Загрузка

Словарь собственных имен : вавилон

Вавилон בָּבֶל – от בָּלַל месить, смешивать, перемешивать, запутывать, בָּבֶל ,בַּלְבֵּל = смешение, Βαβυλών; Babylon; Вавѵлѡ́нъ; Babel) Быт.10:10, 11:9. 2Пар.32:31, 33:11, 36:6... 4Цар 17:24, 30, 20:12... 21:1... 25:1... 1Ездр.1:11, 2:1, 4:9, 5:12. Неем.7:6. 2Ездр.1:40... 4:44... 5:7. 6:16, 8:3. Есф.2:6. Ис.13:1, 19, 14:4, 22, 21:9, 39:3, 6, 7, 43:14, 47:1, 48:14. 20. Иер.20:4–6, 27:16–22, 28:2–7, 50:1, 2, 8, 9, 13, 14, 16–18, 23–46. 51:1–12, 24, 29–31, 33–35, 37, 41–42, 44, 47–49, 53–56, 58–61, 64. Иез.23:15, 17. Пс.86:4, 136:1, 8. Дан.4:26–27. 3Ездр.3:28. 1Макк.6:4. Деян.7:43. 1Пет.5:13. Откр.14:8, 16:19, 17:5, 18:2, 10, 16, 21. – Один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Хуша или Куша, потомком Хамовым, который город этот сделал столицей своего царства (Быт.10:6–10). От имени этого города и вся земля эта стала называться Вавилонской или Вавилонией. Она называется также землей Немврода (Мих.5:6), от имени основателя царства Вавилонского, и землей Халдеев (Иер.24:5, 25:12. Иез.12:13) – от господствующего здесь племени халдеев, с давних времен, вышедших с севера, с гор Армении, и поселившихся здесь и давших свое имя земле этой. Земля эта находилась в плодоносной равнине Сеннаарской, в бассейне Тигра и Евфрата, бывшей колыбелью человеческих обществ (Быт.11:1–2). Вавилон лежал здесь, по обеим сторонам Евфрата, в 15 милях от Багдада, в 40 от Персидского залива и в 130 от Иерусалима. Название свое (בָּבֶל – смешение) имеет он оттого, что когда после потопа люди, достигнув этой местности, вздумали построить здесь город и башню до небес, чтобы прославиться, то Бог смесил их язык, так что они не могли продолжать строение и должны были рассеяться по всей земле (Быт.11:1–9). По Геродоту, Вавилон расположен был по берегам Евфрата четырехугольником и весь обведен был глубоким рвом и необыкновенно высокой и толстой стеной (Cн. Иер.51:12, 58). Стороны этого четырехугольника в совокупности имели 12 немецких миль длины. Чрез стену его, имевшую 350 футов вышины и 87 футов ширины, вели в широкие и прямые улицы его 100 медных ворот, по 25-ти с каждой стороны. На стене находилось 250 башен. Посреди города протекал Евфрат. На одном берегу его возвышался храм Бела, или Вила; на другом – дворец царский, со знаменитыми висячими садами, разведенными на огромных возвышавшихся друг над другом, каменных, засыпанных землей террасах, утверждавшихся на сводах, поддерживаемых толстыми гранитными стенами или столбами. Сады эти орошались водой, проведенной из Евфрата до самой вершины террас. С этих террас открывался вид на все окрестности города, на ту сторону – на древний царский дворец и величественный храм Бела, по эту – на новый дворец, на мост чрез реку и улицы города; вид открывался далеко и за городские стены на окрестные равнины вне города. Равнина Сеннаарская, на которой лежал Вавилон, в южной части ее, представляла собой совершенно плоскую, но богатейшую и плодороднейшую, низменность, обязанную своим богатством при своей прекрасной почве особенно разливам Тигра и Евфрата. Для защиты от разливов и наводнений, город огражден был каналами и плотинами. От этих рек, равно как и от многочисленных каналов, пресекавших страну от одной реки до другой, вода трудом рук человеческих и гидравлическими машинами проведена была к полям, которые в этом теплом климате и на этой неистощимой почве производила такое плодородие, что ни в древние, ни в новейшие времена, не было ничего подобного. По Геродоту, Страбону, и Плинию, относительно хлебного производства, почва никогда не производила менее сам-двести, а иногда и более, даже до сам-триста, и зерно было самое крупное. Бедная строевым лесом, Вавилония богата была тамарисками и ивами и особенно прекрасными лесами пальм, тянувшихся непрерывной цепью по течению обеих рек. Завоеванная впоследствии Персией, она составляла богатейшую область этой монархии. Налоги и подати, платимые ей персидским царям, для их содержания и содержания их армии, составляли третью часть всего того, что собиралось со всех персидских владений, простиравшихся тогда от Геллеспонта до Индии. Кроме в великого плодородия почвы, богато орошаемой разливами упомянутых рек, страна эта находилась на большом торговом пути между Индией и Финикией, и Вавилон служил главным складочным местом для товаров и производил самую обширную морскую и сухопутную. торговлю со всеми частями света. Богатства стекались в него со всех сторон; и таким образом он принадлежал к величайшим и знаменитейшим и богатейшим городам Востока. См. Брута Землеон. Древ. света, изд. 2. 1837 г. Ч. 1. стр. 146–148. Haupt Bibi. Encykl. 1. p. 179. Илов. Руков. к Всеоб. Ист. 1869 г. 4.1. стр. 10. Шлосс. Всем. Ист. 1868 г. Т. 1. стр. 23 и 24. Zell. 1. р. 120–121. 123. Herz 1, p. 642. 644. 646. Кейта Док. Ист. Хр. В. 1870 г. гл. 11. ст. 394–896.

Слово Вавилон найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
Смешение языков (Babel) В Книге Бытие (Быт 10:10; Быт 11:1-9) название Вавилон связано с ранним культурным событием, а именно, с попыткой построить башню, и в отношении самого слова Вавилон распространено представление, что корень этого слова означает путаницу (Быт 11:9).

Археологические раскопки показали, что вавилоняне строили храмовые башни под названием зиккураты. Было обнаружено несколько подобных сооружений. Зиккурат состоял из ярусов, уменьшающихся по направлению снизу вверх. На верхней платформе находился небольшой храм, посвященный конкретному божеству, покровительствовавшему строителю или городу, где был построен зиккурат. Первый зиккурат был воздвигнут в Вавилоне аккадским царем Шар-Кали-Шарри в конце XXIII века до Р.Х. Археологи считают, что на протяжении столетий этот зиккурат был несколько раз разрушен и снова восстановлен. Очевидно, он лежал в руинах где-то с 2000 до 1830 г. до Р.Х., когда предок Хаммурапи (1728-1636 до Р.Х.) основал или восстановил город под названием Баб-Илу, или Бабель. Вавилонский эпос о сотворении рассказывает о строительстве «небесного города», места жительства Мардука. Именно таково богословское значение важного термина Бабель, то есть «врата бога». Считалось, что Бабель, где находились храм Мардука и зиккурат, был для древних вавилонян земным входом в небесное или духовное царство. Иудейские и арабские предания связывают вавилонскую башню из Книги Бытие с руинами гигантского храма, изначально посвященного Набу, в городе Борсиппа или Бирс-Нимрод.

Смотрите также: Вавилон, государство.
Словарь Брокгауза и Ефрона :
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Название «Вавилон» [еврейское Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода (Быт 10:10), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни (Быт 11:9). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Еврейское слово бавель и греч.лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня — предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согласно вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказательств существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город.

В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт 11 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согласно Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681–669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата — «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука.

Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652–648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует.

Как известно из многочисл. клинописных текстов, В. был в древности одним из самых могуществ. городов в Передней Азии. Его полит. влияние особенно окрепло во время правления Хаммурапи. Позже В. был завоеван хеттами, а затем касситами, которые основали т.наз. касситскую династию, правившую в Вавилонии на протяжении нескольких столетий. Закат В. начался ок. 1100 г. до Р.Х., когда в стране развернулась ожесточенная борьба за власть между вавилонянами-аккадцами и халдеями, арам. кочевыми племенами, обосновавшимися на юге Вавилонии. Смена аккад. и халдейских царей на троне в В. часто зависела от воли Ассирии. В 689 г. до Р.Х. город был полностью разрушен Синаххерибом, но вслед за тем восстановлен его сыном Асархаддоном.

После смерти Ашшурбанипала на трон в 626 г. до Р.Х. взошел Набопаласар, основавший Нововавилонскую монархию. Во время правления его сына Навуходоносора II В., ставший главным городом могуществ. империи, заново обрел cвое прежнее влияние. Роскошные строения огромного города заставили преисполненного гордыни царя воскликнуть: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан 4:27). (О глиняных табличках с именем предпоследнего царя Иудеи, найденных под сводами знаменитых «висячих садов» (→ Раскопки, IV,2) → Иехония.) В 539 г. до Р.Х. городом завладел перситский царь → Кир (Дан 5).

Пир Валтасара происходил в юж. крепости, в тронном зале дл. 52 м, шир. 17 м и выс. 20 м. Во время пиршества на стене зала появилась таинственная надпись. Попав под власть Персии, В. дважды поднимал восстание против Дария I (сына Гистаспа), но оба раза терпел поражение и в результате лишился своих укреплений. В 312 г. до Р.Х. В. был захвачен Селевком Никатором, основателем сир. династии Селевкидов, который, разобрав гор. постройки, возвел из этого материала новый город Селевкию на берегу Тигра. Это было концом великого города, «красы царств, гордости Халдеев» (Ис 13:19). Тем самым сбылось пророчество Иеремии: «...и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов» (Иер 50:39).

В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В. в НЗ служит символом противной Богу могуществ. силы. Так, Иоанн говорит о В. как об оплоте грядущей власти антихриста (Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:5; Откр 18:2,10,21) и тем самым скрыто указывает на Рим (подтверждением чему является упоминание в Откр 17:9 «семи голов суть семи гор») и его могущество, обращ. против Церкви Христовой. Вероятно, в 1Пет 5:13 под В. также подразумевается Рим.

Словарь Геце :

Происхождение названия. Быт 11:8, Быт 11:9.

Назывался:

Землею Халдейскою. Иез 12:13.

Сеннаар. Дан 1:2. Зах 5:11.

Пустыней приморской. Ис 21:1, 9.

Сесахом. Иер 25:12, 26.

Госпожею царств. Ис 47:5.

Расположен за Евфратом. Быт 11:31. Нав 24:2−3.

Раньше часть Месопотамии. Деян 7:2.

Основан Ассириянами и часть империи их. 4Цар 17:24; Ис 23:13.

Орошается реками Евфратом и Тигром. Пс 136:1. Иер 51:13.

Состоял из многих народов. Дан 3:4.

Правителями были цари. 4Цар 20:12. Дан 5:1.

В соединении с Мидией и Персией Дарием разделен на 120 областей. Дан 6:1.

Над областами назначены сатрапы. Дан 2:48, Дан 6:1.

Вавилон — главная область. Дан 3:1.

Вавилон — столица. Древность ея. Быт 11:4, 9.

Увеличен Навуходоносором. Дан 4:27.

Окружен большим валом и укреплениями. Иер 51:53, 58.

назывался:

Красою царств. Ис 13:19.

Гордостью Халдеев. Ис 13:19.

Городом торговцов. Иез 17:4.

Величественным Вавилоном. Дан 4:27.

замечателен:

Древностью. Иер 5:15.

Многими кораблями. Ис 43:14.

Военною силою. Иер 5:16, Иер 50:23.

Национальным величием. Ис 13:19. Иер 51:41.

Богатством. Иер 50:37, Иер 51:13.

Торговлею. Иез 17:4.

Фабрикацией материи. Нав 7:21.

Мудростью. Ис 47:10. Иер 50:35.

Жители Вавилона

Идолопоклонники. Иер 50:38. Дан 3:18.

Преданы чародействам и волшебствам. Ис 47:9, Ис 47:12, Ис 47:13. Дан 1:2.

Нечестивы. Дан 5:1−3.

Злы. Ис 47:10.

как власть Вавилон был:

Высокомерный. Ис 14:13, Ис 14:14. Иер 50:29, Иер 50:31, Иер 50:32.

Безопасный и самоуверенный. Ис 47:7, Ис 47:8.

Велйкий и славный. Ис 47:1, 5.

Жадный. Иер 51:13.

Жестокий. Ис 14:4.

Страшный и разрушительный. Ис 14:17, Ис 47:6. Иер 51:25. Авв 1:6, 7.

Орудие мщения Божия. Иер 51:7. Ис 47:6.

Языки в употреблении Вавилона Дан 1:4, Дан 2:4.

Жестокость войска его. Авв 1:7−9.

назван:

Большим орлом. Иез 17:3.

Золотою головою. Дан 2:32, Дан 2:37, Дан 2:38.

Львом с орлиными крыльями. Дан 7:4.

Посланники Вавилона посланы к Езекии. 4Цар 20:12.

Царь Навуходоносор:

Сделал Иакима себе подвластным. 4Цар 24:1.

Осадил Иерусалим. 4Цар 24:10, 11.

Взял Иехонию и др. в плен Вавилонский. 4Цар 24:12, 4Цар 24:14−16; 2Пар 36:10.

Оградил храм. 4Цар 24:13.

Назначил Седекию царем. 4Цар 24:17.

Седекия отложился от царя Вавилонского. 4Цар 24:20.

Осадил и взял Иерусалим. 4Цар 25:1−4.

Превратил Иерусалим в пепел. 4Цар 25:9, 10.

Отвел Седекию и др. в Вавилон. 4Цар 25:7, 4Цар 25:11, 4Цар 25:18−21; 2Пар 36:20.

Ограбил и сжег храм. 4Цар 25:9, 4Цар 25:13−17.

Отпадение евреев от Вавилона и наказание их. Иез 17:1.

Евреям предложено быть подвластными Вавилона и жить в мире. Иер 27:17, Иер 29:1−7.

Обхождение с евреями в Вавилоне 4Цар 25:27−30. Дан 1:3−7.

Печаль евреев в Вавилоне Пс 136:1−6.

Взят Мидянами. Дан 5:28, Дан 5:30, Дан 5:31.

Возвращение евреев из Вавилона 2Пар 36:23; Езд 1:1; Езд 2:1−67.

Евангелие проповедано в Вавилоне 1Пет 5:13.

Прообраз антихриста. Откр 16:19, Откр 17:5.

Предсказания относительно завоевания Вавилона Иер 21:3−10, Иер 27:2−6, Иер 49:28−33. Иез 21:19−32, Иез 29:18−20.

Возвращение евреев из Вавилона Ис 14:1−4, Ис 44:28, Ис 48:20. Иер 29:10, Иер 50:4, Иер 50:8, Иер 50:19.

Разрушение Вавилона Ис 13:1; Ис 14:4−22, Ис 21:1−10, Ис 47:1. Иер 25:12; Иер 50:1; Иер 54:1.

Совершенное разрушение Вавилона Ис 13:19−22, Ис 14:22 Ис 23:1. Иер 50:13, Иер 50:39, Иер 51:37.

Проповедь Евангелия в Вавилоне Пс 86:4.

Словарь Вихлицкого :
(Евр. Бабель — замешательство, путаница, хаос) — один из самых древних городов земли. Был основан Нимродом (Быт 10:10) в районе (или вокруг) Вавилонской башни и располагался на обширной равнине по обоим берегам реки Евфрат примерно в 50 км от Персидского залива. В древности он был самостоятельным царством, но позже стал частью Ассирийской империи. Меродах Валадан в трудное для Ассирии время ненадолго отделился (722-710 гг и 703-702 гг до РХ), но позже Вавилон был снова возвращен Ассирии. Сеннахирим, ассирийский царь, в 702 г. до РХ его почти полностью разрушил, но его преемник Асардан восстановил город, чтобы короноваться в его центральном храме. Набопалассар (625-604 гг до РХ) снова отделился от Ассирии и сильно укрепил город. Наивысшего расцвета Вавилон достиг при Навуходоносоре (606-561 гг до РХ). В это время город представлял собой замечательнейшее зрелище: квадратный в плане, он был окружен мощными стенами длиной около 23 км с каждой стороны. Стены эти имели 250 башен и 100 медных ворот. Ширина стен поверху была равна 24 м, высота — от 60 до 100м и углублены они были в землю более, чем Нав 10:1 м. Две части города, разделенные Евфратом, соединял огромный каменный мост. В северной части города возвышался величественный храм Меродаха (Мардуха), сосредоточивший в себе несметные сокровища почти со всего света (в том числе и из Иерусалима). Да и остальные постройки города были так прекрасны, что обозрев все это однажды из своего дворца царь так возгордился, что был наказан безумием (Дан 4:26-30). После Навуходоносора город постепенно начал терять свое значение. Его сын Евилмеродах царствовал один год. За ним воцарился Нериглиссар (560-556 гг до РХ), затем — Мардук (556-555 гг до РХ) и, наконец, Набонид (555-538 гг до РХ), в последние годы правления которого его соправителем был его сын Валтасар. В ту ночь, когда все в Вавилоне от царя до последнего солдата по случаю праздника предавались пьянству и разврату, город был захвачен Киром. Теперь на месте Вавилона находится небольшой арабский поселок Гила (Гиллах), окруженный холмами, покрывшими руины некогда великого города.

Вавилон в Священном Писании символизирует самое большое нечестие, сознательное противление Богу в лицемерном служении, которое есть подмена, замещение истинного хождения пред Богом (чем является теперь формальная официальная христианская церковь, ставшая в руках профессиональных деятелей просто орудием легкого обогащения и более утонченной власти над человеческими душами, чем все остальные виды мирской власти). Если в буквальном смысле все пророчества о Вавилоне (Ис 13:19-20; Ис 14:22) уже сбылись, то и в духовном они скоро сбудутся, ибо нет Вавилону прощения (Откр 18:1). Вавилоном назван, как полагают, и Рим, из которого ап. Петр писал свои Послания (1Пет 5:13). (см. также Ассирия, церковь)
Словарь Никифорова :
(Смешение; Быт 10:10, 4Цар 17:24, 2Пар 32:31 и др.) был столицею Халдеи и одним из древнейших и богатейших городов в мире. Построен Нимвродом, сыном Хуша или Куша, потомком Хамовым, сделавшим означенный город столицею своего царства. По Геродоту, Вавилон, расположенный по обоим берегам р. Евфрата, своею формою представлял совершенное подобие четырехугольника, или квадрата, построенного на огромной равнине; окружность города была в 60 англ. миль, по 15-ти миль в каждой стороне. Толщина стен была 86 футов, так что по поверхности их можно было проехать шести колесницам в ряд, а высота оных простиралась до 334 фут. На стенах высились 250 башен, с сотнею ворот изваянных из меди. Стены были сложены из больших кирпичей на смоляном цементе. Вне городских стен, город был окружен со всех сторон глубоким рвом. В нем находилось 676 квадратных площадей, окруженных домами и садами. Если не весь Евфрат, то часть оного протекала чрез город к с. на ю., разделяя оный на две части. По обеим сторонам реки находилась набережная и высокая стена. Среди города, пересекая реку, тянулся громадный мост, по восточную сторону которого возвышался царский дворец и языческий храм Бела, богатства которого, по свидетельству Геродота, доходили до 28 миллионов фунтов стерлингов (до 280 миль. на наши деньги). Висячие сады Вавилона считались некогда в числе семи чудес света. Впрочем, слава Вавилона гремела не долго, и под наплывом нападений различных завоевателей он подвергся крайнему запустению. Кир овладел им; после того Дарий расхитил оный; Ксеркс ограбил его храмы, и Александр Македонский умер в то самое время, когда мечтал и делал попытки восстановить его величие. Да, этот город чудес, многолюднейший из всех, — золотой город, слава царств, красота Халдеи, согласно с пророческими предсказаниями, сделался грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, — городом без жителей. Как львы рыкают все пни, говорит пр. Иеремия, и заревут как щенки львиные (Иер 51:38). Что сильнее всего поражает ужасом современных путешественников, при обозрении развалин Вавилона (ныне бедная Арабская деревня Гиллах), то это громадные массы мусора на месте славного некогда во всем мире города. Как сделался Вавилон ужасом между народами! восклицал некогда пр. Иеремия (Иер 51:41 Иер 50:23). В Свящ. Писании слово Вавилон иногда употребляется в иносказательном смысле и означает царство антихриста, противника Христу и церкви Христовой (Откр 14:18-19). Ап. Петр в 1-м послании (1Пет 5:13) говорит об избранной церкви в Вавилоне. По мнению некоторых, это был другой Вавилон в Египте, находившийся вблизи настоящего Каира, при одном из притоков р. Нила; другие под означенным названием разумеют Рим, и на сем основании предполагают, будто бы ап. Петр был епископом Рима. Но относительно сего последнего трудно допустить, чтобы апостол употребил иносказательное выражение в простом приветствии, заканчивающем его послание: Приветствует вас избранная, подобно вам (Церковь) в Вавилоне (1Пет 5:13).
Словарь Нюстрема :
евр. Бавель. Вавилон, (Быт 10:10), один из городов царства Нимрода в стране Сеннаар. Об основании его говорится в Быт 11:1-9. Все жители земли после потопа говорили на одном языке. Чтобы не рассеяться по всей земле, не прославив себя, они решили построить город и башню, высотою до небес; но Господь смешал их язык, так что они не могли понимать друг друга, и, по необходимости, рассеялись по всей земле. Поэтому и город носит имя Вавилон, т.е. смешение. План основателей был разрушен, но Вавилон стал могущественным, известным всему миру городом. В Библии этот город известен, как столица царства мира сего, враждующая с царством Божиим.

В начале Вавилон был столицей древневавилонского царства (приблизительно, с 2240 до 2050 г. до Р. Хр.); потом из сказаний мы узнаем, что царство Вавилонское подпало под власть ассирийцев (2050 до 625 г. до Р.Хр.). От 625-538 г. вавилоняне, не желая оставаться под властью ассирийцев, основали новую столицу, близ Ниневии, и назвали столицу ново-вавилонского царства тем же именем — Вавилон. Ср. Ис 13:19, Ис 14:12. В то время, когда вавилоняне находились под властью персов (538-331 г. до Р. Хр.), началось окончательное падение Вавилонского царства, которое и кончилось тем. что в начале 1-го столетия по Р. Хр. от этой знаменитой столицы остались одни развалины. Вавилон некогда был «краса царств, гордость Халдеев» (Ис 13:19). В нем во время Навуходоносора насчитывались миллионы жителей; его величие обращало на себя внимание всего мира. Стены Вавилона имели 200 локтей (прибл. 100 м) в вышину и 50 лектей (прибл. 25 м) в ширину; по ним свободно могли ехать в ряд 6 колесниц. (Срав. Иер 51:56). Город славился висячими садами, террасами, построенными над водами Евфрата на высоких арках. — Гордый Вавилон, у рек которого пленный Израиль расположился в шатрах и развесил свои арфы; который принес в жертву своим идолам все сокровища храма Иеговы, — этот «Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер 51:37). «Гордая дочь халдеев, госпожа царств» (Ис 47:5) по своей торговле и богатству представляла Лондон прежних времен (Иез 17:4). «Изнеженная, живущая беспечно» (Ис 47:8), по обеим сторонам Евфрата столица, образующая, согласно запискам Геродота, четырехугольник со сторонами длиною по 120 стадий (более 30 1/2 км), была окружена глубокими водяными рвами вокруг величественных стен, с сотнями медных ворот. Теперь от всего этого осталось только открытое поле с развалинами, на протяжении 10-15 км с севера на юг. Среди этих развалин, у реки расположен город Гила, населенный арабами. Здесь следует искать древне-вавилонское царство, приблизительно в 400 километрах к северу от Персидского залива. Между множеством куч мусора замечательны шесть массивных груд развалин, которые возвышаются над остальными; пять из этих больших холмов находятся на южном берегу, шестой — к западу, в расстоянии 10 км от упомянутого города Гила. Один из этих холмов, который находится ближе к северу, представляет остатки храма Меродаха. Теперь этот холм носит название Вавил. Он имеет вышину около 66 м. Некоторые принимают его за остатки Вавилонской башни. Согласно другим сведениям, остатки Вавилонской башни нужно искать дальше к югу, в больших развалинах, так называемых, Бурдж Нимруд, т.е. башня Нимрода. Высота этого холма развалин, состоящего из разбитых кирпичей, достигает 66 метров с разрушенной башней на вершине, имеющей 12,1 м в вышину и 8,5 м в ширину, так что вместе с башней высота холма достигает 75 м. Эти развалины, согласно Равлинсону, занимают в окружности более 730 м. Подобие уступов, похожих на террасы, и некоторые другие признаки дают право предположить, что это — описанный Геродотом храм, который он называет башней Бела (Ваала). Автор книги, посетивший эту башню, передает, что она представляет четырехугольную пирамиду с семью террасами 830 м в окружности при основании. Семь террас посвящены семи богам-планетам в следующем порядке, начиная снизу: Сатурн (Адар), Венера (Истар, см. Астарта), Юпитер (Меродах), Нево (Меркурий), Марс (Нергал), бог луны и бог солнца. Каждая терраса была выкрашена в соответствующий цвет, начиная снизу: черный, белый, оранжевый, синий, пурпуровый, серебряный и золотой.

Часть Вавилона, где находилась эта башня, составляла особый квартал, называвшийся Барсип или Борсиппа; это имя встречается на многих кирпичах. В этой же куче развалин найден цилиндр с вавилонскими письменами, где Навуходоносор сам описывает свои работы по реставрации этой древней башни. Запись гласит так:
»Объявляем, что храм семи светил, башня в Борсиппе, которую построил в древности один царь, высотою в 42 локтя (приблизительно 21 м), еще не имеет верхушки, которую он не успел выстроить, и которая пришла в ветхость. Желоба для стока воды не действуют; от дождей и ветров облезла штукатурка, кирпич стал сильно разрушаться и все здание от времени начало разваливаться, так что скоро будет представлять из себя кучу мусора. Великий бог Меродах побудил меня восстановить разрушающуюся постройку. Основание и стены я оставил без изменения. В благоприятный месяц, в счастливый день я скрепил камни основания и обложил стены кирпичем. Столярную работу я сделал заново, и на фасаде башни я увековечил свое имя. Чтобы довершить постройку и поставить верхушку, я поднял руку (клятва) и, как издревле полагалось, так я и построил».

Но ни Нимрод, ни Навуходоносор не могут спорить с Иеговой: все вавилонские башни пали. «Вавилон взят. Вил посрамлен. Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (Иер 50:2).

Другой удивительный холм развалин находятся в 5-ти км к северу от Гили и называется Эль-Кае, т.е. замок, остатки которого также колоссальных размеров: 700 локтей в длину (прибл. 348 метров), 600 — в ширину (прибл. 298 метоов) и 70 — в вышину (прибл. 35 м). На кирпичиках можно прочесть следующую надпись: «Дворец Навуходоносора, царя Вавилонского, создателя высокого дома — он, живущий в страхе богов Нево и Меродаха: сын Набополассара, царь в Вавилоне».
В недалеком расстоянии находится другой холм развалин, называемый Амрам-бен-Али; на глубине 23 метр, произведенными раскопками обнаружен храм Эсадила, посвященный божеству-хранителю Вавилона Бел-Мардуку.

Из этих холмов за последнее время извлекли тысячи кирпичей с клинообразными письменами. С большим трудом при помощи выкопанных таблиц с одинаковыми текстами на нескольких других языках, ученым удалось прочесть эти клинописи. Теперь мы можем из этих пролежавших тысячелетия кирпичей узнать о Навуходоносоре и других халдейских героях и их подвигах. Эти письмена дают нашей ветхой Библии самое полное подтверждение. Особенно это относится к вопросу о том, кто были первыми жителями этой страны. Согласно Библии, Вавилон первоначально был построен Нимродом, сыном Хуша. Надписи на кирпичах служат ясным доказательством того, что задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура, более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но с ясными признаками турецко-татарского происхождения. Это был аккадрский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур (Быт 11:28), Эреж, Арку, Вавилон и другие, о чем свидетельствуют надписи на кирпичах и Библия. С этим народом за 3000 лет до Р. Хр. соединился, так называемый, протохалдейский, не-семитический элемент. Семиты, пришедшие из Аравии и постепенно заоравшие в свои руки власть, приняли их халдейскую культуру и образование. Позднейшие властители, после 1500 г. до Р. Хр., называли себя в письменах: «царь Сумира (Сеннаар?) и Аккада». Это наименование показывает нам, что вавилонская национальность имеет двоякое происхождение.

Писатель Бероз (Berosos) передает нам из древенейшей вавилонской истории о трех династиях: во-первых, 49 халдейских царей в период 458 лет; далее, 9 аравийских царей в период 245 лет и, наконец, 49 ассирийских царей в период 526 лет. Более определенные сведения о вавилонских царях мы имеем после 747 года до Р. Хр. В «Птолемеевых правилах» вавилонские монархи перечисляются по порядку с указанием точного времени царствования каждого, начиная от Навонассара (747 года до Р.Хр.), до последнего персидского царя, который был убит Александром Великим в 331 году до Р. Хр. С разрушением Ниневии (625 г. до Р. Хр.) Вавилон стал могущественным городом. Царями его в это и последующие времена были: Набополассар (625 до Р. Хр.), Навуходоносор (604 г.), Эвильмеродах (560 г.), Периглиссар (559 г.), Лаборосоарход 556 г.), Набонид (в письменах Набунахид), 556-538 г. до Р. Хр. Затем Вавилон был взят мидянами и персами в ночь, когда жители его легкомысленно пировали. Мидяне и персы отвели русло реки и проникли в город по старому руслу, захватили его и перебили пировавших вавилонян (Иер 51:31, Иер 51:39, срав. Ис 21:1-9). После смерти Александра Великого резиденция (местопребывание) царя была перенесена из Вавилона в Антиохию. Так пал Вавилон и стал грудою развалин (Иер 51:37). Все соседние народы собирали в нем кирпичи для постройки своих городов.

В Новом Завете мы встречаем название Вавилон, напр., в Мф 1:11. Петр передает привет от церкви в Вавилоне (1Пет 5:13). По всей вероятности, здесь подразумевается древний Вавилон, где иудеи давно уже поселились. Высказывается мнение, что это город в Египте; другие же истолковывают это слово в аллегорическом (иносказательном) смысле, относя это к Риму: «Вавилон, город великий» (Откр 14:8, Откр 16:19, Откр 18:2).

Слово вавилон в симфонии
В Библии слово "вавилон" упоминается в 96 стихах.

Быт 10 : 10
Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар.
Быт 11 : 9
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
4Цар 20 : 17
вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.
4Цар 24 : 15
И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон.
4Цар 24 : 16
И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон.
4Цар 25 : 7
и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон.
4Цар 25 : 13
И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон;
1Пар 9 : 1
Так были перечислены по родам своим все Израильтяне, и вот они записаны в книге царей Израильских. Иудеи же за беззакония свои переселены в Вавилон.
2Пар 33 : 11
И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон.
2Пар 36 : 6
Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтоб отвести его в Вавилон.
2Пар 36 : 7
И часть сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своем в Вавилоне.
2Пар 36 : 10
По прошествии года послал царь Навуходоносор и велел взять его в Вавилон вместе с драгоценными сосудами дома Господня, и воцарил над Иудеею и Иерусалимом Седекию, брата его.
2Пар 36 : 18
И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, все принес он в Вавилон.
2Пар 36 : 20
И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского,
1Езд 2 : 1
Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, --
1Езд 5 : 12
Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ переселил в Вавилон.
1Езд 6 : 5
Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божием.
2Езд 1 : 40
Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и связал его медными узами и отвел в Вавилон.
2Езд 1 : 45
И через год Навуходоносор послал и отвел его в Вавилон вместе со священными сосудами Господа,
2Езд 1 : 54
И все священные сосуды Господни, большие и малые, и сосуды ковчега Господня и царские сокровища взяли они и отнесли в Вавилон.