Метрика
Сын. Симфония для Библии.
Загрузка

сын

В Библии слово "сын" упоминается в 1167 стихах.

Быт 4 : 26
У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].
Быт 9 : 24
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
Быт 17 : 17
И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
Быт 17 : 25
А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
Быт 17 : 26
В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
Быт 18 : 10
И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
Быт 18 : 14
Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.
Быт 19 : 38
И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне.
Быт 21 : 5
Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.
Быт 21 : 8
Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди.
Быт 21 : 9
И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком],
Быт 21 : 10
и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
Быт 22 : 5
И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
Быт 22 : 7
И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Быт 22 : 8
Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
Быт 27 : 1
Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.
Быт 27 : 8
Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
Быт 27 : 13
Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
Быт 27 : 18
Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
Быт 27 : 20
И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.
Слово Сын найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
СЫН м. всякий мужчина отцу и матери сын, а женщина дочь. Сын да дочь красные дети, т. е. двоечка. Один сын не сын (не помощь), два сына не сын, три сына сын. У меня два сынка, сыночка. Это сынишка мой. Неудатный сынища отцу-матери покор. Сынами славен, дочерьми честен. Богат сыновьями, славен дочерьми. Живет с двенадцатью сынами, как Иаков. Сын человеческий, Иисус Христос. Боярский сын, стар. дворянин на жалованьи, т. е. с пожизненым поместьем, обязанный за это служить. Матушкин сынок, баловень. Матушкин сынок, да батюшкин горбок. Кто своему отцу не сын! Что миру, то и бабину сыну. Не уйдет сын, так от сына не уйдешь, от негодного. Первый сын Богу, второй Царю, третий себе на пропитание. Пей да людей бей, чтоб знали, чей ты сын. Один сынище, и тот Фомище. Один у Мирона сын, да и тот Мироныч. Сын на мать походит, дочь на отца - к счастью, и наоборот. Посмотрим, сказала бабка, сын или дочь. Кто попу не сын, тот не законный сын. Ей щенка, вишь, да чтоб не сукин сын! Я стар, родилось от меня 12 сыновей, а от каждого из них по 30 дочерей, на половину красных и черных (год). Сын духовный, всяк духовнику своему. Сын крестный, крестник восприемнику, - нице. Неродной сын, пасынок. Сводный сын, пасынок одного из супругов (по первому браку) другому приходится сводным, вовсе чужим. Названный сын, приемыш, воспитанник, засыновленный. Сын сует, человек. Нероженый сын, зять. | Сынок, ряз. квас, пивцо, или брага второго налива. Сын без отца, растенье Colchium auumnale, безвременньй цвет, песобой, луговой шафран, зимовик. Сыновний дом, имущество. Сыновняя любовь. Сыновство ср. церк. Сыновность ж. состоянье сына, бытие, бытность сыном своего отца. Сыновец, -вица, племянник, -ница по брату, сын и дочь брата, братанич, братана, -нина, брату чадо об. Володимер заял (город), и посади в нем сыновца своего, Нест. Сыновцев, -вицын, что лично их; сыновничий, к ним относящ. Сыновка, жена сына, сноха (сыноха), невестка. Сынополагати, -положити, церк. усыновлять. Приясте духа сыноположения. Римл. Сынотворение, -порождение, то же, сыноположенье, признание кого сыном. И даст сына своего иному в сынотворение, Кормч. И во сынопорождение святым крещением Христос породи, стар.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. 1) рождение С. — это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Быт 17:16; Быт 21:2; Быт 30:12–24; Суд 13:2–5; 1Цар 1:11; Лк 1:13–17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт 16:1; Быт 30:3,6);

2) евр. слово бен, означающее «сын», употребляется и в более широком смысле. Так, напр., им обозначаются: а) потомки вообще: внуки, правнуки, а также более поздние поколения (напр., Мф 1:1). Там, где речь идет о длинной череде поколений, нередко говорится о «сынах сынов» (Суд 12:14, 1Пар 8:40 — в Синодальном переводе — «сыновья и внуки»; Быт 45 — в Синодальном переводе — «сыны сынов»; Исх 10:2; Исх 34:7, в последнем случае в Синодальном переводе — «дети детей»); б) люди, составляющие нац., религ., соц., нравств.-этическую или др. общность, напр. «сыны Сиона» (Пс 149:2), «сыны Вавилона» (Иез 23:15), «сыны пророческие» (3Цар 20:35; Ам 7:14), «сыны Белиала» (т.е. служащие злому духу Белиалу, — 2Цар 7:10, ср. 2Кор 6:15, в Синодальном переводе — «люди нечестивые»), «сыны смерти» (1Цар 26:16, в Синодальном переводе — «вы достойны смерти»), «сыны нищеты» (Притч 31:5, в Синодальном переводе — «угнетаемые»); в) детеныши зверей (Пс 146:9, в Синодальном переводе — «птенцы воронов») и ветви растений (Быт 49:22, в Синодальном переводе — «отрасль и ветви»);

3) в НЗ С. названы и те, кто благодаря апостольской проповеди пришел к вере (1Тим 1:2; 1Пет 5:13). Ср. также → Дети, сыновья, младенцы, чада, I.

II. 1) в законе Божьем изложены права и обязанности С. (→ Дети, сыновья, младенцы, чада, IV); они должны подчиняться отцу, который, впрочем, не должен злоупотреблять своей властью. «Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Притч 10:1; ср. Притч 19:13). Широко распростр. на Ближнем Востоке жертвоприношение первородного С. (4Цар 3:27; 4Цар 16:3; 4Цар 17:31; 4Цар 23:10; Мих 6:7) у израильтян было запрещено Законом (Лев 20:1–5; Втор 18:10). Распад семьи, восстание детей против родителей рассматриваются как признаки надвигающейся гибели народа (Мих 7:6; Мал 4:5−6);

2) важен уклад и порядок жизни С., живущих в доме отца (ср. Быт 27:1; Быт 33:1; Быт 37:1; Быт 45:1). Любая обида ощущается гораздо острее тогда, когда братья живут в одной семье (Притч 18:19). Поэтому мир в семье находится в руках С., и его сохранение является их первейшей задачей (Пс 132:1). Среди С. первенец имеет преимущ. положение. → Первородство.

III. Бог тоже → Отец и имеет сыновей. В ВЗ весь народ Израиля считается сыном Божьим (Исх 4:22; Ос 11:1). Господь обетовал Давиду потомка (2Цар 7:12–16), который особым образом станет Сыном Богу. Это обетование исполнилось в → Иисусе Христе, так что НЗ главным образом называет Сыном [греческое гюйос] Божьим Иисуса, а верующих — чадами [греческое текна] Божьими. В иудаизме эпохи «второго храма» не только весь народ Израиля рассматривался как С. Божий, но и отдельный израильтянин, который, будучи потомком Авраама по плоти, наследовал его обетование (ср. Рим 9:4), считался С. Божьим. Иисус же разграничивает → усыновление и происхождение по плоти (Ин 8:37,41–44): только тот, кто делает дела Авраама, унаследовав его живую веру, принадлежит к его С. (Ин 8:39), и этих С. Авраама принимает Христос (Евр 2:16). Так исполняется Евангельская весть о том, что все, принявшие Христа верою, становятся С. Божьими (Ин 1:12; Гал 3:26), а вместе с тем и С. Авраама (Ин 1:29). Чтобы сделать людей С. Божьими, и принял смерть Иисус Христос (Ин 11:51).

Словарь Вихлицкого :
Кроме обычного значения очень часто означает в Писании потомка вообще, являющегося также как бы проявлением и воплощением отца (предка).

Например, в 1Пар 4:1 Фарес, Есром, Харми, Хур и Шовал названы сыновьями Иуды, хотя их родословие протянулось от переселения Иакова в Египет до входа Израиля в обетованную землю (то есть более, чем на 300 лет) (см. схемы ниже).

Иуда (как в 1Пар 4:1)

Фарес, Есром, Харми, Хур, Шовал
фактически
Иуда
Фарес, Зара (в Египет)
Есром
Завдий
Иерахмеил,
Арам, Халев
Хур (Ор), Шовал
Веселеил (из Египта)
Харми
Ахан
+

Далее, в 1Пар 9:11; Неем 11:11 Садок назван сыном Мераиофа, хотя между ними было еще по крайней мере девять поколений, а Мераиоф назван сыном Ахитува, хотя между ними в другом месте указано еще несколько поколений (см. следующую схему). Аналогичную картину мы видим и во многих других местах (ср. Быт 10:22-23 и 1Пар 1:17; 1Пар 9:12 и Неем 11:12; 1Пар 23:8 и 1Пар 26:21-22; Езд 5:1 и Зах 1:1).

1Пар 6:4-13 то же в 1Пар 9:11; то же в Езд 7:3

Неем 11:11

Авишуй Ахитув

Буккий

Озия

Зерахия

Мераиоф Мераиоф Мераиоф

Амария

Ахитув

Садок

Ахимаас

Азария

Иоанан

Азария Азария

Амария Амария

Ахитув

Садок Садок

Селлум Мешуллам

Хелкия Хелкия

Азария Азария

(Сераия)

+

В 1Пар 2:33 сыновьями Иерахмеила названы все его потомки, перечисленные в ст. 25-33, а перечисленные в 1Пар 23:7-11, все названы сынами Лаедана (см. ст. 9,11).

В 1Пар 7:23; 1Пар 7:25 сыновьями Ефрема названы все последующие поколения до И.Навина включительно (см. Аммиуд, а).

В 1Пар 2:31; 1Пар 2:34 сыном Шешана из колена Иудина назван сын его дочери от раба-египтянина (см. Аттай, а), а в Руфь 4:17 Овид назван сыном Ноемини. В подобном же смысле в 1Пар 1:50 употреблено даже и слово дочь (ср. Быт 36:39).

Таким образом, понятие сын в Священном Писании объединяет как бы в одно тело и отцов и детей (Втор 6:2), и даже больше — символизирует продолжение одного и того же дела (Притч 30:4). Поэтому в Писании сыновья часто называются именами отцов (2Цар 19:24; 2Пар 15:8, относительно курсива см. Библия) (см. также Авия, в; Матфания, б; Шевуил, а).

Учитывая все изложенное становится понятным, что такое выражение, как например, сыны пророческие (3Цар 20:35; 4Цар 2:3, 4Цар 2:5, 4Цар 2:7) означает не наследников пророков по плоти, а причастников дара пророческого — пророков. Сын блудницы (Втор 23:2) означает не сына развратной женщины, а причастника разврата и идолопоклонства — отступника. Также и сыны священнические (Неем 12:35) не означает потомков Аарона, но учеников или сослужителей священников.

Подобное же значение несут выражения: сын чужой (Иез 44:9), сыны царства (Мф 8:12), сыны чертога брачного (Мф 9:15), сыны геенны (Мф 23:15), сыны громовы (Мк 3:17), сын мира (Лк 10:6), сыны воскресения (Лк 20:36), сын погибели (Ин 17:12; 2Фес 2:3), сыны противления (Еф 2:2).

Сыном в Священном Писании называются также ближайшие ученики (1Цар 3:6; 1Тим 1:2, 1Тим 1:18; 2Тим 2:1; Тит 1:4; Флм 1:10).

Сыном иногда признают (называют) неродного ребенка (например, Моисей — сын дочери фараона, Исх 2:10). Сегув, сын дочери Махира (колено Манассиино) и Есрома (колено Иудино) (1Пар 2:21) был, по-видимому, Махиром усыновлен, ибо Иаир, сын Сегува в Чис 32:41 назван сыном Манассии, а не Иуды. И удел Иаир получил среди сынов Манассии. Израиль усыновил Ефрема и Манассию (Быт 48:5) и они оба получили по уделу, как и прочие сыны Израиля. Бог усыновил всего Израиля (Исх 4:22; Втор 14:1; Рим 9:4) и сделал его Своим уделом (Исх 19:5). Верующих Бог усыновляет через Иисуса Христа (Ин 1:12-13; Иак 1:18; 1Ин 3:1-2; Рим 8:14-17, Рим 8:29; Гал 4:4-7; Еф 1:4-5) и дает им особый удел (1Пет 2:9). (см. также имя, Махол, родить, родословие)
Словарь Нюстрема :
евр. бен. Кроме буквального значения, это слово употребляется в значении внука, или потомка вообще например, Быт 29:5, 2Цар 19:24, Мф 1:1, часто также имеет значение ученика (1Цар 3:6), или слуги (4Цар 8:9, срав. Тит 1:4). Далее, это слово употребляется, равно как и слово дочь, согласно еврейскому обороту речи, во множестве выражений для обозначения качества зависимости, сходства и т.п., например, «сын 500 лет», т.е. 500-летний (Быт 5:32, евр. текст), «сын одной ночи», т.е. выросший втечение одной ночи (Ин 4:10 евр.), «сын старости», т.е. сын, рожденный в старости отца (Быт 37:3); «сын Велиара», т.е. злой человек (1Цар 25:17 2Кор 6:15), «сын смерти», т.е. обреченный на смерть (1Цар 20:31 евр.); также, «сын погибели» (Ин 17:12). Далее «сыны Громовы», т.е. уподобляющиеся по силе грому (Мк 3:17), «сын мира», т.е. мирный, «сыны воскресения» учасники воскресения (Лк 20:36), «сыны противления» (Еф 2:2), «сын утешения» (Деян 4:36), т.е. утешитель; «сыны царства» (Мф 8:12), т.е. участники в царстве, «сыны чертога брачного (см. «Брак»), т.е. участники брачного пира.