Словарь Никифорова : иов
Иов (возможно, от евр. «враждующий»):
1) сын Иссахара (Быт 46:13). В других местах Библии он именуется Иашувом (Чис 26:24; 1Пар 7:1);
2) → Книга Иова.
ИОВ (угнетённый или враждебно преследуемый):
а) Быт. 46:13 — третий сын Иссахара, называемый в книге Числа (26:24) и 1 Пар. 7:1 Иашувом.
б) Иов 1:1 — благочестивый Ветхозаветный старец, человек непорочный, богобоязненный и удалившийся от зла.
Иов (אִיּוּב – по одним: обращающийся, раскаивающийся, по другим: враждебно преследуемый; Ἰώβ; Iob; Іовъ; L: Hiob): Иов.1:1 и далее. Иез.14:14, 20. Иак.5:11. – Известный своим благочестием и непорочностью жизни муж, испытанный от Бога всеми несчастьями, и среди всех своих несчастий оставшийся непоколебимым в вере и добродетели. Он есть действительное, а не вымышленное лицо. Это видно из самой книги Иова – из подробностей о нем в начале книги и. в конце ее, и в исторических частях ее (гл. Иов.29–31), и о том же свидетельствует предание, помещаемое у LXX .в конце этой книги. У пророка Иезекииля Иов поставляется вместе с Ноем и Даниилом (Иез.14:14, 20). Св. ап. Иаков говорит об Иове, как о действительном лице (Иак.5:11). Он жил во времена патриархальные, и даже до времен Моисея. Подтверждением сему служат: указание самой книги Иова – описание нравов и обычаев и религиозных обрядов и постановлений его времени; все здесь носит на себе печать времен патриархальных. Богатство составляют главным образом стада крупного и мелкого скота (Иов.1:3, 42:12). Суды производятся в форме патриархальных времен (Иов.29:7–14). Люди научаются мудрости и знанию или по непосредственному откровению Божию (Иов.4:12–21, 33:14–16), или по устному наставлению и преданию отцов и старцев (Иов.8:8–10, 12:12, 15:9–10), или из наблюдения явлений природы (Иов.12:7–10, гл. Иов.37 и др.). Жизнь продолжается более двух сот лет (Иов.42:16). Нет и помину о чудесах Божиих при Моисее и о Законе писанном. Нигде не говорится об идолах и служении им, а упоминается только о сабеизме или почитании звезд, которое является древнейшим из родов идолопоклонства (Иов.31:26–28). Семейные отношения, подобно общественным, описываются согласно с характером времен патриархальных: Иов, по примеру патриархов, представляется священником в своем семействе и сам приносит жертвы за детей своих (Иов.1:5). Отечеством и местом жительства Иова представляется земля Уц (ש־ץ – Ἀυσίτις), земля Авситидийская. Такое название ее, по одним, происходит от Уца, сына Дишана, внука Сеира Хорреянина, и так. обр. местность эта должна находиться в Идумее (Быт.36:28, 20–21). Но по другим, что кажется вероятнее, название земли Авситидийской происходит или от Уца, сына Арама, внука Симова (Быт.10:23), или от Уца, первенца Нахора, брата Авраамова (Быт.22:20–21. Сн. Флав. Древн. к. 1. гл. 6. § 4). Земля эта находилась в северной части Каменистой Аравии, в древнем Гауране или Васане, за Иорданом, к юго-востоку от Дамаска. Поэтому и друзей Иова можно производить или от рода того же Нахора, или от других соседних и родственных между собою народов, наприм., от сынов Хеттуры, которые обитали в этих же .восточных странах (Быт.25:1–6). Так Елифаз был из страны Феманской, получившей свое название или от Фемана, внука Исавова (Быт.36:15), или от Фемана, сына Авраама от Хеттуры (Быт.25:3, 6). Валдад происходил из Савхеи, которую населяли потомки Шуаха, сына Авраама от Хеттуры (Быт.25:2, 6). Софар Наамитянин происходил, вероятно, из Наама или Ноема, города пустыни Аравийской или Идумеи (Fürst 2. р. 43. Herz. X. р. 184). Елиуй Вузитянин происходил от Вуза, сына Нахора от Милки (Быт.22,21), и след., был родственник Иову. Так. обр. Иов с друзьями своими составляли общество верующих вне церкви Авраамовой, но общество, обитавшее в соседстве или поблизости к той земле, которая обещана была Богом Аврааму и его потомству.
б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского полуострова) во времена первых потомков Авраама.
1905
Иовав
а) (Быт 10:29; 1Пар 1:23) — аналог. Алмодад;
б) (Быт 36:33, Быт 36:34; 1Пар 1:44, 1Пар 1:45) — сын (потомок) Зераха, один из царей едомских;
в) (Нав 11:1) — царь Мадонский;
г) (1Пар 8:9) — аналог. Авитув;
д) (1Пар 8:18) — аналог. Зевадия, б.
Иoв, не сомневаясь в праведности Бога, не мог принять на себя греха, будучи уверен, что он не сделал его. После всех выступил четвертый из друзей Иова, бывший младше всех летами, Елиуй. Он обличил трех первых друзей за их обвинения, доказал, что страдания люди не должны обязательно считать наказанием за свои поступки, но испытанием и очищением. Он побуждал Иова к смиренному разбору своих мыслей и поступков. Наконец, Сам Бог явился в буре, объявил о Своем совершенстве и величии в создании и управлении вселенной и показал безумие тех, кто хочет порицать Бога или спорить с Ним. Иoв сознал свое ничтожество и свое безумие: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). Затем Бог обличил трех друзей в том, что они говорили о Нем не так правильно, как Иов, велел им принести жертвы всесожжения и обещал помиловать их по молитве Иова. Господь восстановил прежнее благосостояние Иова и дал ему вдвое по сравнению с прежним. У него снова родилось 7 сыновей и 3 дочери, и после своих страданий он прожил еще 140 лет. Так как он имел до своего тяжелого испытания 7 взрослых сыновей и 3 дочерей, то отсюда заключають, что он достиг 200-летнего возраста. Пророк Иезекиль говорит об Иове, как о набожном человеке (Иез 14:14, Иез 14:20). Его терпение и конец жизни вспоминаются также Иаковом (Иак 5:11).