Загрузка

Словарь Вихлицкого : вифлеем

(Дом хлеба)

а) город в уделе Иудином в нескольких километрах на юг от Иерусалима. Живописно расположен на скалистой возвышенности среди полей и садов, являя собой чудесный контраст Иудейской пустыне на восток от этого места. Здесь Иаков похоронил Рахиль, здесь Вооз встретил Руфь, здесь родился Давид и здесь (куда из Назарета явился для переписи Иосиф с Мариею) родился Спаситель мира — Иисус Христос, Господь (прежнее название Вифлеема — Ефрафа, см. );

б) (Нав 19:15; Суд 12:8, Суд 12:10) — один из городов удела Завулонова, расположен северо-западнее Назарета.
Слово Вифлеем найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
«Дом хлеба» (Bethlehem)

1. «Город Давида», место рождения Иисуса Христа, в пяти милях (8км) к югу от Иерусалима. Иногда этот город называют «Иудиным Вифлеемом», Ефрафой (Быт 35:19) или «Вифлеем-Ефрафа» (Мих 5:2), чтобы отличить ее от Вифлеема на территории Завулона. Это древнее ханаанское поселение ассоциируется с патриархами, потому что Рахиль умерла и была похоронена недалеко от него (Быт 35:16,19; Быт 48:7).

Самое раннее историческое упоминание о Вифлееме, известное нам, содержится в текстах Эль-Амарны (XIV век до Р.Х.): некое сражение произошло в bitilu-lahama к югу от Иерусалима. Возможно, это название значит «дом (божества) Лахама». Там жила одна из ветвей рода Халева, и сын Халева Салма назван «отцом Вифлеема» (1Пар 2:51).

Вифлеем был родным городом молодого левита, священника у Михи (Суд 17:7-8); там жили также Вооз, Руфь, Овид и Иессей Вифлеемлянин, отец Давида (Руфь 4:11,17; 1Цар 16:18).

Вифлеем был местом рождения Давида (1Цар 17:12) и одного из 30 его воинов, Елханана (2Цар 23:24; 1Пар 11:26).

Там совершили подвиг трое из Давидовых воинов: они прорвались сквозь цепь филистимских мародеров, чтобы принести Давиду воду из колодца (или водоема) возле ворот его родного города (2Цар 23:14-17).

Позже Вифлеем упоминается как находящийся рядом с селением Химам, где остановились иудеи, бегущие от вавилонян, на пути в Египет (Иер 41:17).

Жители Вифлеема были среди тех, кто 242 ВИФЛЕЕМЛЯНИН Путешествие Марии и Иосифа в Вифлеем. Когда император издал указ о переписи населения всей Римской империи, Иосиф и Мария были вынуждены покинуть родной город Назарет и совершить путешествие в 70 миль (112,6 км) в иудейское селение Вифлеем. вернулся из вавилонского плена (Езд 2:21; Неем 7:26; 2Езд 5:17).

Во время рождения Иисуса Вифлеем был небольшим селением (Мф 2:1-16; Лк 2:4-6; Ин 7:42).

Когда император Август издал указ о переписи, Иосиф вынужден был поехать в Вифлеем, «потому что он был из дома и рода Давидова» (Лк 2:4).

Возможно, у его семьи была там какая-то собственность. Скорее всего, Иисус родился в пещере, в скалах на окраине города. Так считали раннехристианский автор Юстин Мученик, а также Ориген.

Ориген часто бывал в Святой Земле и писал так: «В Вифлееме вам покажут пещеру, где Он родился, а в пещере — ясли, в которых Он лежал, завернутый в пеленки». Позже Иероним описывал некий грот, над которым император Константин велел построить базилику. При раскопках 1934-1935 г. было обнаружено также строение периода правления Юстиниана (527-565 по Р.Х.), расширившего базилику Константина.

Грот находится под землей, и туда ведут прямоугольные ступени, а значит, строители Константина изменили их первоначальную форму. Но никаких описаний грота, созданного до строительства базилики Константина, не сохранилось.

2. Город на территории Завулона (Нав 19:15), вероятно, родной город судьи Есевона (Суд 12:8-10), одного из ранних правителей Израиля. Сегодня он отождествляется с селением Бейт Лам, примерно в семи милях (11,3 км) к северо-западу от Назарета.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Вифлеем («дом хлеба»):

1) город колена Иуды, назв. так за плодородие окрестных земель (см. Руфь 2), граничивших с иуд. пустыней. В док-тах архива → Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.) этот город называется Бет-Лахама — «дом (или храм) богини Лахамы» — и относится к числу городов в земле Урусалим (− Иерусалим). В Библии название В. впервые встречается в Быт 35:19 (ср. Быт 48:7) в рассказе о смерти Рахили. В тексте Септуагинты (Нав 15:59) В. упомянут как второе название Ефрафи, в отличие от В. (2) в земле Завулона. Родом из В. иуд. был левит, ставший священником в доме Михи (Суд 17:7). Елимелех и его жена Ноеминь покинули В. и отправились в землю Моава (Руф 1:1). В В. родился Давид (1Цар 16), и поэтому его называют также «городом Давидовым» (1Цар 20:6; Лк 2:4). В. укреплен Ровоамом (2Пар 11:5,6). После освобождения из плена в город вернулись 123 его жителя (Езд 2:21). Особое значение В. состоит в том, что в нем, как пророчествовал Михей (Мих 5:2; Мф 2:3–8), родился Иисус Христос. «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (Ин 7:42). В 330 г. по Р.Х. имп. Константин повелел возвести базилику на предполагаемом месте рождения Иисуса, в пещере внутри известняковой скалы. Совр. В. (араб. город Бейт-Лахм) расположен прим. в 10 км юж. Иерусалима. В библ. времена В. стоял на холме вост. пещеры Рождества Христова и был защищен с сев.-вост. и юго-зап. сторон крутыми обрывами;

2) в 11 км сев.-зап. → Назарета, в уделе колена Завулона находился В. (Нав 19:15), бывший, возможно, местом рождения судьи Есевона (Суд 12:8–10). Совр. Бейт-Лехем расположен в 11 км сев.-зап. Назарета.

Словарь собственных имен :

Вифлеем (בֵּית לֶחֶם – дом хлеба; Βηθλεέμ; у Флавия Βηθλεμα, Βηθλεεμα; Bethlehem; Виѳлее́мъ): Быт.35:19. 48:7. Нав.15:59. Суд.12:8, 10, 17:7–9, 19:1, 18. Руфь.1:1–2, 19, 2:4, 4:11. 1Цар.16:1, 4, 17:12, 15, 20:6. 2Цар.2:32, 21:19, 23:14–16, 24. 1Пар.2:51, 54, 11:16, 26. 2Пар.11:6. 1Ездр.2:21. Неем.7:26. Иер.41:17. Мих.5:1. Мф.2:1, 5, 6, 8, 16. Лк.2:4, 45. Ин.7:42. – Небольшой, незначительный городок в колене Иудином, недалеко от Иерусалима, – около 2-х часов пути к югу, названный так, вероятно, по плодородию и изобилию земли. Ранее (Быт.35:19, 48:7) назывался Ефрафа (אֶפְרָתָה), что также значит плодородие и изобилие. Названия эти иногда соединяются в одно, и селение называется Вифлеем-Ефрафа (Мих.5:2. Сн. Руфь.1:2. 1Цар.17:12). По своей немноголюдности и незначительности Вифлеем у пророка называется малым (Мих.5:2), и в перечислении городов иудиных в кн. Нав. в еврейском тексте его нет, а значится только у LXX (Нав.15:59,); но в книге Судей и книгах Царств и у пророков он упоминается нередко. Со времени патриарха Иакова он известен как место смерти и погребения Рахили (Быт.35:16, 19, 48:7). Во времена Судей из Вифлеема, по Флавию, происходил Судия Есевон (Суд.12:8, 10. Древ. V. 7, 13). Более известен сделался Вифлеем как родина царя Давида. Здесь жили предки его – Вооз, богатый благочестивый вифлеемлянин и Руфь моавитянка, и потом Овид и Иессей (см. кн. Руфи). Здесь родился Давид и воспитывался и пас стада, отца своего, и здесь помазан был на царство пророком Самуилом(1Цар.16:1–13, 17, 12–15, 58, 20:6). И отсюда у евангелиста Луки Вифлеем называется городом Давидовым (Лк.2:4, 11). Он называется еще Иудиным для отличия от города того же имени в колене Завулоновом (Нав.19:15. сн. Руфь.1:2. 1Цар.17:12. Суд.17:7, 19:1–2, 18. Мф.2:5). В царствование Давида, когда во время войны с филистимлянами, во время жатвы, находясь в укреплении, он пожелал, чтобы ему принесли воды из кододезя Вифлеемского, тогда как в Вифлееме и в долине Рефаимской стояли войска филистимские, трое из храбрых Давида, несмотря на опасность, пробравшись сквозь стан филистимский, почерпнули воды из колодезя Вифлеемского и принесли Давиду (2Цар.23:13–17. Сн: 2Цар.5:17–25). Известный полководец Иоав с братьями своими, сынами сестры Давидовой, Саруж, был из Вифлеема (1Пар.2:13–16. 2Цар.2:18, 32). Во времена Ровоама Вифлеем укреплен был вместе с другими городами колена Иудова и Вениаминова (2Пар.11:5–12). Но что особенно должно было возвысить этот город, то это пророчество о рождении в нем Спасителя мира, и потом самое рождение здесь Спасителя. Еще сот за семь лет пророк Михей предсказал об этом событии (Мих.5:1), и первосвященники и книжники иудейские понимали это пророчество еще до рождения Спасителя (Мф.2:1–6). В царствование Ирода Иосиф и Мария Богоматерь пришли сюда по случаю народной переписи и остановились в одной гостинице, и в это время Господь родился здесь и спеленатый положен был в яслях, потому что в гостинице, по множеству стекшегося народа, не было места им (Лк.2:1–7). Событие это ознаменовано было явлением ангела вифлеемским пастырям, и славословием многочисленного воинства сил небесных, и потом поклонением мудрецов восточных, по явлению необыкновенной звезды узнавших о рождении здесь Спасителя мира (Лук.2:8–20. Мф.2:1–12). Ныне Вифлеем известен под именем Вет-лам (Beitlahm), и представляет собой скорее деревню, нежели город. Он не огражден стенами, и лежит на горном хребте, на двух холмах, разделяющих его на две части, западную и восточную. Дома частью лежат в развалинах; впрочем, город не так беден и жалок, как то изображают некоторые путешественники. Жителей в нем от 3-х до 3-х с 1/2 тысяч; почти все арабы, принадлежат Греческой или Католической Церквам; число армян незначительно; мусульман также мало. Отличаются стройной красотой тела и крепостью; будучи все христиане, они гордятся своим именем и презирают мусульман; дружелюбны и приветливы к приезжающим посетителям; занимаются земледелием и садоводством, и своей гордой осанкой умеют внушать страх бедуинам, и тем охранять от их хищничества свои поля и сады с маслинами, миндальными деревьями, смоквами и виноградниками. Пчеловодство для них весьма выгодно по причине множества свеч, покупаемых богомольцами; и наконец, для них составляют важный доход приготовление разных изделий, как-то – образов, четок, распятий, моделей гроба Господня, и других свящ. предметов – из камней, раковин, перламутра, для памяти богомольцам. – Город расположен на горе в виде амфитеатра от западного холма к восточному. Вертеп или пещера Рождества Спасителя находится на восточном холме. Он известен был Христианам с самых первых веков, и с первых веков поэтому Вифлеем был посещаем христианами. Иустин философ, отец 2-го века, прямо говорит, что Христос родился в пещере, что пещера эта недалеко от Вифлеема, и упоминает о яслях в коих Он положен был здесь, и что здесь нашли Его и волхвы, пришедшие из Аравии на поклонение Ему. Разгов. с Триф. Иуд. гл. 78. Ориген пишет: «И ныне показывают в стране Вифлфемской пещеру, где родился Христос, и в пещере ясли, где он повит был». Orig. с. Cels. 1, 61. Иоанн Злат. пишет: «После рождения Его, со всех концов земли приходят видеть ясли и вертеп». На Мф. Бес. VII. гл. 2. Во втором веке, в поругание над христианами, и чтобы отклонить их стечение сюда, император Адриан поставил здесь капище Адониса; но это не могло истребить памяти и благоговейного почитания святого этого места. В 4-м веке императрица Елена, путешествуя по святым местам, ниспровергла стоящие здесь капища идольские, и над пещерой Рождества Спасителя воздвигла великолепный храм в честь Богоматери, который щедро украшен был богатыми ее и самого Константина приношениями и пожертвованиями. Евс. жизнь Конст. Кн. 3. гл. 41–43. Храм этот впоследствии несколько раз приходил в упадок, и снова был восстановляем и украшаем, и, при всех бывших переменах, доселе сохраняет в себе остатки римского великолепия. Его издавна окружают монастыри греческий, латинский и армянский, которые ограждены крепкими стенами. Самый храм построен в виде креста. При входе в него открывается обширная паперть, состоящая из длинной галереи, по обеим сторонам которой в два ряда возвышаются мраморные колонны коринфского ордена. Алтарь образует верхнюю часть крестной фигуры храма. Иконостас его беден, равно как и два боковые открытые престола. Главный средний алтарь, возвышенный на несколько ступеней, основан над самым вертепом, и посвящен Рождеству Христову. Он принадлежит грекам. С обеих сторон алтаря входят с одной по 15-ти, с другой по 13-ти мраморным ступеням в подземную церковь. Это самый вертеп-пещера, усланная разноцветными мраморными плитами. Здесь серебреная звезда с 14-ю лучами и вделанными в нее блестящими камнями, освещаемая рядом висящих серебряных лампад, означает место рождения Спасителя; святое место это находится в восточной стороне пещеры, в полукружной нише, около 8 футов вышины и 4-х ширины; здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается божественная литургия. Отступя несколько шагов от места Рождества Христова, на правой стороне находится особая пещера, в которую сходят по двум или трем ступням; там находятся ясли, где покоился божественный младенец. Ясли высечены в природном камне имеют вид продолговатого ящика, и обложены белым мрамором. Это святое место освещенное также, как и вертеп Рождества, драгоценными лампадами, служит престолом для совершения литургий. Здесь престольный образ, кисти Иакова Пальмы, знаменитого живописца венецианского 16-го века, изображает поклонение пастырей. Против яслей Спасителя, в том же вертепе – другой престол на том месте, где Пресвятая Богородица, с младенцем Иисусом на ее лоне, принимала поклонение волхвов восточных; здесь образ волхвов живописи Рафаиля. К вертепу Рождества от востока к западу и от юга к северу прилегают многие другие пещеры и алтари. Таковы: пещера, где обитал Иосиф; за ней пещера, где погребены убитые по повелению Ирода, невинные младенцы вифлеемские. Отсюда с правой стороны католическая церковь Св. Екатерины, а с левой – гробница Евсевия, аббата Кремонского, ученика блаженного Иеронима; за ней гробницы: блаженного Иеронима и двух учениц его, Павлы и дочери ее Евстохии; к северу отсюда келья блаженного Иеронима, где он перевел книги Ветхого Завета на латинский язык сперва с греческого, а потом с еврейского текста. В Вифлееме и его окрестностях есть много и других достопримечательных мест и древних памятников. 1) По дороге Вифлеемской, в долине Рефаимской, среди разных древних развалин указывают дом Симеона Богоприимца. 2) Недалеко от дороги показывают отрсоток теревинфового дерева, под которым, по преданию, Пресвятая Богородица отдыхала на пути своем из Вифлеема в Иерусалим. 3) У подошвы высот св. пророка Илии, на правой стороне дороги, виден круглый колодезь, названный колодезем трех волхвов. Рассказывают, что здесь, когда они поили своих верблюдов, вновь воссияла для них звезда, ведшая их до Иерусалима, и отселе доведшая до Вифлеема. 4) Не в дальнем расстоянии, в стороне, налево от дороги, возвышается монастырь св. пророка Илии, похожий на укрепленный замок, квадратной формы, и здесь при пути, возле источника под деревом, показывают камень, на котором часто отдыхал пророк. 5) Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, направо от дороги, гробница и памятник Рахили; его покрывает мусульманская молельня, и здесь показывают остатки развалин дома патриарха Иакова. 6) Далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающей трогательные слова Писания: «Глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф.2:17–18); и 7) доселе видны здесь остатки древнего здания и большой источник или колодезь Вифлефмский. Источник этот в большом уважении у окрестных жителей. Его принимают за тот самый, из которого Давид желал утолить жажду свою, когда окружен был филистимлянами и укрывался в укреплении (2Цар.23:13–17), Путеш. Нор. Изд. 3. 1854 г. Т. 3. стр. 357–388. Воскр. Чт. 1844–1846 г. стр. 364–365. Zell. 1 р. 160. Herz. 2. р. 118–121.

Словарь Никифорова :
(Дом хлеба; Быт 35:19, Мих 5:1, Мф 2:1, Руфь 1:2), называемый также Вифлеем Ефрафа (Мих 5:2), был столь малый и незначительный городок, в колене Иудином, что он даже не упомянут в общих списках городов Иудиных, как например Неем гл. 11. В этом городе родился Давид (Лк 2:4-11). Селение Химкам, близ Вифлеема, было обычным местом, из которого путешественники отправлялись в Египет (Иер 41:17). Город расположен на возвышенности, около 6-ти англ. миль к ю. от Иерусалима. Во все времена Вифлеем посещался и до последнего времени посещается множеством богомольцев. Вид на Вифлеем издали очень красив. Среди плодородных полей, окруженный со всех сторон холмами, он действительно представляет одну из живописнейших местностей Палестины. А сколько соединено с ним священно-исторических воспоминаний! Здесь погребена была Рахиль (Быт 35:16); здесь некогда, на полях Вифлеемских, Руфь собирала колосья. Он был местом рождения Давида, царя-пророка и псалмопевца, почему и называется иначе городом Давидовым (Лк 2:4-11) и сладкие воды Вифлеема часто освежали юношеские уста его. Но что важнее всего, в городе Давидовом родился Спаситель Христос Господь. Пресв. Дева Мария жила в Назарете, но, вследствие Римской переписи, она должна была идти в Вифлеем, так как происходила из дома и потомства Давида и когда вместе с Иосифом остановилась здесь, то в это время родился Богомладенец Иисус, за неимением мест в гостинице положенный и повитый ею в яслях. Это преславное событие придает особое высокое, священное значение Вифлеему и его окрестностям, так как здесь Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Здесь, на полях Вифлеемских, явился Ангел пастырям, пасшим свои стада, и здесь же, в эту чудную ночь, раздавалось с небес Ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2:14). Сюда также, руководимые необыкновенною звездою, пришли Восточные мудрецы поклониться новорожденному Спасу мира. — В настоящее время Вифлеем, известный под названием Бетлам, походит более на деревню, чем на город, с своими домами в развалинах, с тремя, или четырьмя тысячами жителей — Арабов, занимающихся земледелием, садоводством, пчеловодством, или изготовлением различных мелких свящ. вещей образков, четок, распятий и др. священных предметов. Самый Вифлеем расположен на горе, в виде амфитеатра, от западного холма к восточному, и на сем последнем находится вертеп, или пещера Рождества Христова, известный христианам с самых первых веков, и потому издревле посещаемый. В IV веке св. равноапостольная царица Елена над пещерою Рождества Христова воздвигла великолепный храм в честь Богоматери, главный средний алтарь которого, возвышающийся на несколько ступеней, находится над самым вертепом. Он принадлежит Грекам. Из него, по 15-ти мраморным ступеням, входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера. Месторождение Спасителя в полукруглой нише означено серебряною звездою с 14-ю лучами и рядом серебряных лампад. Здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается Божественная литургия. В нескольких шагах от места Рождества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус. Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В означенном храме находятся и еще несколько пещер и алтарей, таковы: пещера, где обитал св. прав. Иосиф, пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы, келия и гробница блаженного Иеронима и др. В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рефаимской дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пр. Дева на пути из Вифлеема в — Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили над коими стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающей трогательные слова Свящ. Писания; глас в Раме слышан, плачь и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях, своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер 31:15, Мф 2:18 и др.).

Слово вифлеем в симфонии
В Библии слово "вифлеем" упоминается в 16 стихах.

Быт 35 : 19
И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.
Быт 48 : 7
Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.
Нав 15 : 59
Маараф, Беф-Аноф и Елтекон: шесть городов с их селами. [Феко, Ефрафа, иначе Вифлеем, Фагор, Етам, Кулон, Татами, Сорес, Карем, Галлим, Вефир и Манохо: одиннадцать городов с их селами.]
Нав 19 : 15
далее: Каттаф, Нагалал, Шимрон, Идеала и Вифлеем: двенадцать городов с их селами.
Суд 19 : 2
Наложница его поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там четыре месяца.
Суд 19 : 18
Он сказал ему: мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я; я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом;
Руф 1 : 19
И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь?
Руф 1 : 22
И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя.
1Цар 16 : 4
И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой?
1Цар 20 : 6
Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: "Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем; потому что там годичное жертвоприношение всего родства его".
1Цар 20 : 28
И отвечал Ионафан Саулу: Давид выпросился у меня в Вифлеем;
2Пар 11 : 6
Он укрепил Вифлеем и Ефам, и Фекою,
Мф 2 : 6
и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Мф 2 : 8
и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Лк 2 : 4
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
Лк 2 : 15
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.