Словарь Вихлицкого : аарон
Их сестра Мариамь (Чис 26:59), должно быть, была старшим ребенком в семье, потому что когда Моисей был младенцем и его нашла дочь фараона, Мариамь уже достаточно подросла, чтобы выполнять поручения (Исх 2:1-9).
Мать Аарона звали Иохаведой, а отцом его был Амрам, сын Каафа из рода Левия (Исх 6:18-20).
У Аарона и его жены Елисаветы было четыре сына (Исх 6:23), которые, как и отец, стали священниками (Лев 1:5).
Двое из них, Надав и Авиуд, нарушили Божьи заповеди, совершив кощунство во время сожжения благовоний, за что были приговорены к смерти (Лев 10:1-5).
После этого должность священников перешла к двум другим сыновьям, Елеазару и Ифамару, которые тоже иногда нарушали Божьи заповеди (Лев 10:6-20).
Роль Аарона в событиях исхода прежде всего определяется тем, что он был братом Моисея. Когда Моисей попытался избежать миссии вождя Израиля по причине косноязычия, Бог признал и использовал ораторские способности Аарона (Исх 4:10-16). События жизни АаронаАарон родился, когда еврейский народ был в рабстве в Египте. Моисей, воспитанный одной из дочерей фараона как египтянин, убив жестокого египетского надсмотрщика, бежал в Мадиамскую землю (Исх 1-2).
Когда Бог послал Моисея обратно как освободителя (Исх 3-4), Он отправил ему навстречу Аарона, чтобы тот встретил его в пустыне (Исх 4:27).
После стольких лет изгнания Моисей был для своего народа чужаком, поэтому вместо него со старейшинами Израиля связался Аарон (Исх 4:29-31).
Когда Моисей и Аарон пришли к фараону, Бог через них велел правителю Египта отпустить израильтян (Исх 5:1).
Фараон же сделал жизнь еврейских рабов еще невыносимее, и тогда Бог явил египетскому правителю Свое могущество, совершив ряд чудес (Исх 5-12).
Первые три чуда Бог совершил через Аарона, с помощью его жезла (вероятно, это был пастушеский посох).
Фараон заставил своих придворных волхвов тоже совершать чудеса. После того как Бог наслал на египетскую землю «мошек», египетские маги признали свое поражение и сказали: «Это перст Божий» (Исх 8:19).
Потом Бог через Моисея наслал на Египет и другие напасти, кульминацией их стала смерть всех первенцев египтян. Аарон был с Моисеем (Исх 12:1-28), когда Бог открыл, как отметить дома израильтян, чтобы их дети остались живы в ночь смерти сыновей египтян. Это событие привело к возникновению праздника пасхи, который иудеи отмечают по сей день (Исх 13:1-16).
После того как Бог вывел израильтян в безопасное место и уничтожил преследовавших их египтян, Аарон вместе с Моисеем управлял народом во время долгого странствования по пустыне на пути к земле обетованной (Исх 16:1-16).
Позже, во время сражения против амаликитян, Аарон помогал Моисею в молитве о Божьем благословении, поддерживая его уставшие руки (Исх 17:8-16).
Хотя Аарон всегда подчинялся Моисею, по-видимому, он как вождь пользовался влиянием (Исх 18:12).
Бог призвал его быть с Моисеем, когда давал тому закон на горе Синай (Исх 19:24).
Аарон был среди представителей народа, которые утвердили Божьи заповеди, занеся их в книгу завета (Исх 24:1-8).
Аарон вместе с другими старейшинами поднимался на священную гору и видел Бога Израиля (Исх 24:9-10).
Вместе с Ором он остался за главного, когда Моисей был с Богом на вершине горы (Исх 24:13-14).
Моисей около месяца отсутствовал, и в минуту слабости Аарон уступил желанию народа, который хотел поклоняться идолу. Он расплавил их золотые украшения и изготовил золотое изображение тельца (Исх 32:1-4). (Вероятно, в Египте Израильтяне подпали под влияние культа Аписа, Бога плодородия, который изображался в виде быка.) Сначала Аарону казалось, что он делает нечто угодное Богу (Исх 32:5), но ситуация вышла изпод контроля, и вокруг идола развернулась пьяная сексуальная оргия (Исх 32:6).
Бог так разгневался, что хотел уничтожить Свой народ, но вмешался Моисей, напомнив об обещании умножить потомство Авраама (Исх 32:7-14).
Моисей резко раскритиковал Аарона за аморальность и идолопоклонство, в то время как Аарон обвинял народ, не признавая собственной вины (Исх 32:21-24).
Хотя идолопоклонники были преданы смерти (Исх 32:25-28), а всех остальных Бог поразил (Исх 32:35), Аарон, очевидно, наказан не был. Моисей рассказывал, что Аарон подверг себя великой опасности, но был спасен, потому что Моисей за него молился (Втор 9:20).
Во второй год странствий по пустыне Аарон помогал Моисею проводить перепись населения (Чис 1:1-3, Чис 1:17-18).
Вероятно, Аарон завидовал положению Моисея, потому что они с Мариамью стали хулить брата, хотя пожилой Моисей был кротчайшим человеком на земле (Чис 12:1-4).
Божий гнев против этих двоих был отвращен молитвой Моисея, но Мариамь все же пострадала за свой грех (Чис 12:5-15).
Аарон, как нам представляется, снова избежал наказания. Вместе с Моисеем Аарон выступил против бунта в Кадесе (Чис 14:1-5).
Он поддерживал Моисея и в момент другого мятежа, случившегося позже (Чис 16).
После инцидента в Мериве, когда Израильтяне снова чуть не взбунтовались, Бог обвинил Моисея и Аарона в неверии и запретил им входить в землю обетованную (Чис 20:1-12).
Аарон умер в возрасте 123 лет на горе Ор, после того как Моисей снял с него одежды первосвященника и облачил в них сына Аарона Елеазара (Чис 20:23-29; Чис 33:38-39).
Смотрите также: блуждания в пустыне; жезл Аарона, Израиль, история, исход Израиля из Египта; колено Левия; священники и левиты.
Аарон [еврейское — Ахарон], значение имени точно не установлено, возможно, соответствует египетскому — «великое имя». Аарон был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы (Исх 6:20; Чис 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх 7:7). Аарон был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис 1:7). Она родила ему четырех сыновей — Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23).
Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил Аарона говорить к народу вместо его косноязычного брата. Аарон должен был стать «устами» Моисея (Исх 4:16) и его пророком (Исх 7:1). Братья встречаются в пустыне (Исх 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (Исх 4:28–31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских Аарон владеет жезлом (Исх 7:9,19; Исх 8:5,17), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх 17:12). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх 24:1,9).
Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники (гл. 28−29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение — все это устанавливается Самим Богом (Чис 4:18).
В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (→ золотой Телец). Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). Особое положение Аарона подчеркивает прежде всего → наперсник с 12 драгоценными камнями, а также урим и туммим (→ Свет). В день посвящения старшие сыновья Аарона → Надав и → Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев 10 и след.).
О том, как строго Бог относится к священнич. служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что Аарон, как первосвященник, не смел выражать свое личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остается верен Своему слову: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (ст. 3). На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» (→ Моисей) и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за нее перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис 12).
Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертв. воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвел (Чис 16:18). В дальнейшем этот жезл был помещен в ковчег завета (Евр 9:4). В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20).
Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца. Аарон умирает в возрасте 123 лет (Чис 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис 20:23–29). Аарону недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других — Моисея, Мариами, народа.
Значение Аарона как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение Аарона ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнич. одеяния. В Евр 7 — Евр 9 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессиан. священством «по чину Мелхиседека» (Евр 5:6; Евр 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонкого плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона.
ААРОН (высокий, гора, гора света, учитель, просвещённый) — сын Амрама и Иохаведы, старший брат пророка и законодателя Моисея, первый первосвященник Еврейского народа (Исх. 28:1). Назван Богом «устами Моисеевыми и пророком его» (Исх. 4:16; 7:1). Аарон и сыновья его были призваны самим Богом к священническому служению (Евр. 5:4). Священники впоследствии часто назывались «домом Аароновым» и «сынами Аароновыми» в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г., призвание в 1491 г. и смерть в 1451 г. до Р.Х.
Известные люди с именемАаронАарон — александрийский священник, философ и врач VII векаАарон (X век) — болгарский князь.Аарон — иконописец, упоминается в 1438 году.Аарон — монах в 1683 году, чтец Московского печатного двора; с 1692 года — справщик.Аарон (?—1730) — игумен.Аарон (1688 — после 1726) — русский монах.Аарон (1688—1738) — архиепископ Архангелогородский и Холмогорский.Аарон — иконописец, упоминается в 1698—1709 годах.Аарон (אַהֲרֹן, אַהֲרוֹן – от הַר = горный, по Fürst–от אָהַר, от корня אוֹר = освещенный, просвещенный, просветитель; у LXX Ἀαρών; V.Aaron; Слав. Аарѡ́нъ): Исх.4:14, 27–30,5:1, 6:20, 23:28. 1Лев.8:2.и др. Числ.3:1–3:6. и д. 16:3 и д. 20:23–29, 26:59. Втор.10:6, 1Цар.12:6. 1Пар.6:3, 23:13. 2Пар.13:9. 1Ездр.7:5. Неем.10:38, 12:47. 2Ездр.5:5. 8:2. Тов.1:7. Пс.98:6, 105:16. Сир.45:6, 20. Мих.6:4. Лук.1:5. Деян.7:40. Евр.5:4, 7:11. и др. – Аарон – первый первосвященник народа Израильского, сын Амрама и Иохаведы (Исх.6:20), из потомства Левия, сына патриарха Иакова, старший брат пророка Моисея (Исх.7:7), деятельный помощник и сотрудник его в деле освобождения своих соотечественников от рабства египетского, призванный к сему самим Богом (Исх.4:14–16, 27–29, 6:26–27). Ему одному и роду его предоставлено Богом священство в народе израильском (Исх.28:1, 41–43, 29:9, 40:12–15. Лев.8, 9. Числ.3:10, Числ.16, 17. 1Пар.23:13. Евр.5:4). Ему первому принадлежало звание первосвященника, которое после него переходило к старшему в его роде; прочие в роде его были священниками (Исх.28:1, 29:8–9, 29–30. Числ.20:25–28) Подробнее об Аароне см. в Слов. Яр. и Благов. и в Библ. Словаре А. Верхов. Здесь уместным нахожу о первосвященстве иудейском вообще заметить, что оно имело самое высокое значение в народе Израильском, и первосвященники принимали деятельное участие как в делах религиозных, так и политических. Как первосвященник, так и священники, не были исключены из общественных должностей; должности судебные, служба военная, светские почести и достоинства могли совмещаться со священством. Священники служили в войсках в качестве предводителей, писцов и простых воинов. Трубить в трубы было даже обязанностью, исключительно усвоенной священникам (Числ.10:8). В царствование Давида, священник Иодай предводительствовал отрядом воинов из колена Левиина, состоящим из 24.700 человек (1Пар.12:27). Садок, другой священник, пришел к Давиду со всем своим родом, в котором было 22 начальника (1Пар.12:28, 27:17). Священник Ванея, сын Иодая, предводительствовал отрядом из 24.000 человек (1Пар.27:5) и по смерти Иодая, в царствование Соломона, сделан был главнокомандующим над всеми войсками (3Цар.2:35). Маккавеи, столь прославившиеся в войнах, для защиты истинной веры и восстановления гражданского благосостояния народа израильского, происходили от Аарона (1Макк.2:1). Иосиф Флавий, в бытность его правителем Галилеи, неоднократно сражавшийся против римлян и столько известный своими сочинениями, происходил из рода священнического (Евс. Цер. Ист. К. 3. Гл. 9). Почти все иудейские судилища были наполнены священниками, судившими народ по Закону Моисееву. Но первой, главной и важнейшей их обязанностью всегда было служение алтарю, изучение Закона и наставление народа в Законе Божием (Лев.10:11. 2Пар.17:8–9. Мал.2:7). Никто кроме них не имел права приближаться к алтарю для возжжения светильников, воскурения фимиама, принесения жертв и совершения разных других священнодействий (Числ.16, 17, 18:1–7). Прочие левиты занимали низшие должности. Они обязаны были служить и помогать священникам в делах их звания и носить скинию со всеми ее принадлежностями, и впоследствии служили при Храме в качестве певцов и музыкантов, также дверников и стражей, занимали также и другие должности. Главным же начальником над священниками и над всем коленом Левия и главным представителем народа относительно веры и богослужения был первосвященник. Превознесенный пред другими особенным обрядом посвящения и украшенный особенными свящ. одеждами (Лев.8, 9. Исх.29:29–30, 30:25–32. Пс.132:2), он не только совершал все обыкновенные службы священников, но имел право распоряжать священнодействиями и однажды в год входить во Святое святых, в день всеобщего очищения (Исх.30:10, Лев.16:2 и д. Евр.9:6–7). Он был главным правителем дел судебных и верховным решителем дел религиозных (Втор.17:8–12); был истолкователем воли Божией и провозвестником истины, давал ответы вопрошающим о воле Божией и возвещал будущее (Исх.28:30. Числ.27:21.1Цар.23:6, 9–12, 28:6, 30:7–8). Эти права и преимущества давали ему самое высокое значение; и нередко верховная власть и достоинство первосвященника соединялись в одном лице. Так Финеес и Илий были начальниками народа и в то же время первосвященниками. В царствование Иоаса народом управлял первосвященник Иодай. И после возвращения иудеев из плена вавилонского, до гонения Антиоха Епифана первосвященники имели весьма большое влияние в государстве; по смерти же Епифана, когда первосвященническое достоинство перешло в род Маккавеев, с ним почти всегда соединялась и верховная власть. Так было до времен Ирода. С этого времени первосвященники сменялись по воле правителей, часто без всякого отношения к наследственному праву и происхождению от Аарона; и наконец, с падением Иерусалима и Храма при Веспасиане, первосвященство иудейское кончилось, уступив место первосвященству И. Христа – Архиерея вечного, по чину Мельхиседека. Слов. Ядк. и Благов.
Главным отличием Аарона было то, что он и его потомки мужеского пола были избраны Богом в священники (Исх 28:29, Лев 8:1). Он утвердился в этом избрании: во-первых после гибели Корея и его сторонников, затем, когда прекратилось поражение, после того, как он с кадильницей «заступил народ», а также когда его жезл пустил почки и расцвел (Чис 16:17). Будучи верным и самоотверженным в служении, он кротко молчал, когда его сыновья Надав и Авиуд были умерщвлены огнем от Господа (Лев 10:1-3). Все же иногда и он впадал в тяжелые грехи: нпр., сделал золотого тельца у подножия горы Синай (Исх 32:1); соединился с Мариамью в мятеже против Моисея (Чис 12:1) и вместе с Моисеем был непослушен Богу при Кадесе (Чис 20:8-12). Поэтому Бог не допустил его вступить в Ханаан, и он умер на горе Ор в Мозере (Втор 10:6), 40 лет спустя после выхода из Египта, 123 лет от роду (Чис 20:22-29, Чис 33:39). Мозер, вероятно название места у подножия, откуда Аарон взошел на гору.
Арабы до сих пор еще верят, что они указывают настоящее место могилы Аарона на горе, и оказывают ей большой почет.
Как первосвященник, Аарон был ярким прообразом Христа, так как призван был Богом, помазан елеем, носил на груди имена колен, возвещал волю Божию через урим и туммим, вступал в Святое Святых в день примирения «не без крови», ходатайствовал за народ Божий и благословлял его. см. Евр 5:4, Евр 7:11, Евр 9:7 и далее.