Павел. Симфония для Библии.

павел

В Библии слово "павел" упоминается в 99 стихах.

Деян 13 : 9
Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
Деян 13 : 13
Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
Деян 13 : 16
Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
Деян 13 : 45
Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
Деян 13 : 46
Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Деян 14 : 11
Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
Деян 14 : 14
Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
Деян 15 : 35
Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
Деян 15 : 36
По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
Деян 15 : 38
Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
Деян 15 : 40
а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
Деян 16 : 3
Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
Деян 16 : 14
И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.
Деян 16 : 18
Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
Деян 16 : 25
Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
Деян 16 : 28
Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
Деян 16 : 37
Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
Деян 17 : 2
Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
Деян 17 : 16
В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
Деян 17 : 22
И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
Слово Павел найдено в следующих словарях:
Человек :

ПАВЕЛ (меньший) — один из апостолов; родом из Тарса, по происхождению Еврей, из колена Вениаминова; сначала носил еврейское имя Савл. Ап. Павел является автором многочисленных посланий к Церквям и к отдельным лицам (Деян. 13:9, 13, 16, 43, 46, 50; 14:9 и др.).

Известные люди с именемПавелПавел I (1901—1964) — восьмой король Греции в 1947—1964 годах из династии Глюксбургов.Павел I Петрович (1754—1801) — император всероссийский (1796—1801).Павел Петрович (1717) — царевич, сын Петра I от Екатерины I, умерший во младенчестве.Павел I (700—767) — папа римский с 29 мая 757 по 28 июня 767.Павел (IV век) — епископ Неокесарийский, препободныйПавел (ум. 1692) — митрополит Сибирский и Тобольский.Павел (ум. 1696) — епископ Русской православной церкви, митрополит Нижегородский и Алатырский.Павел (1914—2009) — епископ Сербской православной церкви; с 2 декабря 1990 года архиепископ Печский, митрополит Белградский-Карловачский, патриарх Сербский.Павел I — архиепископ Константинопольский.Павел II Чёрный — сирийский патриарх Антиохии в 564—575 годах.Павел II Хейхо (1906—1989) — епископ Акры, первый епископ Алеппо, архиепископ багдадский и патриарх Вавилона Халдейского Халдейской католической церкви.Павел Аврелиан (490 — около 590) — святой Римско-католической церкви, один из семи святых основателей Бретани, первый епископ епархии Бро-Леон.Павел Алеппский (ок. 1627—1669) — архидиакон Антиохийской православной церкви, путешественник, писатель.Павел Высокий (ум. 1383) — старец Нижегородского Печерского монастыря, проповедник и духовный писатель[Павел Диакон (ок. 720 — около 799) — бенедиктинский монах, церковный писатель (историк, агиограф, поэт, лингвист) эпохи Каролингов.Павел из Визны — деятель протестантизма второй половины XVI века, идеолог радикальной реформации в Великом княжестве Литовском.Павел Иудей — антиохийский патриарх, первый православный патриарх в Антиохии после разделения церкви на халкидонскую и не-халкидонскую.Павел Коломенский (ум. 1656) — епископ Русской православной церкви, епископ Коломенский и Каширский.Павел Креста (1694—1775) — святой Римско-католической церкви, священник, монах, мистик, основатель католического монашеского ордена пассионистов.Павел Латрский (около 880—955 или 956) — преподобный.Павел Любопытный (1772—1848) — старовер поморского согласия, писатель и историк.Павел Нарбоннский — святой епископ Нарбоннский.Павел Обнорский (1317—1429) — ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря.Павел Орозий (около 385—420) — историк и христианский теолог V века.Павел Послушливый — подвижник Дальних пещер в Киеве, православный монах XIII—XIV века, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного.Павел Препростый — православный монах IV века, ученик Антония Великого; преподобный.Павел Самосатский (200—275) — епископ Антиохийский в 260—268; был осуждён как еретик на Антиохийском соборе (268).Павел Тавеннисиот — патриарх Александрийский (537—539).Павел Фивейский (Павел Отшельник; около 228 — около 341) — первый христианский монах и отшельник.Павел — государственный деятель Римской империи середины IV века, консул 352 года.Павел 183 (настоящее имя Па́вел Алекса́ндрович Пу́хов; 1983—2013) — российский художник, работавший в области граффити, уличной инсталляции, живописи.
Толковый словарь Даля :
ПАВЕЛ арх.-кем. паук.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Павел [лат. Паулюс, «маленький», «низкий»].

I 1) Савл, уроженец города Тарса в Киликии (Деян 9:11; Деян 21:39). Как это часто бывало в новозаветные времена, Савл носил также второе, рим., имя «Павел» (Деян 13:9). П., унаследовавший от отца рим. гражданство (Деян 22:28), был сыном благочестивых иудеев, ревностным учеником раввинов (Деян 22:3). Он гордился своим евр. происхождением, принадлежностью к обществу фарисеев, праведностью, основ. на соблюдении Закона, а также своими трудами на благо евр. общины (Флп 3:5). Но именно иудаизм и его приверженцы окажутся в дальнейшем его злейшими врагами, а сам он станет одним из ведущих руководителей некогда ненавистной ему «назорейской ереси» (Деян 24:5), т.е. христианства. В молодости Савл был истовым иудеем, с детства преданным закону Моисея, беззаветно любившим свой народ. Он со всем усердием учился у → Гамалиила (Деян 22:3), одного из известнейших раввинов того времени, и, вероятно, уже в молодые годы был официально признан учителем Закона (в Синодальном переводе такие люди обычно называются «книжниками»). Савлу было едва за 30, когда во исполнение служебного долга ему пришлось присутствовать при побивании камнями христианина Стефана (Деян 7:58), обеспечивая надзор за надлежащим исполнением казни. Такое задание мог выполнить только учитель Закона, получивший законч. образование. Покинуть свой народ и перейти к христианам — об этом Савл никогда не помышлял. Напротив, казнь Стефана указала ему путь, по которому ему, истинному иудею и стороннику самых жестких мер против отступников, следовало идти: христиан надо преследовать, бросать в темницы, а если потребуется — убивать, и тогда исчезнет это лжеучение, согласно которому недавно казненный Иисус из Назарета на самом деле был давно ожидаемым евреями Мессией (Деян 2:36; Деян 9:1);

2) результаты гонений на приверженцев Иисуса в Иерусалиме вдохновили Савла. Гонимые христиане рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии (Деян 8:1). Если где-то еще и скрывались напуганные последователи Иисуса, они, казалось, больше не представляли опасности. Когда в Иерусалим пришло известие из Сирии о том, что и здесь, внутри евр. общины, появились христиане, то первосвященник направил на подавление «ереси» именно Савла — как наиболее подходящего для этого дела человека, который к тому же и сам просил об этом (Деян 9:2). Заручившись полномочиями, полученными от первосвященника (Деян 22:5), Савл с отрядом воинов направился в Дамаск, чтобы начать расправу с христианами этого города. Он уже почти добрался до Дамаска, когда среди ясного дня его вдруг осиял яркий свет с неба и голос, обращенный к упавшему на землю Савлу, вопросил: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» На его испуганный вопрос: «Кто Ты, Господи?» — голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Затем последовало указание: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян 9:3–6; Деян 22:6–10; Деян 26:12–15). Поднявшись, чтобы продолжить путь, Савл обнаружил, что ослеп. Когда его привели в Дамаск, это был совершенно сломленный человек. Здесь он провел три дня в молитве и посте, пытаясь осмыслить, что же с ним случилось (Деян 9:8,9). На третий день размышления Савла были прерваны приходом христианина Анании, который по поручению Господа объявил ему, что Бог избрал его орудием благовествования среди язычников. Анания возложил на Савла руки, и тот прозрел. Затем Анания ввел его в христ. церковь Дамаска, и Савл принял там крещение (Деян 9:10–19; Деян 22:12–16).

II. 1) чтобы понять, почему и каким образом П. стал христианином, миссионером и богословом, человеком, всецело посвятившим себя служению Господу, необходимо отталкиваться от происшествия, случившегося по дороге в Дамаск. Здесь после встречи с Христом рухнуло многое из того, что прежде П. считал священным для себя и к чему стремился. Позднее он скажет: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп 3:7–9);

2) происшедшее помогло Павлу постичь прежде всего три истины:

а) Иисус — Божий Мессия, Спаситель мира;

б) праведности (→ Справедливость, праведность) перед Богом человек добивается не через дела Закона, а только через → веру в → Евангелие, в Благую Весть о том, что во Христе и Его смерти заключено для нас Божье прощение, которое одно только и может привести человека к праведности, действительной пред Богом;

в) уже не требования → Закона, а Христос, реально живущий в каждом верующем, через Св. Духа становится движущей силой и ориентиром для человека (Гал 2:20; Кол 1:27). Иисус Христос стал для Павла средоточием жизни, а след., и его богословия. С этого времени П. решительно выступает против любой практики или теории, если она не основана на личности Иисуса Христа, не считаясь ни с какими авторитетами. Так, он призывает Петра к ответу перед всей Антиохийской церковью, когда тот подвергает сомнению необходимость единства иудеев и эллинов, установленного Христом и основанного на вере в единого Господа; тем самым Петр восстанавливал старые границы, проложенные между этими двумя группами законом Моисея (Гал 2:11). С суровыми словами осуждения П. обращается и к верующим галатам, когда те позволяют иудеохристианам склонить себя к признанию того, что наряду с верой в Христа для спасения требуется еще и исполнение Закона. Соединение благовествования, в центре которого — Иисус Христос, с требованиями Закона представляло собой одну из самых больших опасностей для молодой христ. Церкви. Даже признав Иисуса Мессией, евреи не хотели отказываться от прежних установлений. Живя во Христе (Деян 4Деян 5:11), они по-прежнему держались Иерусалимского храма и иуд. предписаний (Деян 2:46; Деян 3:1; Деян 5:12; Деян 10:14; Деян 21:20,24). Сам П. также сначала действовал через синагоги, но иудеи отвергли его (Деян 13:14,45; Деян 14:1; Деян 17:1,5; Деян 18:4,6). Неправильное понимание преемственности, существующей между ветхозаветным и новозаветным Божьим народом, могло привести к тому, что наряду с верой в Христа условием спасения верующие стали бы считать и исполнение Закона;

3) такая искаженная законнич. проповедь, соединенная с непониманием и клеветой (см. Рим 3:8; Рим 6:1), во многом затрудняла работу П. среди язычников, а временами даже грозила уничтожить плоды его деятельности в молодых церквах. Отсюда страстность и взволнованность → Послания к Галатам (ср. Гал 1:8–10; Гал 4:19; Гал 5:12). Но споры с Петром в Антиохии (Гал 2:11) и → Апостольский собор в Иерусалиме (Деян 15) все же способствовали прояснению проблемы и выработке апостолами единой позиции. Евангелие было окончат. освобождено от Закона, а вера в Христа была признана достаточной для → оправдания перед Богом, хотя это и не означало устранения всех разногласий. Когда в → Послании к Римлянам П. касается основополагающей проблемы взаимоотношений Закона и Евангелия, в его словах слышны отзвуки возмущения, характерные для → Послания к Галатам (см. Рим 3:8). Вопрос о том, свидетельствуют ли тексты Кол 2:18–23; 1Тим 4:1–5 о новом всплеске иудеохрист. мышления, остается нерешенным — ведь законничество свойственно отнюдь не только евреям. Ради единства Церкви П. и после своего третьего миссионерского путешествия должен был свидетельствовать о себе, как о «подзаконном для подзаконных» (1Кор 9:20; Деян 21:20–26);

4) подобные разногласия с собратьями не огорчили П., что он и доказал своими заботами о нуждах Иерусалимской церкви. Во времена царившего в Палестине ок. 47 г. голода (Деян 11:27–30) и позднее, в 55–56 гг. (1Кор 16:1–4; 2Кор 8, 2Кор 9), он собирал пожертвования в основ. им церквах для «святых в Иерусалиме». Новообращенным, бывшим прежде язычниками и принявшими от иудеев блага духовные, предстояло теперь поделиться с иудеохристианами благами материальными («телесными») (Рим 15:27);

5) П. не позволил лишить себя связи с евреями, с Божьим народом, из которого происходил он сам. Он был твердо уверен в грядущем обращении иудеев ко Христу (Рим 11:15,25–32), несмотря на то, что именно из-за собственных соплеменников ему пришлось претерпеть суровые наказания и гонения (Деян 9:23,29; Деян 13:50; Деян 14:2,5,19; Деян 17:5,13; Деян 18:12; Деян 21Деян 25:12; 2Кор 11:24). Даже если с момента смерти Христа милость Божья обратилась на язычников, а сам П. был призван Богом стать апостолом среди язычников, у него не появилось чувства презрения к евр. народу. Он на собств. опыте знал о великом религ. рвении иудеев; можно ли было гневаться на них за то, что их усилия неверно направлены (Рим 10:2)? Но именно осознавая тот факт, что Церковь стоит на плечах Израиля (Рим 11:17–24), П. с особой болью воспринимал жестоковыйность большинства израильтян. «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки... желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим 9:2–5; Рим 10:1).

III. 1) глубокого понимания Христовой любви и постижения личности Иисуса Христа, ставших средоточием его жизни, П. достиг, конечно, не сразу. Даже после того как он присоединился к христ. церкви Дамаска и принял крещение, у него на сердце оставалось еще много вопросов. Сама Церковь по понятным причинам поначалу сдержанно отнеслась к нему, однако это недоверие продержалось недолго, поскольку очень скоро П. начал проповедовать Иисуса как Мессию среди евреев Дамаска. Возмущение иудеев действиями П. было столь велико, что ему пришлось покинуть Дамаск (Деян 9:19–25) и отправиться в Аравию. Оттуда он еще раз вернулся на несколько дней в Дамаск. Через три года (вероятно, считая с момента его обращения) П. посетил Иерусалим и, познакомившись с Петром, пробыл у него 14 дней. Затем он направился к себе на родину, в Киликию (Гал 1:17–21; ср. Деян 9:26–30; Деян 22:17–21).

Сначала П. провел несколько лет в тиши, в размышлении и постижении всего того, что так растревожило его в Дамаске. Движимый Св. Духом, он исследовал Свящ. Писание, все более убеждаясь, что обетов. Мессия уже явился. Этой внутр. подготовкой к миссионерскому служению среди язычников объясняется та исключит. независимость в отношениях с апостолами в Иерусалиме, которую П. проявил уже в начале своей деятельности. Он так ясно осознавал свою задачу благовествовать язычникам, что не видел никакой необходимости идти в Иерусалим, чтобы получить от апостолов подтверждение своих полномочий (Гал 1:1,17). Проведя несколько лет в Тарсе, П. получил от → Варнавы приглашение к сотрудничеству в церкви города Антиохии (Деян 11:25). Отсюда П. доставил в Иерусалим собранные Антиохийской церковью пожертвования (Деян 11:30). В Иерусалиме (→ Апостольский собор, VI) П. встретился с Иаковом, Петром и Иоанном, которым он рассказал о своем поручении и о своем благовествовании язычникам (Гал 2:1–10). На этом, спустя 14 лет после случившегося в Дамаске, закончился подготовит. период его служения. Вскоре после этого Господь направил П. на исполнение великой миссии, к которой Он его призвал (Деян 12Деян 13:3), во всем уравняв с апостолами;

2) в свое первое миссионерское путешествие П. отправился вместе с Варнавой и Иоанном → Марком. Это было прим. в 47–48 гг. по Р.Х. Через Кипр путешественники направились в Малую Азию, в Ликаонию и южную Галатию, а оттуда снова в Антиохию. В Деян 13:1; Деян 14 одробно сообщается об этом первом непродолжит., но благословенном предприятии. Перерыв в проповеднич. деятельности, продолжавшийся до второго миссионерского путешествия, был заполнен улаживанием спора с иудеохристианами, которые возражали против проповеди П. Евангелия, свободного от предписаний Закона (Гал 2:11; Деян 15:1; см. выше, II,2–3; → Апостольский собор);

3) во второе миссионерское путешествие, задачей которого было укрепление новообразов. церквей, П. взял уже не Варнаву, а → Силу, врача → Луку, а несколько позднее включил в число своих спутников → Тимофея. Вначале П. посетил и укрепил церкви в Сирии, Киликии и Ликаонии (Деян 15Деян 16:5). После этого он прибыл в Галатию, но Св. Дух не допустил его к проповеди в Мисии, в Вифинии и на северо-западе Малой Азии, чтобы, наконец, в Троаде через видение призвать его направиться в Македонию (Деян 16:6–10). За этим последовало основание церквей в Македонии и после посещения Афин — Коринфской церкви. Находясь в Коринфе с осени 50 г. до весны 52 г., П. создал там многочисл. и крепкую церковную общину. Затем через Эфес и Иерусалим он отправился обратно в Антиохию (Деян 16Деян 18:22);

4) укрепление церквей наряду с основанием новых было важнейшей задачей П. Выполнению этой задачи служили также и послания апостола, которые вместе с книгой Деяния свидетельствуют о его борьбе за внутр. и внешнее возрастание Церкви Христа, Его Тела. Поэтому П. недолго оставался в Антиохии и вскоре вновь отправился в путь. В сопровождении Луки, Тимофея и → Тита он направился в Малую Азию (третье миссионерское путешествие; Деян 18:23; Деян 19Деян 21:17). Ободрив уже существовавшие церкви, П. осенью 52 г. прибыл в Эфес. Здесь образовалась большая община, и П. оставался в этом городе до лета 55 г. Лишь однажды он прервал свою работу в Эфесе ради поездки в Коринф, чтобы устранить начавшиеся в здешней церкви раскол и беспорядки, но, не добившись видимого успеха, вернулся обратно (→ Послания к Коринфянам). Вскоре его помощнику Титу удалось добиться от Коринфской церкви послушания апостолу. В результате начавшихся в Эфесе гонений на христиан П. (→Послание к Филиппийцам) был вынужден покинуть город и по суше отправиться через Македонию в Коринф. Там он оставался всю зиму, написав в это время → Послание к Римлянам. Затем он поехал в Иерусалим, чтобы принять участие в праздновании Пятидесятницы и передать местным верующим пожертвования, собранные его церквами;

5) пророчества братьев во Христе неоднократно указывали П., что посещение Иерусалима может окончиться для него заточением и даже смертью (Деян 20:22; Деян 21:4,10–13). Но он все же направился туда, т.к. считал, что необходимо вновь встретиться с апостолами, поскольку его деятельность среди язычников значит. расширилась. В Деян 21Деян 28 одробно повествуется о том, что произошло с П. в Иерусалиме, о его аресте, длит. заточении в Кесарии и, наконец, о доставке П. по его настоянию в Рим, где ему надлежало предстать перед судом императора. На этом пути П. пришлось в полной мере ощутить человеческую несправедливость, ненависть фанатически настроенных иудеев, столкнуться с интригами коррумпированных чиновников. Однако эти трудности не затронули внутр. состояния П. Получить возможность проповедовать Евангелие в Риме было его давним желанием (Рим 1:15). Два года он прожил в Риме под домашним арестом. Правда, ему были разрешены свидания, которые он использовал для проповеди Евангелия. Вероятно, именно в Риме были написаны письма П. из заточения, что, однако, нельзя считать полностью доказанным (→ Послание к Ефесянам → Послание к Колоссянам → Послание к Филимону; ср. → Послание к Филиппийцам). Послания П. к Тимофею и Титу свидетельствуют о том, что он был освобожден из этого заточения и посетил позднее Грецию, Крит и Малую Азию. Невыясненным остается вопрос, проповедовал ли он в Испании (см. Рим 15:24). По преданию Римской церкви, П. был казнен при имп. Нероне одновременно с Петром, но было ли это при первых гонениях на христиан или позднее, установить невозможно.

Словарь Никифорова :
Апостол (меньший; Деян 13:9,13,16,43,46,50, Деян 14:9 и пр.). Апостол Павел сначала носил Еврейское имя Савл, что значит выпрошенный, вымоленный, и уже спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии (Деян 9:11, Деян 21:39), славившегося в то время образованностью своих жителей, и пользовался правами Римского гражданина (Деян 22:28,29); по происхождению своему он был Еврей и принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию к известнейшей секте фарисейской, равно как и его отец. Воспитанный при ногах Гамалиила, одного из известнейших законоучителей того времени (Деян 5:34), он сделался ревнителем отечественного закона и горячим защитником отеческих преданий (Гал 1:14); вместе с тем по обычаю своего народа он был обучен ремеслу, именно деланию палаток. Начало его пребывания в Иерусалиме принадлежало к раннему времени по Р.Х. (Деян 26:4), и вероятно он был 22 или 25-ти лет от роду, когда Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение. Евангельская проповедь апостолов и особенно преславное событие — воскресение Христово из мертвых, которое они главнейшим образом проповедовали, возбудили сильное негодование среди Евреев, что и выражалось неоднократно еще за долго до обращения Савла в Христианство в явном гонении против Христиан. Стефан, красноречивый и мужественный защитник новой Христианской религии, был схвачен и побит на смерть камнями. В числе зрителей, может быть зачинщиков этого кровавого дела, находился и Савл, который, как можно полагать из обращения с ним убийц, и по его собственным словам, был вполне единомышлен с ними в означенном преступлении (Деян 7:58, Деян 8:1, Деян 22:20). Его природные свойства, таланты и воспитание сделали его, так сказать, главою гонения на апостолов и их последователей, и он действовал на этом поприще с необыкновенною ревностью: «верующих в Господа заключал в темницы и бил в синагогах,» свидетельствует он о себе (Деян 19:22). Он даже достал себе полномочие от первосвященников Иудейских отправиться в Дамаск, в котором скрылись многие из учеников Христовых после убиения Стефана, с тем чтобы всех последователей Христовых, которых только мог найти, без различия пола и возраста, привести в оковах в Иерусалим на истязание. Но вот на пути в Дамаск его поразил чудесный свет с неба, столь яркий и сильный, что он лишился зрения (Деян 22:11). В то же самое время Господь Иисус Христос открылся ему, как то самое лицо, которое он гонит (Деян 26:15. Ср. 1Кор 15:8). С этого времени он сделался совершенно новым человеком и получил из уст самого Господа с неба высокое назначение в звание апостола язычников (Деян 26:17). Вскоре затем последовало чудесное возвращение ему зрения и его крещение, и вот мы видим его ревностно проповедующим ту самую Христианскую веру, которую он первоначально гнал с такою жестокостью (Деян 9:20,21, Гал 1:16). Этой великой единой цели он посвятил теперь всю свою энергию и деятельность. Чудеса им совершенные, церкви им основанные, речи им произнесенные, послания им написанные, громадный, необыкновенный успех его апостольских путешествий, видения и откровения, которых он удостаивался от Бога, узы и страдания, которые он претерпел за Христа, и наконец действительное засвидетельствование своей веры мученическою кончиною (как полагают при импер. Нероне в Риме в 64 г. по Р.Х.) — все это несомненно доставляет ему неотъемлемое право на высокое звание первоверховного апостола. Память ап. Павла празднуется церковью вместе с памятью ап. Петра 29 июня.

Послания Павла
Ни один апостол не оставил нам столько писаний, как ап. Павел. Он написал 14 посланий, которые всегда признавались Церковью за источник истинного учения Христианского. Они суть следующие: Послание к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесенам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям. Относительно этих посланий нужно заметить, что одни из них писаны до первых уз ап. в Риме, другие во время самых уз, иные после освобождения от первых уз и наконец иные во время последних уз его.

Два послания к Фессалоникийцам, древнейшие из посланий ап. Павла. Первое состоит из 5 глав, а второе из 3-х. Они писаны во время второго путешествия апостола для проповеди Евангельской, около 52 или 53 года из Коринфа по поводу сильного гонения на Фессалоникийцев со стороны врагов, также и касательно великой скорби их об умерших и сомнений относительно второго пришествия Христова на землю. В первом послании апостол между прочим утешает их радостным обетованием, что наступит день, когда все праведно умершие восстанут из гробов своих для наслаждения жизнью вечною, и убеждает их, чтобы они в ожидании пришествия Христова вели себя во всем свято и неукоризненно. Во втором послании между прочим внушает им, чтобы они не тревожились преждевременно о дне пришествия Христова, что второму пришествию Господа будет предшествовать отступление от веры и пришествие Антихриста, которого, в конце концов, Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес 2:8) и снова внушает им быть твердыми в вере, удаляться праздности и не вдаваться в бесполезные мечты. Послание к Галатам по времени следует за посланием к Фессалоникийцам, писано собственною рукою ап. Павла в 55 или 56 году из Ефеса. Оно состоит из 6-ти глав и направлено против недействующих лжеучителей к защите Христианской свободы от ига законного. В нем ап. Павел преимущественно защищает свое апостольское достоинство от клевет врагов и объясняет сущность оправдания через веру во Христа, а не от дел закона.

Два послания к Коринфянам писаны около 57-го года. Первое послание, состоящее из 16-ти глав, писано из Ефеса и имеет по преимуществу церковный характер, т.е. направлено против разных беспорядков, вкравшихся в общество верующих, как например разделения Коринфян на секты, участия в идоложертвенном, нарушения приличия женами в одежде, превозношения духовными дарованиями, неверия в будущее воскресение мертвых и пр. Второе послание к Коринфянам, состоящее из 13 глав, писано в том же году из Македонии. Оно по преимуществу есть апологетическое, в котором апостол защищает проповедуемую им истину Евангельскую и свое апостольское достоинство против клевет лжеучителей.

Послание к Римлянам, содержащее в себе 16 глав, послано было к Римлянам ап. Павлом в 58 году с диаконисою Кенхрейской церкви, Фивою. Оно было написано по случаю возникшего между Римскими Христианами из Иудеев и язычников разногласия об оправдании. Раскрывая означенный предмет, апостол пишет, что ни язычник своею мудростью, ни Иудей исполнением закона Моисеева не в состоянии оправдать себя пред Богом, а спасти человека может только вера в Иисуса Христа, которая одна приобретает благоволение Божие как Иудею, так и язычнику, затем он раскрывает свойство веры оправдывающей и излагает обязанности, требуемые от нас верою. Во время уз ап. Павла в Риме писаны следующие послания: к Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам и к Филимону.

Послание к Филиппийцам, состоящее из 4 глав, писано ап. Павлом по случаю особенного усердия Филиппийцев к апостолу и сочувствия к его положению в узах. Оно исполнено самых трогательных сердечных чувствований. Благодаря Филиппийцев за усердие, апостол успокаивает их относительно своего положения и радуясь их вере, убеждает их провождать жизнь непорочную, чистую, неукоризненную; всегда радоваться о Господе и всегда помышлять о том, «что только истинно, что честно, то справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Еф 4:8) и при этом особенно убеждает их остерегаться лжеучителей.

Послание к Ефесянам, состоящее из 6-ти глав, писано ап. Павлом также из Рима и, по справедливому замечанию некоторых, отличается от других посланий апостола особенною высотою предметов и глубоким его прозрением в тайны Божественные. Здесь апостол с одной стороны объемлет всю обширность и глубокую таинственность предвечного определения Божия о всеобщем спасении и искуплении, простирающемся без взятия на всех людей, а с другой, излагает частные обязанности людей, призванных ко спасению, как-то: мужей и жен, родителей и детей, господ и слуг и для борьбы со врагом спасения указывает на средство во всеоружии Божием (Кол 6:13-17).

Послание к Колоссянам, состоящее из 4-х глав, написано ап. Павлом в конце двухлетнего пребывания его в Риме вместе с посланием к Ефесянам и отличается такою же возвышенностью мысли. Оно было отправлено к Колоссянам с диаконом Тихиком и Онисимом. В нем апостол утверждает истину преподанного им учения, описывает величие Лица и заслуг Иисуса Христа и внушает, что кроме чистого учения Христова и о Христе они не должны искать источников премудрости ни в какой философии и ни в каких преданиях человеческих, потом излагает обязанности Христианские, как общественные, так и домашние.

Послание к Филимону, состоящее из одной главы, писано также из Рима в том же 63 году, по случаю возвращения к Филимону беглого раба его, обращенного некогда апостолом к вере во Христа. Принимая на себя вину раба, апостол просит Филимона снова принять его, но уже не как раба, но как брата возлюбленного и между прочим повелевает Филимону приготовить обитель и для него самого. По освобождению от уз (Евр 13:23). Павел написал следующие послания: Послание к Евреям, к Титу и к Тимофею.

Послание к Евреям, состоящее из 13-ти глав, писано апостолом с одной стороны по поводу гонения, которое Палестинская Церковь потерпела от первосвященника Иудейского Анана и во время которого она лишилась своего предстоятеля, ап. Иакова Алфеева, а с другой, вследствие извета слепых ревнителей Моисеева закона на Христианскую веру. Иудеи внушали обратившимся ко Христу соотечественникам, что закон Моисеев дан при посредстве ангелов, что Моисей выше Иисуса, преданного на бесславную смерть, что Богоучрежденное при Моисее богослужение само по себе великолепно и достойно Божества, а у Христиан, напротив, нет ни храма, ни священства, ни алтарей, ни жертв. В противность сему апостол пишет, что Иисус несравненно выше и пророков и Моисея и ангелов и всех ветхозаветных первосвященников, что страдания и смерть Иисуса Христа доставили нам неизмеримо высшие блага, чем все левитское богослужение, бывшее лишь тенью этих благ, что бедствия не должны располагать их к отпадению от Церкви Христовой, и что, напротив, как все ветхозаветные праведники. Христиане должны с терпением и верою в небесное воздаяние ожидать небесного успокоения. Последние послания: одно к Титу и два к Тимофею по преимуществу суть пастырские послания, содержащие в себе правила, касающиеся пастырей Церкви, их служения и обязанностей к пасомым.

Послание к Титу писано ап. Павлом по освобождении из уз на возвратном пути из Италии, на пути к Никополю, в 64-м году. Оно состоит из 3-х глав. В это время апостол посетил остров Крит, насаждая здесь семена веры; но не успев сам привести все в порядок, он оставил своего ученика и спутника, Тита, здесь епископом, чтобы он довершил неоконченное и по всем городам поставил пресвитеров. Это послание по преимуществу содержит в себе наставления: какими правилами должен руководствоваться епископ в прохождении своего пастырского служения и относительно избрания пастырей и относительно пасомых.

Первое послание к Тимофею, состоящее из 6-ти глав, писано также около того же самого времени, как и послание к Титу. Тимофей, сын уверовавшей Иудеянки и язычника, с детства наученный Свящ. Писанию, был спутником и сотрудником ап. Павла в деле проповеди. Он был с ним в Риме. Когда же ап. Павел по освобождении от уз посещал Малоазийские церкви, то в бытность свою в Ефесе оставил здесь Тимофея епископом. В своем послании ап. Павел наставляет Тимофея, как он должен проходить свое пастырское служение, какими должен отличаться личными качествами, и что должен внушать верующим в различных состояниях жизни, дабы охранить их от лжеучителей.

Второе послание к Тимофею, состоящее из 4-х глав, по всем признакам писано во время последних уз ап. Павла в Риме, не задолго до его кончины, около 67-го года. Оно служит продолжением и как бы дополнением его первого послания к Тимофею и как бы представляет последнее завещание апостола к своему любимому ученику, в котором он голосом умирающего мученика увещевает его со всею верностью проходить свое служение, всячески остерегая себя и свою паству от ересей, раскола и пороков. «Меня уже приносят в жертву, писал он, и время моего отшествия наступило... но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое... проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, угрожай, увещевай, со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим 4:2-6). Голос апостола умолк, но слово его живет и неумолкаемо вещается в церквах, его слышит и знает каждый Христианин. О, если бы оно глубже проникло в наши сердца и деятельнее проявляло свою силу во всех действиях нашей Христианской жизни!"
Словарь Нюстрема :
Избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савла, присутствующим при убиении Стефана (Деян 7:58, Деян 8:1). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян 22:3), от еврейских родителей (Флп 3:5), и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени: еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст (Деян 12:12, Кол 4:11) и пр. Отец его был фарисей (Деян 23:1) и имел права римского гражданина (Деян 22:28). Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила (Деян 22:3) и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты (Флп 3:5). Кроме того, он в молодости был обучен ремеслу — деланию палаток (Деян 18:3, Деян 20:34, 2Фес 3:8) по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать».

Быстрое распространение христианства возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Стефан провидел уже тогда, что христианство вытеснит иудейство и его резкие слова о том, что «Христос Назорей разрушит место сие (иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей, казались евреям хульными словами (Деян 6:13 и дал.), за которые следовало наказание смертью. Савл одобрял убиение Стефана и стерег одежды тех, которые побивали Стефана камнями. Затем он стал злейшим гонителем христиан, выискивал их в домах, предавал их суду и подавал свой голос на их убиение (Деян 8:3, Деян 22:4, Деян 26:10, 1Кор 15:9, Гал 1:23, 1Тим 1:13). Из Деян 26:10 заключают, что в то время Павлу, как имевшему право голоса члену синедриона, было приблизительно 30 лет. Для него было недостаточно, что он истреблял церковь в Иерусалиме; он достал себе полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Близ Дамаска явился ему Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ослепленный видением, Савл упал на землю и его пришлось вести за руку в город, где Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть Своим избранным сосудом и возвратил ему зрение. Он крестился, примкнул к ученикам и начал сейчас же проповедовать в синагогах Евангелие о Христе. Мы имеем три подробных описания об обращении Павла (Деян 9:1, Деян 22:3, Деян 26:12 и дал.). С этого дня Сам Христос стал жизнью его жизни, все свои преимущества, как еврея, фарисея и законоучителя он почел за сор, чтобы приобресть Христа, а целью его жизни стало проповедовать распятого Христа и приобретать языческий мир для Бога Израилева (Флп 1:21, Флп 3:5). В качестве апостола язычников (Рим 11:13) Павел уразумел характер христианства, как мировой религии, предназначенной для всех народов, и ясно определил значение Моисеева закона, как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было отпасть, когда во Христе явилась подлинная жизнь. Павел в течение десятков лет ездил повсюду, свидетельствуя в еврейских синагогах Сирии, Малой Азии, Греции и Италии о пришедшем Мессии, и проповедуя о едином Боге в центральных местах языческого мира: в Ефессе, Коринфе, Афинах и Риме перед поклонниками Юпитера и Венеры и о непосредственном пути к общению и единению с Ним, Который стал доступен для всех: и евреев, и язычников.

Жизненный путь Павла нередко был путем страдания; ему приходилось путешествовать по суше и по морю, переправляться через пустыни и горы; языческие жрецы и суеверные люди часто покушались на его жизнь; но злейшие из всех гонений ему пришлось претерпеть со стороны своих фанатичных земляков и тех лжеучителей, которые хотели совместить христианство с еврейством. см., напр., Рим 9:2, Рим 9:3, где Павел говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» и Гал 4:19, где он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». Ярость евреев довела его, наконец, до заключения и поездки в Pим на суд кесаря.

О миссионерских путешествиях Павла и о церквах, основанных им, мы имеем подробные сведения в Деян 13-28 главах, написанных его спутником Лукою; кроме того, Павел сам дает нам в посланиях к церквам важные указания в этом отношении, как, например, в 1Кор 15:32 2Кор 11.23, Гал 1:17 и дал.

После короткого пребывания в Дамаске, Павел отправился в Аравию, откуда пришел обратно в Дамаск. Спустя 3 года он был вынужден бежать от евреев и отправился в Иерусалим, где познакомился с Петром и Иаковом (Гал 1:17, Деян 9:23) около 40 г. по Р.Хр. Оттуда братья отправили его подальше от злобствующих евреев, в Таре (Деян 9:30, Гал 1:21), где его нашел Варнава и привел с собою в Антиохию. Там они работали вместе целый год (Деян 11:25 и дал.). Из Антиохии они ездили в Иерусалим отвозить собранное между братьями из язычников пособие тамошним верующим (Деян 11:29, Деян 11:30). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава были отделены Святым Духом на дело служения среди язычников и пришли в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр. Прошедши весь остров Кипр до города Пафа, они отплыли оттуда и побывали в Пергии, в Памфилии, в Антиохии Писидийской, в Иконии и в Ликаонских городах: Листре и Дервии, после чего возвратились через Писидию, Памфилию, Пергию и Атталию в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили (Деян 13:1Деян 14:1), около 45 г. по Р.Хр. Это было первое миссионерское путешествие апостола Павла. В начале этого путешествия, когда Павел проповедовал Слово Божие проконсулу Сергию Павлу, Лука в первый раз делает замечание: «Савл, он же и Павел» (Деян 13:3). Вероятно, он отметил это здесь именно потому, что с этого времени началось более широкое служение апостола в языческом мире, в котором он более был известен под своим римским именем «Павел», нежели под еврейским «Савл».

Для выяснения некоторых спорных вопросов относительно обрезания и пр., Павел и Варнава были посланы на Апостольский Собор в Иерусалиме (Деян 15:1) около 50 г. по Р.Хр. По возвращении оттуда они продолжали совместную работу в Антиохии, но затем расстались друг с другом из-за несогласия относительно Иоанна, называемого Марком (Деян 15:35). Варнава и Марк отплыли на Кипр, Павел же, взяв с собой Силу, отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деян 15:40 и главы Деян 16:1, Деян 17:1, Деян 18:1), — около 51 г. по Р.Хр. Они (Павел и Сила) прошли через Сирию и Киликию до Дервии и Листры, где к ним присоединился Тимофей (Деян 16:1 и дал.), и дальше, через Фригию в Троаду. Здесь ночью Павлу было видение: «предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Немедленно они переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и стали проповедовать слово Божие в Греции (Деян 16:9 и дал.), принеся таким оразом слово жизни в Европу. Сначала они посетили Филиппы, потом Фессалонику, Верию, Афины и Коринф. В последнем городе они встретились с Акилою и женою его Прискиллою и проповедовали там в течение 1 1/2 года (Деян 18:1 и дал.). В результате проповеди слова Божия повсюду вырастали маленькие церкви. Из Коринфа Павел возвратился морем в Ефес, а оттуда через Кесарию и Иерусалим в Антиохию (Деян 18:18 и дал.) — около 54 г. по Р.Хр.

Третье миссионерское путешествие апостол предпринял в 54 г. по Р.Хр, (Деян 18:23 и дал.) из Антиохии через Галатийскую страну и Фригию в Ефес, где пробыл и благовествовал 2 или 3 года (Деян 19:8, Деян 20:31), после чего он, по причине народного восстания, принужден был удалиться оттуда и направился снова в Македонию и Грецию, где прожил 3 месяца (Деян 20:1 и дал.) около 57 г. по Р.Хр. Затем, возвратившись через Македонию, он отплыл из Филипп в Троаду, оттуда в Милит и затем морским путем в Тир и Птолемаиду, из которой через Кесарию пришел в Иерусалим (Деян 20:3Деян 21:17).

В Иерусалиме его радушно приняли Иаков и пресвитеры, которые уговорили его принять участие в еврейском обряде очищения, чтобы опровергнуть в глазах народа слух, что Павел учит отступлению от закона Моисея (Деян 21:20 и дал.). Асийские иудеи, думая, что он ввел с собою в притворы храма необрезанного грека, которого они видели с ним в городе, возбудили против него мятеж и едва не убили его. Тысяченачальник полка, расположенного в крепости около храма, явился с воинами, взял Павла из их рук и, сковав его двумя цепями, повелел вести в крепость (Деян 21:30).

Арестованный Павел произнес две защитительные речи перед народом и перед синедрионом (Деян 22:23). Вследствие кровожадных планов евреев, он был послан под прикрытием отряда воинов в Кесарию (Деян 23:12), где правитель Феликс выслушал его и его обвинителей (Деян 24:1), около 58 г. по Р.Хр. Он пробыл в заключении 2 года, 58-60 (Деян 24:27); после этого времени Феликса сменил Порций Фест, который выслушал Павла (Деян 25:6); у него Павел потребовал суда кесарева (Деян 25:11). Допрошенный еще раз в присутствии царя Агриппы и его супруги Вереники (Деян 25:13), он был отправлен на корабле в Рим, чтобы предстать пред судом кесаря, — около 60 г. по Р.Хр.

Во время этого путешествия корабль, на котором он плыл, потерпел крушение около острова Мелит (Деян 27:1), где Павел пробыл три месяца; оттуда он весною 61 г. прибыл в Pим (Деян 28:11, Деян 28:16), и, увидев братьев, вышедших ему навстречу, он «возблагодарил Бога и ободрился». В Риме он жил довольно свободно целых два года, около 61-63 г. по Р.Хр. «на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о господе Иисусе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян 28:30). Так оканчивается повествование о Павле в книге Деяний Апостолов. О конце его жизни мы не имеем достоверных сведений.

Предание говорит, что после упомянутых 2 лет он был освобожден и трудился, как благовестник и блюститель общин в Малой Азии, Греции и Италии, и что он по высказанному им однажды желанию (Рим 15:24, Рим 15:28) даже побывал в Испании. Так понимают некоторые слова Климента о Павле в его 1-ом послании к Коринфянам: «научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе, он, наконец, претерпел мученическую кончину» (Клим. 1Кор 3:14). Иные видят в этих словах намек на Италию, как крайнюю границу деятельности Павла.

Предположение о вторичном аресте Павла в Риме подтверждается некоторыми местами в посланиях к Титу и Тимофею, в которых упоминается о путешествиях Павла, например, в Ефес, Троаду и пр. (1Тим 1:3, 2Тим 4:13, 2Тим 4:20), на Крит (Тит 1:5), в Никополь (Тит 3:12); следовательно, в этот промежуток времени он пользовался свободой. Срав. «Трофим».

Предание далее говорит, что Павел, спустя некоторое время, вторично был заключен в темницу и что в царствование Нерона он вместе с Петром был казнен в Риме. Из 2Тим 4:6 и дал., (это послание написано из темницы) видно, что апостол со святой всепобеждающей радостью ожидает предстоящей мученической кончины. Если предположение о том, что Павел был освобожден после первого римского заключения верно, то это должно было произойти до ужасного гонения в июле 64 г., во время которого, само собой разумеется, не был бы пощажен такой видный вождь христиан, как Павел. Шафф указывает на удивительное совпадение, именно, что в конце второго года пребывания Павла в узах, еврейский историк Иосиф Флавий (тогда 27-ми лет) прибыл в Pим и исходатайствовал через супругу Нерона, Поппею, которая была полу еврейского происхождения, освобождение для некоторых еврейских священников, которых Феликс послал в качестве узников в Pим. Может быть и Павел также был освобожден в их числе.

Если это и так, то все же трудно определить с точностью год смерти Павла: по предположению, это событие произошло между 64 и 69 гг.

О внешних обстоятельствах жизни Павла мы имеем мало сведений. В качестве римского гражданина, он, наверное, принадлежал к почетному классу общества, но все-таки не был богат. Часто упоминается о том, что он кормился трудами своих рук. В Деян 23:16 и дал. говорится о сыне его сестры в Иерусалиме, который спас жизнь своего дяди. Из 1Кор 7:7, 1Кор 9:5 одни заключают, что он был холостым, другие, что он был вдовцом, По мнению некоторых из древних христиан Павел был женат, и что в Флп 4:3 он к своей жене обращается со словом «Сюнзюге» (Synzyge), которое скорее обозначает сотрудника, товарища или является именем какой либо особы, к которой Павел обращается с особым увещанием.

Наружность апостола Павла была невзрачна и речь его незначительна, по мнению поверхностных коринфян, хотя они должны были признать, что в посланиях он строг и силен 2Кор 10:10. Ростом он был мал, о чем заключают из Деян 14:12, где сказано, что язычники называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод думать, что у него был физический недостаток, который по временам его мучил. В Гал 4:13 и дал. он говорит, что в немощи плоти благовествовал им, т.е. он, вероятно, был там задержан какой-то болезнью. Во 2Кор 12.7 и дал. он говорит, что ему дано было «жало в плоть», ангел Сатаны, удручать его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Эти слова указывают, по всей вероятности, на физическое страдание, а не на духовные искушения, как понимают некоторые, а также не на плотское влечение, как думают другие. Выражение в Деян 13:9, Деян 23:1 обозначает, как Павел смотрел на Елима и на синедрион (гр. atenizo, русс. устремить взор), показывает, что он страдал слабостью зрения, может быть, вследствие света, который ослепил его на пути в Дамаск (возможно, что по слабости зрения он также не узнал первосвященника, Деян 23:5). Но то же гр. слово употребляется и в других местах Писания, например, Лк 4:20, Лк 22:56, Деян 11:6 и пр.

Древнейшее из имеющихся изображений Павла, относящееся, по-видимому, к концу первого или началу второго столетия найдено на большом бронзовом медальоне на кладбище Домициллы в Риме и теперь хранится в Ватиканской библиотеке. На нем изображены лица Петра и Павла, первого налево, последнего направо. «Павел менее представителен, очевидно, с пораженными глазами, лысый с короткой густой бородой. Вид у него вдумчивый, серьезный и почтенный» (Шафф). Гораздо более ценен для нас духовный облик апостола, как христианина, миссионера, блюстителя душ, пастыря церкви, брата и друга, который выявляется в его 13 посланиях. Эти послания, написанные между 52 (53) и 64 (67) годами, как церквам, так и отдельным лицам, почти все вызваны какими-либо особыми обстоятельствами, отвечая на животрепещущие вопросы того времени, они дают нам некоторое представление о богатстве природных и духовных даров, отличающих этот «избранный сосуд». Послания к римлянам и галатам дают ясное и связное изложение евангельского учения и особенно уясняют взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом. Послания к коринфянам поучают нас о духовных дарах церкви и дают практические указания о здоровом направлении церковной жизни. Послания к фессалоникийцам разъясняют вопросы о суде и воскресении. Послания к ефесянам, филиппинцам и колоссянам открывают неизмеримое богатство Славы Иисуса Христа и Церкви в Нем. Послания к Титу и Тимофею, которые получили название «пастырских посланий» говорят о благословениях и обязанностях, сопровождающих пастырское служение, и, какая полнота и многосторонность тем и изложения в этих посланиях, равно как и в замечательных проповедях Павла, записанных Лукою в Деяниях Апостолов. Здесь перед нами не просто философ, обладающий еврейской и языческой ученостью, который умеет отражать противников оружием из их же собственного арсенала (Деян 17:28, 1Кор 15:33, Тит 1:12); не только пастырь стада Христова, исполненный ревности за истину, который «заботится о всех церквах» 2Кор 11:28; не только апостол восстающий против лжеучений и лжепророков и указывающий людям на их обязанности во всех обстоятельствах жизни (1Кор 7:1, Еф 5:1, Еф 6:1, Кол 3:1, Кол 4:1); но также нежный, мягкосердечный, чувствительный человек, который замечательно воспел хвалу любви (1Кор 13:1); верный брат и друг, который даже не забывает посоветовать своему ученику Тимофею позаботиться о своем здоровье (1Тим 5:23), и который отправляет беглого раба, приобретенного им для Господа в узах, обратно к его господину, прося его принять бедного раба с той же любовью, с какой бы он принял самого апостола (Флм 1:12).

Вопрос о хронологической последовательности посланий ап. Павла до сих пор остается не вполне выясненным. Первыми по времени являются послания к фессалоникийцам (около 52 или 53 г. по Р.Хр.).
Затем следуют послания к галатам, коринфянам и римлянам (между 56-58 годами).
После них следуют послания с места заключения: к колоссянам, ефесянам, Филимону и филиппинцам (62 или 61-63 гг.).
Наконец следуют пастырские послания, из которых второе к Тим., по-видимому, написано незадолго до кончины апостола.
В качестве примеров, показывающих, как одно место Писания поясняет другое, и как согласуются книги, написанные независимо друг от друга, укажем на следующие параллельные места в Дeян. и посланиях Павла, освещающие события в жизни Павла.

Обращение Павла,
Деян 9:1, Деян 22:1, Деян 26:1
Гонение в Дамаске, Деян 9:23 и дал.
Посещение Иерусалима, Деян 9:26, Деян 15:2
Павел один в Афинах, Деян 17:16
Делание палаток, Деян 18:3, Деян 20:34
Два (или три) посещения Коринфа,
Деян 18:1, Деян 20:2
Аполлос в Коринфе, Деян 18:27 и дал.
Для иудеев, как иудей,
Деян 16:3, Деян 18:18, Деян 21:23 и дал.
Крещение Криспа и Гайя, Деян 18:8
Последнее путешествие в Иерусалим, Деян 24:17
Желание поехать в Pим, Деян 19:21
Посланник в узах, Деян 28:16 и дал.
Гал 1:15 и дал.
1Кор 15:8
1Тим 1:13 и дал.
2Кор 11.32 и дал.
Гал 1:18, Гал 2:1
1Фес 3:1, 1Фес 3:7
1Кор 4:12
1Фес 2:9
1Кор 2:1, 1Кор 4:19,
1Кор 16:5 и дал.
1Кор 1:12, 1Кор 3:6
1Кор 9:20
1Кор 1:14 и дал.
Рим 15:25 и дал.
Рим 1:13, Рим 15:23
Еф 6:19 и дал.
В заключение скажем несколько слов об отношении Павла к остальным апостолам. Из Деян 9:27 видим, что Варнава сначала ввел Павла в среду апостолов; тогда Павел 15 дней пробыл вместе с Петром и виделся также с Иаковом, братом Господним (Гал 1:18 и дал.). С одной стороны, Павел высказывает, что он в сравнении с видевшими Господа во плоти и сообщавшийся с Ним является как бы некоторым извергом, что он наименьший из апостолов и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1Кор 15:8 и дал.). С другой стороны, он подчеркивает, что избран не человеком, но Богом; что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, но от Самого Господа (Гал 1:1, Гал 1:11 и дал.), и что он ничему не учился от знаменитых апостолов (Гал 2:6). Когда впоследствии все встретились на соборе в Иерусалиме (Деян 15:4, Гал 2:2), то Павел вместе с Варнавой получили от трех главных апостолов: Иакова, Петра и Иоанна братское признание с согласием, чтобы Павел и Варнава преимущественно благовествовали язычникам, а остальные евреям (Гал 2:7 и дал.). В вопросе об обязательстве обрезания и других иудейских постановлений для христиан из язычников также не было разногласия между Павлом и остальными. Когда некоторые из христиан, придерживавшиеся фарисейской ереси, доказывали необходимость обрезания, то Петр выступил первым и напомнил о том, как Бог через него призвал язычников, после чего задал вопрос: «Что же ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли снести ни отцы наши, ни мы» (Деян 15:5 и дал.). Этими словами Петр поддержал Павла и Варнаву и, когда они рассказали, как Господь через них обратил язычников ко Христу, апостолы и пресвитеры согласились послать с Павлом и Варнавою к братьям в Сирии такое решение, чтобы для христиан из язычников не были обязательными уставы еврейства, за исключением некоторых предложенных Иаковом предписаний (Деян 15:22 и дал.). Обличение Павлом Петра в Антиохии касалось только недостаточной последовательности со стороны Петра (Гал 2:11 и дал.). Доказательством того, что хорошее отношение между Павлом и Петром после этого не изменилось, служит свидетельство Петра во 2Пет 3:15, 2Пет 3:16: «Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Из сравнения «с прочими писаниями» усматривается, что уже в то время, когда Петр писал свое послание, существовали собрания посланий ап. Павла, которые пользовались известным уважением.