Безответное и бесправное существо, полная собственность своего господина. Мастеровые и художники, управители имений, врачи и учителя в древности чаще всего были рабы. У язычников они были наследственной, вечной собственностью господ (как и рабы-язычники у евреев — Лев 25:44-46), но для рабов евреев закон предписывал определенные смягчения (Исх 20:10; Исх 21:2; Исх 21:8, Исх 21:20, Исх 21:26, Исх 21:27; Лев 25:39-43; Лев 25:53; Втор 12:12; Втор 16:11, Втор 16:14; Втор 21:14; Втор 23:15). Раб был вещью и цена его, установленная Моисеем, была 30 сиклей серебра (Исх 21:32) — примерно четырехмесячная плата поденного рабочего (см. деньги). Раб исполнял любую работу, которую давал ему его господин, а хороший раб еще знал наклонности и характер своего владыки. Поэтому выражения раб Господень или раб Богу выражают предельную степень преданности и верности. (см. слуга)
Слово Раб найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
РАБ м. раба, рабыня, рабица ж. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Встарь были различные степени рабов: холоп, смерд, кабальный и пр. как и в недавнее время была разница между крестьянином и дворовым. Рабство всюду вело начало свое от пленных, во время войн, затем, от разбойных набегов. | Рабами писались сами, в унижении своем, безусловно преданные кому слуги, что ныне покорнейший слуга; в просьбах царям, князьям, даже вельможам, писывались рабами, рабишками. Раб Божий, всякий человек. Не вниди в суд с рабом твоим! Псалтирь. Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему! Лук. Раб греха, раб страстей, человек, отдавший себя в неволю страстям, помыкаемый ими. Местами (твер. и др.) в обычае было доселе звать рабом, а более рабою, слугу, служанку, хотя наемных, батрак, батрачка, казак, казачка. Не имеючи раба, сам по дрова. Не считайся с рабою, да не сверстается с тобою (сверстает тебя с собою). Не послужишь рабой, не сядешь госпожой. Рабом жить не хочется, господином жить не сможется. Раба пошли, да и сам поди. Все мы рабы Божьи. Несть раб болий господина своего, ни посланник пославшего его. Поживи в рабах, авось будешь и в господах. Пойду рабою, сяду госпожою. За очи горда, а в очи раба. Сама себя раба бьет, что (или коли) не чисто жнет. Меха не надуть, а раба не научить. Пошел в рабы, рабски и твори. Рабус м. шуточн. или же презрит. слуга, лакей. Рабов, рабынин, лично им принадлежащий. Рабий, к ним относящийся. Рабский, рабынский, относящийся вообще к рабам или к рабству. Рабское повиновенье, безусловное. Подражать кому в чем рабски, ни в чем не уклоняясь. Рабичищ, рабынич, рабич, сын раба, рабыни, вообще рабское дитя; | небрачный ребенок от рабыни. Рабство ср. рабское состоянье, быт раба. Ветхий Завет узаконяет рабство - Новый же отвергает его. Томиться в рабстве, в плену, в неволе. Всяк в рабстве у страстей своих. Иногда неволей подчиняешься рабству случайностей. Рабство нужды. Рабственный, рабский, к рабству относящийся. Рабствовать, состоять в рабстве, быть рабом чьим или чего. | Раболепствовать, унижаться рабски, подло. Раболепие ср. рабская униженность, безусловное послушание и угода, низкое искательство, пресмыканье, низкопоклонство, подлое поклонничество и угодливость из корыстных видов. Раболепный угодник, потворщик. Раболепность, состоянье по прилаг. Раболепство ср. раболепие, свойство и действие по прилаг. Раболепствовать, угождать во всем с рабскою покорностью, поклонничать. -ванье ср. действие по глаг. Раболепствователь, -ница, раболепник, -ница, раболепный поклонник, искатель, слуга; униженный, покорный, безответный угодник. Работать, работывать что, робить сев. или робить южн. делать, трудиться; производить что руками, телесной силой и уменьем, а иногда и умственно; упражняться, заниматься чем, образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться. Работаем, не покладаючи рук. | церк. быть в рабстве; служить кому, на кого. Одна забота: работай (работа) до пота! Либо пить да плясать, либо работать. Он на ватагах работывал, неводное дело знает. Работать Господу, исполнять волю Его. Работать на ветер, без пользы. Чей хлеб ем, на того и работаю (того и вем). Работать по конец пальцев, лишь бы спустить. Работай - сыт будешь; молись - спасешься; терпи - взмилуются. Лежа не работают. Без хлеба не работать, без вина не плясать. Стол поставят, так и работать заставят. Работать не заставят, так и есть не посадят. На которой воде работаешь, ту и пей. Каково работается? хорошо ли. Сапоги эти работаются кимряками. Вработаться, втянуться в дело, привыкнуть. Выработать, заработать деньги. Доработать, кончить дело. Изработали запасы. Наработали много, наработались вдоволь. Обрабатывать пеньку. Отработать, пошабашить. Поработать немного. Переработать хорошенько пашню. Проработать всю ночь. Разрабатывать руду. Сработать пару сапог. Работанье ср. длит. работа ж. об. действие по глаг. Работа, труд, занятие, дело, упражненье, деланье; | церк. рабство, или состоянье в рабстве (начально работа?). | Самое дело, вещь, что сработано, и | качество ее, по отделке. Вот моя работа: пара носков. Чья это работа? кто сделал. Работа эта плоха, небрежна. Египетская работа, тяжкая и долгая. Черная работа, ломовая, где не нужно знанье и уменье, а труд и силы. Срочная работа, которую должно кончить к сроку; урочная или на урок, не по часам, на шабаш, до окончанья заданного. Работа на урок поспорее. Молотьба не работа, а страда работа! Девушки на вечорки с работой пришли, а с вечорок пошли и работ не нашли! Работа мастера кажет (боится). Есть работка, есть хлеб. Работишками на стороне промышляем, кой-чем. Работа не медведь, в лес не уйдет. Работа хлеб вабит. От работы не будешь богат, а будешь горбат. Собака эта хороша в работе, охотнич. Ружье это в работу не годится, охотнич. в дело. Ямская работа, гоньба, езда. Работа, винокур. первый квас затора, который сливается в рабочее место куба. Работа, у ездоков, наездников, выездка, школа лошади на деле, чтобы дать ей искусственую осанку и выступку. С молитвой в устах, с работой в руках. Пой, корми и одевай, да на работу посылай (жену). Не кори холоп работой (или бегом), а барин хлебом. Одна работа (одно ремесло) не кормит. По работа и работника знать. День в день, а топор в пень; смотрю не на работу, а на солнышко (говорят о барщине, т. е. не пора ли кончить). Работа любит не молодца, а незалежливого. Работный, к работе относящийся. Работные дни, будни; - часы, урочные, рабочие, когда работают. Работный стан, для какой-либо работы, ремесла. Работная пора, страда. Работный мужик, сев. деловой, работящий пск. работющий, говорят и работливый, усердный, ражий, охочий работать. | Работный, церк. кто в рабах. Им же бо кто побежден бывает, сему и работен есть. | Работная, мастерская, ремесловая, покой, где работают что-либо. Это изба жилая, а на задворке работная, где катаем валенки. Рабочий, работный. Рабочие дни, часы. Рабочие деньги, заработные. Рабочая лошадь, ломовая; - человек, живущий трудами рук своих. Он мужик рабочий, работящий, усердный. Работный или рабочий дом, исправительное, карательное заведенье, где присужденные работают под затвором. Рабочие роты, сбор провинившихся нижних чинов в ротный состав, для работ, больше земляных. Рабочий куб, винокурен. деревянный чан, куда спускается, для перегонки парами, выбродившее сусло. Рабочий день, казенный, летний - 12 часов, осенний - 8 и 10, зимний - 6 и 8; помещичий -10; фабричный - от 12 до 14. Рабочая пчела, бесполая, занятая только выделкою сотов и уходом за приплодом; трутни, это мужские пчелы; матка, одна женская на весь улей. | Рабочий сущ. м. работник, -ница, взятый куда для работ, простых, черных, или сельских, или фабричных и заводских; простой прислужник, батрак, наймист, служитель. На десять работников по одному указчику. Указчику (десятнику) рубль, а работнику полтина. Овин гори, а работников (а молотильщиков) корми. Все мы на грехи свои безответные работнички! Богу работник, царю слуга. Ну, я на тебя не работник. Один работник, семеро едоков, в семье. Белоручка не работник. По работе и работника (мастера) знать. Каков работник, такова ему и плата. По работа и плата. Или я вам не слуга была, или не работница! Время времени работник". Работников, -ницын, что лично их; -ничий, к ним относящийся. Рабочка ж. женский швейный ларчик, баульчик, прибор. Работуха ж. работящая, трудолюбивая женщина. Работяга м. работящий человек. Работничество ср. состоянье, промысл, быт работника. Работничать, промышлять в работниках наймом у людей, жить в работниках.
Словарь Вихлицкого :
Словарь Никифорова :
Рабство. Рабство издревле существовало между людьми. Оно известно было и до потопа (Быт 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт 12:5, Быт 14:14). Рабами делались: люди взятые в военный плен (Втор 20:10,11, Втор 21:10), иногда бывшие не в состоянии уплатить своих долгов (4Цар 4:1, Ис 50:1, Мф 18:25), когда вор был не в состоянии уплатить за украденное (Исх 22:1-3) и вступившие в брак с лицом рабского состояния (Быт 14:14, Быт 15:3 и др.). Иногда человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Лев 25:39). Рабы через продажу переходили от одного господина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов. Цена рабов в разные времена была различна, но в тяжебных делах Моисей определяет законную цену раба не свыше 30-ти сиклей (Исх 21:32). Касательно состояния рабов известно, что они получали от господ своих помещение, содержание, одежду, и за это обязаны были исполнять все, что им будет указано. Особенно верный и способный раб, заведовавший всем хозяйством, был начальником над прочими рабами и носил название управителя или приставника (Быт 24:2, Быт 47:6, 1Цар 21:7, Руфь 2:5). Он распределял прочим рабам работу, а иногда и пищу, если этим не занималась сама госпожа (Притч 31:15, Мф 24:45, Гал 4:2). Некоторые рабы были приставляемы даже к воспитанию и обучению детей. У разумных господ участь рабов конечно была сносна (Иов 31:13), но все-таки она была тяжела. В противность язычникам, у которых рабы совершенно были предоставлены произволу и капризу своих господ. Израильтяне имели самые гуманные постановления относительно своих рабов. Так например они не могли обременять их слишком тяжелыми работами, подлежали ответственности перед судом, если кто либо ударил раба своего и тот умирал; все рабы в субботу и другие праздничные дни освобождались от всякой работы (Исх 20:10, Втор 5:14). В десятинах и во всех приношениях они обыкновенно приглашались принять участие в трапезе. В субботний год всем, что сама собою производит природа, имели право пользоваться рабы и поселенцы (Лев 25:4-7). Еще выше и человеколюбивее касательно рабства внушения Христианства: «Вы, господа, поступайте с ними (рабами) умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у которого нет лицеприятия» (Еф 6:9), говорит апостол, и в другом месте он пишет: «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол 4:1). Весьма трогательное и поучительное наставление господам по отношению к их рабам дает ап. Павел, возвращая одного беглого раба к его господину (Флм 11-21).
Словарь Нюстрема :
евр. эвед. Прислугой у израильтян, как и у всех древних народов, были рабы, которые являлись собственностью своих владельцев. Рабами, обыкновенно, были иноплеменники, взятые на войне (Чис 31:26 и дал.), или купленные за деньги (Быт 17:23, Лев 25:44), или, наконец, рожденные от рабов, следовательно, от рождения бывшие собственностью своих господ (Быт 17:23, Исх 21:4). Законною ценою раба было 30 сиклей серебра (Исх 21:32), а свободного израильтянина — 50 сиклей серебра (Лев 27:3 и дал.). Израильтянин также мог быть рабом у израильтянина (Исх 21:2, Втор 15:12) в том случае, если первый из-за бедности продавал себя (Лев 25:39); но закон повелевал хозяину все-таки не считать его за раба, а относиться к нему, как к наемнику, и, спустя определенное время, возвратить ему свободу без выкупа (Исх 21:2 и дал., Лев 25:39 и дал.), если только он до этого времени не был выкуплен (Лев 25:48 и дал.). Неизвестно, касалось ли это правило также того, который, вследствие невозможности возместить украденное, был продан в рабы (Исх 22:3). Должников, которые не могли уплатить долга, заимодавцы обращали в рабов (Чис 4:1, Неем 5:5, срав. Иов 24:9, Ам 2:6, Мф 18:25). Некоторые полагают, что это было установлено законом в Лев 25:39, Лев 25:47, где говорится о том, что бедный должник продает себя заимодавцу; другие же понимают это так, что продажа себя была добровольным поступком должника.
Рабство, которое существовало у евреев с незапамятных времен (Быт 12:16, Быт 14:14, Быт 24:35, Быт 30:43), не было отменено законом Моисеевым, но было облегчено и смягчено некоторыми оговорками, причем сделано различие между рабами — израильтянами и таковыми из других народов: последние были полной собственностью своих господ и переходили, как все прочее имущество, к потомству для «вечного владения» (Лев 25:44 и дал.), раб-израильтянин мог быть выкуплен своими родственниками или, если этого не получалось, то после шестилетнего пребывания в рабстве получал право оставить своего господина и стать свободным (Исх 21:2); и тогда нельзя было отпустить его с пустыми руками: хозяин должен был снабдить его всем необходимым из скота и припасов (Втор 15:12 и дал.). Если раб израильтянин был женат в то время, как продавал себя в рабство, то он имел право взять на свободу жену, но если он женился во время пребывания в рабстве, то жена и дети его принадлежали хозяину (Исх 21:3 и дал.). В Иер 34:8 и дал. говорится о том, как Седекия и народ, из страха перед халдеями, провозгласили свободу рабам-евреям, потому что эта заповедь не была соблюдаема. Когда же опасность миновала, они раскаялись в своем поступке и взяли обратно только что освобожденных рабов (ст. 11, 16), поэтому Господь объявил им свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и обещал отдать их на озлобление во все царства земли (ст. 17).
Если раб не желал пользоваться свободою, но предпочитал оставаться у своего хозяина со своим семейством, то его в присутствии властей ставили к косяку двери, и господин прокалывал ему ухо шилом; тогда он делался рабом его навсегда, т.е. на всю жизнь (Исх 21:5 и дал.); таким образом поступали и с рабынями (Втор 15:17). Прокалывание уха у многих восточных народов было обычаем, который наружно выражал послушание и покорность (Срав. Пс 39:7). Плавт указывает, что ношение серег в ушах являлось признаком рабства. Талмудисты выражение «вечно» толкуют так, что время пребывания в рабстве еврея продолжалось только до юбилейного года, когда он, во всяком случае, делался свободным; другие думают, что прокалывание уха делало его рабом на всю жизнь, независимо от того, доживал ли он до юбилейного года, или нет, на одинаковых условиях с теми рабами, о которых говорится в Лев 25:46.
В противоположность закону Исх 21:1 и Втор 15:12 о том, что рабы евреи должны были быть отпускаемы на волю в 7-ой год или после 6-летнего служения, закон в Лев 25:39, Лев 25:47 и дал. предписывал, чтобы рабы, которые продали самих себя богатым поселенцам, живущим в стране, были отпускаемы на свободу не после 6-летнего служения, но только в юбилейный год. Однако, согласно этому закону, они имели право во всякое время получать обратно свободу, если их выкупали родственники, или они сами приобретали средства для своего выкупа (ст. 48 и дал.); в этих случаях сумму выкупа должно было определить по числу лет, которые остались до юбилейного года, когда рабы, во всяком случае, делались свободными. Относительно того, как согласовать эти законоуставления, существует много различных мнений. Многие принимают объяснение, которое предложил Михаелис, что в обыкновенных случаях, раб из евреев делался свободным после шестилетнего служения; если он вступил в рабство незадолго до юбилейного года, то ему не нужно было ждать седьмого года, так как он делался свободным в юбилейному году.
Особые установления были предписаны законом и для дочери израильтянина, которая была продана своим отцом другому израильтянину в рабыни, в качестве наложницы. Если она не нравилась своему господину, то ее могли сейчас же выкупить, но нельзя было перепродать ее в рабство чужому народу. Если господин определил ее наложницею своему сыну, то она должна была пользоваться правом дочери, и, если сын брал себе другую, то нельзя было отнимать от первой ее прав жены, в противном случае она делалась свободной без выкупа (Исх 21:7). Также если израильтянин брал себе в жены чужую женщину из пленных, и она впоследствии переставала ему нравиться, то он не мог ее продать или обратить в рабство, но должен был отпустить ее (Втор 21:13 и дал.).
Кроме общего установления о том, что к рабу еврею нельзя было относиться жестоко, но как к наемнику (Лев 25:39, Лев 25:43, Лев 25:53) закон предписывал также делать рабов из язычников участниками благословения Божия: их должно было обрезывать (Быт 17:12), и таким путем предоставить им право вкушать пасхального агнца (Исх 12:44).
По позднейшему раввинскому правилу не позволялось принуждать купленного раба обрезаться; если он противился, то ему давался один год на размышление; если он и после этого оставался тверд в своем решении, то его перепродавали какому-нибудь язычнику.
Рабы и рабыни должны были пользоваться полным отдыхом в субботу (Исх 23:12, Втор 5:14), иметь участие в остатках жертвы (Лев 25:6), также в жертвенных пирах (Втор 12:12, Втор 12:18) и в праздничном весельи (Втор 16:11, Втор 16:14). Убивший своего раба подвергался наказанию (по толкованию раввинов — смерти) (Исх 21:20); если раб был искалечен, то отпускался на волю (ст. 26 и дал.). Раба убежавшего от своего хозяина, нельзя было выдавать обратно; он имел право поселиться в Израиле, где ему было угодно (Втор 23:15 и дал.). Кража людей (1Тим 1:10) была тяжким преступлением, за которое закон карал смертью (Исх 21:16, Втор 24:7).
Вообще закон внушал гуманное отношение ко вдовам, сиротам, чужестранцам и пришельцам (Исх 22:2, Исх 22:1 и дал., Втор 10:18, Втор 24:17, Втор 27:19); платы наемнику нельзя было задерживать до следующего утра (Лев 19:13).
Разные места в Ветхом Завете свидетельствуют о трудном и утомительном служении рабов (Иов 7:2, Пс 122:2) и о суровой дисциплине, которой они были подчинены (Притч 29:19, Притч 29:21). С другой стороны, бывали случаи лучшего обращения. Случалось, что хозяин отдавал свою дочь в жены рабу (1Пар 2:35); более распространенным был обычай брать рабынь в наложницы (Быт 30:3, Исх 21:9). Иногда хорошие слуги делались доверенными управителями. Сиба, раб Саула, имел 15 сыновей и 20 рабов (2Цар 1:2, 2Цар 1:10). В рассказе об Аврааме и Елеазаре (Быт 24:1), о Воозе и его слугах (Руфь 2:4) и об уважении Иова к правам своих слуг (Иов 31:13 и дал.) мы встречаем картины хорошего отношения между хозяином и рабами.
Древний обычай евреев, брать своих собратьев в рабы, кажется, постепенно исчез после возвращения из Вавилонского плена. Попытка восстановить его во времена Неемии встретила определенное противодействие (Неем 5:5 и дал.). По Иосифу Флавию, большое негодование возбудил указ Ирода о продаже в рабство воров. В Ветхом Завете мы читаем, что пленные евреи часто делались рабами других народов и продавались, например, финикийцами (Иоиль 3:6) и филистимлянами (Иоиль 3:6, Ам 1:6). Из Ам 1:9, Иез 27:13 видно, что торговля рабами велась финикийцами в больших размерах. По всей вероятности, благодаря финикийцам, евреи во время Авдия были переселены в рабство в Сефарад (Авд 1:20). Сирийцы, египтяне и римляне забирали в рабство большие партии евреев.
О египетском рабстве до Моисея см. «Египет» и «Фараон». Корни рабства, наконец, были подрублены, но не путем определенных установлений, а незаметно действующею могучею силою христианства. Наставник, Который явился в образе раба (Флп 2:7), принял на Себя попечение о самых незнатных и учил своих последователей, что они все братья (Мф 23:8), и что самое великое преимущество в Его царстве быть для всех рабом (Мк 10:44). Его апостолы подтвердили, что в Христе не существует никакой разницы между рабами и свободными (Гал 3:28, Кол 3:11). Они не требовали насильственного упразднения внешних форм, но учили рабов оставаться в своем звании, и, если было возможно легально получить свободу, то воспользоваться этим (1Кор 7:20). Если христианин на своем месте, будь он господин или раб, оказывал верность, кротость и послушание, дух Христов постепенно преобразовывал также и внешние обстоятельства, и поэтому апостолы постоянно напоминали рабам об их обязанностях по отношению к господам, кто бы они ни были — язычники или христиане (Еф 6:5, Кол 3:22, 1Тим 6:1, Тит 2:9, 1Пет 2:18 и дал.). Старец Павел возвращая своему другу Филимону, его беглого раба Онисима, ходатайствует за виновного, прося не об освобождении, но о прощении и братском отношении к вернувшемуся (Флм 1:12, Флм 1:16).
Рабство, которое существовало у евреев с незапамятных времен (Быт 12:16, Быт 14:14, Быт 24:35, Быт 30:43), не было отменено законом Моисеевым, но было облегчено и смягчено некоторыми оговорками, причем сделано различие между рабами — израильтянами и таковыми из других народов: последние были полной собственностью своих господ и переходили, как все прочее имущество, к потомству для «вечного владения» (Лев 25:44 и дал.), раб-израильтянин мог быть выкуплен своими родственниками или, если этого не получалось, то после шестилетнего пребывания в рабстве получал право оставить своего господина и стать свободным (Исх 21:2); и тогда нельзя было отпустить его с пустыми руками: хозяин должен был снабдить его всем необходимым из скота и припасов (Втор 15:12 и дал.). Если раб израильтянин был женат в то время, как продавал себя в рабство, то он имел право взять на свободу жену, но если он женился во время пребывания в рабстве, то жена и дети его принадлежали хозяину (Исх 21:3 и дал.). В Иер 34:8 и дал. говорится о том, как Седекия и народ, из страха перед халдеями, провозгласили свободу рабам-евреям, потому что эта заповедь не была соблюдаема. Когда же опасность миновала, они раскаялись в своем поступке и взяли обратно только что освобожденных рабов (ст. 11, 16), поэтому Господь объявил им свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и обещал отдать их на озлобление во все царства земли (ст. 17).
Если раб не желал пользоваться свободою, но предпочитал оставаться у своего хозяина со своим семейством, то его в присутствии властей ставили к косяку двери, и господин прокалывал ему ухо шилом; тогда он делался рабом его навсегда, т.е. на всю жизнь (Исх 21:5 и дал.); таким образом поступали и с рабынями (Втор 15:17). Прокалывание уха у многих восточных народов было обычаем, который наружно выражал послушание и покорность (Срав. Пс 39:7). Плавт указывает, что ношение серег в ушах являлось признаком рабства. Талмудисты выражение «вечно» толкуют так, что время пребывания в рабстве еврея продолжалось только до юбилейного года, когда он, во всяком случае, делался свободным; другие думают, что прокалывание уха делало его рабом на всю жизнь, независимо от того, доживал ли он до юбилейного года, или нет, на одинаковых условиях с теми рабами, о которых говорится в Лев 25:46.
В противоположность закону Исх 21:1 и Втор 15:12 о том, что рабы евреи должны были быть отпускаемы на волю в 7-ой год или после 6-летнего служения, закон в Лев 25:39, Лев 25:47 и дал. предписывал, чтобы рабы, которые продали самих себя богатым поселенцам, живущим в стране, были отпускаемы на свободу не после 6-летнего служения, но только в юбилейный год. Однако, согласно этому закону, они имели право во всякое время получать обратно свободу, если их выкупали родственники, или они сами приобретали средства для своего выкупа (ст. 48 и дал.); в этих случаях сумму выкупа должно было определить по числу лет, которые остались до юбилейного года, когда рабы, во всяком случае, делались свободными. Относительно того, как согласовать эти законоуставления, существует много различных мнений. Многие принимают объяснение, которое предложил Михаелис, что в обыкновенных случаях, раб из евреев делался свободным после шестилетнего служения; если он вступил в рабство незадолго до юбилейного года, то ему не нужно было ждать седьмого года, так как он делался свободным в юбилейному году.
Особые установления были предписаны законом и для дочери израильтянина, которая была продана своим отцом другому израильтянину в рабыни, в качестве наложницы. Если она не нравилась своему господину, то ее могли сейчас же выкупить, но нельзя было перепродать ее в рабство чужому народу. Если господин определил ее наложницею своему сыну, то она должна была пользоваться правом дочери, и, если сын брал себе другую, то нельзя было отнимать от первой ее прав жены, в противном случае она делалась свободной без выкупа (Исх 21:7). Также если израильтянин брал себе в жены чужую женщину из пленных, и она впоследствии переставала ему нравиться, то он не мог ее продать или обратить в рабство, но должен был отпустить ее (Втор 21:13 и дал.).
Кроме общего установления о том, что к рабу еврею нельзя было относиться жестоко, но как к наемнику (Лев 25:39, Лев 25:43, Лев 25:53) закон предписывал также делать рабов из язычников участниками благословения Божия: их должно было обрезывать (Быт 17:12), и таким путем предоставить им право вкушать пасхального агнца (Исх 12:44).
По позднейшему раввинскому правилу не позволялось принуждать купленного раба обрезаться; если он противился, то ему давался один год на размышление; если он и после этого оставался тверд в своем решении, то его перепродавали какому-нибудь язычнику.
Рабы и рабыни должны были пользоваться полным отдыхом в субботу (Исх 23:12, Втор 5:14), иметь участие в остатках жертвы (Лев 25:6), также в жертвенных пирах (Втор 12:12, Втор 12:18) и в праздничном весельи (Втор 16:11, Втор 16:14). Убивший своего раба подвергался наказанию (по толкованию раввинов — смерти) (Исх 21:20); если раб был искалечен, то отпускался на волю (ст. 26 и дал.). Раба убежавшего от своего хозяина, нельзя было выдавать обратно; он имел право поселиться в Израиле, где ему было угодно (Втор 23:15 и дал.). Кража людей (1Тим 1:10) была тяжким преступлением, за которое закон карал смертью (Исх 21:16, Втор 24:7).
Вообще закон внушал гуманное отношение ко вдовам, сиротам, чужестранцам и пришельцам (Исх 22:2, Исх 22:1 и дал., Втор 10:18, Втор 24:17, Втор 27:19); платы наемнику нельзя было задерживать до следующего утра (Лев 19:13).
Разные места в Ветхом Завете свидетельствуют о трудном и утомительном служении рабов (Иов 7:2, Пс 122:2) и о суровой дисциплине, которой они были подчинены (Притч 29:19, Притч 29:21). С другой стороны, бывали случаи лучшего обращения. Случалось, что хозяин отдавал свою дочь в жены рабу (1Пар 2:35); более распространенным был обычай брать рабынь в наложницы (Быт 30:3, Исх 21:9). Иногда хорошие слуги делались доверенными управителями. Сиба, раб Саула, имел 15 сыновей и 20 рабов (2Цар 1:2, 2Цар 1:10). В рассказе об Аврааме и Елеазаре (Быт 24:1), о Воозе и его слугах (Руфь 2:4) и об уважении Иова к правам своих слуг (Иов 31:13 и дал.) мы встречаем картины хорошего отношения между хозяином и рабами.
Древний обычай евреев, брать своих собратьев в рабы, кажется, постепенно исчез после возвращения из Вавилонского плена. Попытка восстановить его во времена Неемии встретила определенное противодействие (Неем 5:5 и дал.). По Иосифу Флавию, большое негодование возбудил указ Ирода о продаже в рабство воров. В Ветхом Завете мы читаем, что пленные евреи часто делались рабами других народов и продавались, например, финикийцами (Иоиль 3:6) и филистимлянами (Иоиль 3:6, Ам 1:6). Из Ам 1:9, Иез 27:13 видно, что торговля рабами велась финикийцами в больших размерах. По всей вероятности, благодаря финикийцам, евреи во время Авдия были переселены в рабство в Сефарад (Авд 1:20). Сирийцы, египтяне и римляне забирали в рабство большие партии евреев.
О египетском рабстве до Моисея см. «Египет» и «Фараон». Корни рабства, наконец, были подрублены, но не путем определенных установлений, а незаметно действующею могучею силою христианства. Наставник, Который явился в образе раба (Флп 2:7), принял на Себя попечение о самых незнатных и учил своих последователей, что они все братья (Мф 23:8), и что самое великое преимущество в Его царстве быть для всех рабом (Мк 10:44). Его апостолы подтвердили, что в Христе не существует никакой разницы между рабами и свободными (Гал 3:28, Кол 3:11). Они не требовали насильственного упразднения внешних форм, но учили рабов оставаться в своем звании, и, если было возможно легально получить свободу, то воспользоваться этим (1Кор 7:20). Если христианин на своем месте, будь он господин или раб, оказывал верность, кротость и послушание, дух Христов постепенно преобразовывал также и внешние обстоятельства, и поэтому апостолы постоянно напоминали рабам об их обязанностях по отношению к господам, кто бы они ни были — язычники или христиане (Еф 6:5, Кол 3:22, 1Тим 6:1, Тит 2:9, 1Пет 2:18 и дал.). Старец Павел возвращая своему другу Филимону, его беглого раба Онисима, ходатайствует за виновного, прося не об освобождении, но о прощении и братском отношении к вернувшемуся (Флм 1:12, Флм 1:16).