Загрузка

Словарь собственных имен : иссоп

Иссоп (אֵזוֹב; ὕσσωπος; Hyssopus; Ѵссѡ́пъ; L: Ysop): Исх.12:22. Лев.14:4, 6, 49, 52. Чис.19:6, 18. Пс.50:9. 3Цар.4:33. – От אזב быть косматым, мохнатым, щетинистым. Душистое растение, растущее на горах и на стенах старых, разрушившихся домов и на кучах мусора (3Цар.4:33) почти во всей Палестине, особенно в окрестностях Иерусалима. Он имеет крепкие стебли, выходящие прямо из корня и достигающие саженной высоты; на ветках его сидят небольшие, частые и пушистые листья, чрезвычайно способные удерживать на себе всякую жидкость и спускать ее при легком потрясении. Связанные в пучки, ветки иссопа издревле употреблялись евреями вместо кропила. Иссоп употреблялся в ветхозаветной церкви для окропления кровью пасхального агнца, косяков и порогов дверей домов (Исх.12:22), для очищение проказы людей и домов (Лев.14:4, 6, 52), для составления воды очищения и для окропления ей разных нечистых, каковыми признавались прокаженные, кровоточивые, семеноточивые, родившие и рожденные, все мертвое и все прикасающиеся к ним (Чис.19 гл. Лев.14:4–7 и др.). Полагают, что под иссопом в Св. Писании надобно разуметь не тот иссоп, который у нас известен под именем иссопа, не Hyssopus Officinalis, потому что растение это в Египте, Сирии и Аравии неизвестно, но один из многочисленных видов майорана. Это, вероятно, подобный иссопу Origanum (οριγανον) Aegyptiacum или Syriacum, арабское Sater, род душицы, которой в Сирии и Аравии растет много (Keil и Del. на Быт. и Исх. р. 398. сн. Власт. Св. Лет. на Лев. стр. 114. На стебле иссопа поднесена была к устам Господа во время Его распятие губка наполненная уксусом. Св. Ев. Матфей и Марк повествуют, что губка эта наложена была на трость (Мф.27:48. Мк.15:36. (καλαμος) но гречес. слово каламос – трость означает всякую трость или стебель, не определяя растения, из которого она состоит. Св. Ев. Иоанн прямо говорит, что губка возложена была на иссоп (Ин.19:29). Стебель иссопа довольно велик и тверд, и потому губка удобно могла держаться на нем. Сн. Разум. Обозр. раст. Св. Пис. 1871 г. стр. 63–64. Ges. p. 31. Fürst. 1. p. 46.

Слово Иссоп найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Растение. Собственно И. (Hyssopus officinalis) в Палестине не встречается, поэтому, когда в Библии речь идет об И., исследователи предполагают, что имеется в виду один из видов майорана, а именно Origanum maru. Майоран относится к губоцветным (Labiatae). В Египте и Палестине он растет повсюду, в т.ч. и как поросль на стенах зданий (3Цар 4:33). Его травянистые стебли достигают длины прим. в 1 м, образуя вверху кустообразное разветвление, которым и воспользовались стражники у креста Иисуса, чтобы закрепить губку (Ин 19:29). Этот куст с мелкими листьями используется при совершении обрядов — для кропления (Лев 14:4–7; Чис 19:18), а также как кисть при помазании кровью пасх. агнца (Исх 12:22). Наряду с этим библ. И. нередко отождествляют с сорго обыкнов. (Sorghum vulgare), стебель которого почти вдвое длиннее, чем у Origanum maru; другие особенности сорго также совпадают с библ. сведениями об И.

Толковый словарь Даля :
ИССОП м. растен. Hyssopus, синий зверобой; лесной иссоп, Dracocephalum.
Словарь Вихлицкого :
(Исх 12:22; Лев 14:4, Лев 14:49, Лев 14:52; Чис 19:6, Чис 19:18; 3Цар 4:33; Пс 50:9; Ин 19:29; Евр 9:19) — растение, которое с точностью определить невозможно. Пучки иссопа использовались для кропления водой или кровью при очищении, стебель же этого растения (видимо, не менее метровой длины) был использован, чтобы поднести губку к губам страдающего Христа (Ин 19:29).
Словарь Никифорова :
(Исх 12:22, Пс 50:9) — растение, часто упоминаемое в Библии. Пучком иссопа, обмоченным в крови агнца, закланного в пасхальную ночь, Евреи мазали перекладины и косяки дверей своих жилищ (Исх 12:22). Иссопом, омоченным в крови птицы, кропили семь раз на очищаемого от проказы (Лев 14:4). Иссопом кропили также для очищения нечистого. Предварительно погрузив оный в очистительную воду (Чис 19:18). Давид, имея в виду частое употребление иссопа в обрядовых очищениях и провидя духовное значение обряда, восклицает: «окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белые снега (Пс 50:9). Соломон говорил о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены (3Цар 4:33). При распятии Господа, воины напоив уксусом (кислым вином) губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его (Ин 9:29). И писатель послания к Евреям также указывает на употребление иссопа, вместе с кровью телячею и козьею и червленою шерстью в левитской обрядности (Евр 9:19). Из указанных мест можно заключить, что это пахучее растение, достигающее иногда саженной высоты, с голубыми или белыми цветами росло нередко на стенах старых развалившихся домов и на кучах мусора, и что стебли его, связанные в пучок, были удобны для кропления жидкостью и употреблялись у Евреев, как у нас обыкновенно употребляется кропило.
Словарь Нюстрема :
Растение, которое употреблялось при еврейских обрядах очищения. Пучки иссопа опускали в кровь и мазали ею перекладины и оба косяка дверей в первую Пятидесятницу (Пасху) в Египте (Исх 12:22). При очищении прокаженных для помазания кровью связывали вместе кедровое дерево, червленую нить и иссоп (Лев 14:4 и дал. и Евр 9:19 и дал.). Моисей, произнесши все заповеди закона пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою, иссоп с червленою шерстью и окропил этим как самую книгу, так и весь народ. Иссоп употребляли также при жертвоприношении рыжей телицы (Чис 19:4). Поэтому и Давид молится: «Окропи меня иссопом и буду чист» (Пс 50:9). Из 3Цар 4:33 видно, что иссоп было небольшое растение. У Ин 19:29 мы читаем, что солдаты наложили на иссоп (ствол) ту губку, которую они напоили уксусом и поднесли к устам Иисуса. Какое из известных теперь растений называется в Библии иссопом, почти невозможно определить. Ученый Цельсий насчитывает 18 разных растений, которые считают за иссоп, как, напр.: timjan, rosmarin, lavendel etc. В конце он указывает известный в ботанике иссоп (Hyssopus officinalis), низкое ростение, родственное lavendel and salvis, а может быть то же самое. Предания намекают на известное огородное растение — майоран — но теперь предполагают, что это Kapris, маленькое ярко зеленое вьющееся растение с красновато-белыми цветами. Оно найдено около пещер в Синайской пустыне, Газе, в Иерусалиме и других местах.

Слово иссоп в симфонии
В Библии слово "иссоп" упоминается в 4 стихах.
Другие формы слова : иссопа, иссоп, иссопом.

Лев 14 : 6
а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою,
Лев 14 : 51
и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз;
Чис 19 : 18
и пусть кто-нибудь чистый возьмет иссоп, и омочит его в воде, и окропит шатер и все сосуды и людей, которые находятся в нем, и прикоснувшегося к кости [человеческой], или к убитому, или к умершему, или ко гробу;
Ин 19 : 29
Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.