Ваал [евр. и арам. Баал].
I. БОЖЕСТВО1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В. (букв. «владыка», «хозяин») определ. местностей и животных, обитающее в свящ. деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд 6:25; 3Цар 16:31; 3Цар 18:26). Впервые имя семит. бога плодородия В. встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возможно, что в клинописных табличках из архива → Телль-Амарны В. отождествляется с сир. богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. принадлежало другому божеству, «хозяину небес» (Баал-Шамем), которое, в свою очередь, было связано с вавил. богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка. При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (ср. → Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. являлась богиня Анат (часто она же — → Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. в Ханаане свидетельствуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия — Яхве есть Ваал, 1Пар 12:5);
2) на высотах Моава В. поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Чис 22:41). В Палестине жертвенники В. существовали во времена судей (Суд 2:13; Суд 6:28–32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил. царя Ахава, почитание сир.-финик. божества В. распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. на горе Кармил (3Цар 18:17–40); в этом отрывке (3Цар 18:26) дается подробное описание служения В.: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. кровь в жертву В., призывали имя В. до полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. стало распространяться с новой силой. Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. в Израиле (4Цар 10:18–28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2Пар 21:6; 2Пар 22:3).
После свержения Гофолии храм В. в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (4Цар 11:18). Несмотря на это, поклонение В. возродилось как в Израиле (Ос 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (2Пар 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (4Цар 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (4Цар 23:4). Лишь после → плена (V) опасность возрождения культа В. была окончат. устранена.
Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Иер 19:4; Иер 23:13; Ос 2:8; Ос 13:1; Соф 1:4), который рассматривается ими как почитание «срама» [еврейское бошет] (ср. имя Ешбаал, упоминающееся в 1Пар 8:33, и имя Иевосфей [еврейское Иш-Бошет, «муж срама»] из 2Цар 2:8; то же — с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. было связано с развратом и культовой проституцией (3Цар 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3Цар 19:18; Ос 13:2). Часто имя В. упоминается вместе с Астартами (Суд 2:13), а рядом с жертвенниками В. чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд 6 — в Синодальном переводе — «дерево»; 3Цар 16 — в Синодальном переводе — «дубрава»). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. с почитанием Яхве. Согласно Ос 2:16, элементы культа В. проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возможно, такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль. → Веалия → Веелиада.
II. ИМЕНА ЛИЦ И НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (1Пар 5:5);
2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (1Пар 8:30; 1Пар 9:36);
3) город в уделе колена Симеона (1Пар 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру;
4) [еврейское Баала, «госпожа, владычица»], город, известный как → Кириаф-Иарим (Нав 15:9; 2Цар 6:2), располож. на границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана;
5) [еврейское Баала], гора (Нав 15:11) между Екроном и Иавнеилом.