Словарь Никифорова : господь
Господь, Господь Бог (;יְהוָֹה אֱלֹהִים ,יְהוָֹה Κύριος, Κύριος ὁ Θεὸς, Ἐγώ ἐιμὶ ὁ Ὤν, Θεός Ὤν; Dominus, Dominus Deus, Ego sum qui sum; Господь, Господь Бог, Сый): Быт.2:4. Исх.3:14–16, 6:3. Иов.1:6 и др. Пс.2:9, 11 и др. Ис.45 и др. Иер.1 и др., и пр. и пр. и пр. – Слово «Господь», в еврейском «Иегова» (יְהוָֹה), у LXX большей частью выражается словом «Κύριος» и везде означает истинного Бога. С которого времени и почему слово Κύριος вместо Иегова вошло в употребление, определенно сказать нельзя. Известно только, что евреи издавна имя Иегова почитали столь священным и таинственным, что страшились произносить его и употреблять в своих писаниях. Биб. Ист. Филар. пер. 4. Призыв. Моисея. Флав. Древ. Иуд. Кн. 2. гл. 12. § 4. Вместо Иегова они употребляли слово Адонай (אֲדֹנָי ,אָדוֹן) = Владыка, Господь. Вероятно, это произошло после плена Вавилонского, когда дар пророчества и откровения прекратился. Филон и Флавий почитали святое имя «Иегова» непроизносимым – ἄῤῥητον. Учители иудейские находят основание к этому в разных местах Св. Писания, напр. Исх.20:7. Лев.24:16, но которые, будучи правильно понимаемы, ничего не говорят в пользу их. По сказаниям иудейским имя это употребляли только священники и первосвященник в Храме; но, со смертью Симона праведного († 292 г. до Р. Хр.), и в Храме оно заменялось уже словом «Адонай». Как бы то ни было, но у LXX (около 271 г. до Р. Хр.) вместо Иегова постоянно стоит уже Κύριος – Господь. Так. обр. слово Κύριος вместо Иегова стало употребляться почти за 300 лет до Р. Хр. (Herz. VI. р. 455–460. Ges. р. 408–409. Fürst 1. р. 494–496. Догм. Бог. Фил. Черн. 1. стр. 40. Для нас имя «Господь – Κύριος» имеет ту особенную важность, что оно, как имя Божие, освящено постоянным употреблением в Новом Завете и самим Господом, и апостолами, и другими святыми мужами, и усвояется Господу, как собственное имя Божие, принадлежащее Ему, как истинному Богу. См. напр. Мф.3:3. и др. Мк.1:3 и др. Лк.1:76. 2:11, 3:4 и др. Ин. 1:23, 13:18, 20:28 и др. Деян.2:36, 10:36 и др. Иак.1:1. 2Пет.1:8, 11, 14:16, 2:20, 3:2, 18. Иуд.1:4. Рим.1:4, 7, 10:9. 1Кор.1:3, 7–10. 8:6, 12:3. Еф.3:11, 4:5. Флп.2:10–11. 3:20. 1Тим.6:14–15. 2Тим.4:1, 8. Тит.1:4. Откр.1:8, 17:14, 19:16 и др.
(господин, государь).
Наименование «господин» обозначает у людей высшее, в сравнении с другими, положение того, кто приказывает и распоряжается.
Примеры: господин виноградника Мф 20:8; господин над домашней прислугой Быт 24:9. Ин 13:16; господин (глава) семьи Быт 3:16; 1Пет 3:16. Обращение со словом «господин» является, следовательно, признанием такого высшего положения. 1Цар 26:17. Мф 15:27. Деян 16:30 и др.
Бог, как Творец неба и земли, есть господин над всем; поэтому должно чтить Его превыше всего и, соответственно, повиноваться Ему.
Бог — Властелин над всем: Втор 10:17; 1Тим 6:15; Нав 3:11; Мих 4:13.
Ему должно оказывать послушание и воздавать честь превыше всех и всего. Мал 1:6. Пс 8:2. Мф 11:25.
По возвращении из Вавилонского плена вошло в обычай избегать произнесения имени Божия «Иагве», чтобы не преступить заповеди в Исх 20:7; положено было вообще не произносить его: поэтому в Ветхом Завете всюду, где встречается это имя, с согласными слова «Иагве» соединены были гласные слова «Господь» (Adonai) в знак того, что читать нужно это последнее. В русском переводе наименованию «Иагве» или «Агве» соответствует наименование «Господь» или «Господь Бог» Исх 2:4; Ис 28:16.
Значение слова «Иагве» явствует из того места книги «Исход» (Исх 3:14), где Бог из огненного куста говорит Моисею Свое имя: «Я есмь Сущий», и повелевает сказать сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам». — Слово «Иагве» употреблено в 3-м лице, следовательно — «Он есть» Господь
Употребительное у нас слово «Иегова» составилось из соединения согласных слова «Иагве» и гласных слова «Адонаи».
Особенно часто встречается у пророков наименование Бога «Господом Саваофом», т. е. Господом сил и воинств. Подразумеваются, конечно, небесные воинства; по крайней мере, слово «zeba» (единств. число множественного — «Zebaoth») прилагается и к сонму Ангелов, напр. 1Цар 22:19 и к мириадом звезд, напр. Ис 40:26. Быть может при этом должно думать о безконечных и безграничных возможностях творческого могущества Божия, созидающего все в необъятном количестве, — не только Ангелов и звезды, но и людей, животных и растения, и господствующем над всем мирозданием.
Наименование «Господь» приличествует по достоинству и Тому, Кого Бог послал в мир, как Своего Сына, и опять возвысил, по совершении Его дела.
Ученики назвали Иисуса «Господом» уже во время Его земной жизни, и Он подтвердил им, что это наименование Ему принадлежит по праву; указал также и фарисеям на то, что в Пс 109:1 Давид называет Мессию своим Господом, несмотря на то, что Мессия — Его сын (потомок). Мф 22:43 и т. д. Лк 5:8, Лк 12:41. Ин 13:13.
По воскресении и вознесении Иисуса это Его наименование, «Господь», приобретает свое полное значение лишь в Его Церкви. С того времени оно означает царственную власть Христа и становится связующим звеном для членов Его Церкви, звеном внешним н внутренним, указывающим на то, что Иисус Христос — их Господин и Владыка. Флп 2:9−11. Мф 28:18. Деян 2:36. Рим 1:7, Рим 10:9, Рим 14:9.
«В Господе» Его верные имеют основание для своей внутренней и внешней жизни; все, что с ними случается, что они делают и что переживают — все происходит «в Господе», т. е, человек действует, взирая на Него, в связи с Ним, под Его водительством, в Его силе; и «в Нем» все верные слиты в одно целое — Его Церковь. Кол 2:6, Кол 2:7. Ин 15:5. Рим 8:1.
Говорится о хождении в Господе Кол 2:6, Кол 2:7; о труде в Господе 1Фес 5:12. Рим 16:12; о речи и свидетельствовании в Господе 2Кор 11:17. Еф 4:17; о радости в Господе Флп 4:4; об упокоении в Господе 1Кор 15:18. Павел называет Тихика возлюбленным братом и верным служителем и сотрудником в Господе Кол 4:7; себя самого — узником в Господе Еф 4:1, а церковь в Ефесе — светом в Господе. Христиане же суть братья в Господе Флп 4:1; единомысленны в Господе Флп 4:2 и возрастают в святой храм в Господе Еф 2:21.
Словом Господь (Адонаи), начиная с 3 в. до РХ, заменялось имя Иегова при чтении священных текстов из страха произносить само имя Вседержителя. Освященное употреблением этого имени Самим Господом, оно стало Его именем, неразрывно связанным в сердцах верующих с образом Спасителя (относительно Исх 32:5 см. Ваал, а). В Мф 25:11; Рим 14:4 в оригинале стоит господин. (см. Господи)