1) Т., как и свет, — творение Бога, установившего смену дня и ночи (Быт 1:2; Иов 26:10; Пс 103:20). Поскольку Т. принадлежит к земным творениям, она столь же хороша, как и свет (Быт 1:31). До тех пор пока существуют земля, день и ночь, свет и Т. не прекратятся (Быт 8:22). Но нынешний мир не будет существовать вечно, со временем он уступит место «новому небу и новой земле» (Откр 21:1), и тогда исчезнут также земные день и ночь (Откр 21:25), а вместе с ними — солнце и луна. Новую, преображ. землю будут освещать слава Божья и Агнец (Откр 22:5);
2) ночь и Т. в ВЗ часто олицетворяют страх и беду (Иов 3:4; Иов 20:26; Пс 34:6; Пс 106:10; Пс 111:4; Ис 5:30; Ис 8:22; Ис 58:10; Иер 13:16; Плач 3:2; Мих 7:8); Сам Бог может в наказание превращать свет в Т. (Ис 45:7).
II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ1) в переносном значении Т. в Библии олицетворяет силы, враждебные Богу, Который в силу Своей святости и совершенства является Светом (1Ин 1:5). Т. служит символом мира язычников, не знающих Господа и не верующих в Него (Ис 9:2; Ис 60:2; Лк 1:79). Поэтому обращение к живой вере заключается в озарении Божеств. светом (2Кор 4:6), в переходе из Т. в свет Господа (Еф 5:8), в призвании из Т. к свету (1Пет 2:9). Кто следует за Христом, светом мира, тот не будет блуждать во Т. (Ин 8:12); кто верует в Него, тот не останется во Т. (Ин 12:46);
2) Т. — это мир греха и безбожия (Ис 5:20; Мф 6:23; Лк 11:35; Ин 1:5; Ин 3:20; Рим 2:19; 2Кор 6:14; Еф 5:8; 1Фес 5:4; 1Ин 1:6; 1Ин 2:8). Поэтому грехи — это «дела тьмы» (Рим 13:12; Еф 6:12). В мире греха властвует сатана, а «духи злобы» представляют «власть тьмы» (Лк 22:53; Деян 26:18; Еф 6:12; Кол 1:13). Христианин же, будучи сыном света, не принадлежит Т. (1Фес 5:4);
3) сатана стремится увлечь человека в мир Т. и удержать его там. Он пытается ввести человека в заблуждение и отвратить его от Бога (Быт 3:5). Если сатане это удается, то человеч. разум затмевается и притупляется восприятие, и весь человек с его разумом, душой и телом становится темным (Мф 6:23);
4) Т. — это еще и место мук и страданий для людей, покинувших царство света, «тьма внешняя» (Мф 8:12; Мф 22:13; Мф 25:30);
5) Т. во время распятия (Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44; ср. Ам 8:9) была знамением того, что Иисус, покинутый всеми, страдал на кресте во искупление земного греха;
6) о египетской Т. → Казни египетские.