Иез 20:43, Иез 36:31.
Кто рожден от Бога, тот не грешит. 1Ин 3:6, 1Ин 3:9, 1Ин 5:18.
Гибельное состояние вернаго, впадающего в грех 2Пет 2:20, 2Пет 2:21; Евр 6:4−6, Евр 10:26.
Если праведный согрешит, то умрет. Иез 3:20, Иез 18:24−26, Иез 33:13, Иез 33:18.
Праведный, который грешит, подобен испорченному источнику. Притч 25:26.
Бог не пощадил ангелов согрешивших. 2Пет 2:4; Иуд 1:6.
Мы должны молить Бога о том, чтобы
Открыл нам наши грехи Иов 13:23, Иов 34:32.
Предохранял нас от греха Пс 18:13, Пс 118:133, Пс 140:3, Пс 140:4.
Прощал нам наши грехи Исх 34:9; Пс 24:18, Пс 50:9, Пс 78:9; Ос 14:2; Мф 6:12; Лк 11:4; Иак 5:15.
Забывал наш грех Пс 24:7, Пс 78:8.
Избавил нас от греха Пс 38:8. Мф 6:13. Лк 11:4.
Очистил нас от греха Пс 18:21, Пс 50:2, Пс 50:7.
Страх Божий предохраняет от греха Исх 20:20. Пс 4:4. Притч 14:16, Притч 16:6.
Слово Божие сохраняет от греха Пс 36:31, Пс 118:9, Пс 118:11.
Блажен, кто не совершает грех Пс 1:1, Пс 118:1, Пс 118:3.
Блажен, кто имеет прощение своих грехов Пс 31:1; Рим 4:7.
Во многословии есть грех Притч 10:19; Еккл 5:3, Еккл 5:7, Еккл 10:13, Еккл 10:14.
Язык есть целый мир греха Иак 3:6.
Бог заставляет людей знать свои грехи Иов 36:9; Пс 49:16−21; 1Кор 11:32.
Бог открывает людям их грехи чрез Своих посланных. 2Цар 12:7, 2Пар 36:15; 4Цар 17:13; Неем 9:30; Ис 58:1; Иер 18:11, Иер 25:4, Иер 25:5, Иер 26:13, Иер 35:15, Иер 44:4; Иез 2:3−5, Иез 3:17, Иез 16:2, Иез 33:7; Мих 3:8; Деян 7:51−53.
Дух Святый обличает в грехе Ин 16:8, 9.
Служители Божии должны
Увещавать грешников обратиться от их грехов Ис 58:1; Иер 7:2, Иер 7:3, Иер 26:2, Иер 26:3; Иез 2:3−5, Иез 3:17−21, Иез 33:7−9; Дан 4:27; Мих 3:8; Зах 1:3.
Увещавать верных остерегаться греха Иез 3:21, Иез 33:12; 1Пет 2:11; Рим 8:13, Рим 13:13; 1Кор 10:12; Гал 5:13, Гал 6:1; Еф 4:17; Кол 3:8; 1Фес 4:6; 2Тим 2:22; Тит 2:6.
Обличать с кротостью грех 1Тим 5:1, 2; 2Тим 4:2.
Обличать со властию и смело. 1Тим 5:20; Тит 1:13, Тит 2:15.
Отвергать упорного грешника. Тит 3:10, 11.
Возвещать прощение грехов Ис 40:2; Лк 24:47; Деян 10:45, Деян 13:38; 2Кор 5:19.
Кто обращает грешника, тот покрывает множество грехов Иак 5:20.
Грех делает молитву недействительною. Пс 65:18. Притч 15:29, Притч 28:9. Ис 1:15, Ис 59:2. Плач 3:42, Плач 3:44. Ин 9:31.
Грех удаляет благословения Божии. Чис 14:34; Нав 5:6; 1Цар 2:29, 30; Пс 80:13−16; Ис 48:13; Иер 5:25, Иер 18:10; Ос 13:14.
Грех делает то, что Бог закрывает Свое лицо. Втор 31:17, Втор 31:18, Втор 32:20; Ис 57:17, Ис 59:2, Ис 64:7; Иер 33:5; Иез 39:23, 24.
Грех будет свидетельствовать против грешника. Ис 3:9, Ис 59:12. Иер 14:7. Ос 5:5, Ос 7:10. Иак 5:3.
Грех будет объявлен рано или поздно. Иов 20:27; Притч 26:26; Еккл 12:16; 1Кор 4:5; 1Тим 5:24.
Грех не останется безнаказанным. Чис 32:23; Притч 5:22, Притч 11:6, Притч 11:21, Притч 13:6, Притч 16:5, Притч 17:5, Притч 19:9, Притч 28:20; 2Пет 2:3; Евр 2:2.
Грех привлекает свое наказание. Иов 31:3. Притч 5:22, Притч 13:6, Притч 13:21. Пс 7:14−16. Плач 5:7.
Каждый понесет наказание за свой грех Втор 24:16; 4Цар 14:6; 2Пар 25:4; Иер 31:30; Иез 18:20; Гал 6:5.
Душа, которая будет грешить — умрет. Иезек 18, 4, 20.
Грех приводит
К угрызению совести. Пс 37:3, Пс 37:4, Пс 39:12; Притч 5:11−13; Рим 2:9.
К стыду. Притч 14:34. Иер 3:25, Иер 31:19. Иез 16:52.
К скорбям. Иов 20:11. Пс 105:43, Пс 106:17. Притч 22:8. Иер 4:18, Иер 13:22, Иер 30:14, Иер 30:15.
К болезням. Лев 26:16; 2Цар 21:12−15; Иов 20:11, Иов 33:19−22; 1Кор 11:30.
Грех иногда наказывается смертью. Чис 14:37, Чис 16:28, Чис 16:33, Чис 25:1−9; Нав 22:20; 1Цар 2:31−34; Иов 4:8, Иов 4:9, Иов 21:21, Иов 22:16, Иов 36:14; Пс 33:21, Пс 54:23, Пс 93:23; Притч 11:19. Еккл 8:13. Деян 5:5−10, Деян 12:23.
Бог изглаживает грешника из книги жизни. Исх 32:33. Пс 68:28. Откр 21:27.
Грех исключает от неба. Мф 1:23; Лк 13:27, 28; 1Кор 6:10, 1Кор 15:50; Гал 5:19−21; Еф 5:5; Откр 21:27, Откр 22:15.
Грех приводит к вечной гибели. Пс 54:23; Мф 13:41, Мф 13:42, Мф 25:41−46; Ин 5:29; 2Пет 3:7.
Земля была проклята по причине греха Быт 3:17, 18.
Труд и болезни явились вследствие греха Быт 3:16, Быт 3:19, Быт 3:23; Иов 14:1.
Смерть телесная есть следствие греха Быт 2:1: Быт 17:3: Быт 17:19; Рим 5:12.
Смерть вечная есть
Следствие греха Иак 1:15; Рим 6:16, Рим 6:21, Рим 8:13.
Возмездие за грех Рим 6:23.
Наказание за грех Быт 2:17; Пс 91:7; Ис 66:24; Иер 31:30; Иез 18:4, Иез 18:18; 2Пет 3:7; Рим 1:32; 2Кор 1:9; Откр 21:8.
Грех есть знак зверя. Откр 13:16, Откр 14:9, Откр 14:10.
Примеры: Аарон. Исх 32:21. Чис 12:11. Соглядатаи, посланные в Ханаан. Чис 14:36. Корей, Дафан и Авирон. Чис 16:26, 30. Валаам. Чис 22:34. Моисей и Аарон. Чис 20:12, Чис 27:14; Втор 32:51; Пс 105:32, 33. Ахан. Нав 7:1, 20. Сыновья Илия. 1Цар 2:17. Саул. 1Цар 15:19, 24; 1Пар 10:13. Давид. 2Цар 12:9, 2Цар 12:13, 2Цар 24:10; 1Пар 21:17; Пс 40:4. Семей. 2Цар 19:20. Иеровоам сын Навата. 3Цар 14:16. Вааса. 3Цар 15:34. Ахав. 3Цар 16:31, 3Цар 21:19−22. Охозия. 3Цар 22:53. Иорам. 4Цар 3:3. Ииуй. 4Цар 10:29. Иеровоам, сын Иоаса. 4Цар 14:23, 24. Манассия. 4Цар 21:16. Озия. 2Пар 26:16. Ахаз. 2Пар 28:22. Иов. Иов 7:20. Иуда. Мф 27:4. Ин 19:11.