Загрузка

гай

В Библии слово "гай" упоминается в 7 стихах.

Быт 12 : 8
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].
Чис 21 : 20
из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне.
Нав 7 : 2
Иисус из Иерихона послал людей в Гай, что близ Беф-Авена, с восточной стороны Вефиля, и сказал им: пойдите, осмотрите землю. Они пошли и осмотрели Гай.
Нав 7 : 3
И возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай; всего народа не утруждай туда, ибо их мало [там].
Нав 8 : 28
И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня;
Нав 10 : 1
Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир [с Иисусом и] с Израилем и остались среди их,
Иер 49 : 3
Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай; кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам, ибо Малхом пойдет в плен вместе со священниками и князьями своими.
Слово Гай найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Гай (עַיָּה ,עַיָּת ,עַיָּא ,הָעַי ,עַי – может быть, от עַוָּה = превращение, извращение, разрушение, отсюда куча, груда, развалины, груды развалин; значение его сходно со словом עִי, множ. עִיִּים, которое, происходя от того же корня, значит груда камней, каменный холм,. бугор, груда развалин (сн. Пс.78:1. Мих.1:6, 3:12). Γαί, Ἀϊ, Αϊα, Αγγάι, Γαβαά; Hai, Ai, Aìa, Aiath; Гай, Ай, Агге́, Аггай; L: Ai, Aia, Aiath).

Толковый словарь Даля :
ГАЙ южн. тамб. дуброва, роща, чернолесье; небольшой отъемный листвяный, не хвойный лес, особенно в низменных местах, в лугах; остров, отъемный, чистый лесок в кустовых зарослях; вор. кур. поемный лесок, кустарник (сухое чернолесье: раменье); иногда лес уже истреблен, а остается одно лишь название гая, да кочегуры или кочкарник с промоинами, неудобный для косьбы; | кур. донск. отдельная камышевая топь, плавня или кустистый кочкарник. | Пск. сор в зерновом хлебе, хвостец, охоботье с сурепицей и обивками колоса. Гайный хлеб, сорный, невеяный. Гаек умалит. участок ровного, однородного леса среди другого, напр. липняка среди березника, как случается после вырубки или пала. Гаевый, до гая относящийся. Гаевщик м. полесовщик, сторож в гае. Гаевник м. род ястреба? Соколятники зовут гаевником сокола, втравленого в гайворонье или в чернь. Гайворон, грач, Corvus frugilegus. Гайворонье ср. собират. то же. Вместо гайворонье, вороньё, чернь, говор. и просто гай, т. е. стадо ворон, грачей, галок нареч. Гайворонье (прилаг.) гнездо. Гая ж. ряз. стая, вереница птиц. Гайнак, растение Listera ovata, бернец-речуой, розулины-слезки; | растение Neottia nidus avis, детская-трава. Гайно, гайнище или ганьище, гойно ср. гнездо зверя; сиб. вологодск. гнездо белки, логво лисы, куницы и пр. | Астрх. кабанье логво в камыше; такое же логво бобра, тигра в камышах Арала; | сиб. хлев, особ. свиной, грязный, навозный уголь в хлеву; постилка для свиней. | Новг. вологодск. гайло, хайло, пасть, зев, широкое горло, глотка. | Арх. произн. также гуйно, шалаш вежа, временной приют; или род болока на карбасе, от непогоды. ГАЙ м. южн. крик, гам, шум, рев; | междомет. окрик на скотину, которую гонят. Гаить или гайкать, гайкнуть, кричать гай-гай, погонять, гнать; | тамб. кур. новг. перм. кричать, орать или шуметь; гикать гаркать, кричать кого, звать, кликать; перекликаться аукать в лесу, вят. гагайкать. Гай-гай южн. ай-ай, аяй, междомет. изумления, упрека. Гайканье ср. ауканье, крик, зов; | гай, гам, крик. Гайкаться аукаться, перекликаться. Гайкала гайла об. голосистый крикун, орала, зевала, о зове, ауканье Гайло ср. ряз. гайло вологодск. широкое горло, пасть зев, хайло, 'Что гайло-то пялишь, распустил? чего орешь. Гайчить арх. окликать или оцрашивать о чем встречное в море судно.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Гай [еврейское Ай (в Библии всегда с артиклем — Хаай), «куча (обломков)», «развалины»]:

1) город вблизи Вефиля (Быт 12:8; Быт 13:3; Езд 2:28), названный в МТ также Айя (в Синодальном переводе — Гай, Неем 11:31) и Айа (в Синодальном переводе — Газа, 1Пар 7:28). Ко времени покорения Ханаана израильтянами Г. был укреп. городом с 12 тыс. жителей, в котором правил царь. Г. был завоеван Иисусом Навином (Нав 8). Если Аиаф [евр. Айят, Ис 10:28] также отождествить с Г., то его местоположение надо искать сев. Михмаса. Неоднократно указывали на холм Ат-Телль близ селения Дейр-Диван как на возм. местонахождение древнего Г. В результате раскопок здесь был обнаружен город, по своим размерам превосходящий Иерихон или Мегиддо (что противоречит Нав 7:3), который уже ок. 2000 г. до Р.Х. стал жертвой какой-то катастрофы и только ок. 1200 г. до Р.Х. был в незначит. степени заселен израильтянами. Таким образом, ко времени завоевания Г. этот город лежал в развалинах. Нет здесь и упомянутой в Нав 8 располож. сев. города долины. Значит, Г. следует искать в другом месте, вост. Вефиля.

2) город аммонитян, располагавшийся, вероятно, вблизи Есевона (Иер 49:3).

Словарь Вихлицкого :
А) (Быт 12:8; Быт 13:3; Нав 7:2; Нав 7:3; Нав 8:1, Нав 8:5, Нав 8:9, Нав 8:10, Нав 8:12, Нав 8:14, Нав 8:17, Нав 8:18, Нав 8:20, Нав 8:21; Нав 8:23, Нав 8:28, Нав 8:29; Нав 10:1, Нав 10:2; Нав 12:9; Езд 2:28; Неем 7:32; Неем 11:31) — город в уделе Вениаминовом восточнее Вефиля, который после поражения был превращен И.Навиным в вечные развалины, но позже был вновь отстроен. Теперь на его месте нет ничего (в Ис 10:28 назван Аиаф);

б) (Чис 21:20) — моавитский город на вершине Фасги (то есть в наиболее высоких местах указанных гор);

в) (Иер 49:3) — аммонитский город, как полагают, рядом с Есевоном.
Словарь Никифорова :
(Груда развалин) — название двух городов: Нав 7:2 — называемый также Аиаф (Ис 10:28), царский город Хананеев (Нав 8:29,39) с 12,000 жителей, существовавший уже во времена Авраама (Быт 12:8) и находившийся к в. от Вефиля, близ Беф-Авена. Это был второй город, взятый Израильтянами при переходе чрез Иордан, при чем Иисус Навин совершенно разрушил его (Нав 8:1-29). Во времена Евсевия г. Гай представлял пустыню. Ныне с трудом и разноречиво указывается и самое место Гая. Иер 44:3; город Аммонитский, упоминаемый вместе с Хешбоном, или Ессвоном.
Словарь Нюстрема :
(евр. Ай) Быт 12:8, Неем 11:31, в Ис 10:28 — Аиаф, — хананейская столица восточнее Вефиля, по соседству с которой некогда поселился Авраам и построил жертвенник (Быт 12:8, Быт 13:3). Далее, Гай нам известен, как место, где Иисус Навин из-за Ахана потерпел поражение (Нав 7:1) и где затем победил амаликитян (Нав 8:1-30). Иисус Навин сжег Гай и «обратил его в вечные развалины» (Нав 8:28). Впоследствии Гай снова был выстроен (Ис 10:28, Езд 2:28). Восточнее Вефиля находятся развалены Тель-Хаджар, т.е. груда камней, на месте которых и был, вероятно, Гай.