б) (Чис 21:20) — моавитский город на вершине Фасги (то есть в наиболее высоких местах указанных гор);
в) (Иер 49:3) — аммонитский город, как полагают, рядом с Есевоном.
Гай [еврейское Ай (в Библии всегда с артиклем — Хаай), «куча (обломков)», «развалины»]:
1) город вблизи Вефиля (Быт 12:8; Быт 13:3; Езд 2:28), названный в МТ также Айя (в Синодальном переводе — Гай, Неем 11:31) и Айа (в Синодальном переводе — Газа, 1Пар 7:28). Ко времени покорения Ханаана израильтянами Г. был укреп. городом с 12 тыс. жителей, в котором правил царь. Г. был завоеван Иисусом Навином (Нав 8). Если Аиаф [евр. Айят, Ис 10:28] также отождествить с Г., то его местоположение надо искать сев. Михмаса. Неоднократно указывали на холм Ат-Телль близ селения Дейр-Диван как на возм. местонахождение древнего Г. В результате раскопок здесь был обнаружен город, по своим размерам превосходящий Иерихон или Мегиддо (что противоречит Нав 7:3), который уже ок. 2000 г. до Р.Х. стал жертвой какой-то катастрофы и только ок. 1200 г. до Р.Х. был в незначит. степени заселен израильтянами. Таким образом, ко времени завоевания Г. этот город лежал в развалинах. Нет здесь и упомянутой в Нав 8 располож. сев. города долины. Значит, Г. следует искать в другом месте, вост. Вефиля.
2) город аммонитян, располагавшийся, вероятно, вблизи Есевона (Иер 49:3).
Гай (עַיָּה ,עַיָּת ,עַיָּא ,הָעַי ,עַי – может быть, от עַוָּה = превращение, извращение, разрушение, отсюда куча, груда, развалины, груды развалин; значение его сходно со словом עִי, множ. עִיִּים, которое, происходя от того же корня, значит груда камней, каменный холм,. бугор, груда развалин (сн. Пс.78:1. Мих.1:6, 3:12). Γαί, Ἀϊ, Αϊα, Αγγάι, Γαβαά; Hai, Ai, Aìa, Aiath; Гай, Ай, Агге́, Аггай; L: Ai, Aia, Aiath).