Словарь Нюстрема : сын
I. 1) рождение С. — это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Быт 17:16; Быт 21:2; Быт 30:12–24; Суд 13:2–5; 1Цар 1:11; Лк 1:13–17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт 16:1; Быт 30:3,6);
2) евр. слово бен, означающее «сын», употребляется и в более широком смысле. Так, напр., им обозначаются: а) потомки вообще: внуки, правнуки, а также более поздние поколения (напр., Мф 1:1). Там, где речь идет о длинной череде поколений, нередко говорится о «сынах сынов» (Суд 12:14, 1Пар 8:40 — в Синодальном переводе — «сыновья и внуки»; Быт 45 — в Синодальном переводе — «сыны сынов»; Исх 10:2; Исх 34:7, в последнем случае в Синодальном переводе — «дети детей»); б) люди, составляющие нац., религ., соц., нравств.-этическую или др. общность, напр. «сыны Сиона» (Пс 149:2), «сыны Вавилона» (Иез 23:15), «сыны пророческие» (3Цар 20:35; Ам 7:14), «сыны Белиала» (т.е. служащие злому духу Белиалу, — 2Цар 7:10, ср. 2Кор 6:15, в Синодальном переводе — «люди нечестивые»), «сыны смерти» (1Цар 26:16, в Синодальном переводе — «вы достойны смерти»), «сыны нищеты» (Притч 31:5, в Синодальном переводе — «угнетаемые»); в) детеныши зверей (Пс 146:9, в Синодальном переводе — «птенцы воронов») и ветви растений (Быт 49:22, в Синодальном переводе — «отрасль и ветви»);
3) в НЗ С. названы и те, кто благодаря апостольской проповеди пришел к вере (1Тим 1:2; 1Пет 5:13). Ср. также → Дети, сыновья, младенцы, чада, I.
II. 1) в законе Божьем изложены права и обязанности С. (→ Дети, сыновья, младенцы, чада, IV); они должны подчиняться отцу, который, впрочем, не должен злоупотреблять своей властью. «Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Притч 10:1; ср. Притч 19:13). Широко распростр. на Ближнем Востоке жертвоприношение первородного С. (4Цар 3:27; 4Цар 16:3; 4Цар 17:31; 4Цар 23:10; Мих 6:7) у израильтян было запрещено Законом (Лев 20:1–5; Втор 18:10). Распад семьи, восстание детей против родителей рассматриваются как признаки надвигающейся гибели народа (Мих 7:6; Мал 4:5−6);
2) важен уклад и порядок жизни С., живущих в доме отца (ср. Быт 27:1; Быт 33:1; Быт 37:1; Быт 45:1). Любая обида ощущается гораздо острее тогда, когда братья живут в одной семье (Притч 18:19). Поэтому мир в семье находится в руках С., и его сохранение является их первейшей задачей (Пс 132:1). Среди С. первенец имеет преимущ. положение. → Первородство.
III. Бог тоже → Отец и имеет сыновей. В ВЗ весь народ Израиля считается сыном Божьим (Исх 4:22; Ос 11:1). Господь обетовал Давиду потомка (2Цар 7:12–16), который особым образом станет Сыном Богу. Это обетование исполнилось в → Иисусе Христе, так что НЗ главным образом называет Сыном [греческое гюйос] Божьим Иисуса, а верующих — чадами [греческое текна] Божьими. В иудаизме эпохи «второго храма» не только весь народ Израиля рассматривался как С. Божий, но и отдельный израильтянин, который, будучи потомком Авраама по плоти, наследовал его обетование (ср. Рим 9:4), считался С. Божьим. Иисус же разграничивает → усыновление и происхождение по плоти (Ин 8:37,41–44): только тот, кто делает дела Авраама, унаследовав его живую веру, принадлежит к его С. (Ин 8:39), и этих С. Авраама принимает Христос (Евр 2:16). Так исполняется Евангельская весть о том, что все, принявшие Христа верою, становятся С. Божьими (Ин 1:12; Гал 3:26), а вместе с тем и С. Авраама (Ин 1:29). Чтобы сделать людей С. Божьими, и принял смерть Иисус Христос (Ин 11:51).
Например, в 1Пар 4:1 Фарес, Есром, Харми, Хур и Шовал названы сыновьями Иуды, хотя их родословие протянулось от переселения Иакова в Египет до входа Израиля в обетованную землю (то есть более, чем на 300 лет) (см. схемы ниже).
Иуда (как в 1Пар 4:1)
Фарес, Есром, Харми, Хур, Шовал
фактически
Иуда
Фарес, Зара (в Египет)
Есром
Завдий
Иерахмеил,
Арам, Халев
Хур (Ор), Шовал
Веселеил (из Египта)
Харми
Ахан
+
Далее, в 1Пар 9:11; Неем 11:11 Садок назван сыном Мераиофа, хотя между ними было еще по крайней мере девять поколений, а Мераиоф назван сыном Ахитува, хотя между ними в другом месте указано еще несколько поколений (см. следующую схему). Аналогичную картину мы видим и во многих других местах (ср. Быт 10:22-23 и 1Пар 1:17; 1Пар 9:12 и Неем 11:12; 1Пар 23:8 и 1Пар 26:21-22; Езд 5:1 и Зах 1:1).
1Пар 6:4-13 то же в 1Пар 9:11; то же в Езд 7:3
Неем 11:11
Авишуй Ахитув
Буккий
Озия
Зерахия
Мераиоф Мераиоф Мераиоф
Амария
Ахитув
Садок
Ахимаас
Азария
Иоанан
Азария Азария
Амария Амария
Ахитув
Садок Садок
Селлум Мешуллам
Хелкия Хелкия
Азария Азария
(Сераия)
+
В 1Пар 2:33 сыновьями Иерахмеила названы все его потомки, перечисленные в ст. 25-33, а перечисленные в 1Пар 23:7-11, все названы сынами Лаедана (см. ст. 9,11).
В 1Пар 7:23; 1Пар 7:25 сыновьями Ефрема названы все последующие поколения до И.Навина включительно (см. Аммиуд, а).
В 1Пар 2:31; 1Пар 2:34 сыном Шешана из колена Иудина назван сын его дочери от раба-египтянина (см. Аттай, а), а в Руфь 4:17 Овид назван сыном Ноемини. В подобном же смысле в 1Пар 1:50 употреблено даже и слово дочь (ср. Быт 36:39).
Таким образом, понятие сын в Священном Писании объединяет как бы в одно тело и отцов и детей (Втор 6:2), и даже больше — символизирует продолжение одного и того же дела (Притч 30:4). Поэтому в Писании сыновья часто называются именами отцов (2Цар 19:24; 2Пар 15:8, относительно курсива см. Библия) (см. также Авия, в; Матфания, б; Шевуил, а).
Учитывая все изложенное становится понятным, что такое выражение, как например, сыны пророческие (3Цар 20:35; 4Цар 2:3, 4Цар 2:5, 4Цар 2:7) означает не наследников пророков по плоти, а причастников дара пророческого — пророков. Сын блудницы (Втор 23:2) означает не сына развратной женщины, а причастника разврата и идолопоклонства — отступника. Также и сыны священнические (Неем 12:35) не означает потомков Аарона, но учеников или сослужителей священников.
Подобное же значение несут выражения: сын чужой (Иез 44:9), сыны царства (Мф 8:12), сыны чертога брачного (Мф 9:15), сыны геенны (Мф 23:15), сыны громовы (Мк 3:17), сын мира (Лк 10:6), сыны воскресения (Лк 20:36), сын погибели (Ин 17:12; 2Фес 2:3), сыны противления (Еф 2:2).
Сыном в Священном Писании называются также ближайшие ученики (1Цар 3:6; 1Тим 1:2, 1Тим 1:18; 2Тим 2:1; Тит 1:4; Флм 1:10).
Сыном иногда признают (называют) неродного ребенка (например, Моисей — сын дочери фараона, Исх 2:10). Сегув, сын дочери Махира (колено Манассиино) и Есрома (колено Иудино) (1Пар 2:21) был, по-видимому, Махиром усыновлен, ибо Иаир, сын Сегува в Чис 32:41 назван сыном Манассии, а не Иуды. И удел Иаир получил среди сынов Манассии. Израиль усыновил Ефрема и Манассию (Быт 48:5) и они оба получили по уделу, как и прочие сыны Израиля. Бог усыновил всего Израиля (Исх 4:22; Втор 14:1; Рим 9:4) и сделал его Своим уделом (Исх 19:5). Верующих Бог усыновляет через Иисуса Христа (Ин 1:12-13; Иак 1:18; 1Ин 3:1-2; Рим 8:14-17, Рим 8:29; Гал 4:4-7; Еф 1:4-5) и дает им особый удел (1Пет 2:9). (см. также имя, Махол, родить, родословие)