(господин, государь).
Наименование «господин» обозначает у людей высшее, в сравнении с другими, положение того, кто приказывает и распоряжается.
Примеры: господин виноградника Мф 20:8; господин над домашней прислугой Быт 24:9. Ин 13:16; господин (глава) семьи Быт 3:16; 1Пет 3:16. Обращение со словом «господин» является, следовательно, признанием такого высшего положения. 1Цар 26:17. Мф 15:27. Деян 16:30 и др.
Бог, как Творец неба и земли, есть господин над всем; поэтому должно чтить Его превыше всего и, соответственно, повиноваться Ему.
Бог — Властелин над всем: Втор 10:17; 1Тим 6:15; Нав 3:11; Мих 4:13.
Ему должно оказывать послушание и воздавать честь превыше всех и всего. Мал 1:6. Пс 8:2. Мф 11:25.
По возвращении из Вавилонского плена вошло в обычай избегать произнесения имени Божия «Иагве», чтобы не преступить заповеди в Исх 20:7; положено было вообще не произносить его: поэтому в Ветхом Завете всюду, где встречается это имя, с согласными слова «Иагве» соединены были гласные слова «Господь» (Adonai) в знак того, что читать нужно это последнее. В русском переводе наименованию «Иагве» или «Агве» соответствует наименование «Господь» или «Господь Бог» Исх 2:4; Ис 28:16.
Значение слова «Иагве» явствует из того места книги «Исход» (Исх 3:14), где Бог из огненного куста говорит Моисею Свое имя: «Я есмь Сущий», и повелевает сказать сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам». — Слово «Иагве» употреблено в 3-м лице, следовательно — «Он есть» Господь
Употребительное у нас слово «Иегова» составилось из соединения согласных слова «Иагве» и гласных слова «Адонаи».
Особенно часто встречается у пророков наименование Бога «Господом Саваофом», т. е. Господом сил и воинств. Подразумеваются, конечно, небесные воинства; по крайней мере, слово «zeba» (единств. число множественного — «Zebaoth») прилагается и к сонму Ангелов, напр. 1Цар 22:19 и к мириадом звезд, напр. Ис 40:26. Быть может при этом должно думать о безконечных и безграничных возможностях творческого могущества Божия, созидающего все в необъятном количестве, — не только Ангелов и звезды, но и людей, животных и растения, и господствующем над всем мирозданием.
Наименование «Господь» приличествует по достоинству и Тому, Кого Бог послал в мир, как Своего Сына, и опять возвысил, по совершении Его дела.
Ученики назвали Иисуса «Господом» уже во время Его земной жизни, и Он подтвердил им, что это наименование Ему принадлежит по праву; указал также и фарисеям на то, что в Пс 109:1 Давид называет Мессию своим Господом, несмотря на то, что Мессия — Его сын (потомок). Мф 22:43 и т. д. Лк 5:8, Лк 12:41. Ин 13:13.
По воскресении и вознесении Иисуса это Его наименование, «Господь», приобретает свое полное значение лишь в Его Церкви. С того времени оно означает царственную власть Христа и становится связующим звеном для членов Его Церкви, звеном внешним н внутренним, указывающим на то, что Иисус Христос — их Господин и Владыка. Флп 2:9−11. Мф 28:18. Деян 2:36. Рим 1:7, Рим 10:9, Рим 14:9.
«В Господе» Его верные имеют основание для своей внутренней и внешней жизни; все, что с ними случается, что они делают и что переживают — все происходит «в Господе», т. е, человек действует, взирая на Него, в связи с Ним, под Его водительством, в Его силе; и «в Нем» все верные слиты в одно целое — Его Церковь. Кол 2:6, Кол 2:7. Ин 15:5. Рим 8:1.
Говорится о хождении в Господе Кол 2:6, Кол 2:7; о труде в Господе 1Фес 5:12. Рим 16:12; о речи и свидетельствовании в Господе 2Кор 11:17. Еф 4:17; о радости в Господе Флп 4:4; об упокоении в Господе 1Кор 15:18. Павел называет Тихика возлюбленным братом и верным служителем и сотрудником в Господе Кол 4:7; себя самого — узником в Господе Еф 4:1, а церковь в Ефесе — светом в Господе. Христиане же суть братья в Господе Флп 4:1; единомысленны в Господе Флп 4:2 и возрастают в святой храм в Господе Еф 2:21.