а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (см. человек)
б) (Нав 3:16) — город южнее места впадения Иавока в Иордан.
«Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным → адама и глаголом адэм — «быть красным» (ср. «Едом»). В Быт 2–5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:
1) в Быт 1:26–30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как «мужчина и женщина», завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к которому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как «мужчина и женщина». Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об «образе» или соотв. об «образе Божием» говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (→ Человек, IV,1);
2) в Быт 2 и след. еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; Быт 6:17; Екк 3:18–21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28; ср. → Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от → дерева познания добра и зла (Быт 2 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (Быт 3; ср. → Женщина, I и → Грех, I,В);
3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4 и след., 25; Быт 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (→ Летосчисление);
4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5 и след.; 1Кор 15 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей — не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: «... потому что все согрешили» (Рим 5 — цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза «потому что» стоит «в нем», что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, «для многих», создав «правдою одного всем человекам оправдание». Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена «последним А.», т.е. Христом (1Кор 15:45–58). Христианин — как и всякий человек — все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас — в «совлечении» старого и «облечении» в нового человека (Кол 3 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: «...все и во всем Христос».
II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ«Красное место», город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав 3:16; Ос 6:7); в настоящее время Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению — в 30 км юж. А., у г. Иерихона.
Адам (אָדָם = человек, от אָדַם, красным быть, или от אֲדָמָה червленая, красная земля = земной) Ἀδάμ; Adа́m; А҆да́мъ): Быт.2:25, 3:8, 9, 12. 17, 20–24... 5:1–5. Ос.6:7. 1Пар.1:1. Сир.33:10. Тов.8:6. 3Ездр.3:5, 10. Лк.3:38. Рим.5:14. 1Кор.15:22, 45. 1Тим.2:13–14. – Первосозданный человек, от которого ведет свое начало весь род человеческий (сн. Деян.17:26). Как высшее и совершеннейшее из земных творений, он создан Богом после всех земных тварей, как их царь и владыка, и создан особенным образом. По телу он из земли, а по душе от Бога, почтен образом и подобием Божиим и наделен всеми дарами и способностями для достижения высокого его назначения (Быт.1:26–27, 2:7. Сир.17:1–12). Назначение его и в нем всего рода человеческого – не господство и обладание только земными тварями, но – постоянное стремление к теснейшему духовному соединению с Богом, как своим Первообразом, постоянное раскрытие и усовершенствование духовных своих сил посредством упражнения их в исполнении воли Божией, и наконец, достижение чрез то высочайшего счастья и блаженства в Боге, (сн. Еф.4, 21–24, 13, 15). Вскоре по сотворении, поселивши его в раю, в которой насаждены были всякая рода прекрасные деревья и древо жизни посреди сада, Бог, для упражнения и укрепления нравственных сил его, дал ему заповедь не вкушать плодов древа познания добра и зла под опасением смерти (Быт.2:16–17). После Бог сотворил ему помощницу, первую жену, и благословил супружеский союз их, и они жили в совершенной невинности и полном счастье (Быт.2:16–25). Но, с течением времени, по внушению змия обольстителя (Быт.3:1. Откр.12:9), они уклонились от Бога, нарушив данную им заповедь, и чрез то лишились всего своего счастья и подверглись осуждению и смерти (Быт.3). Но милосердый Бог, среди самых угроз и наказаний, которыми поражал их, дал им утешительное обетование об имеющем родиться некогда от жены Избавитель, который имел возвратить им потерянную жизнь и блаженство (Быт.3:15). И с этого-то времени началась вера на земле в Спасителя (Евр.11:2... сн. Быт.8:20, 4:1. 4. сн. Евр.11:4 и д.). Прожив долгое время после сего, Адам имел многих сынов и дочерей, и был изобретателем многих полезных жизни наук и знаний; скончался 930 лет (Быт.5:1–5). Необходимо заметить здесь, что касательно первых человеков, их происхождения, разумной природы, первобытного состояния, падения с его последствиями и судьбы их и их потомства, множество существует различных догадок, мнений, теорий и предположений, исполненных лжи и противоречий, которые опровергаются и самым разумом. Истинных и здравых понятий об этих предметах не дают нам ни теория развития, ни наука, ни наблюдение, ни все изыскания ученых, своими усилиями думающих возвыситься до истины; они дарованы нам свыше, в Божественном откровении. Сохраняясь и распространяясь в начале по преданию, они заключены были потом, по повелению Божию, в письмена, и до времени вверены для хранения одному избранному племени, с пришествием же Христа на землю переданы всему человечеству. Будучи высшего происхождения, они выше сомнений, возбуждаемых некоторыми мыслителями без здравой критики. Они согласны с началами и здравого разума, и подтверждаются преданиями и верованиями всех народов, хотя часто искаженными и наполненными нелепых басен и вымыслов; их подтверждают и исторические памятники, религиозные надписи, иероглифы и другие памятники. Сн. Церк. Биб. Ист. М. Фалар. Пер. 1-й, и его же Зап. на кн. Быт. Zell. 1. р. 32–33. Слов. Яцкев. и Благов.: Адам и Ева. Энциклопед. Слов. Березина: Адам. Свящ. Лет. Власт. Т. I. гл. I. II. III, р. 30–44. гл. VI, VII и далее.