Загрузка

Словарь Вихлицкого : саул

(Испрошенный)

а) (Быт 36:37, Быт 36:38; 1Пар 1:48, 1Пар 1:49) — аналог. Самла;

б) (Быт 46:10; Исх 6:15; Чис 26:13; 1Пар 4:24) — аналог. Иамин, а;

в) (1Пар 6:24) — левит из рода Ицгара; (см. Уриил, а)

г) сын Киса из колена Вениаминова, рослый и красивый человек, первый царь израильский. Был помазан пророком Самуилом на царство по настоятельной просьбе израильского народа, пожелавшего, чтобы у них было также, как и у других народов. Его история изложена в 1Цар 9 — 31. Саул царствовал 40 лет (Деян 13:21), но уже задолго до его смерти Бог отверг его за непослушание, проявленное сначала в самовольном жертвоприношении (1Цар 13:8-14), а затем — в помиловании царя амаликитян (1Цар 15:9-23). (см. ниже схему его родословия)

Вениамин

Афний

1Цар 9:1

Бехораф

Цефон

Авиил (Иеил, отец Гаваонитян)

Авдон... Нер 1Пар 8:29-34;

9,35-40

Кис, Нир

Саул Авенир

Ионафан, Мелхисуй, Авинадав, Еш-

баал (Иевосфей), Иессуи

Мериббаал (Мемфивосфей)

Миха

Семей

Иаир

Мардохей Есф 2:5
Слово Саул найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Саул [еврейское Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»]:

1) сын знатного вениамитянина → Киса. С. был красив и высок ростом (1Цар 9:1). Господь привел его к пр. Самуилу (1Цар 9), чтобы тот помазал его в → цари Израиля (1Цар 10:1). С. не стремился к цар. власти, а когда получил ее, ему не хватило внутр. сил, чтобы соответствовать своему высокому предназначению. Он стал отрицат. примером израил. царя, который не покорился власти Бога; за свой грех, за отвержение слова Господа, С. был отвергнут Господом (1Цар 15). Евр текст 1Цар 13 искажен; Павел, говоря о сорока годах царствования С. (Деян 13:21), называет округленное число; исследователи считают, что С. пришел к власти прим. в 1050 г. до Р.Х. Кис и С. жили в → Гиве Сауловой (Вениаминовой) (1Цар 11:4; 1Цар 13:2), в 5 км сев. Иерусалима. Здесь археологами обнаружены остатки поселения и крепостного сооружения размером 51 x 47 м с четырьмя угловыми башнями.

С. не пользовался единодушной поддержкой израильтян (1Цар 10:26). Однако положение изменилось после того как он спас Иавис Галаадский от аммонитян (1Цар 11). Затем тяжелое поражение от израильтян потерпели и филистимляне, причем главная заслуга в этом принадлежала сыну С. Ионафану (1Цар 13, 1Цар 14). Но С., который, не дождавшись Самуила, самовольно принес жертву, получил от Бога приговор, гласивший, что его царствование будет недолгим (1Цар 13:8–14). С. не обратил внимания на это предостережение и после победы над Амаликом повторил грех своеволия и непослушания. Хотя Господь повелел предать амаликитян → заклятию, С. пощадил царя Агага и оставил лучших животных из его стада (1Цар 15:9). За то что С. не исполнил слово Господа, Бог отверг его самого (1Цар 15:23–26). Самуил сообщил об этом С. Это была последняя встреча царя с пророком (1Цар 15:35).

Все послед. события явились следствием отвержения С. Богом. На место С. Самуил помазал в цари Давида, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1Цар 16:1–13), но отступил от С., которого вновь и вновь возмущал злой дух (1Цар 16:14). После победы Давида над Голиафом (1Цар 17) С., завидуя → Давиду, стал подозревать его в стремлении завладеть престолом (1Цар 18:6). Бессмысл. преследованием своего лучшего военачальника он дал возможность филистимлянам вновь напасть на израильтян. Ни заступничество Ионафана (1Цар 20:32), ни благородное поведение Давида (1Цар 24:1; 1Цар 26:1) не смогли остановить С. на его гибельном пути: он стал убийцей священников из Номвы (1Цар 22:6–23).

В конце концов на горе Гелвуе, со всех сторон теснимый филистимлянами, он покончил жизнь самоубийством, бросившись на острие меча. Погибли и его сыновья Ионафан, Аминадав и Малхисуа. Филистимляне нашли их тела и повесили на стене Беф-Сана, предварит. отрубив С. голову; его оружие они положили в капище → Ад, преисподняя, 1Цар 31:19). Жизнь С. и его царствование закончились трагически. Но жители Иависа не забыли своего освободителя. Они сняли тела С. и его сыновей со стены Беф-Сана, по обычаю сожгли их и погребли их кости (1Цар 31:11–13). Давид сочинил о С. и Ионафане «плачевную песнь» (2Цар 1:17–27). Старая кровная вина С. в умерщвлении гаваонитян была отомщена лишь много времени спустя, когда были казнены два его сына (от Рицпы) и пять внуков. Их тела вместе с костями С. и Ионафана погребены в гробнице Киса (2Цар 21:1–14);

2) С., или Савл, — первоначальное имя ап. → Павла (Деян 7, Деян 8, Деян 9, Деян 10, Деян 11, Деян 12, Деян 13). В Деян 13 говорится, что у Савла было и другое имя — Павел, имя «Саул» встречается только в Деян 22:7,13; Деян 26:14, в рассказах Павла о своем обращении;

3) царь Эдома, происходивший из Реховофа (2), «что при реке» (Быт 36:37; 1Пар 1:48);

4) сын Симеона от его жены-хананеянки (Быт 46:10; Исх 6:15; 1Пар 4:24), родоначальник одного из родов колена Симеона (Чис 26:13);

5) левит из рода Каафа, сын Узии (1Пар 6:24).

Люди в Библии :

САУЛ (выпрошенный, вымоленный) — имя четырёх лиц, упоминаемых в Ветхом Завете:

а)  Быт. 36:37, 38 — князь Идумейский из Реховофа, что при реке, вероятно, Евфрате.

б)  Быт. 46:10 — один из сыновей Симеона, сына патриарха Иакова, сына Хананеянки, от которого происходило поколение Саулово.

в)  1 Пар. 6:24 — Саул, из предков пророка Самуила.

г)   1 Цар. 9:2 и др. — Саул, первый царь Израильский, сын Киса, из колена Вениаминова.

Словарь Никифорова :
(Выпрошенный, вымоленный) — имя четырех лиц, упоминаемых в Свящ. книгах Ветхого Завета. Быт 36:37-38 — князь Идумейский из Реховофа, что при реке, вероятно Евфрате. Быт 46:10 — из сынов Симеона, сына патр. Иакова, сына Хананеянки. От упомянутого здесь Саула происходило поколение Саулово. 1Пар 6:24 — Саул, из предков пророка Самуила. Саул первый царь Израильский (1Цар 9:2), сын Киса из колена Вениаминова, Отец Саула был человек знатный среди Израильтян и сын его Саул отличался своею красотою и ростом. Не было красивее его среди Израиля, — от плеч своих он был выше всего народа. Около этого времени Израильтяне, дотоле управляемые самим Богом, пожелали, по примеру окружающих их языческих народов, иметь царя, и Бог указал пророку Саула. Случилось однажды, что у его отца пропало несколько ослиц, и вот Саул взял одного из своих слуг и отправился разыскивать их. Во время пути на третий день они пришли к месту, где жил прозорливец Самуил и слуга предложил Саулу обратиться к пророку узнать об них. Саул так и сделал, и отправился по указанию слуги к пророку. Самуил, получивши свыше откровение о приближении Саула и наставление как ему действовать, пригласил его в свой дом на пиршество, предложил ему первое место на оном и особенное угощение, а на другой день, провожая его, оставшись с ним наедине, излил на его голову сосуд с елеем, поцеловал его и сказал: «вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего. Ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов.» Для убеждения Саула в том, что это было дело Божие, Самуил предсказал ему все что он встретит на своем пути домой; а это были такие события, каких Самуил не мог знать лично, но разве только по откровению Божию (1Цар 10:2-6). Через несколько дней после того Самуил отправился в Массифу и собрал туда весь народ для избрания царя. Брошен был жребий сначала по коленам, затем по племенам и наконец по именам. Жребий пал на Саула, сына Кисова, и народ, увидев его величественный рост, сразу воскликнул: да живет царь! В самом начале своего царствования Саул приобрел полное расположение и преданность всего Израиля своею блестящею победою над Наасом и Аммонитским войском при осаде Иависа Галаадского. Немедленно после сего народ собрался в Галгалах и праздновал его восшествие на престол мирными жертвами с весельем и торжеством. После целого ряда воинских подвигов, Саул получил повеление Божие наказать Амаликитян за оскорбления причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта, но Саул не исполнил воли Божией: он пощадил царя Амаликского и пригнал от Амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу. Прор. Самуил сказал при этом царю, что послушание Богу лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов и объявил ему волю Божию, что он не будет более царем. С этого времени Саул упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы; злой дух овладел им; царские почести более не утешали его. Образ действий Саула во все это время относительно Давида показывает, что он теперь потерял всякое великодушие и благородство. Не задолго до его смерти снова возгорелась война с Филистимлянами. Саул с робостью приготовлялся к этой войне и видел себя совершенно оставленным Богом, не получая от Него никакого откровения ни в сновидениях, ни устами первосвященников, ни через пророков. Тогда он обратился к суеверию и просил слуг своих поискать ему волшебницу. Те указали ему волшебницу в Аэндоре. Переменив свои одежды он отправился к ней ночью и просил ее вывести ему Самуила (Самуила тогда уже не было в живых). В чем состояло волхвование женщины, не известно; только она увидела Самуила, громко вскрикнула и обратившись к Саулу, сказала: зачем ты обманул меня? ты — Саул. — И сказал ей царь: не бойся; скажи, что ты видишь? — Женщина отвечала: вижу как бы Бога, выходящего из земли. — Какой он видом? спросил Саул. — Женщина отвечала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинное одеяние. Саул понял, что это был Самуил, пал лицом на землю и поклонился ему. Явившийся спросил Саула: зачем ты потревожил меня и заставил выйти? — Саул отвечал: очень тяжело мне; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне более ни чрез пророков, ни во сне, ни в видении; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать? Явившийся сказал: «если уже Господь оставил тебя, то зачем же ты вопрошаешь меня? Господь исполняет над тобою то что сказал через меня; Он отнимет царство от рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду, за то что ты не послушал повеления Господа и не исполнил воли Его над Амаликом. И вот Он предаст Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян и завтра ты и сыновья твои будете со мною.» Слова эти так сильно поразили Саула, что он вдруг пал всем телом на землю и силы не стало в нем, ибо он целые сутки был без пищи. Тогда женщина, подошедши и видя его в таком ужасном положении, упросила его принять пищи, чтобы подкрепить себя. Он сначала отказывался, но потом послушался, встал с земли и сел на ложе. Она заколола тельца и испекла опресноки и все это принесла и предложила Саулу и слугам его; и они подкрепили себя этою пищею и в туже ночь отправились обратно. На другой день произошло сражение на горе Гелвуйской. Евреи были разбиты и прогнаны. Три сына Саула были убиты на глазах его. Он сам, израненный стрелами, опасаясь поругания над собою необрезанных, просил оруженосца прекратить жизнь его, и когда тот не согласился на сие, он пал на свой меч и умер. На другой день Филистимляне отыскали труп Саула и трупы сыновей, отрубили голову Саула и воткнули ее в капище Дагона, оружие его положили в капище Астарты, а труп его и трупы сынов его повесили на стенах Вефсана. Узнавши об этом, облагодетельствованные некогда Саулом жители Иависа Галаадского, пришедши ночью, сняли трупы со стен Вефсана, сожгли их и похоронили остатки их близ своего города под дубом, почтив память своего благодетеля семидневным постом (1Цар 31:1 1Пар 10).

Слово саул в симфонии
В Библии слово "саул" упоминается в 186 стихах.

Быт 36 : 37
И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке.
Быт 36 : 38
И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора.
Быт 46 : 10
Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки.
Исх 6 : 15
Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки: это семейства Симеона.
1Цар 9 : 2
У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа.
1Цар 9 : 5
Когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге своему, который был с ним: пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас.
1Цар 9 : 7
И сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас?
1Цар 9 : 10
И сказал Саул слуге своему: хорошо ты говоришь; пойдем. И пошли в город, где человек Божий.
1Цар 9 : 18
И подошел Саул к Самуилу в воротах и спросил его: скажи мне, где дом прозорливца?
1Цар 9 : 21
И отвечал Саул и сказал: не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?
1Цар 9 : 24
И взял повар плечо и что было при нем и положил пред Саулом. И сказал [Самуил]: вот это оставлено, положи пред собою и ешь, ибо к сему времени сбережено это для тебя, когда я созывал народ. И обедал Саул с Самуилом в тот день.
1Цар 9 : 26
Утром встали они так: когда взошла заря, Самуил воззвал к Саулу на кровлю и сказал: встань, я провожу тебя. И встал Саул, и вышли оба они из дома, он и Самуил.
1Цар 10 : 9
Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.
1Цар 10 : 11
Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?
1Цар 10 : 12
И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: "неужели и Саул во пророках?"
1Цар 10 : 16
И сказал Саул дяде своему: он объявил нам, что ослицы нашлись. А того, что сказал ему Самуил о царстве, не открыл ему.
1Цар 10 : 21
И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили.
1Цар 10 : 26
Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог.
1Цар 11 : 5
И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа.
1Цар 11 : 8
Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов Израилевых триста тысяч и мужей Иудиных тридцать тысяч.