Ефиопия כּוּשׁ– по Fürst. от כָּבַשׁ или כָּוַשׁ = черный, смуглый, загорелый; Ἀιθίμπία; Aethiopia, Chus; Ефиопия): Быт.10:7–8. Числ.12:1. 4Цар.19:9. 2Пар.12:3. 14:8–9, 12–13, 21:26. Пс.67:32, 73:14, 86:4. Иов.28:19. Ис.18:1, 20:3, 5, 37:9, 43:3, 45:14. Иер.18:23, 46:9. Иез.30:5, 38:5. Дан.11:43. Ам.9:7. Наум.1:9. Соф.2:12, 3:10. 2Ездр.3:2. Иудифь.1:10. Есф.1:1. Деян.8:27. – Под именеи Ефиопии у древних разумелась то внутренняя Африка вообще, то Ефиопия по юго-западному берегу Африки, при Атлантическом море, то Ефиопия на юг от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния. В Св. Писании В. Зав. она называется словом Куш. Имя это происходить от Куша или Хуша, сына Хамова, родоначальника кушитов. Из сличения различных мест Писания можно видеть, что под словом Куш разумелась Ефиопия в обширном смысле, т. е. под ним разумелся весь южный берег Персидского залива, устья Евфрата и страна к югу от Египта. Кушиты сначала жили в южных странах Азии, около Персидского залива (Быт.10:6, 8–10) и в Аравии (Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха, Шева и Дедан, занимавшие Аравию, были кушиты – Быт.10:7), и потом переселились в Африку, здесь Куш или Ефиопия прямо поставляется вместе с африканскими землями. Это ясно можно видеть и из истории рассеяния народов. Известно, что, после потопа, люди, двинувшись с востока, пришли в землю Сеннаарскую, и здесь предприняли строить город и башню (Быт.11:1–9), в чем потомки Хама, без сомнения, принимали особенное участие (Древн. Флав. К. 1. гл. 4. § 2). Здесь, след., надобно полагать их первоначальное пребывание. Нимрод, удержавший эти места за собой, был кушит (Быт.10:8); и земля около Персидского залива известна по древним картам под именем Ефиопии (См. Атл. Менке и 1. Кип. № 2). Отсюда Кушиты расселялись по южным берегам Азии, и по Аравии, и потом перешли в Африку. Что в Аравии и в юго-западной Азии вообще жили ефиопляне или кушиты, можно видеть и из того, что а) в истории Моисея они соединяются или смешиваются с мадианитянами (Исх.3:1. Числ.12:1). Жена Моисея, из дочерей священника мадиамского (Исх.3:1), называется ефиоплянкой (Числ.12:1). Как бы ни объясняли это обстоятельство, во всяком случае, здесь нельзя разуметь Ефиопии Африканской, а надобно разуметь Ефиопию Аравийскую, потому что здесь по северо-восточной стороне Чермного моря жили мадианитяне, и здесь впоследствии они препятствовали израильтянам идти в земно обетованную (Числ. 22 и д.). – б) Земля Куш или Ефиопия представляется в Св. Писании смежной с Аравией; Аравитяне в кн. Паралипоменон (2Пар.21:16) называются сопредельными ефиоплянам. Здесь, очевидно, под ефиоплянами или кушитами нельзя разуметь ефиоплян африканских, потому что африканских кушиты или ефиопляне, отделяемые от аравитян Чермным морем и Египтом, не могут считаться сопредельными аравитянам, чтобы в соединении с филистимлянами идти войной против Иудеи. – в) Это же подтверждает и Иосиф Флавий, по которому ефиопы африканские ведут свое начало от Куша, как своего родоначальника, и потому и доныне как сами они себя называют кушитами, так и от всех азиатских называются кушитами. (Древн. К. 1. гл. 6. § 2. Сн. Rosenm. на Быт.10:6–7. – 4). То же подтверждается и тем, что Абиссинская Ефиопия или царство Мероэ носило название и царства Сеннаар, вероятно, как воспоминание древней отечественной страны своей (Власт. 1. р. 150). – 5) И по древним картам, мы находим кушитов и по обеим сторонам Персидского залива, и в Аравии. И так большею частью принимают и новейшие. См. напр. Zell. 2. p. 134 Herz. 1, p. 147. V, p. 18. XX. p. 861. Fürst 1 p. 583. Keil и Del. на Быт. p. 116. Власт. св. Лет. Т. 1. стр. 149–150. – Что до Африканской Ефиопии, то кроме Флавия о ней свидетельствует и само Св. Писание яснейшим образом во многих местах, где Куш или Ефиопия прямо поставляется вместе с африканскими землями, напр. Египтом, Савеей, Футией (по Флавию Ливия), Лидией, или Футом и Лудом (2Пар.12:8. Ис.20:3, 5, 43:3, 45:14. Иер.46:9. Иез.30:5. Дан.11:43. Пс.67:32). О том же свидетельствуют сирский и арабский переводы Нового Завета, по которым Ефиопия, Куш и Абиссиния суть одно (Деян.8:27). Наконец, самый цвет лица кушитов, указываемый пророком (Иер.13:23), совершенно соответствует ефиопам, африканским жителям. Название ефиопов (с греч. от ἂιθω – сжигать = сожженные солнцем) в древности давалось всем народам смуглого цвета (северо-восточной Африки и юго-западной Азии); но потом это название усвоено жителям собственной Ефиопии. Так. обр., мы принимаем слово Ефиопия в двояком смысле: обширнейшем и теснейшем, и в первом смысле разумеем под ней вообще смуглых обитателей южных стран Азии, от Индии до Аравийского Залива; в теснейшем же – Ефиопию Африканскую (Ис.11:11, 18:1, 20:3–4, 43:3, 45:14. Пс.67:32). Сн. зап. м. Фил. на Кн. Быт. Ч. 2. стр. 38–39. Власт. Свящ. Лет. Т. 1. стр. 149–150.