Загрузка

ангел

В Библии слово "ангел" упоминается в 156 стихах.

Быт 16 : 7
И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.
Быт 16 : 8
И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
Быт 16 : 9
Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.
Быт 16 : 10
И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
Быт 16 : 11
И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
Быт 21 : 17
и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;
Быт 22 : 11
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
Быт 22 : 12
Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
Быт 22 : 15
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
Быт 31 : 11
Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
Быт 48 : 16
Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли.
Исх 3 : 2
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
Исх 14 : 19
И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;
Исх 23 : 23
Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, [Гергесеям,] Евеям и Иевусеям, и истреблю их [от лица вашего],
Исх 32 : 34
итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.
Чис 22 : 22
И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.
Чис 22 : 24
И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена.
Чис 22 : 26
Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево.
Чис 22 : 32
И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною;
Чис 22 : 35
И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми.
Слово Ангел найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Ангел, Ангелы (מֵלְאַךְ – посланник, мн. מַלְאָכִים; Ἄγγελος – вестник, мн. Ἄγγελοι; Angelus, Angeli, Агг҃елъ, Агг҃ли): Быт.16,7–14, Быт.18, сн. Быт.19:1, 15, 22:1–2, 11–12, 31:11, 13, 48:15–16. Исх.3:2, 6, 11–15, 33:2, 14–15. Числ.22:22, 32. 35. Суд.6:11, 14... 13:3... 22. 2Цар.24:16. 3Цар.19:5, 7. 4Цар.1:3. Иов.4:18, 33:23. Пс.8:6, 33:8, 34:5–6. 90:11, 102:20, 103:4, 148:2. Ис.37:36, 63:9. Зах.1:9, 11–14, 2:3, 4:1, 4. 5:5, 10, 6:4, 5. Мал.3:1. 3Макк.6:17. 3Ездр.6,1, 8:21. Мф.1:20, 24, 2:13, 19, 4:6, 11, 11:10, 13:39, 49. 18:10, 22:30, 24:31, 36, 25:31. 28:2. Мк.1:13, 2, 8:38, 13:27. 32. Лк.1:11, 2:9–10, 13, 15, 12:8–9. Деян.7:38, 27:23. 1Пет.1:12. Евр.1:4–7, 13–14. Откр.1:20, 2:1, 5:1, 11. и пр., и пр. – Слово ангел, означая с еврейского – посланника, и с греческого – вестника, употребляется в Св. Писании: а) и о самом Боге и Господе И. Христе (см. напр. Быт.16:7–14, Быт.18. сн. Быт.19:1, 15, 22:1–2, 11–12, 31:11, 13, 48:15–16. Исх.3:2, 6, 11–15, 33:2, 14–15. Суд.6:11, 14–16... Ис.63:9. Мал.3:1. Деян.7:38. и др.); б) и о людях; так у прор. Исаии Израиль называется вестником (Ис.42:29): пророки называются ангелами (Агг.1:13. Мал.3:1). Предтеча Христов называется ангелом (Мал.3:19. Мф.11:10): священники называются ангелами (Мал.2:7. Еккл.5:5): Епископы церквей называются ангелами (Откр.1:20, 2:1, 8, 12): и ангелами называются разные и другие вестники из людей (Лк.7:24, 9:52); – в) даже слово ангел употребляется и о бездушных вещах, о язвах, казнях, стихиях, которые, Бог, как своих вестников, посылает на людей (Пс.77:49). Но г) в собственном смысле ангелами называются в Св. Писании сотворенные Богом, высшие человека, бесплотные, духовные существа, одаренные высшим разумов (2Цар.14:20), свободной волей и большим могуществом (Пс.102:20. 2Пет.2:11), всегда предстоящие пред престолом Божиим, служащие Ему и прославляющие Его, и посылаемые в служение спасению человеков (Евр.1:7, 14). Св. Писание весьма часто говорит о их служении Богу, прославлении Его и исполнении воли Его. См. напр. Ис.6:3. Откр.4:8, 5:11–14. 7:11–12. Пс.102:20. и др. Они прославляли Бога при творении мира (Иов.38:7); они служили Богу при Синайском законодательстве (Гал.3:19. Деян.7:53); они служили Господу во время земной Его жизни (Мк.4:1. Лк.1:26, 2:9–15. Мф.2:13, 19, 4:11, 28:2); служат Ему теперь, когда Он сидит одесную Отца (1Пет.3:22. Еф.1:21), и будут служить Ему, когда придет судить живых и мертвых (Мф.25:31). В особенном свете представляет нам Св. Писание служение их человекам. Во времена патриархальные ангелы приходят к Аврааму и спасают Лота от погибели (Быт.18, 19:1, 16), являются Иакову для его утешения и подкрепления (Быт.28:12, 32:1). Ангел обличает иудеев за их непослушание Богу во времена Судей (Суд.2:1–5). Во времена Царей Ангелы неоднократно вразумляют пророков, помогают благочестивым, обличают преступных (1Пар.21:16. 3Цар.19:5–7. 4Цар.19:35). В Нов. Зав. видим многочисленные опыты их служения благу человеков. Они возвещают людям волю Божию (Лк.1. Mф.1:20. Деян.1:10–11); хранят младенцев и всех верующих (Мф.18:10. сн. ст. (Мф.18:6), руководствуют апостлов (Деян.8:26), возносят молитвы наши к Богу (Откр.8:3–4), избавляют от опасностей (Деян.5:19, 12:7), и многор. обр. помогают и служат нам в деле нашего спасения (Деян.10:3–6, 27:23. Евр.1:14). – Ангелов бесчисленное множество (сн. Быт.32:1–2. Дан.7:10. Лк.2:13. Откр.5:11. Евр.12:22): и разные степени (см. напр. Ис.6:2. Пс.17: 11, 79:2. 1Цар.4:4. 2Цар.6:2. Иез.10:3... 15... Кол.1:16. Рим.8:38. 1Фес.4:16. 1Пет.3:22. Еф.1:21). Кроме добрых ангелов, есть и злые: отпадшие от Бога, о которых также многократно говорить Св. Писание: как о врагах нашего спасения (см. напр. Еф.6:11–12. Мф.13:3S-39, 10:1, 25:41. Лк.10:17–18, 11:15–20. Ин.8:44. 1Пет.5:8. 1Ин.3:8. Иуд.6. 2Пет.2:4. 2Фес.2:9. Откр.12:9, 20:10 и др.). Подробное учение об ангелах см. в Догмат. Богос. Преосвящ. Антония, Макария, Филар. Черниг. Сн. Furst 1. р. 737. Zell. 1. р. 307. Hers IV. р. 18–32. Церк. Слов. Алекс. 1. р. 22. Библ. Слов. Михайл. 1869 г. стр. 1–3. Св. Летоп. Власт. Т. 1. Гл. IV. Сн. архангелы.

Толковый словарь Даля :
АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей-либо ангел, святой, коего имя кто носит; день ангела, именины. По злоупотреблению, ангелом и ангелом во плоти называют не только человека кроткого, благого жития, но и вообще кого любят, ласкают, кому льстят. В этом значении слышим: ангелочек, ангельчик, ангелушка, ангеленок, ангеленочек и пр. Ангел помогает, а бес подстрекает. Ангел встречу, привет на пути. Ангел за трапезу, привет за столом, как: хлеб-соль. Доброму делу и ангелы небесные радуются. Где просто, там ангелов со сто, а где хитро, там ни одного. Хоть со ангелы ликуй, только нас минуй, дай Бог тебе быть полковником, да не в нашем полку. Ангел за душою усопшего полетел, поверье о маньяках, падающих звездах. Человек - не ангел (не Бог). Нельзя быть ангелом, оправдание; ответ: да не надо быть и диаволом. В людях - ангел, а дома - черт (бес). Тихuй ангел пролетел, все вдруг замолчали. Его ангел-хранитель спас, уберег. Окрест боящихся Бога ангел Господень ополчается. Ангелов облик. Она скончалась с ангельскою улыбкою. Ангельское имя, крестное, крещеное. Ангельскою кротостию да тростию по кости, злой ханжа. Ангельски каемся, да не ангельски согрешаем. Ангелообразный, ангеловидный, ангеломудрый, ангелонравный и пр. понятны по себе. Ангельский образ, монашество; великий образ, схима. Ангельствовать, монашествовать, схимничать. Ангелика, самое рослое у нас бурьянное растение из семейства зонтичных; купырь, дягиль; Angelica Archangelica, дягиль аптечный, вонючий, дудочник, пушка, подрянка?, кукотина?; Angelica montana, почка полевая, коровки; Angelica sylvestris, коровник, коровки, купырь или дягиль красный, снить, блекот?, штотун?, стотон?
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Еврейское слово малах и греческое ангелос означают: «посланник», «вестник». Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синодальном переводе — «соглядатаи»), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. Ангелов, так же как и верующих людей, называют сынами, или чадами, Божьими (Иов 1:6; Иов 38:7). Относительно Быт 6:1–4 → Исполины.

II. Реальность существования Ангелов подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие (Быт 16:7; Быт 19:1,15 и др.), исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об Ангелах. Ангелы отличаются от библейских → херувимов и → серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Быт 18:1–15 и Быт 19:1; Суд 13:1). Летящий Ангел упоминается только в Откр 14:1Откр 8:1 в греч. тексте — орёл, который, вероятно, символизирует Ангела.).

III. Ангелы часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда (2Цар 24:1 и след.; 1Пар 21:12). Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь:

1) в ВЗ Ангелы изображаются «крепкими силою» (Пс 102:20) хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках (Пс 90:11 и след.). Они могут побеждать врагов (Исх 14:1 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.), «воспрепятствовать» проклятию (Числ 22:22), предостерегать от суда (Быт 19:1,15), являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; Быт 31:1 и след.; Быт 32:2 и след.). Ангел, приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ. Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью (Быт 16:7; Исх 14:19; Числ 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его Ангелом: когда о Яхве говорится безотносительно к человеку, Бог именуется как «Яхве», если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве». Этим приемом подчеркивается величие Яхве (Быт 16:7–11,13; Быт 18:1; Исх 3:2 и след.; Исх 23:20 и след.). В Мал 3:1 дается обетование об Ангеле завета. кроме того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ, который, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях (Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; Зах 2:2; Зах 4:1 и след.). Об участии Ангелов в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из Деян 7:53; Гал 3:19 и Евр 2:2. Во всех этих местах НЗ подчеркнуто превосходство непосредств. новозаветного откровения в Иисусе Христе;

2) в НЗ Ангелы появляются в решающие моменты свящ. истории. Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1:1; Лк 2:1), служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11), укрепляют Его в молитв. борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43), возвещают о Его воскресении (Лк 24:4–6), а после Его вознесения — о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.). кроме того, Ангелы радуются спасению людей (Лк 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Мф 18:10; Евр 1:14). Когда умирает богобоязненный человек, Ангелы относят его в место радости (Лк 16:22) и несут вахту у его гроба (Ин 20:12; Иуд 1:9). Ангел освободил Петра и апостолов из заключения (Деян 5:19; Деян 12:1 и след.); Ангелы направляли апостолов в их путешествиях (Деян 8:26) и подготавливали язычников к принятию вести о Христе (Деян 10:3,7,22). В книге Откровение Ангелы особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; Мф 24:31) и для прославления Бога. Хотя Ангелы и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти (Мф 22:30), они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей (Откр 19:10; Откр 22:1 и след.). Павел предостерегает верующих от показного «самовольного смиренномудрия», почитающего Ангелов как неких посредников (Кол 2:18). В Евр 1:1Евр 2:1 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и Ангелами; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить Ангелов (1Кор 6:3). Слова «ангелы церквей» (Откр 1:20; Откр 2:1,8,12,18 и др.), вероятно, подразумевают не Ангелы в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

IV. Внутри мира Ангелов существует своя иерархия, которая определяется различными СТЕПЕНЯМИ ДОСТОИНСТВА. Так, Библия говорит об архангелах, или князьях → Михаиле (Дан 10:13,21; Дан 12:1; Иуд 1:9; Откр 12:7) и → Гаврииле (Дан 8:16; Дан 9:21; Лк 1:19,26), апокрифы называют также Рафаила и Сариила. Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

V. Поскольку Ангелы, руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите → сатаны (Ин 8:44; 2Пет 2:4; Иуд 1:6). Но они уйдут «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф 25:41; ср. Откр 20:10,15).

Словарь Вихлицкого :
Как еврейское слово малеак, так и греческое ангелос имеют значение посланник, поэтому Ангел — это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс 102:20). Из Священного Писания мы узнаем, что Ангелы — существа сотворенные, бесплотные, не знающие человеческих страстей и слабостей (Мк 12:25), обладающие волей (ибо есть падшие Ангелы), могущественные и наделенные разумом, превышающим человеческий, всегда являющиеся в мужском обличии. Ангелами в Писании названы: Давид (2Цар 19:27), пророк Аггей (Агг 1:13, евр. текст), Иоанн Креститель (Мал 3:1.1а; Мф 11:10), Стефан (Деян 6:15). В Откр 2:1, Откр 2:8, Откр 2:12, Откр 2:18; Откр 3:1, Откр 3:7, Откр 3:14 упомянуты Ангелы отдельных, различных по характеру церквей, стоящие в некоторых случаях ниже отдельных верующих (Откр 2:24; Откр 3:4), а в Откр 16:5 упомянут Ангел вод. В Быт 22:11; Быт 31:11; Исх 3:2, Исх 3:4; Суд 2:1; Ис 63:9; Мал 3:1.1б Ангелом назван Сам Господь. В некоторых местах ангелами называются и служители сатаны. (см. также видение, власть, дух, призрак)
Словарь Никифорова :
(Быт 16:7-14). Это слово на Греческом и Еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лк 7:24, (Лк 7:24). Употребляемое в общем смысле оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет свою волю и делает их орудиями исполнения оной. Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом, и занимающие высшую степень в ряду творения. Выражение: ты творишь ангелами Своими духов служителями Своими огонь пылающий (Пс 103:4, Евр 1:7) прямо указывает на бесплотность ангелов. Об явлении и служении ангелов мы можем иметь понятие из следующих мест Свящ. Писания: Быт 16:7-11, Суд 13:6, Иез 10, Дан 6:22, Мф 4:11; 18:10, Лк 1:19,16:B:22 22:43, Деян 6:15, Деян 12:9, Евр 1:14, Евр 2:16, 2Фес 1:7, Откр 10:1,2,6. О числе ангелов мы знаем из следующих мест Свящ. Писания: 3Цар 22:19, Пс 17:11, Дан 7:10, Мф 26:53. Лк 2:9-14, 1Кор 4:9, Евр 12:22. О силе и могуществе ангелов свидетельствуют следующие места: Пс 102:20, 2Пет 2:11, Откр 5:2, Откр 17:21, Откр 19:17. На их служение и деятельность указывают следующие места: Суд 13:20, Ис 6:2-6, Мф 13:42, Мф 26:53, Деян 27:23, Откр 8:13. Таковы некоторые главные места Св. Писания, выбранные нами из множества, в которых делаются указания на эти чины и степени мира ангельского, на их духовную природу и служение. Но кроме мира ангельского есть также мир злых духов. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1:6). О сих последних подробнее скажем в словах: диавол, сатана, бес.
Словарь Нюстрема :
Это слово в основном тексте (евр. малах, греч. ангелос) собственно означает: вестник или посланник; оно часто употребляется в Библии, когда речь идет об обыкновенных вестниках или даже известиях (Мф 11:10, Лк 7:24, Лк 9:52, Иов 1:14, 1Цар 11:3, в русском переводе — вестник, посол и др.); о пророках (Агг 1:13, евр. Аггей — ангел Господень); священниках (Мал 2:7), о всем израильском народе (Ис 42:19), а также о неодушевленных предметах (Пс 103:4) и о слугах сатаны во 2Кор 12.7 и, может быть, в Пс 77.49. В обыкновенном значении, т.е. вестник, слово ангел употребляется также, когда говорится об Ангеле завета (Мал 3:1) и о пастырях христианских церквей — «ангелы семи церквей» (Откр 1:20, Откр 2:1, Откр 2:8). О выражении Павла в 1Кор 11:10 см. «Покрывало».

Обыкновенно словом ангел в Библии обозначается особый род разумных существ. Ангелы в собственном значении слова — существа другого порядка, чем люди: они окружают Бога; или Бог пользуется ими как орудием в управлении миром; через них Он помогает отдельным лицам и народам (Мф 1:20, Дан 10:13). Они — или настоящие духи (Евр 1:14), или имеют тонкое невесомое тело (Срав. ни Лк 20:36 с Флп 3:21), но мы знаем, что они не имеют такого вида, как люди и у них не существует различных полов (Мф 22:30). Без сомнения, они были созданы задолго до сотворения земли. В книге Иов 38:7 говорится о том, что утренние звезды ликовали и все сыны Божий славили Бога, когда Он полагал основания земли. Библия говорит нам, что их очень много (3Цар 22:19, 4Цар 6:16, 4Цар 6:17, Пс 67.18, Мф 26:53, Лк 2:13, Евр 12:22 и дал., Дан 7:10: «тысячи тысяч служили Ему; и тьмы тем предстояли перед Ним»). Они отличаются крепостью и силою, и называются в еврейском тексте «сильными героями» (Пс 102:20, срав. 2Пет 2:11, Откр 5:2, Откр 18:21, Откр 19:17). О их непрестанной деятельности узнаем из Суд 13:20, Ис 6:2 и дал., Дан 9:21 и дал., Деян 27:23, Откр 8:13. Теперь они являются служителями благодати, а в будущем явятся служителями и исполнителями суда (Мф 13:39, Мф 16:27, Мф 24:31, Мф 25:31, 1Фес 4:16). Мы читаем также о различных степенях или чинах между ними. Срав. Кол 1:16, где различаются престолы, господства, начальства и власти, и Еф 3:10, где говорится о начальствах и властях на небесах. Высшие ангельские чины: — херувимы и серафимы, напр.: Гавриил и Михаил. Срав. 1Цар 4:4, Ис 6:2 и дал., Иез 10:1, Дан 8:16, Дан 9:21, Дан 12:1, Откр 12:7. Библия богата рассказами о таких событиях, в которых ангелы принимали участие видимо для людей.

В некоторых местах Священного Писания говорится, что Бог действовал Сам, хотя это действие совершалось через посредство ангелов. Сравни Исх 19:3, Деян 7:53, Гал 3:19.

В главные моменты божественного откровения они особенно проявляли свою деятельность, напр., во время объявления закона на Синае (Гал 3:19, Деян 7:38, Деян 7:53), а также в таких случаях, как Рождество Христово, преображение, молитва в Гефсимании, воскресение и вознесение Иисуса Христа, равно как и при попечении о малом стаде Иисуса: Лк 16:22 (где они приносят Лазаря на лоно Авраамово), Пс 33:8, Мф 18:10 (где говорится об ангелах малых детей на небесах), — они всегда служат лишь орудием в руках Божиих, исполняя Его повеления (Пс 102:20, Пс 90:11, Евр 1:14). Поэтому и не допускается поклоняться им (Откр 19:10, Откр 22:8, Откр 22:9).

В то же время Писание учит нас, что все верующие находятся под их попечением и охраной, что ангелы радуются спасению грешников (Лк 2:10, Лк 15:7, Лк 15:10, 1Пет 1:12, срав. Евр 12:22). В указанных местах говорится о различных ангелах-хранителях. Слова Иисуса в Мф 18:10 показывают нам, что дети находятся под защитой ангелов. Срав. Евр 1:14, где говорится, что они суть «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Когда Петр стучал в ворота дома, где жили христиане, служанка Рода, узнав его голос, сказала, что Петр стоит у ворот, но некоторые из них не поверили ей и сказали, что это ангел (Деян 12:15). Ангелы-хранители различных народов или ангелы, которые наблюдают за различными нациями, как посланники Божий и Его орудия, упоминаются в некоторых местах у Даниила. Так, например, мы читаем о бодрствующих ангелах в видении Навуходоносора (Дан 4:10, Дан 4:14, Дан 4:20); в Дан 10:13, Дан 10:20, Дан 10:21 мы читаем, о князьях-ангелах Персии, Греции и Израиля. Срав. «Михаил Архангел». Некоторые толкователи, как Альфорд и проч. полагают, что и ангелы церквей в Откр 1:20, Откр 2:3 суть то же, что и архангелы.

В духовном и интеллектуальном отношении ангелы, с одной стороны, описываются, как святые, скорые и послушные исполнители воли Божией, исполненные Его славой и участвующие в Его совете (Дан 4:10, Дан 4:14, Мф 25:31); с другой стороны, — как конечные, развивающиеся существа, далекие от совершенства по сравнению с Богом (Иов 4:18, Мф 24:36, срав. 1Пет 1:12). Этим объясняется возможность отпадения: «Ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». (Иуд 1:6); «дьявол и его ангелы» (Мф 25:41, Откр 12:9); «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет 2:4).