Метрика
Имя. Симфония для Библии.
Загрузка

имя

В Библии слово "имя" упоминается в 669 стихах.

Быт 2 : 11
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
Быт 2 : 13
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Быт 2 : 14
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
Быт 2 : 19
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
Быт 3 : 20
И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
Быт 4 : 19
И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].
Быт 4 : 21
Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
Быт 4 : 25
И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
Быт 4 : 26
У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].
Быт 5 : 2
мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
Быт 5 : 4
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
Быт 10 : 25
У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан.
Быт 11 : 4
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
Быт 11 : 9
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Быт 12 : 2
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
Быт 12 : 8
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].
Быт 13 : 4
до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа.
Быт 16 : 11
И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
Быт 16 : 15
Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.
Быт 17 : 5
и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
Слово Имя найдено в следующих словарях:
Словарь Геце :

Имя есть название отдельного существа в отличие его от других. Быт 2:20. Ис 40:20. Ин 10:3.

В отношении к людям «имя» употреблено в Библии:

Для определения сущности человека. Быт 3:20 (Ева — жизнь); сравните: изменение имени Аврама на Авраама. Быт 17:5; также Иакова на Израиля — Быт 32:29. Мк 3:16.

Для определения ценности человека. Быт 12:2, Быт 11:4; 2Цар 7:9, 2Цар 8:13; Иов 18:17.

Для обозначения отдельной личности. Лк 10:20. Евр 12:23. Флп 4:3.

В смысле личности вообще. Деян 1:15. Откр 11:13.

Это слово иногда обозначает своеобразие целого поколения. 1Цар 24:22; Втор 25:7; 2Цар 14:7.

Наконец, в некоторых местах оно обозначает видимость в отличие от сущности. Откр 3:1. Рим 2:17, 28.

Имя Божие.

Способ выражения и откровения Его сущности.

Отсюда нередко «имя Божие» вместо «Бог». 1Цар 8:43; Ис 30:27; Пс 43:6, Пс 53:8; Втор 12:11.

Отдельные имена Божии. Древнееврейское слово для «Бог» значит «сильный, могучий». К имени «Ягве» или «Иагве», которое Бог дал Себе в Исх 3:15 — так же как «Господь Саваоф», см. понятие «Господь». Имя «Отец» дано нам Господом Иусусом в молитве Господней, Мф 6:9. Ин 17:6.

Употребление Божия имени. Его имя должно быть возложено на народ (Чис 6:27); Его именем должно клясться (Втор 6:13); Его должно бояться (Пс 60:6. Мал 3:20); любить (Пс 5:12); на Него уповать (Пс 32:21); Его призывать (Пс 78:6, Пс 79:19; Ис 41:25, Ис 64:6; Деян 2:21); Ему молиться (Пс 53:3); Его славить (Пс 102:1 и др.); благодарить (Пс 98:3); святить (Ис 29:23. Мф 6:9); восхвалять (Пс 85:12); исповедывать (1Цар 8:33); возвещать (Пс 101:22; Быт 12:8, Быт 13:4).

Имя Иисуса Христа.

Значение Его имен: Имя «Иисус» дано Ему по повелению Божию. Мф 1:21; Лк 1:31, Лк 2:21. Оно тождественно с древнееврейским «Иошуа» (Навин) и значит «Иегова (Иагве) помогает» (Мф 1:21: Он спасет людей Своих от грехов их).

К имени «Христос» см. это понятие.

Употребление имени Иисуса Христа: Те, которые хотят быть Его собственностью, веруют в Его имя (Ин 3:18; 1Ин 3:18 и др.), получают во имя Его, т. е. через Него, спасение (Деян 4:12, Деян 10:43); именем Его оправданы (1Кор 6:11); имеют в Нем жизнь (Ин 20:31); призывают Его (Деян 7:58, Деян 9:14; 1Кор 1:2); исповедуют Его (Евр 13:15); возвещают имя Его (Деян 9:15. Евр 2:12).

Выражение «во имя Иисуса» означает с одной стороны — по Его полномочию и в Его силе; так Апостолы Его именем творят великие дела (Деян 3:6, Деян 4:10), изгоняют злых духов (Лк 10:17; Деян 16:18), проповедуют покаяние и прощение (Лк 24:47; 1Ин 2:12), призывают к Нему других (Деян 2:38, Деян 10:48; 1Ин 1:3) и крестят (Деян 10:48); с другой стороны это выражение означает — в Его характере, в Его духе. Ин 14:13, Ин 16:23 — молитва во имя Иисуса; Еф 5:20 — благодарение и Кол 3:17 (все вообще должно совершаться в Его имя).

Есть еще другие обороты: принять дитя во имя Иисуса, т. е. ради Него (Мф 18:5); преклонить колени пред Его именем (Флп 2:10); терпеть поношение за Его имя, (1Пет 4:14).

То, что сказано об имени Божием в Ветхом Завете, Притч 18:10, запечатлено в дорогом имени Иисуса: Деян 4:12.

Примечание: В повелении о крещении читаем дословно: «Идите, научите все народы, крестя их (букв. перевод с греч. — «погружая») во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19), т. е. погружайте их, приводите в теснейшее единение с Существом Бога; ибо имя Божие означает, раскрывает Его естество; Он нам открывается (насколько мы способны воспринять небесное) в Своем имени; каково Его имя, таков Он и есть.

Словарь Вихлицкого :
В библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17:5, Быт 17:15; 1Пар 22:9; Иер 20:3; Деян 13:8; Флп 2:9-10; Евр 1:4; Евр 7:2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:

• Авраам (отец множества),

• Бенони (сын скорби),

• Вениамин (сын счастья),

• Галгал (колесо, круг),

• Иаков (держащий за пяту),

• Исав (волосатый),

• Мессия (Помазанный),

• Мицпа (наблюдение),

• Моисей (спасенный из воды),

• Рама (высота) и т.д.

В этом же смысле Адам дал имена всем животным — охарактеризовал их (Быт 2:20).

Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:

• Гаал (непринятие, бунт),

• Гедеон (срубающий),

• Гоморра (потопление, погружение),

• Давид (возлюбленный),

• Дина (суд),

• Евтих (удачливый),

• Иаков (вытесняющий, выживающий),

• Идифун (восхваляющий),

• Исаак (он будет смеяться),

• Ханаан (подвластный) и т.д.

Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: Скажи имя Твое (Быт 32:29, ср. Суд 13:17); также и мы, когда говорим Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого, имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3:18).

Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):

Авимелех, а

Амелсар

Апарсы

Асир, г

Асор, в

Афарим

Баит

Беф-Мерхат

Битрон

Гагедолим

Гад, в

Галменюхот

Гаммифкад

Гараккахим

Гарми

Гацорфий

Гоим

Горенгаатад

Даги

Дума, в

Емек

Иарев

Иекев-Зив

Иеминий

Иесод

Иефер, г

Изреель, д

Иосафата долина

Ир-Мелах

Иудия

Кедумим

Манахаф, а

Мени

Менуха

Меонним

Мефег-Гаама

Мизгав

Милло

Мифоар

Мицпа

Мицфа

Море, а

Овил

Рабсак

Рабсарис

Регем-мелех

Самгар-Нево

Севина

Села-Гаммахлекоф

Ситтим, б

Соферийцы

Сур, б

Тавифа

Тартан

Фарурим

Фирия, а

Фихол

Харашима

Хен

Хозай

холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: венец дома Иоава).

В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10:4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далекие страны, Испанию; в Быт 10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (ср. Иез 27:13). Также и в Быт 25:2; Быт 25:13; 1Пар 1:13-15 (ср. народы древней Палестины).

Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3:1 почти каждое имя — это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10:1 — среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9:11 сказано: поселился Азария, хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил, а). В Суд 8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (Суд 6:11), а всех остальных израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом — весь род человеческий.

Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — например, в 3Цар 15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а Пс 73:1, Пс 78:1, Пс 79:1 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф, б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех, а; Екклесиаст, Иодай, а).

Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1:59; Лк 2:21), но в дальнейшем могло меняться (Руфь 1:20; Иер 20:3; Ин 1:42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д.

Имя можно восстановить (Руфь 4:5, Руфь 4:10), имя можно и изгладить (Пс 9:6; Откр 3:5). Словом имя, поэтому, в Откр 11:13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.

Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7:14; Ис 8:8; Ис 9:6; Иер 23:6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1:21). (см. Адонаи, Библия, Ваал, а; Мелех, сын, язык)
Словарь Никифорова :
В глубокой древности Израильтяне именем новорожденному выражали мысль о замечательных обстоятельствах окружавших появление на свет младенца, или мысль об особенных телесных его свойствах, или выражали свои пожелания соединявшиеся с мыслию о младенце и его будущности (Быт 25:25, Быт 29:32-34,30:18-B:24 35:18, 1Цар 1:20, 1Цар 4:21, Исх 2:22). В позднейшие времена, когда язык еврейский заключал в себе уже достаточное количество готовых личных имен. Иудеи при наречении новорожденному имени выбирали только из известных имен отца, деда, или других наиболее уважаемых сродников (Тов 1:9, Лк 1:59,61). Хотя наречение того или другого имени зависело от родителей младенца, но имели свое влияние на это также родственники и друзья (Руфь 4:17, Лк 1:59-61). В Новом Завете слово имя часто означает характер, веру или учение Христово (Деян 5:41, Деян 8:12, Деян 9:15). Выражение «на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (Откр 19:16) указывает на древний обычай восточных народов украшать верхнюю одежду князей, сановных лиц и героев различными надписями выражавшими их отличие. «Свято имя Его» (т.е. Господа), сказала Пресвятая Дева Мария в хвалебной песни при встрече с своей родственницей Елисаветой (Лк 1:49).