Живою водою (Быт 26:19) называется постоянно текущая, родниковая вода, в противоположность стоячей воде в водоемах. Срав. слова Господа в Иер 2:13 и Ин 4:10. см. «Источники».
Словарь Нюстрема : вода
Живою водою (Быт 26:19) называется постоянно текущая, родниковая вода, в противоположность стоячей воде в водоемах. Срав. слова Господа в Иер 2:13 и Ин 4:10. см. «Источники».
Петр пишет: «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2Пет 3:5).
Когда Господь сотворил Едемский сад, Он создал реку, чтобы орошать его. Эта река делилась на четыре другие, из которых две мы можем определить точно: Тигр и Евфрат, питавшие земли Месопотамии в древности и продолжающие делать это сегодня (Быт 2:10-14).
В Библии говорится также, что в начале истории земли не существовало дождя, но только туман увлажнял землю (Быт 2:5-6).
Во времена Ноя Господь использовал воду для разрушения «тогдашнего мира» (2Пет 3:6), в наказание за его грехи. На Ближнем Востоке вода играла особую роль, потому что в значительной части этой области дождей выпадает мало. Например, в Египте, в районе Каира, среднегодовой уровень осадков составляет всего от 2 до 4 дюймов (5,1-10,2 см), а в районе Асуана он вообще равен нулю. Египет зависит от реки Нил, которая разливается в период экваториальных дождей. Палестина, напротив, хорошо увлажняется «дождем небесным» (Втор 11:10-11).
Вода упоминается в Писании и в переносном значении. Праведник подобен дереву, посаженному у водного потока (Пс 1:3; Иер 17:8).
Душа жаждет Бога: «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс 62:2); «Душа моя — к Тебе, как жаждущая земля» (Пс 142:6).
Иисус удовлетворяет эту потребность и заявляет: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7:37-38).
Иисус сказал также: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14).
Дух Иисуса — та духовная вода, что утоляет жажду человеческого духа (Ин 7:38-39).
Слово Божье также изображается как вода, совершающая духовное омовение. Господь говорит об омовении церкви «банею водною, посредством слова» (Еф 5:26).
А Павел пишет, что люди спасаются «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5).
В завершающих главах Библии Господь объявляет: «Жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр 21:6).
Даже в описании небесного Иерусалима упоминается вода — река воды жизни: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр 22:1).
Последний призыв Писания сформулирован в сходных выражениях: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр 22:17).
I. В. в природе → Палестины (IV): → Дождь → Снег → Поток → Иордан → Средиземное море → Соленое море → Чермное море → Река.
II. Снабжение В. деревень и городов: → Колодец → Водоем → Иерусалим (II,В) → Силоам.
III. В связи с тем, что В. играет огромную роль в жизни каждого человека, она часто упоминается в Библии в иносказаниях:
1) нередко В. олицетворяет несчастье, преследование, вражеское нападение и завоевание (Пс 68:2; Пс 87:17; Пс 123:4; Ис 8:7); картина бушующего моря сравнивается с мятежом народов (Пс 64:8). Со времен потопа (Быт 6 — Быт 8:22) В. олицетворяет бедствие, ее воспринимают как суд Божий (Пс 41:8). Но и пересохшие потоки (Иоиль 1:20) и высохшие реки (Иез 30:12) также расцениваются как суд Божий;
2) в то же время В. в пустыне и в засушливой местности (Ис 41:17–20) — это символ Божьего благословения (Ис 47:1–12; Откр 22:1). Культовое очищение, которое должно было совершаться в проточной В. (Лев 15:13; Чис 19:17), становится символом прощения грехов, под «В. живой» Библия понимает также Св. Духа и Его воздействие (Ис 44:3; Ин 4:10,13; Ин 7:38). → Баня возрождения → Купание → Чистота, нечистота → Крещение → Омовение.
Один из элементов мироздания. Быт 1:2.
По слову Божию
Разделена была твердью. Быт 1:6, Быт 1:7.
Собралась в одно место. Быт 1:9.
Населена рыбами и гадами. Быт 1:20, Быт 1:21.
Необходима для растительности. Быт 2:5, Быт 2:6. Иов 14:9. Ис 1:30.
Иные растения нуждаются в большом количестве ея. Иов 8:11.
Необходима для жизни человека. Ис 41:17. Зах 9:11.
В источниках. Иис. Нав 15:19.
В прудах. 3Цар 22:38. Неем 2:14.
В садах. Исх 7:19. Ис 19:10.
В потоках. 3Цар 18:5; 2Пар 32:3.
В колодцах. Быт 21:19.
В ручьях. Пс 77:16; Ис 35:6.
В реках. Ис 8:7; Иер 2:18.
В озерах. Быт 1:9, 10; Ис 11:9.
В облаках. Быт 1:7; Иов 26:8, 9.
В виде пара поднимается ввысь. Еккл 1:7; Пс 103:8.
Падает с неба в виде дождя. Втор 11:11; 2Цар 21:10.
Жидкая. Пс 77:16; Притч 30:4.
Непостоянна. Быт 49:4.
Легко проникает. Пс 108:18.
Отражает изображения. Притч 27:9.
Подтачивает самые твердые преграды. Иов 14:19.
Очищает. Иез 96:25; Еф 5:26.
Освежает. Иов 22:7; Притч 25:25.
Замерзает при холоде. Иов 38:29; Пс 146:16, 17.
Употребляли для питья. Быт 24:43; 3Цар 13:19, 3Цар 13:22, 3Цар 18:4; Ос 2:5.
Для приготовления пищи. Исх 12:9.
Для омовений. Быт 18:4, Быт 24:32.
Для очищения. Исх 29:4; Евр 9:10, 19.
Хранилась для омовений в больших сосудах. Ин 2:6.
Носили в ушатах. Быт 21:14; 1Цар 26:11; Мк 14:13.
Искусственное снабжение городов ею. 4Цар 20:20.
Иногда грязна и негодна для употребления. Исх 15:23; 4Цар 2:19.
Недостаток ее был большим бедствием. Исх 17:1−3; Чис 20:2; 4Цар 3:9, 10; Ис 3:1.
При скудости ее продавалась по дорогой цене. Плач 5:4.
Чудеса, касающиеся воды
Превращение в кровь. Исх 7:17, 20.
Превращение в вино. Ин 2:7−9.
Проистечение ее из камня. Исх 17:6; Чис 20:11.
Выход ее из ослиной челюсти. Суд 15:19.
Поглощена огнем с неба. 3Цар 18:38.
Течение ее разделено и образует две стены. Исх 14:21, 22; Нав 3:16.
Рвы наполнены ею. 4Цар 3:17−22.
Железо плавает в ней. 4Цар 6:5, 6.
Господь Иисус ходил по воде Мф 14:26−29.
Ей свойственна целебная сила. 4Цар 5:14; Ин 5:4, Ин 9:7.
Мир с его обитателями был погублен ею. Быт 7:20−23; 2Пет 3:6.
Мир впредь не подвергнется потопу. Быт 9:8−15; 2Пет 3:7.
В переносном смысле о:
Помощи Божией. Ис 8:6.
Дарах и милостях Духа Святого. Ис 41:17, Ис 41:18, Ис 44:3; Иез 36:25; Ин 7:38−39.
Преследователях. Пс 123:4−5.
Преследованиях. Пс 87:17.
Вражеском войске. Ис 8:7, Ис 17:13.
Повелениях Св. Писания. Пс 22:2.
Тяжких бедствиях. Пс 65:12, Пс 68:1; Ис 30:20, Ис 43:2.
Помыслах человека. Притч 20:5.
Словах мудреца. Притч 18:4.
Гневе Божием. Ос 5:10.
Слабости скорбящего. Пс 21:14.
Многочисленном потомстве. Чис 24:7.
Смерти. 2Цар 14:14.
Способности к распространению. Быт 49:4.
Ослаблении и коварстве. Нав 7:5; Иез 7:17.
Ссорах. Притч 17:14.
Судьбе нечестивых. Иов 24:18; Пс 57:7.
Разных народах и племенах. Откр 17:1, 15; Иер 51:13.
Различных огорчениях. 2Цар 22:17.
Словах Иисуса Христа. Откр 1:15.
Распространении повсеместного ведения Божия. Ис 11:9; Авв 2:14.
Вода в Священном Писании
• называется: живой (Чис 19:17; Иер 17:13; Зах 14:8; Ин 4:10; Ин 7:38; Откр 21:6),
водой жизни (Ис 58:11; Иез 47:1; Откр 22:1),
• символизирует: благо, милость (Пс 22:2; Ис 32:20; Иез 31:14),
одну из основ Божиего творения (Пс 135:6; Пс 148:4),
неисследимые пути Божии (Еккл 11:1),
беды (2Цар 22:17; Иов 22:11; Пс 65:12; Пс 68:2, Пс 68:16; 87.18;
Ис 43:2; Плач 3:54),
нечестие (Притч 9:17; Откр 17:1),
слово Божие и очищение через слово Божие (Ин 3:5; 1Ин 5:6; Еф 5:26),
• обозначает: потоп (Быт 6:17; Ис 54:9; 2Пет 3:6),
очищение (Иез 16:9),
ритуалы (Исх 29:4; Лев 16:24; Чис 5:22; Чис 19:20.21; Мф 27:24).
+
Живой (то есть текущей) водой называются источники (Быт 26:19) и вода этих источников (Лев 14:6, Лев 14:50, Лев 14:51; Лев 15:13). В 1Ин 5:8 это слово означает разум человека. (см. живая вода, море, черпать и проливать воду)