Метрика
Бог. Симфония для Библии.
Загрузка

бог

В Библии слово "бог" упоминается в 1737 стихах.
Другие формы слова : бог, небо, один, небом, одно, роду, неба, то, господь, одной, ту, той, одному, одна, боги, господа, бога, господу, силы, богу, богом, того, роде, небесами, родам, роды, господом, небес, ям, всевышнего, всевышний, всевышнему, господи, тот, одну, том, та, те, рода, одним, тому, иеговы, боже, одного, тем, теми, шива, силами, идолов, сила, богов, родах, родов, тех, одном, тою, род, иегова, небу, силу, одни, богами, одних, силою, творец, син, иисусу, иисус, небе, яму, ямы, богам, иисусом, соли, солью, соль, идолам, родами, силах, одною, иисуса, боге, небеса, одними, заступника, заступник, небесам, сил, родом, силом, господе, -, силе, вседержитель, вышний, небесах, божеству, ану, идолами, божества, божество, богах, идола, вседержителю, вседержителя, всевышним, сины, вышнего, творца, вышних, вседержителем, вседержителе, создателю, провидение, заступнику, яма, идолы, создателе, силам, создателя, божеством, божеств, творцу, вышнему, создатель, идолу, создателем, идол, яме, творцом, всевышнем, иисусе, божествах.

Быт 1 : 1
В начале сотворил Бог небо и землю.
Быт 1 : 3
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Быт 1 : 4
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
Быт 1 : 5
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Быт 1 : 6
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
Быт 1 : 7
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Быт 1 : 8
И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
Быт 1 : 9
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
Быт 1 : 10
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт 1 : 11
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
Быт 1 : 12
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт 1 : 14
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
Быт 1 : 16
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
Быт 1 : 17
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
Быт 1 : 18
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт 1 : 20
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
Быт 1 : 21
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт 1 : 22
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
Быт 1 : 24
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
Быт 1 : 25
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
Слово Бог найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Бог, Творец неба и земли и Промыслитель вселенной, в Св. Писании носит разные названия. Таковы в особенности суть: Елоаг и Елогим, Иаг и Иегова, Ел, Ельон, Шаддай, Адонай, греч. Θεός, Κύριος, ὁ ὦν, слав. Богъ, Господь, Сый, и др.

Толковый словарь Даля :
БОГ м. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Бог весть, Бог знает, я не знаю. Ей Богу, видит Бог, божба. Бог даст, отказ просящему подаяния. Бог заплатит, спасибо, благодарю. Под Богом, ответ на вопрос как живете? С Богом жить, прощальное пожелание молодым. Бог с тобой, с Богом, прощальное пожелание: прощение кому вины; напоминание, чтобы остановить кого в слове или деле. Остряк предложил медаль, в память докучливой войны на помощь соседней державе: с лица русский герб при надписи: С нами Бог; с изнанки герб союзников и надпись: Бог с вами. С Богом т. е. иди, начинай и пр. Бог посетил, смиренное выражение о постигшем кого бедствии. Бог милостив, утешение, обнадежение, авось. Помогай Бог, Бог в помочь, Бог помочь, Бог на помочь, арх. Бог на поль, приветствие трудящемуся, работающему. Дай Бог, дай Боже, пожелание, призывание чего. Ради Бога, просьба, увещание, моление, упрашивание кого. Бог тебя суди, жалоба, пеня обиженного, беззащитного. Суди-боги класть, плакаться, жаловаться на обиду сильного. Бог тебя прости, ответ просящему прощения в вине. Чем Бог порадует, что-то будет. Чем Бог послал, говорит хозяин, угощая. Помилуй Бог, сохрани Бог, изваяй Бог, желание устранения чего-либо неприятного. Боги мн. иконы, образа; боги ходят, иконы подняли, образа несут. Только с богами своими (с образами) и знается, никого не принимает. Богом называют также вообще высшее существо, по понятию того народа, о коем говорится, а потому боги мн. означает и мнимых создателей и управителей вселенной, у различных идолопоклонников, и самые идолы или истуканы их зовутся богами, божками, божествами. Где жить, тем богам и молиться. Не гони бога в лес, коли в избу влез. Счастлив твой бог. Каков бог, такова ему и свеча. Что тому богу молиться, который не милует. Не тому богу попы наши молятся, чтут мамона. Плохого бога (идола) и телята лижут. Всем богам по сапогам. Богиня ж. языческое или баснословное божество, божок женского пола. Богов малоупотребит. Божий, свойственный, принадлежащий Богу. Жива, наша; умерла, Богова. Богово дорого, бесово дешево. Богинин, принадлежащий баснословному существу, богине. Боговщина ж. баснословие, мифология. Жив Бог, жива душа моя. Один Бог без греха. Один только Бог видит (слышит) нас. Только Богу и плакаться. Правда живет у Бога. Кто Богу не грешен, царю не виноват. Виноватого Бог простит (помилует), а правого царь пожалует. Кого милует Бог, того жалует и царь. Милует Бог, а жалует царь. Никого (ничего) не боюсь: только Бога боюсь. Никого не бойся, только Бога бойся. Бог на небе, царь на земле. За правду (за правого) Бог и добрые люди. Доброму Бог помогает. Доброму Бог на помочь. Добрым путем Бог правит. Добрый (нужный) путь Бог правит. Богу приятно, а царю угодно. Коли царь Бога знает, Бог и царя и народ знает. Месяц нам божок, а кто нам будет боговать, як его не стане? белорус. Против Бога идут, а у него помощи просят! Бог терпел, да и нам велел. Обидящим Бог судия. Обидчика Бог судит. Суди Бог того, кто обидит кого. В ком есть Бог, в том есть и стыд (и страх). Богат Бог милостью. И Бог на всех не угодит. В Боге нет неправды. Бог на правду призрит. Все сказал, как перед Богом. Лучше слава Богу, нежели дай бог. Дай Бог - хорошо, а слава Богу - лучше. С Богом думал, т. е. хорошо. Как ни живи, только Бога не гневи. До царя далеко, до Бога высоко. Какова вера, таков у нее и бог. Русский Бог велик. Дай Бог нашему Богу жить - все живы будем. Все один Бог, что у нас, что у них, у иноверцев. Бог один, как ни призывай его. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Хоть в Польше, а Бога нет больше. Дает Бог и цыгану. Дает Бог и жиду, и злому цыгану. Все от Бога. У Бога милости много. Бог милостью не убог. От Бога отказаться - к сатане пристать. Утром Бог, и вечером Бог, а в полдень, да в полночь никто же, кроме Его. С Богом не поспоришь. С Богом не спороваться. У Бога всего много. У Бога света с начала света все приспето. У Бога всевозможно. На Бога надейся, а сам не плошай. Бог-то Бог, да и сам не будь плох. Ни Богу свеча, ни черту ожог (кочерга). На людей надеется, как на Бога; а на себя, как на черта, о беззаботном. Боговня ж. смол. кивот, божница; образная; часовня. Карманный бог помилует, откуплюсь.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Библия повествует о деяниях Божьих — прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА

А. Бог сотворил «небо и землю» (Быт 1:1) «и все, что на них» (Откр 10:6), «человека», «мужчину и женщину» (Быт 1:27). Он сотворил «мир» (Деян 17:24), «человека и животных» (Иер 27:5) и «все» устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, — Ноя (Быт 9:1), Ав-раама (Быт 12:2), Исаака (Быт 25:11), Иакова (Быт 35 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Быт 26:22; Втор 1:10). Бог дал людям пищу (Быт 1:29,30; Быт 9:3), одежду (Втор 10:18; ср. Мф 6 и след.), детей (Быт 33:5; Пс 126:3), землю (Втор 26:9), имущество (Екк 5:18) и успех (Быт 39:3,23).

Б. В подобных деяниях «Бог неба и земли» (Быт 24:3,7; Езд 5:11), Вседержитель (Иов 33:4; Откр 11:17) являет Свое всемогущество (Быт 28:3; Быт 48:3): «Он творит все, что хочет» (Пс 113:11), для Него «нет ничего невозможного» (Иер 32:17; Лк 1:37) — воистину «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр 11:19), но при этом Он «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:32). В отличие от «богов», «которые не сотворили неба и земли» (Иер 10:11), Он — живой Бог (Втор 5:26; 4Цар 19:4; Пс 41:3; Деян 14:15; 1Фес 1:9), «присносущий» (т.е. существующий вечно) (Дан 6:26; ср. Быт 21:33; Ис 40:28; Рим 14:25), и поэтому Он — «единый истинный Бог» (Ин 17:3; 1Фес 1:9; ср. 1Ин 5:20), «великий, сильный и страшный», «Бог богов и Владыка владык» (Втор 10:17; ср. Пс 85:10; Пс 94:3; Пс 95:4), «всевышний» (Пс 46:3; Ис 14:14; Деян 7:48). И «все воинство небесное» (Втор 4:19), обожествляемое язычниками (4Цар 23:5; Соф 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неем 9:6; Лк 2:13,14), поскольку Он сотворил его (Быт 2:1; Пс 32:6; Ис 40:26): «Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] — имя Ему» (Иер 31:35; ср. Пс 88:6–9), «Господь всей земли» (Нав 3:11).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все «угодное» Ему и «предначертанное» Им (Ис 44 и след.; Ис 46:10,11; ср. Иов 37:5; Ис 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: «Я сделаю, и кто отменит это?» (Ис 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для «новой твари» (2Кор 5:17): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор 12:6), а именно «в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф 1:19; Еф 3:20; 1Фес 2:13). «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13; ср. Деян 19:11; Кол 1:29); «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела...» (Еф 2:10), но, как сказал Сам Иисус: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).

II. ПОВЕЛИТЕЛЬ

В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.

А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс 32:9; Пс 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: «И заповедал Господь Бог человеку...» (Быт 2:16; ср. Быт 2:17). В Исх 19 есять заповедей названы «словами, которые заповедал ему [народу] Господь»; ср. Исх 34:10; Втор 4:5; Мф 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, которые Он Сам вкладывает им в уста (Иер 26:2; ср. Пс 118:15; Иер 43:1; Деян 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2Цар 16:11; ср. 4Цар 18:25; «будешь делать все, что Я повелел тебе» (2Пар 7:17; см. Иер 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь...» (Мих 6:8; ср. Втор 10:12,13).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:

1) в ВЗ наряду с формулой «И пришел Бог, и сказал» (Чис 22:9), которая может дополняться словами «ночью» и «во сне» (Быт 20:3; Быт 31:24), часто встречается формула «И явился Бог [Господь], и сказал» (Быт 12:7; Быт 17:1; Быт 26:2; Быт 35:9; Быт 48 и др.), также с добавлением слов «ночью» (Быт 26:24; 2Пар 1:7) и «во сне» (3Цар 3:5). Вместо «Бог пришел» в Библии часто встречается выражение «было слово Господа» (2Цар 7:4; 2Цар 24:11; 3Цар 16:1; 3Цар 17:2; 3Цар 19 и др.), относящееся, кроме 3Цар 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Иер 1:2; Иез 1:3; Ос 1:1; Иоиль 1:1; Иона 1:1; Мих 1:1; Соф 1:1; Зах 1 и др.;

2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр 1:1,2). Это подтверждает евангелист Иоанн: «Слово было Бог...», «Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин 1:1,14; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами...» (Быт 9:9; ср. Быт 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Быт 17:1–14): «...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»; «соблюди завет Мой...». Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: «Я Господь, Бог твой» (Исх 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы «будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:27), «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Так же будет и при «новом завете» (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил — «с нами Бог», см. Мф 1:23): «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: «Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века...» (Мф 28 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ

Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.

А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Быт 6 и далее часто звучит в Библии: «и восскорбел в сердце Своем». «Бог с небес призрел на сынов человеческих» (Пс 52:3), Он «увидел, что велико развращение человеков на земле» (Быт 6:5); Он «есть Бог ведения» (1Цар 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Пс 68:6). Он сетует: «Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня» (Ис 43:24). Слово, ставшее «плотию» (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф 26:38); «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого «не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов...» (Чис 14:18), потому что Он — «Бог ревнитель» (Исх 20:5; ср. Наум 1:2) и даже — «огонь поядающий» (Втор 4:24; Евр 12:29). «Он Бог святой» (Нав 24:19; ср. Ис 6:3; Откр 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: «Горе мне! погиб я!» (Ис 6:5). То, что было испытано Исаией (Ис 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов 9:13 с Иов 42 и след.), что воспето в псалме: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс 102:9,10) и что проповедано с обетованием в Ис 53:5: «...наказание мира нашего было на Нем», исполнилось наконец в Том, Кто был «сделан грехом вместо нас» (2Кор 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и «умерщвлен» (1Пет 3:18). «Дитя», Которое Бог наказал за всю «вину отцов» (ср. Исх 20:5), — Его собственный Сын, «не пощаженный Им», а «преданный» за всех нас (Рим 8:32).

В. Бог совершил это, «дабы нам получить усыновление» (Гал 4:5): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин 3:1); «...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче» (Рим 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: «Ты будешь называть Меня отцом твоим» (Иер 3:19); «...ибо Я — отец Израилю...» (Иер 31:9; ср. Втор 32:6; Мал 2:10; 2Кор 6:17,18). И пусть даже «...кого любит Господь, того наказывает», Он все равно «благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3:12; ср. Евр 12:6), и «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13). Ведь «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 102:8; ср. Исх 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс 129:8; ср. Мф 1:21; Ин 8:36), непреложным стало исповедание: «Ты, Господи, — Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис 63:16).

IV. ТРИЕДИНСТВО

А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Втор 6:4), так и в НЗ (ср. 1Кор 8 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах — Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим 14:17,18; Рим 15:16,30; 1Кор 12:4–6; 2Кор 1:21,22; 2Кор 13:13; Еф 1:17; Еф 2:19–22; Еф 3:5–7,14–17; Тит 3:4–6; 1Пет 1:2; Евр 9:14; Ин 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом «трезвучии» деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в которых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, которую «не видел ... глаз, не слышало ухо» и которая «не приходила ... на сердце человеку» (1Кор 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за которыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. → молитвы как к Богу (Откр 5:8–14). К Нему устремлена вера в Бога (Ин 14:1), поэтому Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28). → Иисус Христос.

В. Библия свидетельствует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: «Бог есть дух» (Ин 4:24). Это свидетельство есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт 1 говорится: «И Дух Божий носился над водою». Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1Цар 10:10; 1Цар 16:13; ср. Ис 59:21; Иез 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис 48:16). В 2Кор 3:17 сказано: «Господь есть Дух». Человек, в котором живет Божий Дух, — это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1Кор 3:16,17; 1Кор 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Еф 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян 5:3,4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Кор 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Рим 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1Пет 1:10,11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин 14:16,26) и что Он послан Христом от Отца (Ин 15:26); через Него Бог возрождает человека (Ин 3:5; Иоиль 2:28); «Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия» (Рим 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Гал 5:18), в Нем — основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим 8:14).

Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидетельства по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.

Словарь Геце :

Есть один только БогВтор 6:4; 4Цар 19:15. Неем 9:6. Пс 82:18, Пс 85:10. Ис 37:16, 20. Мк 12:30, 32. Ин 17:3. Рим 3:29; 1Кор 8:4, 6. Гал 3:20. Еф 4:6; 1Тим 2:5.

Един Бог в трех лицах. Мф 28:19; 1Пет 1:2; 1Ин 5:7; 1Кор 12:3−6; 2Кор 13:13; Еф 4:4−6.

Нет иного Бога, кроме Бога Втор 4:35, Втор 4:39, Втор 32:39; 1Цар 2:2; 2Цар 7:22; 3Цар 8:60; 1Пар 17:20; Пс 17:31; Ис 43:10, Ис 44:6, Ис 44:8, Ис 45:5, Ис 45:6, Ис 45:18, Ис 45:21, Ис 46:9. Ос 13:4. Иоиль 2:27. Мк 12:32; 1Кор 8:4.

Нет никого подобного Богу Исх 8:10, Исх 9:14, Исх 15:11. Втор 3:24, Втор 33:26; 1Цар 2:2; 2Цар 7:22, 2Цар 22:32; 3Цар 8:23; 1Пар 17:20, 2Пар 6:14; Пс 70:19, Пс 76:13, Пс 85:8, Пс 88:6, Пс 88:8, Пс 112:5; Ис 40:18, Ис 40:25, Ис 46:5, Ис 46:9; Иер 10:6, Иер 10:7. Мф 19:17.

Бог существует от Себя Самого. Исх 3:14. Ис 41:4, Ис 43:10, Ис 44:6, Ис 48:12; Откр 1:17, Откр 22:13.

Един Бог и Отец всего, что над нами и во всех нас. Еф 4:6.

Св. Библия учит, что Бог есть

Дух. Быт 1:2. Пс 138:7. Ин 4:24; 2Кор 3:17.

Невидим. Исх 33:20. Иов 9:11, Иов 23:8 Иов 9:1, Ин 1:18, Ин 5:37; 1Ин 4:12; Рим 1:20; Кол 1:15; 1Тим 1:17, 1Тим 6:16. Евр 11:27.

Безпределен и непостижим. 3Цар 8:27; 2Пар 2:6; Иов 5:9, Иов 9:10, Иов 11:7−9, Иов 26:14, Иов 36:26, Иов 37:5 Иов 23:1; Пс 76:19, Пс 138:6, Пс 144:3, Пс 146:5; Еккл 11:5; Ис 40:28. Мф 11:27; Рим 11:33−35; 1Кор 2:11.

Непреложен. Исх 3:15; Чис 23:19; 1Цар 15:29; Иов 23:13; Пс 32:4 Пс 11:1, Пс 101:26 Пс 27:1, Пс 118:89 Пс 90:1 Пс 138:1; Мал 3:6; Лк 21:33; Иак 1:17; Евр 6:17, Евр 6:18.

Вечен. Быт 21:33. Исх 3:15. Втор 6:4, Втор 33:27; Пс 9:7, Пс 89:2, Пс 92:2, Пс 101:12, Пс 101:27, Пс 145:10; Ис 40:28, Ис 41:4, Ис 42:8, Ис 48:12; Иер 10:10; Плач 5:19; Дан 4:34, Дан 6:26; Авв 1:12, Авв 3:6; 2Пет 3:8; Рим 16:26; 1Тим 1:17; Откр 1:4, Откр 1:8, Откр 4:8−10, Откр 11:17.

Безпределен и вездесущ. 3Цар 8:27; 2Пар 2:6, 2Пар 16:9; Иов 28:24, Иов 34:21 Иов 22:1; Пс 32:13, Пс 138:7−10; Притч 15:3; Иер 23:23 Иер 24:1, Иер 32:19; Ам 9:2, Ам 9:3; Зах 9:1; Деян 17:27; Евр 4:13.

Всеведущ. Исх 3:19; Втор 31:16; 1Цар 2:3; 3Цар 8:39; Иов 21:22, Иов 28:24, Иов 31:4, Иов 34:21, Иов 37:16; Пс 10:4, Пс 32:13−15, Пс 93:9, Пс 138:1−6, Пс 138:12; Притч 5:21, Притч 15:3; Ис 40:13 Ис 14:1; Иер 32:19; Иез 11:5; Дан 2:22; Мф 6:4; Мк 13:32; Деян 15:1; Рим 11:34; Евр 4:13.

Разумен и премудр. 1Цар 2:3; Иов 9:4, Иов 12:13, Иов 37:16; Пс 103:24, Пс 138:6, Пс 146:5; Притч 3:19; Иер 10:12, Иер 32:19; Рим 16:27; 1Тим 1:17; Иуд 1:1 Иуд 1:1.

Велик. Исх 18:11; Втор 10:17, Втор 32:1; 2Цар 7:22; 1Пар 16:25; 2Пар 2:5; Пс 46:2, Пс 47:1, Пс 76:13, Пс 85:10, Пс 91:8, Пс 94:3, Пс 98:2, Пс 103:1, Пс 134:5, Пс 144:3, Пс 146:5. Ис 12:6, Ис 40:15; Иер 10:6, Иер 32:18; Дан 9:4; Мал 1:14.

Всемогущ. Быт 17:1, Быт 35:11; Исх 6:3; Втор 10:17; 2Пар 20:6; Неем 9:32; Иов 37:23; Пс 23:8, Пс 146:5; Ис 40:26; Иер 32:17, 27; Наум 1:3; Мф 19:26; Мк 10:27; Лк 1:37; Рим 16:20; Откр 19:6.

Свят. Исх 15:11; Лев 19:2, Лев 20:26; 1Цар 2:2, 1Цар 6:20; Пс 98:9; Ис 57:15; Ин 17:11; 1Пет 1:16; Откр 15:4.

Праведен. Исх 34:7; Втор 32:4; Пс 10:7, Пс 88:14, Пс 96:2, Пс 115:5, Пс 118:137, Пс 145:21.

Терпелив и медлен на гнев. Исх 34:6. Чис 14:18. Неем 9:17. Пс 85:15, Пс 102:8, Пс 144:8. Иоиль 2:13. Иона 4:2. Наум 1:3.

Благ. Исх 33:19. Пс 24:8, Пс 32:5, Пс 85:5, Пс 99:5, Пс 118:68, Пс 144:9; Наум 1:7. Мк 10:18. Лк 6:35.

Полн любви. Иер 31:3. Ин 3:16; 1Ин 4:8, 16; Рим 5:8; 2Кор 13:11.

Милосерд. Исх 22:27, Исх 34:6. Чис 14:18. Пс 85:15, Пс 102:8, Пс 110:4, Пс 144:8. Иер 3:12, Иер 9:24. Иоиль 2:13; Иона 4:2. Мих 7:18. Иак 5:11; 2Кор 1:3.

Полон щедрот. 2Цар 24:14. Неем 9:17. Пс 77:38, Пс 85:15, Пс 102:13, Пс 115:5, Пс 144:9. Плач 3:32. Дан 9:18. Иона 4:2. Иак 5:11.

Истинен. Втор 32:4. Пс 31:5, Пс 56:10, Пс 107:4; Ис 65:16; Иер 10:10; Ин 7:28, Ин 17:3; 1Ин 5:20; 1Фес 1:9.

Верен. Чис 23:19; Втор 7:9; 1Цар 15:29; Пс 35:5, Пс 49:7, Пс 88:8; 1Кор 1:9, 1Кор 10:13; 1Фес 5:24.

Прав и праведен. Втор 32:4. Пс 24:8, Пс 91:15, Пс 144:17. Дан 4:37.

Вышний или всевышний. Исх 33:19. Чис 24:16. Иов 33:13. Пс 20:7, Пс 46:2, Пс 55:2, Пс 56:2, Пс 82:18, Пс 91:1, Пс 114:3, Пс 134:6. Притч 16:4. Ис 57:15. Дан 4:25, Дан 4:35. Лк 6:35, Лк 10:21. Деян 7:48. Рим 9:15. Еф 1:9−11. Флп 2:13.

Ревнитель. Исх 20:5, Исх 34:14. Втор 4:24, Втор 5:9, Втор 6:15; Нав 24:19; Наум 1:2.

Полн величия. Втор 33:26; 1Пар 29:11; Иов 37:22; Пс 8:1, Пс 103:1, Пс 144:5, Пс 147:13, Пс 149:2; Ис 2:10; Евр 1:3; Откр 15:8.

Исполнен славы. Исх 16:10. Лев 9:23. Чис 14:10, 21. Втор 28:58; 1Пар 29:11; Пс 18:1, Пс 137:5. Деян 7:2. Рим 1:23; 1Тим 2:13. Евр 8:1.

Наполняющий небеса и землю. 3Цар 8:27; 2Пар 2:6, 2Пар 6:18. Иер 23:24.

Безсмертен. Пс 101:26, Пс 101:27; 1Тим 1:17, 1Тим 6:16. Евр 1:11, Евр 1:12.

Совершен. Мф 5:48.

Нетленен. Рим 1:23.

Свет. 2Цар 22:29; Пс 103:2; Ис 60:19; Авв 3:4; Иак 1:17; 1Ин 1:5; 1Тим 6:16.

Любовь. 1Ин 4:8, 16.

Огонь пожирающий. Исх 3:2, Исх 19:18, Втор 4:24, Втор 9:3; 2Цар 22:9, 2Цар 22:13; Пс 96:3; Ис 33:14; Иез 1:27. Деян 7:30. Евр 12:62.

Словарь Вихлицкого :
Этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт 1:27; Быт 2:7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, ни постигнуть не в состоянии (Иов 11:7). Но нам дано видеть Его дела (Втор 4:35; Деян 17:28; Рим 1:20). И людям Бог на протяжении веков открывался под разными именами. В первой главе Библии мы встречаем только имя Бог, которое в еврейском тексте записано как Элоим (мн. от Эль, сила). Этим именем Священное Писание показывает Бога всесильным Творцом и Вседержителем. Но уже во второй главе мы встречаем имя Господь (Иегова, то есть Сущий, см. Исх 3:14) и это потому, что был сотворен человек. Разницу эту можно понять, например, из рассмотрения следующих мест: ...как повелел ему Бог (Элоим). И затворил Господь (Иегова) за ним... (Быт 7:16); или ...ныне предаст тебя Господь (Иегова) в руку мою...и узнает вся земля, что есть Бог (Элоим) в Израиле (1Цар 17:46); или ...Господь (Иегова) помог ему, и Бог (Элоим) отвел их от него... (2Пар 18:31); или, наконец, из сравнения 1Кор 5:13 и Евр 10:30; 1Пар 21:13 и Евр 10:31. Другими словами, Бог есть Господь для избранных Своих, а для всех остальных Он есть только Всесильный Бог.

В 3 в. до РХ в обиход вошло имя Бога Адонаи (что также значит Господь, Владыка — от слова дан, судья), которое евреи употребляли вместо имени Иегова при чтении священных текстов.

Кроме указанных имен в еврейском тексте Священного Писания встречаются еще следующие два имени Бога: Елион (означающее Всевышний, как например, в таких словах: ...поднимаю руку мою к Господу Богу (Елион)..., Быт 14:22) и Шаддаи (означающее Всемогущий, например: ...явился... с именем Шаддаи, Исх 6:3). Пс 90:1 в оригинале выглядит так: Живущий под кровом Всевышнего (Елион), под сению Всемогущего (Шаддаи) покоится. Говорит Господу (Иегове): ...Бог (Элоим) мой...

Кроме этих имен Божиих Библия приводит также следующие определения или характеристики Божии (которые иногда называются именами):

• дух (Ин 4:24),

• мститель (Наум 1:2),

• огонь поядающий (Втор 4:24; Ис 33:14; Евр 12:29),

• ревнитель (Исх 34:14; Втор 6:15; Наум 1:2),

• Саваоф,

• свет (1Ин 1:5),

• страх Исаака (Быт 31:42, Быт 31:53),

• Судия (Иов 23:7),

• Творец (Иов 4:17; Пс 94:6; Рим 1:25),

• Утешитель (Ис 51:12).

В Новом Завете Бог является в Сыне Своем Иисусе Христе (Ин 1:18). (см. также Адонаи, Господь, Иегова, имя, Сын Божий).
Словарь Никифорова :
Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт 1:1, Ин 1:1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие: Иегова (Я еСм. Сущий; Исх 3:14) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр 1:8). см. Иегова.

Евр Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Свящ. Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исх 12:12, Исх 32:1,4, 2Пар 13:9), и о царях земных (Пс 8:1), но преимущественно употребляются о Едином истинном Боге (Быт 1:1, Быт 5:22, Быт 6:9 и др.). Всемогущий (Быт 17:1, Быт 28:3, Исх 6:3). Господь (Евр Адонаи; Суд 13:8). Всевышний (Быт 14:18, Пс 7:18). В Свящ. Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, как-то: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и слава. Если Свящ. Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так например руки означают всемогущество, очи и уши всеведение, ноги вездесущие и т.д. Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — Троица единосущная и нераздельная (Мф 28:19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Свящ. Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свойствами так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Св. Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить. Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас — жить для Бога подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности значит вовсе отвергать Бытие Божие. Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как например ангелов (Пс 96:7), начальств (Исх 22:28) и т.п.
Словарь Нюстрема :
Во всех книгах Ветхого Завета мы находим два главных названия Божественной Сущности — Элохим и Иегова. Элохим есть множественное число от Эль или Элоах (араб. Аллах). Элоах — позднейшая поэтическая форма (Неем 9:17, 4Цар 22:15 евр. текст). Также встречаются Элом, мой Бог, и более короткая форма — Эль, напримерь, Эль-Шаддай (Бог Всемогущий); под этим именем Бог открывался патриархам — (Быт 17:1, Быт 28:3); обрати внимание на Исх 6:3: «Являлся Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Эль-Шаддаи» (Бог Всемогущий), а с именем «Иегова» (Господь) не открылся им». Слова Эль, Элоах и Элохим буквально означают Могущественный» (от одного корня с евр. словом аль — Сильный) или же «достойный почитания», «достойный поклонения» от корня алах, (арабск. алиха), обозначающего, — бояться или почитать; имя же Иегова, т.е. Сущий, вечно неизменяемый, изображает Его, как Бога завета, являющего Себя в делах благодати.

Примечание: Еврейское слово Иегова, вероятно, особенная форма будущего времени от глагола хавах, т.е. быть «иехвех», т.е. «Он существует» — так Бог называет себя в Исх 3:14: «Я есмь Сущий», или просто «Я есмь», или также (будущ. хифиль) «иахвех», т.е. «Он дает существование», следовательно, — дающий жизнь. Неизвестно, как понимали евреи это слово: происходящим от иехвех, или от иахвех, так как они считали это имя настолько святым, что никогда не произносили его. Везде в еврейской Библии, где встречается это таинственное слово (Ихвх) евреи читают Адонаи (Господь). Но если в еврейском тексте Библии написано Адонаи JHVH, то они читают Адонаи Элохим (Господь Бог), напр., в Ис 50:4 и далее. Слово JHVH в раввинских сочинениях называется «имя», «четырехбуквенное имя», «особенное имя» и т.д. Такое почитание этого имени происходило от неправильного понимания Лев 24:16, согласно которому верили, что одно только произношение этого имени Бога было преступлением, заслуживающим смерти.

Слова Эль и Элохим (могущественный или достойный почитания), обозначавшие Божественную сущность, употребляются чаще, чем слово Иегова, обозначающее Бога завета. Имя Иегова никогда и никому не приписывается кроме одного Бога. Слова же Эль и Элохим применяются также духам и даже ложным богам, лицам, имеющим дарованную Богом власть. «Вижу как бы Бога (Элохим) выходящего из земли», сказала волшебница в Аэндоре Саулу (1Цар 28:13). Слово «ангелами» в Пс 8:6 по-еврейски выражено словом «Элохим». (Срав. Пс 81:1, Пс 81:6, Пс 96:7). В Исх 4:16 сказано, что Моисей будет вместо Бога для Аарона, и в Исх 7:1 «Господь сказал Моисею: смотри Я поставил тебя богом фараону». В Исх 21:6, Исх 22:8 «пред богов или «пред судей», т.е. власть имущих. В Иез 31:11 Навуходоносор назван «властителем (евр. Эль) народов».

Наконец, надо отметить еврейские выражения, где слово Бог употребляется в соединении с различными предметами, чтобы отметить их особенное величие или «божественность». Так, например, ужас в 1Цар 14:15 называется «ужас великий от Господа». В Пс 35:7 мы встречаем «горы Божий», т.е. самые высокие горы, а Пс 79:11 «кедры Божий», т.е. высокие кедры. У Иона 3:3 говорится о Ниневии городе великом у Бога»; про Нимрода сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом» (Быт 10:9).

В Новом Завете также остался след такого рода выражений; так, напр., в Деян 7:20 про Моисея «он был прекрасен перед Богом», т.е. что он был чрезвычайно красив.

Словом Элохим называются также иногда языческие боги и богини, напр., в 3Цар 11:33. Когда же это слово обозначает истинного Бога, то к ему присоединяется определенный артикль «ха», ха-елохим, со сказуемым в единственном числе; множественное же число имени Бога показывает полноту существа, или многообразие силы, троичность лиц, а употребляемое с глаголом в единственном числе обозначает единство существа. Так в Быт 1:1 говорится, что Элохим (мн. ч.) сотворил (един, ч.) и т.д. В виде исключения, слово Элохим (Бог) встречается с глаголом во множественном числе во 2Цар 7:23.