1) ключ (евр. бэер), колодец «с живой (свежей) водой» (Быт 26:19); так говорится о 12 источниках (Исх 15:27), и о колодце в Чис 21:17;
2) искусственные водоемы, т.е. вырытые колодцы, где накоплялась вода (евр. бор, яма; Втор 6:11; Неем 9:25). Укажи разницу между водой в источнике и водой в вырытой яме. Господь жалуется, что люди не понимают этой разницы (Иер 21:13). Такие водоемы или ямы высекались в скалах или вырывались в земле и обкладывались камнем для того, чтобы туда стекала дождевая вода; эти колодцы прикрывали камнем или чем-либо подобным (2Пар 17:19) только для того, чтобы предупредить несчастие (Лк 14:5); но иногда, из ненависти, их заваливали (Быт 26:15). Пустые водоемы служили также тюрьмами, местами для укрытия, как своего добра, так нередко и самих себя, от врагов (Быт 37:22; 2Пар 17:18; Иер 38:6; Иер 41:9). В виду того, что водоемы и источники имели большую ценность в жаркой стране, из-за них нередко спорили (Быт 21:25, Быт 21:30); срав. Чис 21:22. Около колодцев было удобное место для остановок путешественников, для отдыха армий, для постройки новых селений, отчего слова Веер и Айн (колодец) часто входят в состав слов, напр., Беер-Шива, Ен-Ганним и т.п. Срав. «Айн». Из колодцев достают воду при помощи ворота, но чаще опускают руками сосуд на веревке. На краях наружных камней у колодцев от веревок остались глубокие борозды. По вечерам, когда женщины приходят наполнить свои водоносы, — стада бегут к стоящим около колодца корытам и приближаются жаждущие путешественники. Получается очень живописная картина, похожая на картину из древних времен (Быт 24:11 и дал.; Исх 2:16 и дал.).
Слова «колодец» и «источник» употребляются и в переносном значении: об истечении у женщин (Мк 5:29); о колодце бездны (Откр 9:1); чтобы определить начало или происхождение (Ис 51:1; Пс 67.27); (евр. «в колодце Израиля»); о неистощимости даров Божиих и даже о собственном существе Бога (Пс 45:5; Иер 2:13; Иер 17:13; Зах 13:1).