1) Первоначально это слово употреблялось в значении противника вообще. Так, например, в Чис 22:22, Чис 22:32 (евр. текст) говорится, что ангел Господень вышел против Валаама, как сатана, т.е. противник, чтобы свести его с этого злого пути. Также в 3Цар 5:4 (евр. текст) написано: «нет противника (сатаны) и нет более препон». В этом смысле Иисус обратился к Петру (Мф 16:23, Мк 8:33). По всей вероятности, слово сатана имеет это же общее значение, также и в Пс 108:6.
2) В более особом значении это слово употребляется в трех местах Ветхого Завета и часто в Новом Завете по отношению к самому упорному противнику Бога и всего доброго. Так, мы читаем в 1Пар 21:1, что сатана внушил Давиду исчислить народ (в параллельном месте 2Цар 24:1 сатана назван «гнев Господень»); в кн. Иак 1-2 гл. сатана выступает против Иова, и у пророка Захарии 3 гл. он является противником первосвященника Иисуса. Откр 20:2 называет его драконом, древним змеем, который есть диавол и сатана. Иисус отогнал его от Себя, назвав сатаною (Мф 4:10). По Лк 10:18, Иисус видел сатану, спадшего с неба, подобно молнии. Может быть, эти слова указывают на изгнание бесов, или на первоначальное изгнание сатаны из мира света и истины (Иуд 1:6, 2Пет 2:4). Но эти слова также можно понять, — и это всего вернее — как пророчество о конечном поражении, которое понесет сатана, когда Бог мира сокрушит его под ногами верующих (Рим 16:20), в то время, когда он будет скован на тысячу лет (Откр 20:2) и освобожден на малое время (Откр 20:7), будет ввержен в озеро огненное (Откр 20:10). До тех пор, пока это не сбудется, сатана действует всевозможными способами, чтобы удерживать людей во зле и препятствовать устроению Царства Христова. Он препятствует действию Слова Божия (1Фес 2:18), похищает посеянное в сердцах человеческих (Мк 4:15), влагает в сердца злые планы и намерения (Деян 5:3), искушает людей под видом ангела света 2Кор 11:14, вселяется внутрь их (Лк 22:3) и мучает их болезнями и тому подобн. (Лк 13:16), к чему некоторые применяют слова ал. Павла о предании сатане во измождение плоти для того, чтобы дух был спасен в день Господень (1Кор 5:5); и о предании Именея и Александра сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим 1:20). Сатанинскою синагогою (сборищем) называются такие люди, которые объединились на почве лицемерия и греха (Откр 2:9, Откр 3:9), такие, которые всецело отдали себя во власть сатаны (Откр 2:13) и погрузились в глубины сатанинские (Откр 2:24).
3) Сатаною Писание называет и подчиненных диаволу духов. Так, у Мф 12:26 говорится, что сатана сатану не изгоняет (Мк 3:23, Мк 3:26, Лк 11:18); во 2Кор 12.7 говорится об ангеле сатаны (Лк 10:18). см. также Мк 5:9, Еф 6:12. Срав. «диавол».


