Вифлеем (בֵּית לֶחֶם – дом хлеба; Βηθλεέμ; у Флавия Βηθλεμα, Βηθλεεμα; Bethlehem; Виѳлее́мъ): Быт.35:19. 48:7. Нав.15:59. Суд.12:8, 10, 17:7–9, 19:1, 18. Руфь.1:1–2, 19, 2:4, 4:11. 1Цар.16:1, 4, 17:12, 15, 20:6. 2Цар.2:32, 21:19, 23:14–16, 24. 1Пар.2:51, 54, 11:16, 26. 2Пар.11:6. 1Ездр.2:21. Неем.7:26. Иер.41:17. Мих.5:1. Мф.2:1, 5, 6, 8, 16. Лк.2:4, 45. Ин.7:42. – Небольшой, незначительный городок в колене Иудином, недалеко от Иерусалима, – около 2-х часов пути к югу, названный так, вероятно, по плодородию и изобилию земли. Ранее (Быт.35:19, 48:7) назывался Ефрафа (אֶפְרָתָה), что также значит плодородие и изобилие. Названия эти иногда соединяются в одно, и селение называется Вифлеем-Ефрафа (Мих.5:2. Сн. Руфь.1:2. 1Цар.17:12). По своей немноголюдности и незначительности Вифлеем у пророка называется малым (Мих.5:2), и в перечислении городов иудиных в кн. Нав. в еврейском тексте его нет, а значится только у LXX (Нав.15:59,); но в книге Судей и книгах Царств и у пророков он упоминается нередко. Со времени патриарха Иакова он известен как место смерти и погребения Рахили (Быт.35:16, 19, 48:7). Во времена Судей из Вифлеема, по Флавию, происходил Судия Есевон (Суд.12:8, 10. Древ. V. 7, 13). Более известен сделался Вифлеем как родина царя Давида. Здесь жили предки его – Вооз, богатый благочестивый вифлеемлянин и Руфь моавитянка, и потом Овид и Иессей (см. кн. Руфи). Здесь родился Давид и воспитывался и пас стада, отца своего, и здесь помазан был на царство пророком Самуилом(1Цар.16:1–13, 17, 12–15, 58, 20:6). И отсюда у евангелиста Луки Вифлеем называется городом Давидовым (Лк.2:4, 11). Он называется еще Иудиным для отличия от города того же имени в колене Завулоновом (Нав.19:15. сн. Руфь.1:2. 1Цар.17:12. Суд.17:7, 19:1–2, 18. Мф.2:5). В царствование Давида, когда во время войны с филистимлянами, во время жатвы, находясь в укреплении, он пожелал, чтобы ему принесли воды из кододезя Вифлеемского, тогда как в Вифлееме и в долине Рефаимской стояли войска филистимские, трое из храбрых Давида, несмотря на опасность, пробравшись сквозь стан филистимский, почерпнули воды из колодезя Вифлеемского и принесли Давиду (2Цар.23:13–17. Сн: 2Цар.5:17–25). Известный полководец Иоав с братьями своими, сынами сестры Давидовой, Саруж, был из Вифлеема (1Пар.2:13–16. 2Цар.2:18, 32). Во времена Ровоама Вифлеем укреплен был вместе с другими городами колена Иудова и Вениаминова (2Пар.11:5–12). Но что особенно должно было возвысить этот город, то это пророчество о рождении в нем Спасителя мира, и потом самое рождение здесь Спасителя. Еще сот за семь лет пророк Михей предсказал об этом событии (Мих.5:1), и первосвященники и книжники иудейские понимали это пророчество еще до рождения Спасителя (Мф.2:1–6). В царствование Ирода Иосиф и Мария Богоматерь пришли сюда по случаю народной переписи и остановились в одной гостинице, и в это время Господь родился здесь и спеленатый положен был в яслях, потому что в гостинице, по множеству стекшегося народа, не было места им (Лк.2:1–7). Событие это ознаменовано было явлением ангела вифлеемским пастырям, и славословием многочисленного воинства сил небесных, и потом поклонением мудрецов восточных, по явлению необыкновенной звезды узнавших о рождении здесь Спасителя мира (Лук.2:8–20. Мф.2:1–12). Ныне Вифлеем известен под именем Вет-лам (Beitlahm), и представляет собой скорее деревню, нежели город. Он не огражден стенами, и лежит на горном хребте, на двух холмах, разделяющих его на две части, западную и восточную. Дома частью лежат в развалинах; впрочем, город не так беден и жалок, как то изображают некоторые путешественники. Жителей в нем от 3-х до 3-х с 1/2 тысяч; почти все арабы, принадлежат Греческой или Католической Церквам; число армян незначительно; мусульман также мало. Отличаются стройной красотой тела и крепостью; будучи все христиане, они гордятся своим именем и презирают мусульман; дружелюбны и приветливы к приезжающим посетителям; занимаются земледелием и садоводством, и своей гордой осанкой умеют внушать страх бедуинам, и тем охранять от их хищничества свои поля и сады с маслинами, миндальными деревьями, смоквами и виноградниками. Пчеловодство для них весьма выгодно по причине множества свеч, покупаемых богомольцами; и наконец, для них составляют важный доход приготовление разных изделий, как-то – образов, четок, распятий, моделей гроба Господня, и других свящ. предметов – из камней, раковин, перламутра, для памяти богомольцам. – Город расположен на горе в виде амфитеатра от западного холма к восточному. Вертеп или пещера Рождества Спасителя находится на восточном холме. Он известен был Христианам с самых первых веков, и с первых веков поэтому Вифлеем был посещаем христианами. Иустин философ, отец 2-го века, прямо говорит, что Христос родился в пещере, что пещера эта недалеко от Вифлеема, и упоминает о яслях в коих Он положен был здесь, и что здесь нашли Его и волхвы, пришедшие из Аравии на поклонение Ему. Разгов. с Триф. Иуд. гл. 78. Ориген пишет: «И ныне показывают в стране Вифлфемской пещеру, где родился Христос, и в пещере ясли, где он повит был». Orig. с. Cels. 1, 61. Иоанн Злат. пишет: «После рождения Его, со всех концов земли приходят видеть ясли и вертеп». На Мф. Бес. VII. гл. 2. Во втором веке, в поругание над христианами, и чтобы отклонить их стечение сюда, император Адриан поставил здесь капище Адониса; но это не могло истребить памяти и благоговейного почитания святого этого места. В 4-м веке императрица Елена, путешествуя по святым местам, ниспровергла стоящие здесь капища идольские, и над пещерой Рождества Спасителя воздвигла великолепный храм в честь Богоматери, который щедро украшен был богатыми ее и самого Константина приношениями и пожертвованиями. Евс. жизнь Конст. Кн. 3. гл. 41–43. Храм этот впоследствии несколько раз приходил в упадок, и снова был восстановляем и украшаем, и, при всех бывших переменах, доселе сохраняет в себе остатки римского великолепия. Его издавна окружают монастыри греческий, латинский и армянский, которые ограждены крепкими стенами. Самый храм построен в виде креста. При входе в него открывается обширная паперть, состоящая из длинной галереи, по обеим сторонам которой в два ряда возвышаются мраморные колонны коринфского ордена. Алтарь образует верхнюю часть крестной фигуры храма. Иконостас его беден, равно как и два боковые открытые престола. Главный средний алтарь, возвышенный на несколько ступеней, основан над самым вертепом, и посвящен Рождеству Христову. Он принадлежит грекам. С обеих сторон алтаря входят с одной по 15-ти, с другой по 13-ти мраморным ступеням в подземную церковь. Это самый вертеп-пещера, усланная разноцветными мраморными плитами. Здесь серебреная звезда с 14-ю лучами и вделанными в нее блестящими камнями, освещаемая рядом висящих серебряных лампад, означает место рождения Спасителя; святое место это находится в восточной стороне пещеры, в полукружной нише, около 8 футов вышины и 4-х ширины; здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается божественная литургия. Отступя несколько шагов от места Рождества Христова, на правой стороне находится особая пещера, в которую сходят по двум или трем ступням; там находятся ясли, где покоился божественный младенец. Ясли высечены в природном камне имеют вид продолговатого ящика, и обложены белым мрамором. Это святое место освещенное также, как и вертеп Рождества, драгоценными лампадами, служит престолом для совершения литургий. Здесь престольный образ, кисти Иакова Пальмы, знаменитого живописца венецианского 16-го века, изображает поклонение пастырей. Против яслей Спасителя, в том же вертепе – другой престол на том месте, где Пресвятая Богородица, с младенцем Иисусом на ее лоне, принимала поклонение волхвов восточных; здесь образ волхвов живописи Рафаиля. К вертепу Рождества от востока к западу и от юга к северу прилегают многие другие пещеры и алтари. Таковы: пещера, где обитал Иосиф; за ней пещера, где погребены убитые по повелению Ирода, невинные младенцы вифлеемские. Отсюда с правой стороны католическая церковь Св. Екатерины, а с левой – гробница Евсевия, аббата Кремонского, ученика блаженного Иеронима; за ней гробницы: блаженного Иеронима и двух учениц его, Павлы и дочери ее Евстохии; к северу отсюда келья блаженного Иеронима, где он перевел книги Ветхого Завета на латинский язык сперва с греческого, а потом с еврейского текста. В Вифлееме и его окрестностях есть много и других достопримечательных мест и древних памятников. 1) По дороге Вифлеемской, в долине Рефаимской, среди разных древних развалин указывают дом Симеона Богоприимца. 2) Недалеко от дороги показывают отрсоток теревинфового дерева, под которым, по преданию, Пресвятая Богородица отдыхала на пути своем из Вифлеема в Иерусалим. 3) У подошвы высот св. пророка Илии, на правой стороне дороги, виден круглый колодезь, названный колодезем трех волхвов. Рассказывают, что здесь, когда они поили своих верблюдов, вновь воссияла для них звезда, ведшая их до Иерусалима, и отселе доведшая до Вифлеема. 4) Не в дальнем расстоянии, в стороне, налево от дороги, возвышается монастырь св. пророка Илии, похожий на укрепленный замок, квадратной формы, и здесь при пути, возле источника под деревом, показывают камень, на котором часто отдыхал пророк. 5) Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, направо от дороги, гробница и памятник Рахили; его покрывает мусульманская молельня, и здесь показывают остатки развалин дома патриарха Иакова. 6) Далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающей трогательные слова Писания: «Глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф.2:17–18); и 7) доселе видны здесь остатки древнего здания и большой источник или колодезь Вифлефмский. Источник этот в большом уважении у окрестных жителей. Его принимают за тот самый, из которого Давид желал утолить жажду свою, когда окружен был филистимлянами и укрывался в укреплении (2Цар.23:13–17), Путеш. Нор. Изд. 3. 1854 г. Т. 3. стр. 357–388. Воскр. Чт. 1844–1846 г. стр. 364–365. Zell. 1 р. 160. Herz. 2. р. 118–121.