Загрузка

смоковница

В Библии слово "смоковница" упоминается в 11 стихах.

Суд 9 : 11
Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?
Иоил 1 : 12
засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.
Иоил 2 : 22
Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.
Ав 3 : 17
Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, -
Аг 2 : 19
есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их.
Мф 21 : 19
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
Мф 21 : 20
Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Мк 11 : 20
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
Мк 11 : 21
И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иак 3 : 12
Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
Откр 6 : 13
И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
Слово Смоковница найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
СМОКОВНИЦА (смоктать?), плодовое дерево Ficus carica; смоква, то же, или | инжир, винная ягода, фига, привозимая к нам в укладках. | Смоква, род варенья без косточек, вяленая ягода, б. ч. вишня и слива. Смоквин плод. Ис. смоковный, -ничий, от смоквы. Смоквичие ср. смоковная, смоквичная роща.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. — Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Чис 13:24), природные условия для нее наиб. благоприятны. Дерево достигает высоты 6–9 м; его ствол с блестящей корой обычно искривлен, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону. Листья С. опадают в начале зимы, и почти весь сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета (Мф 24:32). Созревание плодов С. происходит весьма своеобразно. Крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, которое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя «смокву». В Палестине С. плодоносит три раза в году. Первый урожай на прошлогодних посадках созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, т.н. «ранние смоквы» [еврейское паггим], которые символизируют конец зимы (Песн 2:13). Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, т.к. в это время года других фруктов нет. Дерево, на котором нет ранних смокв, бесплодно.

Иисус проклял С., оказавшуюся бесплодной, несмотря на обильную листву (Мф 21:18; Мк 11:12). Прим. на том же месте, где висели ранние смоквы, в начале лета образуются первые смоквы [еврейское биккура; Ос 9:10], созревающие в конце мая — начале июня. Они необычайно вкусны и сочны (Ис 28:4), но долго храниться не могут. Из почек, распустившихся ранней весной, к началу лета вырастают побеги, которые приносят т.н. «поздние смоквы» [еврейское теэна]. Эти плоды, которые собирают в конце августа, — самые вкусные. Поздние смоквы едят в свежем виде, сушат и хранят в связках (1Цар 25:18; 1Пар 12:40). Древесина С. пористая, поэтому ее используют лишь как топливо. Таким образом, ценность С. заключается в ее сладких и «хороших плодах» (Суд 9:11), бесплодное дерево обычно срубают как бесполезное (Лк 13:7).

С древних времен смоквам приписывалась целебная сила, в частн. считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (Ис 38:21). В качестве фруктового дерева С. часто упоминается вместе с виноградной лозой и масличным деревом. С. сажали в виноградниках (Лк 13:6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25; 4Цар 18:31; Мих 4:4; Зах 3:10). С. принадлежит к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (Втор 8:8). Отсутствие упоминаний об этом дереве во Втор 6 и в Нав 24 среди даров, данных Богом Израилю, объясняется тем, что оно обычно не выращивалось специально, т.к. росло повсюду. Побережье Геннисаретского озера, и прежде всего окрестности Тивериады, были знамениты своими смоковничными рощами.

Словарь Геце :

Дает сладкие плоды. Суд 9:11.

Не растет в пустыне. Чис 20:5.

В большом количестве в Египте. Пс 104:33.

В большом количестве в Ханаане. Чис 13:23. Втор 8:8.

Часто росли на пастбищах. Ам 7:14.

Часто росли в виноградниках. Лк 13:6.

Часто посажены евреями. Ам 4:9.

Требует культурной работы. Лк 13:8.

Плоды смоковницы образуются весною. Песн 2:11, Песн 2:13.

Когда смоковница пускает листья, то лето близко. Мф 24:32.

Покрытие смоковницы листьями должно быть признаком плодов. Мк 11:13.

Плоды смоковницы вкушали прямо с дерева. Мф 21:18, Мф 21:19.

Вкушали связки сушеных плодов смоковницы. 1Цар 30:12.

Собранные плоды смоковницы держали в корзинах. Иер 24:1.

Ранние плоды смоковницы особенно вкусны. Иер 24:2. Ос 9:10.

Плоды смоковницы при чудесном Излечении Иезекии. 4Цар 20:7. Ис 38:21.

Плоды смоковницы продавали на рынках. Неем 13:15.

Плоды смоковницы часто служили подарками. 1Цар 25:18; 1Пар 12:40.

Некоторые приносили негодные плоды. Иер 29:17.

Прародители сделали себе из листьев смоковницы одежду. Быт 3:7.

Листья смоковницы доставляли густую тень. Ин 1:48, Ин 1:50.

Часто бесплодные. Лк 13:7.

Безплодие смоковницы большое несчастье. Авв 3:17.

Евреи наказаны опустошением смоковниц. Ос 2:12.

Евреи наказаны бесплодием смоковниц. Иер 8:13. Агг 2:19.

Евреи наказаны тем, что враги едят плоды смоковниц. Иер 5:17.

Евреи наказаны тем, что саранча и др. опустошают смоковницы. Иоиль 1:4, Иоиль 1:7, Иоиль 1:12. Ам 4:9.

Прообраз любящих Христа только устами. Мф 21:19. Лк 13:6, Лк 13:7.

Прообраз спокойной жизни. 3Цар 4:25. Мих 4:4.

Плод смоковницы прообраз хороших дел. Мф 7:16.

Святых. Иер 24:2, Иер 24:3.

Нечестивых. Иер 24:2, Иер 24:3−8.

Отцов народа Израильского. Ос 9:10.

Злых, созревших для суда. Ис 34:4. Наум 3:12. Откр 6:13.

Словарь Никифорова :
Смоквы (Ис 34:4, Втор 8:8, Мф 21:19, Ин 1:48, Откр 6:13 и др.) хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ. Писании. Плоды смоковницы, или смоква в естественном виде походит на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт 3:7). В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение «сидеть под смоковницею» иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25, 4Цар 18:31, Ин 1:48). Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода, в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф 21:19). Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн 2:13, Мф 24:32). Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер 5:17, Иер 8:13, Иоиль 1:7,12). Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида: Ранние смоквы (Песн 2:13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер 24:2). Так прор. Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. «Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших,» говорит он (Ос 9:10). В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Прор. Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: «Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть» (Наум 3:12). Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве и их можно хорошо сохранять. Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их обирают даже в послезимнее время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше чем первые, продолговатые, и обыкновенно бывают темного цвета. Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1Цар 25:18). Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но кроме того они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Прор. Исаия сказал: «возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (царя Езекии), и он выздоровел» (4Цар 20:7). Проклятие смоковницы Спасителем (Мк 11:13-21) ставило в затруднение некоторых толкователей вследствие того, что в означенной же цитате сказано, что еще не время было собирания смокв. Означенные слова могут иметь такой смысл, что не наступило еще время собирать смоквы и потому естественно было ожидать, что со временем на ней вырастет несколько смокв; но на ней не было вовсе никаких плодов (зрелых и незрелых), хотя она имела листья, которые на смоковницах являются только после самого плода. Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов и время года показывало, что время собирания смокв еще не наступило; потому, если бы это дерево могло принести смоквы, то было бы уже время обирать и есть их. Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Цель эта несомненно была направлена к тому, чтобы напечатлеть великую нравственную истину в умах учеников.
Словарь Нюстрема :
см. «Смоква».