Господь. Симфония для Библии.

господь

В Библии слово "господь" упоминается в 3390 стихах.

Быт 2 : 4
Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
Быт 2 : 5
и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
Быт 2 : 7
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Быт 2 : 8
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
Быт 2 : 9
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Быт 2 : 15
И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Быт 2 : 16
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
Быт 2 : 18
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
Быт 2 : 19
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
Быт 2 : 21
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
Быт 2 : 22
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
Быт 3 : 1
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
Быт 3 : 9
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
Быт 3 : 13
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Быт 3 : 14
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
Быт 3 : 21
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
Быт 3 : 22
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт 3 : 23
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
Быт 4 : 4
и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
Быт 4 : 6
И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
Слово Господь найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Господь, Господь Бог (;יְהוָֹה אֱלֹהִים ,יְהוָֹה Κύριος, Κύριος ὁ Θεὸς, Ἐγώ ἐιμὶ ὁ Ὤν, Θεός Ὤν; Dominus, Dominus Deus, Ego sum qui sum; Господь, Господь Бог, Сый): Быт.2:4. Исх.3:14–16, 6:3. Иов.1:6 и др. Пс.2:9, 11 и др. Ис.45 и др. Иер.1 и др., и пр. и пр. и пр. – Слово «Господь», в еврейском «Иегова» (יְהוָֹה), у LXX большей частью выражается словом «Κύριος» и везде означает истинного Бога. С которого времени и почему слово Κύριος вместо Иегова вошло в употребление, определенно сказать нельзя. Известно только, что евреи издавна имя Иегова почитали столь священным и таинственным, что страшились произносить его и употреблять в своих писаниях. Биб. Ист. Филар. пер. 4. Призыв. Моисея. Флав. Древ. Иуд. Кн. 2. гл. 12. § 4. Вместо Иегова они употребляли слово Адонай (אֲדֹנָי ,אָדוֹן) = Владыка, Господь. Вероятно, это произошло после плена Вавилонского, когда дар пророчества и откровения прекратился. Филон и Флавий почитали святое имя «Иегова» непроизносимым – ἄῤῥητον. Учители иудейские находят основание к этому в разных местах Св. Писания, напр. Исх.20:7. Лев.24:16, но которые, будучи правильно понимаемы, ничего не говорят в пользу их. По сказаниям иудейским имя это употребляли только священники и первосвященник в Храме; но, со смертью Симона праведного († 292 г. до Р. Хр.), и в Храме оно заменялось уже словом «Адонай». Как бы то ни было, но у LXX (около 271 г. до Р. Хр.) вместо Иегова постоянно стоит уже Κύριος – Господь. Так. обр. слово Κύριος вместо Иегова стало употребляться почти за 300 лет до Р. Хр. (Herz. VI. р. 455–460. Ges. р. 408–409. Fürst 1. р. 494–496. Догм. Бог. Фил. Черн. 1. стр. 40. Для нас имя «Господь – Κύριος» имеет ту особенную важность, что оно, как имя Божие, освящено постоянным употреблением в Новом Завете и самим Господом, и апостолами, и другими святыми мужами, и усвояется Господу, как собственное имя Божие, принадлежащее Ему, как истинному Богу. См. напр. Мф.3:3. и др. Мк.1:3 и др. Лк.1:76. 2:11, 3:4 и др. Ин. 1:23, 13:18, 20:28 и др. Деян.2:36, 10:36 и др. Иак.1:1. 2Пет.1:8, 11, 14:16, 2:20, 3:2, 18. Иуд.1:4. Рим.1:4, 7, 10:9. 1Кор.1:3, 7–10. 8:6, 12:3. Еф.3:11, 4:5. Флп.2:10–11. 3:20. 1Тим.6:14–15. 2Тим.4:1, 8. Тит.1:4. Откр.1:8, 17:14, 19:16 и др.

Толковый словарь Даля :
ГОСПОДЬ м. встарь, государь, господин; ныне, Всевышний, Владыка, Бог, Создатель. Помилуй мя, Господи. Господь богатит и высит, убожит и смиряет. Господь и жидов манной кормил. Господи помилуй, не тяжело (не грех) говорить, только было бы за что миловать. Слава тебе, Господи, до бела света проспали! Господень, Господу принадлежащий, к нему относящийся. Молитва Господня, Отче наш. Пожар от Господней милости, от грозы. Господев, Господу свойственный, существу Его принадлежащий. Господево милосердие. Подумаешь - горе; а раздумаешь - власть Господня! Воскресный день не наш, а Господень. Господница ж. воскресенье, воскресный день. Господин м. встарь, употреб. безразлично вм. Господь и государь; владыка, владелец, держащая власть на месте или в доме; барин, помещик, хозяин; кому покорны чада с домочадцы и слуги, или у кого есть подвластные. Господином чествуют людей по званию, должности их, но не свойственно нам ставить слово это перед прозваньем, как делают на западе (Herr, monsieur). Господин купец, господин кавалер. Встарь Новгород и Псков, в народном правлении, почетно именовались господин. Господин великий Новгород. Биша челом всему господину Пскову. Господа мн. звательный падеж употреб. как воззвание, обращение в речи к слушателям. При Петре ? говорили: господа сенат, вм. сенаторы. Встарь господа употреб. как собират. ж. Перед господою, перед господами, при господах. Сам себе господин, моя воля, я свободен. Слову своему господин, кто в слове крепок, верен. На двух господ служить, ни одному не угодить. Господин, что плотник: что захотел, то и вырубил. Неволя холопу, а воля господину. Не по дому господин, а дом по господину. Поживи в рабах, авось будешь и в господах. Из тех же господ, только самый испод. Добрый хозяин господин деньгам, а плохой - слуга. И барану деньги господин. Будь всяк своему слову господин. Дай Бог, в господина жить и прожить. Что у барина, то и у господина, маркерская острота: ничего. Госпожа ж. владычица, и потому иногда придается Богородице; владелица, барыня, хозяйка; иногда ставится перед званием или прозванием женщины. Не слугам госпожу, а госпоже слуг будить. Господыня ж. твер. смол. барыня, хозяйка дома; иногда чередная хозяйка, которая готовить варево. Господыня - семь огородов, одна дыня! Господчик м. презрительно или укорно. Господич м. господична ж. встарь также гослодичич м. боярченок, барченок, барча, господский сынок. Госпоженка ж. зап. Богородица; от того двухнедельный пост перед днем Успения и самый день этот (15 августа) называют: госпожин день, или госпожинки, госпоженки мн. госпожинадень, а по случаю уборки в это же время хлеба с полей и по созвучию, также: оспожинки, вспожинки, спожинки. Местами это день Рождества пресвятой Богородицы, аспосов день, 8 сентября, см. аспожка. Господинов, госпожин, ему или ей принадлежащий. Господский, господний, господев; господский праздник, праздник Господа: Рождество Его, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение и Вознесение (для отличия от праздников богородичных и угодников). | Господину, господам принадлежащий, свойственный. Господский человек, крепостной; | арх. не простолюдин, из бар или чиновных. Глаз господский (хозяйский) угобжает землю (ниву). Господоватый, принимающий на себя барский вид, склонный подражать господам. Господствие церк. господство ср. владычество, властвование, владение, управление; | область, край или местность одной подчиненности; владение, вотчина. Рабы поносили господство господина своего, власть, звание. Всяк в господстве своем волен, во владении, собственности. Госпожество ср. господство женщины. Господственный, владетельский, свойственный господству, владычеству. Господствовать где, чем, над чем; владычествовать, владеть или управлять, первенствовать, начальствовать; покорять собою, подчинять себе; | быть во всеобщем обычае, употреблении. Господствование ср. действие и состояние по знач. глаг. Господничать, господствовать, в дурном, укорном смысле. Господничанье, действие это. Господарь м. стар. государь и господин: владелец, хозяин. | Сан бывших правителей Молдавии и Валахии. | Господарь южн. зап. хозяиндома; господыня, хозяйка дома; господа, все хозяйство и дом, жилые покои. Господарка ж. владетельница; супруга господаря. | Господарка ж. южн. хозяйка дома. Господарев, господаршин или господаркин, ему, ей принадлежащий. Господарский, господарям принадлежащий, свойственный. Господарство ср. достоинство или сан, звание господаря; | барство; | владение или область; | хозяйство, домашний обиход. Господарить, быть господарем, господаршей, господаркой, в разн. знач. Господолюбивый, любящий Господа, боголюбивый. Господоначальный, первовладыка, надо всем господствующий. Господородительница ж. Богородица.
Словарь Геце :

(господин, государь).

Наименование «господин» обозначает у людей высшее, в сравнении с другими, положение того, кто приказывает и распоряжается.

Примеры: господин виноградника Мф 20:8; господин над домашней прислугой Быт 24:9. Ин 13:16; господин (глава) семьи Быт 3:16; 1Пет 3:16. Обращение со словом «господин» является, следовательно, признанием такого высшего положения. 1Цар 26:17. Мф 15:27. Деян 16:30 и др.

Бог, как Творец неба и земли, есть господин над всем; поэтому должно чтить Его превыше всего и, соответственно, повиноваться Ему.

Бог — Властелин над всем: Втор 10:17; 1Тим 6:15; Нав 3:11; Мих 4:13.

Ему должно оказывать послушание и воздавать честь превыше всех и всего. Мал 1:6. Пс 8:2. Мф 11:25.

По возвращении из Вавилонского плена вошло в обычай избегать произнесения имени Божия «Иагве», чтобы не преступить заповеди в Исх 20:7; положено было вообще не произносить его: поэтому в Ветхом Завете всюду, где встречается это имя, с согласными слова «Иагве» соединены были гласные слова «Господь» (Adonai) в знак того, что читать нужно это последнее. В русском переводе наименованию «Иагве» или «Агве» соответствует наименование «Господь» или «Господь Бог» Исх 2:4; Ис 28:16.

Значение слова «Иагве» явствует из того места книги «Исход» (Исх 3:14), где Бог из огненного куста говорит Моисею Свое имя: «Я есмь Сущий», и повелевает сказать сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам». — Слово «Иагве» употреблено в 3-м лице, следовательно — «Он есть» Господь

Употребительное у нас слово «Иегова» составилось из соединения согласных слова «Иагве» и гласных слова «Адонаи».

Особенно часто встречается у пророков наименование Бога «Господом Саваофом», т. е. Господом сил и воинств. Подразумеваются, конечно, небесные воинства; по крайней мере, слово «zeba» (единств. число множественного — «Zebaoth») прилагается и к сонму Ангелов, напр. 1Цар 22:19 и к мириадом звезд, напр. Ис 40:26. Быть может при этом должно думать о безконечных и безграничных возможностях творческого могущества Божия, созидающего все в необъятном количестве, — не только Ангелов и звезды, но и людей, животных и растения, и господствующем над всем мирозданием.

Наименование «Господь» приличествует по достоинству и Тому, Кого Бог послал в мир, как Своего Сына, и опять возвысил, по совершении Его дела.

Ученики назвали Иисуса «Господом» уже во время Его земной жизни, и Он подтвердил им, что это наименование Ему принадлежит по праву; указал также и фарисеям на то, что в Пс 109:1 Давид называет Мессию своим Господом, несмотря на то, что Мессия — Его сын (потомок). Мф 22:43 и т. д. Лк 5:8, Лк 12:41. Ин 13:13.

По воскресении и вознесении Иисуса это Его наименование, «Господь», приобретает свое полное значение лишь в Его Церкви. С того времени оно означает царственную власть Христа и становится связующим звеном для членов Его Церкви, звеном внешним н внутренним, указывающим на то, что Иисус Христос — их Господин и Владыка. Флп 2:9−11. Мф 28:18. Деян 2:36. Рим 1:7, Рим 10:9, Рим 14:9.

«В Господе» Его верные имеют основание для своей внутренней и внешней жизни; все, что с ними случается, что они делают и что переживают — все происходит «в Господе», т. е, человек действует, взирая на Него, в связи с Ним, под Его водительством, в Его силе; и «в Нем» все верные слиты в одно целое — Его Церковь. Кол 2:6, Кол 2:7. Ин 15:5. Рим 8:1.

Говорится о хождении в Господе Кол 2:6, Кол 2:7; о труде в Господе 1Фес 5:12. Рим 16:12; о речи и свидетельствовании в Господе 2Кор 11:17. Еф 4:17; о радости в Господе Флп 4:4; об упокоении в Господе 1Кор 15:18. Павел называет Тихика возлюбленным братом и верным служителем и сотрудником в Господе Кол 4:7; себя самого — узником в Господе Еф 4:1, а церковь в Ефесе — светом в Господе. Христиане же суть братья в Господе Флп 4:1; единомысленны в Господе Флп 4:2 и возрастают в святой храм в Господе Еф 2:21.

Словарь Вихлицкого :
См. Бог.

Словом Господь (Адонаи), начиная с 3 в. до РХ, заменялось имя Иегова при чтении священных текстов из страха произносить само имя Вседержителя. Освященное употреблением этого имени Самим Господом, оно стало Его именем, неразрывно связанным в сердцах верующих с образом Спасителя (относительно Исх 32:5 см. Ваал, а). В Мф 25:11; Рим 14:4 в оригинале стоит господин. (см. Господи)
Словарь Никифорова :
(Быт 2:4, Исх 3:4-16 и др.) — одно из имен Божиих, по еврейски выражается словом Иегова, а у LXX большею частию словом Κύριος и везде означает истинного Бога. Известно, что Евреи издавна считали столь священным и таинственным имя Исговы, что страшились произносить оное и употребляли в своих книгах вместо Иегова слово: Адонаи, т.е. Владыка, Господь. По сказаниям Иудейским, это имя употребляли только священники и первосвященники в храме, но со смертью Симона Праведного (292 г. до Р.Х.) и в храме оно заменилось уже словом: Адонаи. Как бы то ни было, но у LXX (около 271 г. до Р.Х.) вместо Иегова постоянно уже стоит Κύριος — Господь. Введенное таким образом почти за 300 лет до Р.Х., оно затем освящено постоянным употреблением в Н.З. и самим Господом и апостолами, как собственное имя Божие, принадлежащее Ему, как истинному Богу. (см. Бог).
Словарь Нюстрема :
(евр. Адонай). Это слово часто встречается в Библии и соответствует евр. Иегова (Вечный) и Адон (Господин). см. Быт 18:3, Быт 39:2, Исх 4:10. Этому слову в греческом тексте Нового Завета соответствует «Кириос», которое относится как к Отцу, так и к Сыну (Ин 20:28, Деян 10:36, Откр 1:8, Откр 19:6, Откр 19:16).