Ваал. Симфония для Библии.

ваал

В Библии слово "ваал" упоминается в 8 стихах.
Другие формы слова : ваал, ваалу, ваала, ваалам, ваалов, ваале, ваалом.

Втор 4 : 3
Глаза ваши видели [все], что сделал Господь [Бог наш] с Ваал-- Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя;
Нав 15 : 11
отсюда предел идет северною стороною Екрона, и поворачивает предел к Шикарону, проходит чрез гору [земли] Ваал и доходит до Иавнеила, и оканчивается предел у моря. Западный предел составляет великое море.
Суд 6 : 32
И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его.
2Цар 13 : 23
Чрез два года было стрижение овец у Авессалома в Ваал-- Гацоре, что у Ефрема, и позвал Авессалом всех сыновей царских.
3Цар 18 : 21
И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.
1Пар 5 : 5
его сын Миха, его сын Реаия, его сын Ваал,
1Пар 8 : 30
и сын его, первенец Авдон, за ним Цур, Кис, Ваал, Надав, [Нер,]
1Пар 9 : 36
и сын его первенец Авдон, за ним Цур, Кис, Ваал, Нер, Надав,
Слово Ваал найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Ваал (בַּעַל; Βααλ; Baal; Ваалъ). Имя это от корня בָּעַל – быть великим, сильным, могучим, берущим верх, овладевающим, обладающим – имеет разные значения; означает господина, владетеля, обладателя, мужа, властителя, и когда стоит с членом, означает Ваала по преимуществу, т. е. божество или идола, и именно главное божество или главного идола – финикиян, тирян, сидонян, хананеев, и других (См. Числ.22:41. Втор.4:3. Суд.2:11, 13, 3:7, 6:25, 8:33, 10:6. 1Цар.7:4, 12:10. 3Цар.16:31–32, 18:18, 19:18, 22:53. 4Цар.3:2, 10:18–29, 11:18, 17:16, 21:3, 23:4. 2Пар.17:3, 23:17, 24:7, 28:2, 33:3. Тов.1:5. Иер.2:8, 23, 7:9, 9:13–14, 11:13, 17, 19:5, 23:13, 27, 32:29, 35. Ос.2:13, 17, 11:2, 13:1. Соф.1:4. Рим.11:4. и др. – В смысле божества под этим именем разумеется одно известное божество, а не разные, и потому при нем нередко встречаются названия других божеств. Множественное «Ваалы» (напр. Суд.2:11, 3:7, 8:33, 10:10. 1Цар.7:4. Ос.2:15, 18. 2Пар.24:7 и др.) указывает только на различные изображения и статуи его у разных народов, или на различные названия его по различию мест, усвояемых ему качеств и по другим отношениям, напр. Ваал-Вериф, Ваал-Гад, Ваал-Гамон, Ваал-Гацор, Ваал-Фегор, Ваал-Фамарь, и пр. Почитание Ваала особенно распространено было в Сиро-Финикийских землях, у ханаан, и, более или менее, у всех народов передней Азии. Доказательством сему служат и многие названия мест, и собственные имена финикиян, заимствованные от Ваала, напр. Ефваал, Иероваал, Ганниваал, Газдруваал, Мефуваал, и др. Под именем Ваала, как главного божества, древние боготворили солнце, как царя неба, как начало физической жизни и производительной силы природы, и потому греки и римляне сравнивают его со своим Зевесом или Юпитером; отсюда и в Св. Писании о Ваале часто упоминается вместе с воинством небесным, и особенно часто поставляется он вместе с Астартой, которую почитали богиней луны, царицей небесной (см. напр. Суд.2:18, 8:7, 10:6. 1Цар.7:4, 12:10. 4Цар.17:16, 21:3, 23:4–5, 10–14. 2Пар.33:З. Иер.8:2. гл. Иер.44. и др.). Почитание его выражалось различно. Устрояли в честь его храмы или капища (3Цар.16:32. 4Цар.10:21); воздвигали алтари и жертвенники, особенно на возвышенных местах (4Цар.23:12. Иер.11:13, 19:5):на высоких холмах и на кровлях домов (3Цар.14:23. Иер.32:29), посвящали деревья (Суд.6:25) и насаждали рощи и дубравы, ставили столбы (Исх.34:13. Втор.7:5, 12:3, 16:21), делали насыпи, устрояли высоты, капища (3Цар.14:23. 4Цар.23:5, 8:13), ставили там истуканов, статуи (3Цар.14:23. 4Цар.3:2, 10:26, 18:4, 23:4–14. 2Пар.14:3, 31:1, 34:4. Ис.17:8, 27:9. Иез.6:4, 6. Мих.5:12); учреждали жрецов и служителей (4Цар.10:19. 3Цар.18:19); приносили в жертвы тельцов и друг. животных (3Цар.18:23–26), воскуряли фимиам (4Цар.23:5. Иер.7:9. 32, 29), чтили коленопреклонением и целованием (3Цар.19:18. Ос.13:2), сожигали детей своих на огне (Иер.19:5); жрецы при отправлении своего служения громко призывали имя Ваала, бегали и скакали вокруг жертвенника, и в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью (3Цар.18:26–28). Начало служения Ваалу восходит к древним временам; у древних финикиян, сидонян и карфагенян совпадает с пребыванием евреев в Египте; и в начале оно, вероятно, было простым натуральным служением или поклонением солнцу и луне, Ваалу и Астарте, без идолов и изображений (Втор.4:19, 17:3. Суд.2:11, 13, 3,7. 10:6. 1Цар.7:4, 12:10). Так по свидетельству Геродота было в древнем Тире, Карфагене, Гадесе или Кадиксе, и еще ранее – в Вавилоне (Herod. 1, 181); не было еще тогда пышной сложности обрядов; приносились только жертвы, особенно на высотах (Числ.22:41, 23, 27–29, 25:2). Но в глубокой древности уже видим вместе и различным изображения чтимых божеств, изображения в образе мужчины, или женщины, или животных из дерева, камня, металла или других веществ, и идолослужение явилось, наконец, во всей сложности обрядов, и сделалось господствующим в древнем мире, соединяясь нередко и с безнравственными действиями. (Числ.25:1–3. Втор.4:3, 15–20. 3Цар.14:23–24. 4Цар.23:7. Иез. 8:3–16. и др.). Из приведенных доселе свидетельств Св. Писания видно, что и иудеи, окруженные отовсюду язычниками, увлекаясь примером их, часто предавались служению Baaлам и Астартам и друг. божествам. Первый случай служения евреев Ваалу, о котором говорит Св. Писании, был еще во времена Моисея. Приблизившись к пределам земли обетованной, и расположив стан свой на равнинах Моавитских, евреи увлечены были примером моавитян к служению Ваал-Фегору (Числ.22:41, 25:3. Втор.4:3). По смерти И. Навина иудеи часто впадали в служение разным Ваалам (Суд.2:11–13, 3:7, 6:25, 8:33, 10:6. 1Цар.7:4, 12:10). Впоследствии времени находим служение им во времена Соломона (3Цар.11:4–8. 4Цар.23:5, 13). По разделении царств оно особенно господствовало в царстве Израильском при Ахаве и других царях (3Цар.16:31 – 32. 18:18... 19:18:22:53. 4Цар.17:16. Тов.1:5), хотя иногда и прекращалось (4Цар.3:2, 10:18, 21... 25–28, 11:18. 15:4). Нередко являлось и в царстве Иудейском (4Цар.8:18. 27:11, 18, 16:3–4, 17:16–20, 21:3, 23:4–14. 2Пар.24:7, 28:2, 33:3... Иер.11:13). Пророки часто восставали против сего идолослужения, возвещая за сие грозное наказание Божие (Иер.2:8, 23, 7:9, 9:13, 11:13, 17, 19:5, 23:13, 27, 32:29, 35. Ос.2:13, 17, 11:2, 13:1. Соф.1:4). Суд этот Божий совершился, наконец, над Израилем, когда и царство Израильское было разрушено, и иудеи отведены были в Вавилон, и 70 лет оставались там в плену под игом языческим (4Цар.17:6–23. 2Пар.36:11–21). Zell. 1. р. 119. Ackerm. Archaeol. Bibl. 1826 г. p. 455–456. Fürst 1. p. 204–206. Herz. 1. p. 637–642.

Человек :

ВААЛ — имя следующих лиц:

а)  1 Пар. 5:5, 6 — Рувимлянин, сын которого, Беера, был отведён в плен в Ассирию при Феглафелласаре;

б)  1 Пар. 8:30; 9:36 — сын Иеила, праотца Гаваонитян.

ВААЛ или ВАЛ (господин) — название языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, под которым некоторые древние восточные народы поклонялись солнцу (3 Цар. 18:19; Ис. 46:1; Иер. 9:14).

Словарь Брокгауза и Ефрона :

Ваал [евр. и арам. Баал].

I. БОЖЕСТВО

1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В. (букв. «владыка», «хозяин») определ. местностей и животных, обитающее в свящ. деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд 6:25; 3Цар 16:31; 3Цар 18:26). Впервые имя семит. бога плодородия В. встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возможно, что в клинописных табличках из архива → Телль-Амарны В. отождествляется с сир. богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. принадлежало другому божеству, «хозяину небес» (Баал-Шамем), которое, в свою очередь, было связано с вавил. богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка. При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (ср. → Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. являлась богиня Анат (часто она же — → Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. в Ханаане свидетельствуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия — Яхве есть Ваал, 1Пар 12:5);

2) на высотах Моава В. поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Чис 22:41). В Палестине жертвенники В. существовали во времена судей (Суд 2:13; Суд 6:28–32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил. царя Ахава, почитание сир.-финик. божества В. распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. на горе Кармил (3Цар 18:17–40); в этом отрывке (3Цар 18:26) дается подробное описание служения В.: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. кровь в жертву В., призывали имя В. до полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. стало распространяться с новой силой. Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. в Израиле (4Цар 10:18–28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2Пар 21:6; 2Пар 22:3).

После свержения Гофолии храм В. в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (4Цар 11:18). Несмотря на это, поклонение В. возродилось как в Израиле (Ос 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (2Пар 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (4Цар 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (4Цар 23:4). Лишь после → плена (V) опасность возрождения культа В. была окончат. устранена.

Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Иер 19:4; Иер 23:13; Ос 2:8; Ос 13:1; Соф 1:4), который рассматривается ими как почитание «срама» [еврейское бошет] (ср. имя Ешбаал, упоминающееся в 1Пар 8:33, и имя Иевосфей [еврейское Иш-Бошет, «муж срама»] из 2Цар 2:8; то же — с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. было связано с развратом и культовой проституцией (3Цар 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3Цар 19:18; Ос 13:2). Часто имя В. упоминается вместе с Астартами (Суд 2:13), а рядом с жертвенниками В. чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд 6 — в Синодальном переводе — «дерево»; 3Цар 16 — в Синодальном переводе — «дубрава»). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. с почитанием Яхве. Согласно Ос 2:16, элементы культа В. проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возможно, такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль. → Веалия → Веелиада.

II. ИМЕНА ЛИЦ И НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ

1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (1Пар 5:5);

2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (1Пар 8:30; 1Пар 9:36);

3) город в уделе колена Симеона (1Пар 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру;

4) [еврейское Баала, «госпожа, владычица»], город, известный как → Кириаф-Иарим (Нав 15:9; 2Цар 6:2), располож. на границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана;

5) [еврейское Баала], гора (Нав 15:11) между Екроном и Иавнеилом.

Словарь Вихлицкого :
(Хозяин, господин, властитель)

а) наиболее широко известное языческое божество, которому в древности поклонялись многие народы востока. Для правильного понимания значения этого божества полезно заметить, что в древнееврейских текстах книг Ветхого Завета этим именем часто передавались и такие понятия, которые переведены на русский язык как: хозяин (Исх 21:28, Исх 21:34; Суд 19:22), властитель (Ис 16:8), женатый (Исх 21:3), муж (2Цар 11:26), житель (Суд 9:2), Ваали Ос 2:16. Этим именем обозначались местные боги (властители) отдельных народов и даже городов: Ваалвериф (господин союза, покровитель) особенно почитался в Финикии; Ваал-Фегор (покровитель воспроизведения) особенно был в почете у моавитян (подобное поклонение, между прочим, было известно и у народов Индии и Китая); Веельзевул (бог мух) был божеством в Аккароне, особенно страдавшем от мух и т.д. И хотя, как видим, именем Ваал разные народы пытались олицетворить различные высшие силы, это не было поклонением Единому Богу, Творцу и Вседержителю, ибо каждый раз этот бог посвящался какой-то отдельной природной силе — солнцу, огню, животворной силе природы (размножению) и т.д. и такому богу всегда посвящался определенный истукан (изделие из какого-либо видимого материала) чаще всего в виде человека с бычьей головой. И даже народ Божий, когда долго не было Моисея, ушедшего на гору Синай, сделал себе подобного истукана (в виде тельца, как в Египте) и назвал его тем же именем (переведенным в этом случае как господь, Исх 32:5; ср. Мериббаал). В Вавилоне этот же бог назывался Вил. Во многих местах ему приносились даже человеческие жертвы (Иер 19:5). Когда народ Божий столкнулся с наиболее обольстительным поклонением Ваалу под именем Фегор, то многие подпали под этот соблазн. Последовавшее суровое наказание от Господа (Чис 25:1) на время этот грех отстранило от израильтян, но позже поклонение Ваалу пришло из Финикии (при Ахаве — 3Цар 16:31-32), укрепилось в Израиле, а при Ахазе и Манассии — царях иудейских — перекинулось и на Иудею. Жертвенники Ваалу устраивались на высоких местах, на кровлях домов и даже на дворах храма и на крыше царского дворца (4Цар 23:12). Поскольку чаще всего Ваал почитался как бог солнца, его супругой считалась Астарта, богиня луны или неба; (см. Адонаи)

б) (Нав 15:9, Нав 15:10) — см. Кириафиарим;

в) (Нав 15:11) — гора на северной границе удела Иудина в районе города Екрон;

г) (1Пар 4:33) — аналог. Ацем и Атах (в Нав 19:8 назван Ваалаф-Беер или Рама, а в 1Цар 30:27 — Рамоф) (в Нав 15:1 не упомянут);

д) (1Пар 5:5) — один из предков Бееры (см. Беера, а);

е) (1Пар 8:30; 1Пар 9:36) — аналог. Авдон, г.
Словарь Никифорова :
Имя и название следующих лиц и местностей: 1Пар 5:5-6 — Рувимлянин, сын которого, Беера, был отведен в плен в Ассирию при Феглафелласаре. 1Пар 8:30, 1Пар 9:36 — сын Иеила, праотца Гаваонитян. 1Пар 4:33 — город колена Симеонова, тождественный с Ваала-Беерою (Нав 19:8). Нав 15:11 — гора, находившаяся между Екроном и Иавнеилом. Чрез нее проходила северная граница колена Иудина.

Ваал или Вал (господин; 3Цар 18:9. Ис 46:1, Иер 9:14) — название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце. Финикияне называли солнце Вал-Самен, что значит Господь небес. Так как Ваалу покланялись под различными видами, и при том в разных странах, то для точности к названию Ваал прибавлялось название и самого места, как например Ваал-Гад, Ваал-Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название Ваалам (3Цар 18:18). Множество мест, посвященных сему языческому божеству, и масса лиц, покланявшихся и служивших ему, указывают на то, как далеко и сильно было распространено поклонение Ваалу. Ваал, Вал или Бел, был боготворим Вавилонянами, Сирийцами, Карфагенянами и другими народами. Думали даже, что он одно и то же языческое божество, что и Молох, которому Аммонитяне приносили свои зверские и кровавые человеческие жертвы. В книге прор. Иеремии (Иер 19:5) прямо говорится, что Ваалу приносились человеческие жертвы. Для поклонения ему выбирались возвышенные места (высоты), и на служении ему состояло множество жрецов и пророков. Иногда для сей цели назначались и кровли домов (4Цар 23:12, Иер 32:29). Ваалам и Астарта служили общим названием всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. В позднейшие времена, как говорят историки, обоготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и, как предполагают, было общим на Британских островах. Доселе еще сохранилось много суеверных обрядов в Ирландии и Валлисе, очень напоминающих древнее поклонение Ваалу. Поклонение Ваалу было главным и при том обычным грехом древних Евреев. Особенно при Ахаве для служения сему языческому божеству содержалась весьма многочисленная корпорация языческих жрецов. В 3Цар 18 содержится эффектное и картинное повествование о том, как прор, Илия посрамил языческих служителей Ваала. Какая величественная и горькая ирония слышится в словах пр. Божия Илии, обращенных к ним после тщетных попыток их свести огонь с неба на приготовленную жертву: «кричите громче, с насмешкою говорил им Илия, ибо он (т.е. Ваал) бог; может быть он задумался, или занять чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется'.» Идолослужение у древних Израильтян Ваалу сопровождалось большою торжественностью и пышностью. Ему воздвигались капища (3Цар 16:32), в которых ставились идолы (4Цар 10:26). Участвовавшие в идолослужении надевали на себя особые для сего одежды (4Цар 10:22). В честь Ваала курили ароматы (Иер 7:9) и возносили каждения. При служении этому идолу, жрецы, для привлечения его внимания и милости, скакали кругом жертвенника и испускали громкие крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью (3Цар 18:25-28).