Загрузка

царь

В Библии слово "царь" упоминается в 1131 стихах.

Быт 14 : 8
И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим,
Быт 14 : 17
Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская;
Быт 14 : 18
и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего, --
Быт 14 : 21
И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе.
Быт 20 : 2
И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. [Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.] И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру.
Быт 26 : 8
Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
Исх 1 : 8
И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
Исх 1 : 15
Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,
Исх 1 : 17
Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.
Исх 1 : 18
Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
Исх 2 : 23
Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.
Исх 3 : 19
Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою;
Исх 4 : 18
И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. [Спустя много времени умер царь Египетский.]
Исх 5 : 4
И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ [мой] от дел его? ступайте [каждый из вас] на свою работу.
Чис 21 : 1
Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен.
Чис 21 : 33
И поворотили и пошли к Васану. И выступил против них Ог, царь Васанский, сам и весь народ его, на сражение к Едреи.
Чис 22 : 10
Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал [их] ко мне [сказать]:
Чис 23 : 7
И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!
Чис 24 : 7
польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.
Чис 33 : 40
Ханаанский царь Арада, который жил к югу земли Ханаанской, услышал тогда, что идут сыны Израилевы.
Слово Царь найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ЦАРЬ м. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Русские государи, до Петра, чествовались царями, и ныне русский император пишется царем польским и иных. Народ зовет государя царем. Народ согрешит - царь умолит, а царь согрешит - народ не умолит. Народ думает, а царь ведает. Как весь народ воздохнет, до царя дойдет. Жалует царь, да не жалует псарь. Не ведает царь, что делает псарь. До милосердого царя и Бог милостив. Без царя народ сирота. Он живет царь-царем, пышно, роскошно. Государь, батюшка, надежда, православный, белый царь. Царь от Бога пристав. Никто против Бога да против царя. Без Бога свет не стоит - без царя земля не правится. Не всяк царя видит, а всяк его знает. Где ни жить, одному царю служить. Где царь, тут и правда (там и страх или и гроза). Бог милостив, а царь жалостлив. За Богом молитва, за царем служба не пропадает. Всякая вещь перед царем не утаится. Бог помилует, а царь пожалует. Бог помилует, так и царь пожалует. Виноватого Бог простит, правого царь пожалует. Близ царя, близ чести, близ царя, близ смерти. Царь не огонь, а ходя близ него опалишься (царская опала). До царя дойти - голову нести. До Бога высоко, до царя далеко. У Бога и живых царей много. Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить. Царь да нищий - без товарищей. Не диво, что у царя жена хороша (от древнего обычая избирать). Кабы не кабы, так и мы б были цари! Ведь я не Пугач: хоть царем скажись, не поверят! | *Царь, сильный, могучий, старший, властвующий; славнейший, отличнейший между своими. Все ученые ставили Гумбольдта царем, за царя (науки). В слепом царстве кривой - царь. Царь-птица, орел; | сказочное созданье. Царь зверей или царь-зверь, лев. Царь-девица, шуточно: коноводка, зачинщица всему в девицах; | матерая, зрелая и засидевшаяся красавица. Царь-колокол, царь-пушка, показываются в Москве. Царь-змей, сказочная слепаябелая змейка, которой все змеи подвластны. Царь зимы, мороз, стужа. Царь-трава, Petasites offic., подбел, чумный корень, лопух; | Aconitum Lucoctonum, см. лютик. Царь-зелье, Delphinium elatum, синичка, болгана, голубки. Царь-мурат, чертополох, репей, татарин, мордвинник, осот, волчец, колючка, Carduus. Царь-сил, царь-зелье, вероятно, искажено из малорос. царь-зилье. Свой ум - царь в голове. У каждого свой царь в голове. Царь огонь, да царица водица. Спи, царь огонь, говорит царица водица. Живут четыре царя, который умрет из них, то все за ним в могилу пойдут (четыре стихии)? Царь кликнет, царь мигнет, кого-то позовет (гроза)? Это было еще при царе Горохе. Жил-был царь овес, он сказки все унес. | Царь, цари, одна из игр в карты; | детская игра: все, под приговор, кладут руки столбом, кому верх выйдет, тот и царь. | Хороводная и святочная игра, с песнею. Царек и царик м. умалит. владетель небольшого народа, хан, султан, князек. Петух на своем пепелище царек. Димитрия-самозванца зывали царьком. Индейские царьки. И убиша (татар) до 10 тысяч и самого царика убили, летописн. И у диких островитян есть свои царьки. Лесовый царик, зап. леший. | Царёк, королек, белая мышь, ласточка, воробей. Царица, супруга царя, государя, или государыня по себе, владетельница. Екатерину Вторую в народе всегда звали царицей. | *Первая где или в чем. Царица общества, царица балов, вечеров. Царица лугов, растенье Spirea ulmaria, см. батер. | Пчелиная матка, особенно несучка. Царичка, супруга царька или властелинша небольшой страны. Царишка, мелкий и плохой владетель. Царища, бранное в сказках уродливый либо страшный владетель. Царища Иванчища. Царевич м. царевична, царевна ж. дети царя. Царевичев, царевнин, все что лично их; царевичий, к ним относящийся. Царев и царицын, что лично их. Запечаташа перстнем царевым, Даниил. Благо подданных в руке царевой. Царево око видит далеко. Сердце царево в руке Божией. Гнев царев - посол смерти. Божьи дела проповедуй, тайну цареву храни. Царевы очи. растение Drosera rotundifolia. Царевский новг. царев и царский. Царевка, яблоко, яблоня царский шип. Царский, к царям относящ. Что Бог, то Бог, а свята и воля Царская! На все святая воля царская. Царское осуждение бессудно. Царский гнев и милость в руке Божьей. За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует. Царский глаз далече сягает. Правда Божья, а суд царев. Царский дворец, - пир, - власть, - день, годовой праздник царской семьи; табельный. Царский подарок, от царя, или равный ему по достоинству. Царское яблоко или держава, - скипетр, - корона. Царские регалии, чин. Царский шип, - скрут, - налив, разные породы твердых, прочных яблок. Царские врата, - двери, в церкви, средние в иконостасе, к престолу. Царское место, где царь стаивал, или царский чертог, помост в день коронованья. Царская водка, смесь селитряной и соляной кислоты, растворяющая золото. Царский венец, луковичное, лилейное растенье Fritilaria. Царский скипетр, растенье коровяк, Verbascum. Царские кудри, красная лилия, Lilium martagon. Царский кус, презент, первая рыба и икра, багреного залова, отправляемая от Уральского войска ежегодно к высочайшему двору. Принять или наградить кого царски, по-царски, достойно царя. Царственный, к царству, а более к царствованью относящийся. Царственный отрок. Царственный град, столица. Царствовать, арх. царовать, царить, церк. царевати, быть царем, государем земли, верховным главою народа, владеть и править страною, государством. Царствуй над нами, царь православный, гимн. | Преобладать где, в чем, господствовать неограниченно. Да не царствует в вас грех! Страх, ужас царствует. Мрак ночи царит над землею. Царствующий град, столица. Царствованье, царенье, царованье длит. царствие, царство ср. об. действие по глаголу. Крым покорен в царство Екатерины, а Сибирь - в царствованье Иоанна IV. Царство его, царство алчное, Даниил. Добрый человек два царства царствует, и здесь, и там. | Царство, вся страна под одним государем; государство, земля, общество и весь народ. Казанское царство покорено Грозным. Царство Польское рушилось. Нельзя царству без царя стоять. Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве, сказочное. | Царство, в природе, весь объем творчества; их три: царство животных, - растений, - ископаемых. Царство, царствие небесное, - Божие, - спасенья, будущая блаженная жизнь праведных. Царство ему небесное, помин покойника. Книги Царств, книги Ветхого завета, бытопись царей и народа Божия. Цареврач, лейб-медик. Царедворец, царедворка, придворный сановник. Царедворческие приемы. Царелюбивый народ русский. Царенаставник, бывший наставник царя. Цареотческое милосердие. Царепочитание, свойство царепочтительного народа. Царестража, гвардия, лейб-гвардия; царский конвой. Цареубийца об. совершивший цареубийство. Цареградские стручки, рожки, дерево и плод Ceratonia siliqua.
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

1) государство израильтян, в отличие от всех соседних государств, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5; Пс 149:2; Ис 33:22; ср. 1Цар 8): Он давал народу Свои → законы и установления (Исх 20:11–17), открывал Свою волю через → урим и туммим и через Своих → пророков (Втор 18:15–22). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх 3:10; Чис 27:18–20). После их смерти религ. и обществ. порядок нарушился: израильтяне стали поступать, исходя из собств. представлений о справедливости (Суд 17:6). Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Суд 2:16–23). Угроза Израилю, исходившая от → филистимлян (ср. 1Цар 13:19–22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц. и, таким образом, отверг владычество Бога (1Цар 8). Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц. (1Цар 8:7,22);

2) Ц. должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св. Духом (1Цар 10:6; 3Цар 3:8–15). В Законе, даров. евр. народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц. (Втор 17:14–20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц. повиноваться Божьим заповедям. Несмотря на предостережения Самуила, первый израил. царь → Саул не смог выполнить этого требования; непослушание Ц. привело к его свержению (1Цар 13:9–14; 1Цар 15:13–23). Преемник Саула → Давид (XI), напротив, был и остался — несмотря на свои прегрешения — человеком по сердцу Божьему (1Цар 13:14; Деян 13:22). Господь даровал Давиду обетование о том, что цар. власть навсегда останется у его потомков (2Цар 7) и из его рода произойдет праведный владыка (→ Мессия → Иисус Христос → Имена Иисуса Христа, III,А) → Царства Божиего (2Цар 23:1–5). Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц. становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г. до Р.Х.). Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (т.е. противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие;

3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве. Хотя призвание Господом Иеровоама I (3Цар 11:29–39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (3Цар 11:33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (3Цар 11:36). Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (3Цар 11:38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3Цар 12:26–33). С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3Цар 15:27; 3Цар 16:9; 4Цар 15:10,14,25,30). Вероятно, таким образомвершится Божий суд (3Цар 15:29–32; 3Цар 16:11–20), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4Цар 9:1–13). Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3Цар 16:16,21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа; правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4Цар 15:16).

II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ

Для народа Божьего Ц. был Божьим → помазанником (1Цар 10:1; 1Цар 16; 3Цар 1:32–35). Помазание должно было свидетельствовать о том, что новый Ц. поставлен Богом и что он получил от Него соотв. дарования. Знаками цар. власти явл. венец и скипетр (Быт 49:10; 2Цар 1:10). Истинные пророки — Нафан (2Цар 12), → Илия (3Цар 21), Михей, сын Иемвлая (3Цар 22:8–12), и др. — вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа. Лжепророки же льстили им, как это было, напр., в случае с Ахавом, которого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3Цар 22). Отношение неправедных Ц. к богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, который вынес им Бог (3Цар 22:43; 4Цар 16:2–4). Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3Цар 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, которые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4Цар 17:21–23; ср. 3Цар 12:28–32). Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в котором были повинны и иуд. Ц. — Ахаз, Манассия, Амон (4Цар 16:1; 4Цар 21:1). → Высота.

III. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ

Израил. Ц. (см. статьи по именам отдельных Ц. и хронологич. таблицы) были предводителями войска во время войны (1Цар 12:2). Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач., а сам оставался в Иерусалиме (2Цар 10:7; 2Цар 11:1). В руках Ц. находилось управление страной. Он был верховным судьей (3Цар 3:9); в его пользу взимались подати (1Цар 8:14–17; → Подати). Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3Цар 4:7–20). Кроме них, цар. службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см. 2Цар 8:15–18; 2Цар 20:23–26; 3Цар 4:1–6; 1Пар 27:25–34 и соотв. статьи); их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1Цар 8:14–22). кроме того, Ц. мог привлекать израильтян к оброчным работам. Иногда в Библии говорится о совещат. или согласит. функциях → старейшин (3Цар 12:6) или собрания израильтян (1Пар 13:1–4), однако нет никаких сведений об ограничении цар. власти или контроле над ней.

IV. ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯ

Помимо Ц. Израиля в Библии упоминаются Ц. других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич. властью:

1) правители великих держав: в → Египте — → фараон; в → Ассирии — → Феглаффелласар, → Салманасар, → Саргон, → Сеннахирим, → Асархаддон, → Аснафар; в → Вавилонии — → Меродах-Валадан, → Навуходоносор, → Евилмеродах, → Нергал-Шарецер, → Валтасар; в → Персии — → Кир, → Дарий, → Артаксеркс; а также → Александр Македонский, Кесарь;

2) правители малых царств: месопотамские Ц., современники Авраама (Быт 14:1), → Ог, Ц. васанский, и → Сигон, Ц. есевонский (Втор 29:7); месопотамский Ц. → Хусарсафем (Суд 3:8); арам. (сир.) правители → Разон, → Венадад, → Азаил, → Рецин, → Адраазар (2Цар 8:3), → Фой (ст. 9), Ц. → Маахи (2Цар 10:6), → Фалмай (2Цар 3:3), Ц. → Емафа и → Арпада (4Цар 19:13). Из Ц. племен упоминаются → аммонитяне → Наас (1Цар 12:12), → Аннон (2Цар 10:1) и → Ваалис (Иер 40:14); → моавитяне → Валак (Чис 22:4), → Еглон (Суд 3:12) и → Меша (4Цар 3:4), а также цари → Эдома (Быт 36:31–39). Аравийские Ц., видимо, были не более чем вождями племен: → мадианитяне Зевей и Салман (Суд 8:12), → амаликитянин Агаг (1Цар 15:8), кедарянин → Гешем. Набатей → Арета IV (2Кор 11:32), напротив, обладал значит. властью;

3) еще менее влият., чем Ц. племен, были Ц., правившие отдельными городами. Особняком среди них стоят → финикийцы → Хирам и → Ефваал, которые благодаря своим обширным торг. связям добились значит. международного влияния. Филистимские князья также в некоторых случаях названы Ц., напр. → Авимелех, Ц. герарский, → Анхус, Ц. гефский, и Ц. Газы (Зах 9:5). Среди многочисл. Ц. ханаан. городов упоминаются → Мелхиседек и пять Ц., чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Быт 14:2) — все они были современниками Авраама; говорится также о → Емморе, Ц. Сихема, современнике Иакова, кроме того, о Ц. Арада (Чис 21:1), о Ц., побежденных Иисусом Навином (Нав 12:9–24), и о → Иавине (2);

4) о Ц., правивших в период между ВЗ и НЗ. → Маккавеи; о Ц., правивших в новозаветную эпоху, → Ирод Великий, → Архелай, → Ирод Антипа, → Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II.

Словарь Вихлицкого :
Это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше — активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Цар 21:11). В Ханаане, например, во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав 12:7-24). Моисей во Втор 33:5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф 1:5, в еврейском тексте — Молох) и к Богу — Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику — Христу.

На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий — падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 г. до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ, известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных — затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, например, Давида одни считают от 1013 г. до 973 г. до РХ, другие — от 1055 г. до 1015 г. до РХ. Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (см. год, б)
Словарь Никифорова :
Титул прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов 15:24), князьям колен и городов (Нав 12:9,24), правителям народа или народов (Ис 8:21), к идолам от идолопоклонников (Соф 1:5), к Иегове (Пс 5:2) и к Мессии (Пс 2:6). Царь Ассирийский называется великим царем (Ис 36:4), царю Вавилонскому приписывается титул царя царей (Иез 26:7). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах Свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились затем чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем. Моисей, Иисус Панин и Судии были Его исполнителями; книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимою Ему как царю; и враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политическою важною изменою. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена, между избранным народом существовала монархическая форма Правления. Монархия была ни ограничена подобно европейским, ни автократическая, как например на Востоке, восточный деспотизм. В цари для Евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как например Саул, Давид, Иеровоам; иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (1Цар 11:14,15, 2Цар 2:4, 2Цар 5:1-3, 3Цар 1:32-34, 4Цар 11:12, 2Пар 23:1-21). По сему царь назывался помазанником, помазанником Господним (1Цар 24:7-11, 1Цар 26:9-23, 2Цар 1:14, 2Цар 23:1, Пс 2:2, Авв 3:13); возлагался на главу его венец и вручалась ему держава (2Цар 1:10, 4Цар 11:12, Пс 44:7, Иез 21:26). Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли: дорогие, пышные и блистательные одежды (Иез 28:12-19, Лк 16:19), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (2Цар 12:30, 1Пар 20:2, Пс 20:4), скипетр, или жезл (Быт 49:10, Чис 27:17, Мих 7:14, Зах 10:11) и престол, или трон (Быт 41:40, Пс 109:1, Ис 14:13). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (3Цар 10:18-20, 2Пар 9:17-19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (1Цар 21:7), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и пр. (1Пар 27:26-29), от десятин с доходов его подданных (1Цар 8:15,17), от добычи побежденных врагов (2Пар 27:5), от добровольных приношений (1Цар 10:27). Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи; царь имел право жизни и смерти (3Цар 2:5,9), мог налагать подати (4Цар 15:20), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (см. Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (1Пар 27:32), военачальники (2Цар 20:23) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (3Цар 12:21-24, Ис 37:22-26). Но среди царствования Иудейских и Израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны. Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей. Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие. Пророчество Захарии: «Скажите дщери Сионской: се Царь твой, грядет к тебе кроткий...». было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Иоанн, со всею величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый Царь и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем, как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Иоанновым; в Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (Мф 5:3,10); в большей части Его притчей говорилось о том же. Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся Еврейскому народу невидимый Царь Израилев (ср. Исх 3:14 и Ин 8:58). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как Царь со славою вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. «Он был облечен, по слову Тайновидца, в одежду, обагренную кровью; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (Откр 19:13-16) и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1Кор 15:25). Город великого царя (Пс 47:3, Мф 5:35) — название прилагаемое к Иерусалиму. см. Иерусалим.
Словарь Нюстрема :
евр. мелех. Это слово в Священном Писании не всегда обозначает властелина большой области. Отдельные города или города с прилежащими селами имели своих собственных царей. Нередко царями называли таких лиц, которых мы назвали бы начальниками или предводителями. Этим объясняется, почему небольшой Ханаан имел множество царей, из которых 31 были побеждены Иисусом Навином (Нав 12:9 и дал.), а остальные бежали от него. Адони-Везек, самый могущественный из хананейских царей, говорит о 70 царях, которых он покорил и отрубил им пальцы (Суд 1:7, срав. 3Цар 4:24).

Израильтянами управляли сперва старейшины, например, в Египте, затем вожди, избранные Богом, например, Моисей и Иисус Навин, и, впоследствии, судьи, например, Гедеон и Самуил. Эти вожди и судьи не были властителями народа, как цари у язычников. Гедеон отказался от предложенной ему царской власти, потому что только один Иегова должен был быть Владыкой народа.

Израильтяне имели теократический образ правления, т.е. их главою был Бог (даже в вопросах, касающихся политики), Который управлял народом посредством данных Им законов и тех представителей, которых Он избрал, чтобы творить суд и расправу (Суд 8:23, Втор 33:5). Недовольный плохим управлением Иоиля и Авии, сыновей Самуила, и боясь аммонитского царя Нааса, народ стал просить у Самуила царя (1Цар 8:5, 1Цар 12:12). Их просьба была неугодна Богу, так как этим израильтяне изменнически и мятежно отказались от Его непосредственного управления (1Цар 8:7). Несмотря на это, Бог дал им царя. В законе такой случай был предвиден (Втор 17:14 и дал.); в нем указывалось на то, что царь должен изучать Закон Господень и поступать по нему, чтобы в будущем для Израиля остались в силе слова: «Господь — судья наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш» (Ис 33:22); свобода царя была ограничена законом: он не мог быть иностранцем; ему воспрещалось заводить для себя множество коней, иметь много жен и умножать себе серебра и золота (Втор 17:1). Страх Божий должен был быть его основным законом, следовательно, идолопоклонство было государственной изменой. Пророк или первосвященник Божий помазывал царя, возлагал венец на его голову и давал ему скипетр в руки (1Цар 10:1, 1Цар 12:12, 3Цар 1:39, 3Цар 1:45, 4Цар 9:1, 4Цар 11:12, Пс 20:4). Через Своих священников и пророков Бог давал нужные и испрошенные указания, касающиеся государственных дел; и эти орудия Божий (пророки и священники) имели большое влияние на историю народа. О Иудейских и Израильских царях см. «Цари и земля Израилева».