Метрика
Адам. Симфония для Библии.
Загрузка

адам

В Библии слово "адам" упоминается в 19 стихах.

Быт 2 : 25
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Быт 3 : 8
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
Быт 3 : 9
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
Быт 3 : 12
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Быт 3 : 20
И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
Быт 3 : 22
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт 4 : 1
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
Быт 4 : 25
И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
Быт 5 : 3
Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
1Пар 1 : 1
Адам, Сиф, Енос,
Сир 33 : 10
И все люди из праха, и Адам был создан из земли;
Сир 49 : 18
Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении - Адам.
3Езд 3 : 21
С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие.
3Езд 3 : 26
во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое.
3Езд 7 : 11
Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано.
3Езд 7 : 48
О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим.
1Кор 15 : 45
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
1Тим 2 : 13
Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
1Тим 2 : 14
и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
Слово Адам найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Адам (אָדָם = человек, от אָדַם, красным быть, или от אֲדָמָה червленая, красная земля = земной) Ἀδάμ; Adа́m; А҆да́мъ): Быт.2:25, 3:8, 9, 12. 17, 20–24... 5:1–5. Ос.6:7. 1Пар.1:1. Сир.33:10. Тов.8:6. 3Ездр.3:5, 10. Лк.3:38. Рим.5:14. 1Кор.15:22, 45. 1Тим.2:13–14. – Первосозданный человек, от которого ведет свое начало весь род человеческий (сн. Деян.17:26). Как высшее и совершеннейшее из земных творений, он создан Богом после всех земных тварей, как их царь и владыка, и создан особенным образом. По телу он из земли, а по душе от Бога, почтен образом и подобием Божиим и наделен всеми дарами и способностями для достижения высокого его назначения (Быт.1:26–27, 2:7. Сир.17:1–12). Назначение его и в нем всего рода человеческого – не господство и обладание только земными тварями, но – постоянное стремление к теснейшему духовному соединению с Богом, как своим Первообразом, постоянное раскрытие и усовершенствование духовных своих сил посредством упражнения их в исполнении воли Божией, и наконец, достижение чрез то высочайшего счастья и блаженства в Боге, (сн. Еф.4, 21–24, 13, 15). Вскоре по сотворении, поселивши его в раю, в которой насаждены были всякая рода прекрасные деревья и древо жизни посреди сада, Бог, для упражнения и укрепления нравственных сил его, дал ему заповедь не вкушать плодов древа познания добра и зла под опасением смерти (Быт.2:16–17). После Бог сотворил ему помощницу, первую жену, и благословил супружеский союз их, и они жили в совершенной невинности и полном счастье (Быт.2:16–25). Но, с течением времени, по внушению змия обольстителя (Быт.3:1. Откр.12:9), они уклонились от Бога, нарушив данную им заповедь, и чрез то лишились всего своего счастья и подверглись осуждению и смерти (Быт.3). Но милосердый Бог, среди самых угроз и наказаний, которыми поражал их, дал им утешительное обетование об имеющем родиться некогда от жены Избавитель, который имел возвратить им потерянную жизнь и блаженство (Быт.3:15). И с этого-то времени началась вера на земле в Спасителя (Евр.11:2... сн. Быт.8:20, 4:1. 4. сн. Евр.11:4 и д.). Прожив долгое время после сего, Адам имел многих сынов и дочерей, и был изобретателем многих полезных жизни наук и знаний; скончался 930 лет (Быт.5:1–5). Необходимо заметить здесь, что касательно первых человеков, их происхождения, разумной природы, первобытного состояния, падения с его последствиями и судьбы их и их потомства, множество существует различных догадок, мнений, теорий и предположений, исполненных лжи и противоречий, которые опровергаются и самым разумом. Истинных и здравых понятий об этих предметах не дают нам ни теория развития, ни наука, ни наблюдение, ни все изыскания ученых, своими усилиями думающих возвыситься до истины; они дарованы нам свыше, в Божественном откровении. Сохраняясь и распространяясь в начале по преданию, они заключены были потом, по повелению Божию, в письмена, и до времени вверены для хранения одному избранному племени, с пришествием же Христа на землю переданы всему человечеству. Будучи высшего происхождения, они выше сомнений, возбуждаемых некоторыми мыслителями без здравой критики. Они согласны с началами и здравого разума, и подтверждаются преданиями и верованиями всех народов, хотя часто искаженными и наполненными нелепых басен и вымыслов; их подтверждают и исторические памятники, религиозные надписи, иероглифы и другие памятники. Сн. Церк. Биб. Ист. М. Фалар. Пер. 1-й, и его же Зап. на кн. Быт. Zell. 1. р. 32–33. Слов. Яцкев. и Благов.: Адам и Ева. Энциклопед. Слов. Березина: Адам. Свящ. Лет. Власт. Т. I. гл. I. II. III, р. 30–44. гл. VI, VII и далее.

Толковый словарь Даля :
АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник; | падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы. | Взятый от земли; | праотец. Помер Адам - ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Новый Адам, церк. Спаситель. Адамово дерево, растен. Catalpa bignoides; | растен. Palolownia imperialis. Адамова голова, мертвая голова, т. е. человеческий череп; | тропическое растение мандрагор, Mandragora offic. или Atropa Mandragora, из семейства пасленовых. | Растен. черный осот, Centaurea scabiosa, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель или пустосел, ошибочно постушель. | Вят. растен. Cypripedium calceolus, кукушкины сапожки. | Самый большой сумеречник, бабочка мертвая голова. Sphinx Caput mortuum, на спинке которой виднеется изображение человеческого черепа. Живет на картофеле, в южной Росии {западные европейцы должны сдваивать свое s, где оно произносится твердо; нам этого не нужно} вредит ульям; у одного только этого насекомого есть голос (прочие производят шорох, верезг, стрепет): резкий свист из боковых дыхалец. Адамова борода, растен. Asclepia, у которого корень бородою. Адамова кость арх. сиб. окаменелое дерево, особенно выбрасываемое морем. Адамова смоква, растен. и плод Musa раradisiaca, банан; | Ficus indica, индийская смоковница. | Адамово яблоко, кадык, гортань, твердое возвышение на горле человека, от головки гортани. | Райское яблоко, род большего, клинчатого лимона, Pyrus Malus paradisiaca. Адамовы лета, годы, много лет, более человеческого века. Адамовы лета с начала света. Адамовы детки, все люди, в смысле грешников. Адамов грех, ослушание, непослушание; слабость к соблазну. Адамова вилка, ложка, пальцы, горсть. Адамовщина ж. собират. арх. сиб. ископаемое дерево и кости; первое идет на топливо и на поделки; местами такое не окаменелое еще дерево зовут ноевщиной, а окаменелое адамовщиной, адамовой костью.
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

«Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным → адама и глаголом адэм — «быть красным» (ср. «Едом»). В Быт 2–5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:

1) в Быт 1:26–30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как «мужчина и женщина», завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к которому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как «мужчина и женщина». Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об «образе» или соотв. об «образе Божием» говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (→ Человек, IV,1);

2) в Быт 2 и след. еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; Быт 6:17; Екк 3:18–21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28; ср. → Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от → дерева познания добра и зла (Быт 2 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (Быт 3; ср. → Женщина, I и → Грех, I,В);

3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4 и след., 25; Быт 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (→ Летосчисление);

4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5 и след.; 1Кор 15 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей — не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: «... потому что все согрешили» (Рим 5 — цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза «потому что» стоит «в нем», что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, «для многих», создав «правдою одного всем человекам оправдание». Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена «последним А.», т.е. Христом (1Кор 15:45–58). Христианин — как и всякий человек — все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас — в «совлечении» старого и «облечении» в нового человека (Кол 3 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: «...все и во всем Христос».

II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ

«Красное место», город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав 3:16; Ос 6:7); в настоящее время Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению — в 30 км юж. А., у г. Иерихона.

Словарь Вихлицкого :
(Земля или земной, может быть также красноватый)

а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (см. человек)

б) (Нав 3:16) — город южнее места впадения Иавока в Иордан.
Словарь Никифорова :
(Красная земля) — имя одного лица и название одного города. Быт 2:25 — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян 17:26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт 1:26; Быт 2:16-20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного. именно, от дерева познания добра и зла, — под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище. Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; «но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра... жену (ишша — мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, — она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2:20-25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам — на жену, а жена — на змея. Страшное наказание постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (Евр Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет, Адам, говорит апостол, есть образ будущего (имеющего придти, т.е. Господа Иисуса Христа; Рим 5:14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (1Кор 15:47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор 15:22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Нав 3:16 — Название города близ Цартана в колене Манассиином. Упоминается в означенной цитате по случаю перехода Израильтян через Иордан.
Словарь Нюстрема :
1) общее название всех людей, как рода, а также собственное имя первого человека, праотца всех народов. на 6 день творения мира Бог сказал: «Создадим человека (евр. Адам) по образу и по подобию нашему». — «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:26, Быт 1:27). «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:28), и повелел им питаться растениями (Быт 1:29).

В Быт 2:7 описывается более подробно сотворение человека: «и создал Бог человека (адам) из праха земного (адама) и вдунул в лице его дыхание жизни: и стал человек (адам) душою живою». После этого Бог поместил человека в Едемском саду, чтобы он возделывал его. Бог предупредил человека о дереве познания добра и зла, также привел к нему всех животных, чтобы он дал им имена; наконец, дал ему жену, сделанную из его ребра, чтобы была ему помощницей.

Тогда сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и она будет называться женою (иша), потому что взята от мужа (иш). Потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть». Они оба — Адам и его жена — были наги и не стыдились (Быт 2:1). В Быт 3:1 рассказывается, как змей прельстил Еву плодами дерева познания добра и зла, и она ела сама эти плоды, дала их мужу и он также ел. Святая невинность сменилась сейчас же стыдом и страхом; они покрыли себя листьями и спрятались от Бога. За падением последовал суд: болезненное рождение детей, проклятие земли, добывание пропитания в поте лица и изгнание из Едемского сада. Еще до суда Бог дал им обетование, что семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15). Когда Каин, первородный сын Адама, убил своего брата Авеля и ушел в другую страну, Адам на 130 году родил сына, по подобию своему и назвал его Сифом. После этого Адам прожил еще 800 лет и родил сыновей и дочерей, так что всех дней его жизни было 930 лет (Быт 5:3, Быт 5:4). Имя Адам, которое Бог дал человеку в тот день, когда создал его, легко объяснить еврейским словом — адама (земля), следовательно, Адам — земной (Быт 2:7).

Как Адам был праотцем грешного рода преступников (Ос 6:7), так Христос сделался праотцем праведного рода (Рим 5:1) по новому завету (Евр 8:1), почему Он также называется вторым или последним Адамом: первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор 15:45, 1Кор 15:47).

2) город, расположенный на реке Иордане, между Цартаном и Сокхофом, где воды Иордана остановились при переходе израильтян (Нав 3:16).