Загрузка

Словарь собственных имен : бес

Бес, бесы (Δαιμών, Δαίμονος, δαιμόνιος, τό δαιμόνιον, τα δαιμόνια, πνεύματα ἀκάθαρτα; Daemonium, Daemonia, daemones, spiritus immundi; бѣсъ, бѣсы, бѣси, демоны, духи нечистые): Мф.7:22, 8:31, 9:34, 10:8. 12:24–29. 17:18. Мк.1:34, 5:12, 7:29–30. Лк.4:41, 8:27, 10:17, 13:16. Ин.10:20–21. 1Кор.10:20–21. Откр.9:20, 16:13–14 и др. – Бесами или демонами называются в Св. Писании злые духи, составляющие вместе с их князем, диаволом, темное бесовское царство. См. Диавол.

Слово Бес найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
БЕС м. растение Erythronium dens canis, кандык. БЕС м. злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, сатана, диавол, черт, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней; змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька, не наш, недобрый, нелегкий, нелегкая, нечистая сила, неладный; соблазнитель, блазнитель, морока, мара, ляхой, игрец, шут, шайтан; черная, неключимая сила, некошной, ненавистник рода человеческого, наше место свято. | Человек мстительный и злобный, или же хитрый, лукавый, ловкий, изворотливый. Мелким бесом перед кем рассыпаться, льстить, убедительно склонять кого на свою пользу. Беса тешить, сидя качать ногами, или в обществе много дурить, хохотать, плясать. Седина в голову (в бороду), а бес в ребро. На седину бес падок. Старого черта, да подпер бес. Подпустил ему бес блошку и вошку. Силен бес: и горами качает, а людьми, что вениками, трясет. Радостен бес, что отпущен инок в лес. Вина напиться - бесу предаться. В пьяном бес волен. Не надо и беса, коли ты здеся. Бес беса и хвалит. Дьяволом подложен, бесом опушен. Попался, как бес в перевес. Навели на беса, как бес на болото. Как бес под келью подлез. Бес и хлеба не ест, да не свят. Богат Бог милостию, а беден, да бес. Беден бес, что у него Бога нет. Все бесы в воду, да и пузырья вверх, о ссоре. От беса крестом, а от свиньи пестом. Бесовка ж., урал.-казач. бесиха, ведьма, колдунья; злая баба; | не блюдущая обычаев раскола. Бесенок, бесеныш, бесеночек, умалит. шуточно и даже ласково: провор, проказник. Бесов, бесу принадлежащий. Бесова нога, вертлявый и бойкий провор, непоседа. Бесово молоко, молочай, растение Euphorbia, разных видов. В нем бесово ребро играет, он соблазняется. Бесовский, принадлежащий, свойственный бесам, от них исходящий; чертовский, сатанинский, дьявольский. Бесовское наваждение, бред наяву, видения, искушения, соблазны. Бесовское зелье, раскольничье табак. Бесовщина ж., стар. бесовство ср. дьявольское наваждение, соблазнительные призраки, явления; | неистовство всякого рода, бешеные, неистовые погулки; простолюдин всякое непонятное ему явление называет колдовством и бесовщиной, а раскольники все им противные обычаи. Бесна (бесная) ж. арх. падучая, родимец и тому подобные болезни, приписываемые одержанию бесом; бесовник, бесовница, больной этого рода. Бесник м. кустарник Cestrum? Бесогон м. перм. ветрогон, беспокойный, непоседа. Бесомыга (бесомыка) об. бесомыжник м. бесомыжница ж. новг. бесоног, праздный шатун; гуляка. Бесомыжить, бесомыжничать новг. шататься праздно, слоняться, рыскать, бражничать. Бесыкать, бесыкаться, твер. ругаться бесом, чертыхать, чертыхаться. Бесить кого, приводить в гнев, в бешенство; сердить, гневить, раздражать; доводить до исступления. Беситься, бесеть, гневаться, сердиться, лютеть, выходить из себя, неистовствовать; шалить, дурить, резвиться без меры. | Сходить с ума; | быть одержиму бешенством, водобоязнью. Он на всех бесится, сердит; собака бесится, показывает признаки водобоязни. Больной лечится, здоровый бесится. Дома бесится, а в людях с ума сходит. И лжет, и ползет, и бесится. Молодые бранятся - тешатся; старики бранятся - бесятся. Бесиво ср. кур. вообще, всякое одуряющее зелье; иногда вино. Бесноваться церк. быть мучиму, одержиму бесом; ныне: неистовствовать, безумствовать, выходить из себя, лютовать, беситься, или церк. бесоваться. Беснование ср. состояние беснующегося. Бесование ср. церк. неистовый гнев, исступление. Бесноватый, беснуемый, бесный, одержимый, мучимый бесом, беснующийся. Бесносвятство ср. фанатизм, изуверство; ложная, мстительная и жестокая вера. Бесносвят м. бесносвятка ж. фанатик, изувер. Бесносвятный, фанатический, изуверный. Бесоваться, дурить, шалить, беситься. Бешеный, бесноватый, одержимый бесом; | сумасшедший, взбесившийся, потерявший рассудок и сознание и обратившийся в злобного зверя. | Одержимый водобоязнию, смертельною болезнию, где человек или животное бесятся. | Запальчивый, вспыльчивый; неистово горячий. | Отважный, дерзкий, чрез меру решительный. | Исступленно резвый. Бешеное дело, бешеный поступок, неистовый, свойственный бешеному человеку. Бешеное зелье, дурман или дурнишник, растен. Datura stramonium. Бешеная трава, растен. Gentiana amorella, см. стародубка. Бешеная ягода или вишня, красавица, волчьи ягоды, сонная одурь, черные псинки? песьи вишни, растение Atropa Belladonna. Сказали: бешеных всех перевешали; неправду сказали, одного не связали. Знать, бешены не все перевешаны. Бешена собака и хозяина кусает. Дураки да бешены, знать, не все перевешаны. Сын в отца, отец во пса, а все в бешеную собаку. Бешеному не давай ножа в руки. Бешеному дитяти ножа не давати. И от доброго отца родится бешена овца. Пьяный, что бешеный. Бешеная собака и все бывает смирна, обманчиво. Бешеная рыба, бешанка (бешенка), железница, верховодка, верхоплавка, синтявка, верховка, веселая рыба; рыба, которая весною, по болезни, или же отравою куклеванцем, делается верховодкою, ходит все по верху воды, на виду, и ее ловят руками; это чехонь Cyprinus cultratus? Clupea Finta? alosa? из коей, на низу Волги, топится или гноится ворвань. Бешеница ж. или бешеница водяная, кошачья петрушка, мутник, собачий дягиль, гориголова, свиная вошь, растен. Cicuta virosa, омег, омежник (ошибочно омерник), вех, вяха; ее нередко путают с борцом и с блекотом. | Самая крепкая настойка, почти на голом спирту; бешеник м. то же. Бешенец м. шальной, неистовый человек, сорванец, сорвиголова. | Влад. белая горячка, всякая болезнь с помешательством; сумасшествие с перепоя. | Гнев, исступление, неистовство. | Пск. растен. белун, белена. Бешенство ср. состояние бешеного, по всем значениям. Бешенствовать, неистовствовать, бесноваться. Сколь мой ни бешенствовал дух, Жуковский (Наумов). Бешава об. шалава, сорванец, неугомонный шалун и проказник. | Растен. Campanula cervicaria, молочник, синий зверобой, мужичий переполох, см. колокольчик.
Словарь Вихлицкого :
(Греч. даймон — демон) — злой дух, слуга князя бесовского — диавола и сатаны, которому приносят свои жертвы язычники (1Кор 10:20). Бесами и в Ветхом и в Новом Заветах названы идолы, ложные боги (Втор 32:17; Откр 9:20). Бесом назван нечистый дух (Лк 8:27, Лк 8:29), то есть сатана.
Словарь Никифорова :
Бесы злые духи, служащие диаволу и вместе с ним составляющие царство тьмы, главою коего есть диавол (Мф 12:24-29 и др.). Указания в В. и Н. Завете на существование бесов многочисленны: в В. Завете повествуется, что не раз, когда являлись пред лице Божие Ангелы Божий, являлся вместе с ними и диавол, и потом подробно описываются те многоразличные бедствия, какими по попущению Божию искушал диавол праведного Иова (Иов 1:6, Иов 2:2). Повествуется также, что когда от Саула отступал Дух Божий, то его возмущал злой дух от Господа (1Цар 16:14). В кн. Премудрости Соломона говорится, что завистью диавола смерть вошла в мир (Прем 2:24). В Н.З. кроме названия бесов, для них существуют еще и другие названия, именно: злые духи (Лк 7:21), нечистые духи (Мф 10:1), духи злобы (Еф 6:12), ангелы диавола (Мф 25:41) и ангелы змия (Откр 12:7-9).
Словарь Нюстрема :
Греч. Даймон или Даймоннон, обозначает злого духа, который служит своему главному начальнику — дьяволу, «князю бесовскому» (Мф 9:34). Слово даймон или демон у греков имело значение божества без присоединения к нему понятия «злого». Так, напр., философы в Афинах в недоумении говорили: «кажется, он проповедует о чужих божествах (демонах), слыша проповедь Павла об Иисусе» (Деян 17:18). Но новозаветные авторы всегда употребляют это слово в значении «беса». По словам Павла, язычники приносят жертву не Богу, а бесам (1Кор 10:20). Иаков говорит, что «бесы веруют и трепещут» (Иак 2:19). По Мф 8:29 и дал. они с трепетом ожидают будущего суда. Три первых Евангелия приводят много примеров исцеления Иисусом бесноватых, т.е. имевших в себе бесов (Лк 8:27) или «нечистого духа бесовского» (Лк 4:33). Эти больные терпели сильные мучения от злых духов: духи помрачали их ум, и терзали их до того, что одержимые, испуская пену, падали на землю (Лк 4:35, Лк 8:27, Лк 9:39 и дал.). Бесноватые были даже опасны (Мф 8:28). Бесноватость не была обыкновенной болезнью, это ясно видно из различных подробностей евангельского повествования, в котором бесноватые отличаются от телесно больных (Мф 4:24, Мк 1:32, Лк 6:18). Демоны, вселившиеся в человека, говорят от своего лица, знают больше, чем люди и почитают Иисуса не только за «сына Давидова», как это делали и люди, но за «Мессию, Сына Божия» (Мф 8:29, Мк 1:24, Мк 5:7, Лк 4:41 и т.д.). Христос в присутствии народа называет этих больных бесноватыми, а в тесном кругу учеников, говорит об условиях и средствах для их изгнания (Мф 17:19 и дал.); Срав. Лк 10:18 и дал.; Мф 12:28 и дал., где Он определенно говорит о Своей силе и власти над князем бесовским и его слугами. Ученик Христа, Иоанн, также знал об этих духах злобы; в Ин 13:27 он говорит об Иуде: «после сего куска вошел в него сатана». Впрочем, по свидетельству всех четырех Евангелий, враги Иисуса говорили о Нем, что Он был одержим злым духом или демоном (Мф 9:34, Мф 12:24, Мк 3:22, Лк 11:15, Ин 7:20, Ин 8:48, Ин 10:20). Это обвинение коснулось и Иоанна Крестителя (Мф 11:18, Лк 7:33). Рассказы о том, как Иисус исцелял бесноватых и избавлял их от власти демонов, показывают нам Его, как могущественного победителя мира духов. Заметьте свидетельство Иоанна в 1Ин 3:8, что разрушение дел дьявола и было целью воплощения Сына Божия. Иисус не исцелял при помощи колдовства или таинственных средств, как чародеи, но силою Своей личности, Своей святой волей и могущественным словом. Он указывает своим ученикам, что власть изгонять бесов даруется свыше молитвой и постом (Мк 9:29, Мф 17:19 и дал.). Эта сила противоположна часто механическому употреблению имени Иисуса в качестве заклинания (Ср. Мф 7:22, Деян 19:13, Лк 9:49).

Слово бес в симфонии
В Библии слово "бес" упоминается в 13 стихах.

Мф 9 : 33
И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
Мф 11 : 18
Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
Мф 17 : 18
И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
Мк 7 : 29
И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
Мк 7 : 30
И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
Лк 4 : 35
Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
Лк 7 : 33
Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
Лк 9 : 42
Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
Лк 11 : 14
Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
Ин 7 : 20
Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
Ин 8 : 48
На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
Ин 8 : 52
Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
Ин 10 : 21
Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?