Еда (Ис 66:17). Евреи чуждались есть и пить с Египтянами, равно как и Египтяне в столе не сообщались с Евреями. Египтяне не могут есть и пить с Евреями, замечает свящ. бытописатель, потому что это мерзость для Египтян (Быт 43:32). Учение Иисуса Христа привлекало массу народа, и вот в числе других слушателей мытари и грешники приближались слушать Его. «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15:12). Главное обвинение против апостола Петра состояло в упреке ему со стороны обрезанных, «что он ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян 11:3). Обычай у Евреев вкушать пищу за обедом и ужином доселе еще остается в патриархальном виде у всех Восточных народов. Гости обыкновенно возлежали на скамьях, или ложах, склонившись на левый локоть, и пользуясь при еде главным образом правою рукою. Это особенное положение тела при трапезе дает живой интерес событию, описанному в Евангелии от Луки (Лк 7:36,50), и интерес вполне естественный, т.е. женщина — грешница, узнавши, что Господь Иисус Христос возлежит в доме фарисея взошла в дом, обливала ноги Господа слезами и отирала волосами головы своей. Также очевидно, что при возлежании за трапезой всякий присутствующий легко мог склонить свою голову на грудь другого, как например и св. Иоанн Богослов на Тайной вечери «возлежал на груди у Иисуса» (Ин 3:23). Женщины никогда не присутствовали в качестве гостей за Иудейскими обедами и ужинами. Настоящий обычай еды у Восточных народов поясняет некоторые интересные места Свящ. Писания и особенно Нового Завета. В Сирии присутствующие за трапезою пользуются своими пальцами; нож, ложка и тарелка употребляются только чужестранцами, и то только в виде особенной для них привилегии. Хлеб, который очень тонок, омакается в какой-либо суп из растений и овощей; и если на столе находится очень лакомый кусок, то хозяин дома берет его своими пальцами и подносит к устам гостя. Из Евангелия Матфея (Мф 26:23) явствует, что Иуда предатель возлежал на Вечери довольно близко от Иисуса, чтобы опустить свою руку в одно и то же с Ним блюдо; то же видно и из других дополнительных к сему событию обстоятельств, приводимых в Евангелии от Иоанна (Ин 13:26-27). По свидетельству англ. путешественника Д-ра Вилькинсона — у Египтян обычай употребления пищи состоит в следующем: обеденные столы были продолговатые, быть может той же самой формы, какая существовала и во времена Фараонов; это, между прочим, подтверждается тем фактом, что братья Иосифа за обеденным столом «сели перед ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его» (Быт 43:33). Только один Иосиф обедал один за особым столом. Столы не покрываются какою-либо скатертью, подносов при разноске кушаний также не употребляется. Без ножей и вилок Египтяне вынимают куски мяса из горшка пальцами и едят их. как и современные Азиаты, всегда держа в своей правой руке. Ложки подаются за столом только тогда, когда неизбежно того требуют суп, или другая жидкая пища; в некоторых же случаях, именно когда например нужно было разрезать большой кусок мяса, подавали и нож. Эти обычаи при еде доселе еще сохраняются на Востоке. Делить с кем-либо пищу считалось на Востоке знаком взаимного доверия и дружбы; отсюда сила выражения: «Человек мирный со мною на которого я полагался, который ел хлеб, мой, поднял на меня пяту» (Пс 40:10. Подробности см. в ст. Обед и Ужин).
есть
В Библии слово "есть" упоминается
в 956 стихах.
Другие формы слова :
будут,
есть,
ешь,
ешьте,
вкусите,
будете,
питаться,
питаются,
будь,
суть,
едят,
прими,
будучи,
клевать,
будьте,
мучить,
познают,
быв,
принимай,
являются,
разрушь,
принимайте,
принимать,
употребляй,
являющий,
разрушьте,
употреблять,
употребляются,
употребляют,
примут,
едите,
-,
пожирать,
поститься,
разрушать,
разрушенный,
принимая,
яви,
разрушают,
разрушив,
приняв,
вкушать,
познаете,
поститесь,
поглотят,
вкусив,
поглощают,
питают,
познайте,
является,
постясь,
принимают,
разрушайте,
познавай,
познай,
примите,
вкусят,
вкушай,
питай,
познав,
возможно,
принимающий,
мучь,
мучатся,
разрушаете,
поедающий,
поглощать,
вкушайте,
разрушат,
разрушай,
употребляйте,
разрушая,
разрушаются,
пожиравший,
пожрут,
употребляете,
поедать,
пожирают,
мучься,
мучат,
примете,
евши,
употребленный,
принятый,
питаясь,
возможное,
явив,
вкуси,
пожри,
поглоти,
являя,
постившись,
постятся,
поедаете,
разрушающий,
поедают,
принимаете,
вкушая,
питайтесь,
являющийся,
разрушатся,
познавать,
познавайте,
познавая,
питаемый,
е.
Слово Есть найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ЕСТЬ м. названье шестой буквы церковной и русской азбуки, е. | Есть, 3 лицо, наст. время глаг. быть, опускается, подразумеваясь, в русском языке там где употреб., на др. языках, напр. он есть добр, он есть сердит и пр.; но есть свойственно языку, заменяет дурной оборот: он имеет, я имею; говорится: у меня, у него есть. Только в арх. губ. слышим: Какой он есть разумник; там же и в новг. естино, вм. есть или е, имеется. | Морск. ответ или отзыв, на оклик и на команду; слушаю, исполняю, готово. Брамфалы отдай! "Есть!" Праворуля! "Есть право, есть!" В песнях и сказках нередко слышим: я есть, вм. есмь; последнее же вовсе забывается. И зубы есть, да нечего есть. Что больше есть, то больше надо. Все хорошо, что есть: чего нет, то худо. То лучше всего, что есть у кого. Нет-нет, а все таки есть. Каков есть, такова и честь. Бить, бранить есть кому, кормить некому. Мало что есть, да коли нет. Есть, да про себя. Есть-то есть, да не про вашу честь. Не все то есть, что видишь. У него есть (было) в голове. Есть тот грех. Есть маленько. То и есть, что двадцать шесть. Земля еси и в землю пойдеши. Есть, словко - как мед сладко, а нет, словко - как полынь горько! т. е. отказ. Есть сущ. об. и естье ср. добро, худоба, животы, все, что есть у кого, имущество, достаток, обилие. Девичье нет дороже естя. Из нета не выкроишь естя. По естю старец келью ставит. По естю и нет живет. При ести грош медный; при нете серебряный. Из-за естя работают. От естя люди не плачут. Естный вят. естешный перм. естенный ниж. достаточный, зажиточный, богатый. Естечка орл. есть, ласкат. или жалобно. Хлебушка есть у вас? "Естечка маленько". Ести. ж. мн. стар. списки или ведомости о наличных людях; так и ныне нетчиками называют отсутствующих. Списки естей, и нетей прислать к государю, стар. Которые дворяне будут в нетях, стар.
Словарь Никифорова :