Загрузка

старость

В Библии слово "старость" упоминается в 7 стихах.

Тов 3 : 10
Услышав это, она весьма опечалилась, так что решилась было лишить себя жизни, но подумала: я одна у отца моего; если сделаю это, бесчестие ему будет, и я сведу старость его с печалью в преисподнюю.
Прем 3 : 17
Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета.
Прем 4 : 8
ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется:
Прем 4 : 16
Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного;
Сир 30 : 26
Ревность и гнев сокращают дни, а забота - прежде времени приводит старость.
2Макк 6 : 25
и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость.
3Езд 5 : 53
И она скажет тебе: "одни рождены мною в крепости молодой силы, а другие рождены под старость, когда ложесна начали терять свою силу".
Слово Старость найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Старость С. — последний отрезок жизни, когда время деторождения уже прошло, хотя Бог может даровать детей и родителям, находящимся в преклонном возрасте (Быт 21:2,7; Быт 37:3; Быт 44:20; Лк 1:36; Евр 11:11). Плод всей жизни обнаруживается в обогащенной жизненным опытом мудрости стариков (Пс 36:25). Тот, кто, подобно Ровоаму, пренебрегает их советом, поступает неразумно и вредит себе (3Цар 12:6–8). Иоас и Озия тоже пошли своим путем после смерти своих старших советчиков (2Пар 24:17; 2Пар 26:5,16). Но наряду с этим в Библии есть и предостережения от переоценки жизненного опыта. Бог может и стариков лишить разума (Иов 12:20), и тогда их притязания на превосходство в мудрости вызывает смех (Иов 12:12). Только Дух Божий дает человеку разум (Иов 32:6–9), и те, кто исполняет Его повеления смолоду, становятся умнее возгордившихся старцев (Пс 118:100).

Однако при всех обстоятельствах остается неизменной заповедь Господа почитать родителей (Исх 20:12) и старших, особенно же не пренебрегать состарившейся матерью (Притч 23:22) и всегда вставать «пред лицем седого» (Лев 19:32). Часто упоминаемая седина (1Цар 12:2; Иов 15:10; Пс 70:18) представляет собой своего рода венец, естеств. украшение человека (Притч 16:31; Притч 20:29). Глупо выглядит стремление не замечать своей седины и С. (это образно сказано в Ос 7 о Ефреме). Павел учил Тимофея относиться к старикам, как к отцам и матерям (1Тим 5:1); но и они должны быть примером детям и внукам (Тит 2:2–5) и возвещать им своим поведением могущество Божье (Пс 70:18). Многочисл. потомство до третьего и четвертого поколений (Быт 50:23; Иов 42:16) восхваляется как благословение С. (Притч 17:6) и даруется в обетованиях (Пс 127:6). От внуков и правнуков ожидают помощи и заботы в С. (Руф 4:15; 1Тим 5:4,8,16). Тот, кто доживает до преклонного возраста, кто входит в гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы (Иов 5:26), тот умирает «в старости доброй» (Быт 15:15; Суд 8:32; 1Пар 29:28), «престарелый и насыщенный жизнью» (Быт 25:8; Быт 35:29; 2Пар 24:15; Иов 42:17) и «с миром» (Лк 2:29).

Состоявшаяся жизнь обозначается словами «престарелый и насыщенный жизнью» (Быт 25:8; Быт 35:29; 1Пар 23:1); но нередко С. сходит в могилу в сердечной боли и печали (Быт 42:38; Быт 44:29), не с миром, а в крови (3Цар 2:6,9). Отсюда молитв. просьба к Богу: «не отвергни меня в старости ... не оставь меня» (Пс 70:9,18) и Его спасительный ответ: «И до седины вашей Я же буду носить вас» (Ис 46:4). Старый человек нередко утрачивает способность принимать решения и действовать: так было с Илием в отношении его сыновей (1Цар 2:22–25), с Давидом при попытке Адонии захватить цар. престол (3Цар 1:1) и с Соломоном, когда он позволил своим языч. женам склонить свое сердце к иным богам (3Цар 11:4). И царь в С. может стать неразумным (Екк 4:13).

Последний период старческой слабости передан в Библии без прикрас (2Цар 19:35; 3Цар 1:1–4; Екк 12:1–5): нередко стариков мучают малодушие и недовольство; они уже не могут ясно отличить добро от зла. Ноги в С. становятся дрожащими и искривленными, подъем в гору и ходьба даже с посохом бывают затруднены (Зах 8:4). Зубы выпадают, глаза мутнеют или слепнут (Быт 27:1; Быт 48:10; 1Цар 3:2; 3Цар 14:4; Екк 12:3; ср., однако, Втор 34:7). Ослабевают слух и голос, еда и напитки кажутся безвкусными, а сон бежит от стариков. Кровь уже не греет понастоящему, и время жизни окончат. проходит (3Цар 1:1–4). Тогда наступает время умирать, возвращаться к Богу, Который даровал жизнь (Екк 12:6−7) и Который Сам есть жизнь.

Словарь Никифорова :
Старец, старчество (Иов 15:10). На Востоке оказывают большое уважение и почтение старцам. В Моисеевом законе заключалось следующее выразительное постановление: «пред лицом седого вставай и почти лицо старца» (Лев 19:32). В Афинах, Спарте и Египте господствовал тот же самый прекрасный обычай, основанный конечно на природе. Если Иов, как полагают, был Аравитянин, то в его стране подобное же почтение оказывалось старцам: так, например, Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что три друга его были летами старше его. «И седовласый и старец, есть между нами, днями превышающий отца твоего,» говорил Елифаз Феманитянин Иову (Иов 15:10). Иудеи смотрели на долголетие как на особое благоволение Божие. Богом было обещано Израилю следующее: «увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!» (Пс 127:6) и в другой форме — следующее: «войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время» (Иов 5:26). Потому-то Евреи так желали долгоденствия и старости, что, по слову Божию, «венец, славы — седина, которая находится на пути правды» (Притч 16:31) и потому что «слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина» (Притч 20:29). Обилие старцев в какой либо земле служило знаком и доказательством мира и благоденствия. Пророк живописует это следующим образом: «Так говорить Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руках, от множества дней» (Зах 8:4). Многолетняя опытность давала престарелым лицам особую способность для исправления различных должностей; и старейшины или люди зрелых и преклонных лет получали различные почетные назначения при Моисее и в последующее время. Жестокость Халдейских завоевателей особенно выразилась в том, что они не пощадили ни юношей, ни девиц, ни старца, ни седовласого (2Пар 36:17). Живое изображение постепенной старости изображается в книге Екклезиаст, в главе 12-ой.