Метрика
Вода. Симфония для Библии.
Загрузка

вода

В Библии слово "вода" упоминается в 94 стихах.

Быт 1 : 9
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
Быт 1 : 20
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
Быт 1 : 21
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт 7 : 18
вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
Быт 7 : 19
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
Быт 7 : 20
на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.
Быт 7 : 21
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
Быт 8 : 3
Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.
Быт 8 : 5
Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
Быт 8 : 7
и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
Быт 8 : 8
Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,
Быт 8 : 9
но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
Быт 8 : 11
Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
Быт 8 : 13
Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
Быт 9 : 15
и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
Быт 26 : 20
И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
Быт 49 : 4
но ты бушевал, как вода, -- не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.
Исх 4 : 9
если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.
Исх 7 : 20
И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь,
Исх 14 : 27
И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.
Слово Вода найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
(Water) Необходимое для жизни вещество, покрывающее большую часть поверхности земли, основная составляющая человеческого тела. Без воды невозможно прожить больше нескольких дней. В начале вода покрывала землю. Потом Бог сотворил сушу (Быт 1:9-10).

Петр пишет: «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2Пет 3:5).

Когда Господь сотворил Едемский сад, Он создал реку, чтобы орошать его. Эта река делилась на четыре другие, из которых две мы можем определить точно: Тигр и Евфрат, питавшие земли Месопотамии в древности и продолжающие делать это сегодня (Быт 2:10-14).

В Библии говорится также, что в начале истории земли не существовало дождя, но только туман увлажнял землю (Быт 2:5-6).

Во времена Ноя Господь использовал воду для разрушения «тогдашнего мира» (2Пет 3:6), в наказание за его грехи. На Ближнем Востоке вода играла особую роль, потому что в значительной части этой области дождей выпадает мало. Например, в Египте, в районе Каира, среднегодовой уровень осадков составляет всего от 2 до 4 дюймов (5,1-10,2 см), а в районе Асуана он вообще равен нулю. Египет зависит от реки Нил, которая разливается в период экваториальных дождей. Палестина, напротив, хорошо увлажняется «дождем небесным» (Втор 11:10-11).

Вода упоминается в Писании и в переносном значении. Праведник подобен дереву, посаженному у водного потока (Пс 1:3; Иер 17:8).

Душа жаждет Бога: «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс 62:2); «Душа моя — к Тебе, как жаждущая земля» (Пс 142:6).

Иисус удовлетворяет эту потребность и заявляет: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7:37-38).

Иисус сказал также: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14).

Дух Иисуса — та духовная вода, что утоляет жажду человеческого духа (Ин 7:38-39).

Слово Божье также изображается как вода, совершающая духовное омовение. Господь говорит об омовении церкви «банею водною, посредством слова» (Еф 5:26).

А Павел пишет, что люди спасаются «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5).

В завершающих главах Библии Господь объявляет: «Жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр 21:6).

Даже в описании небесного Иерусалима упоминается вода — река воды жизни: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр 22:1).

Последний призыв Писания сформулирован в сходных выражениях: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр 22:17).
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. В. в природе → Палестины (IV): → Дождь → Снег → Поток → Иордан → Средиземное море → Соленое море → Чермное море → Река.

II. Снабжение В. деревень и городов: → Колодец → Водоем → Иерусалим (II,В) → Силоам.

III. В связи с тем, что В. играет огромную роль в жизни каждого человека, она часто упоминается в Библии в иносказаниях:

1) нередко В. олицетворяет несчастье, преследование, вражеское нападение и завоевание (Пс 68:2; Пс 87:17; Пс 123:4; Ис 8:7); картина бушующего моря сравнивается с мятежом народов (Пс 64:8). Со времен потопа (Быт 6Быт 8:22) В. олицетворяет бедствие, ее воспринимают как суд Божий (Пс 41:8). Но и пересохшие потоки (Иоиль 1:20) и высохшие реки (Иез 30:12) также расцениваются как суд Божий;

2) в то же время В. в пустыне и в засушливой местности (Ис 41:17–20) — это символ Божьего благословения (Ис 47:1–12; Откр 22:1). Культовое очищение, которое должно было совершаться в проточной В. (Лев 15:13; Чис 19:17), становится символом прощения грехов, под «В. живой» Библия понимает также Св. Духа и Его воздействие (Ис 44:3; Ин 4:10,13; Ин 7:38). → Баня возрождения → Купание → Чистота, нечистота → Крещение → Омовение.

Словарь Геце :

Один из элементов мироздания. Быт 1:2.

По слову Божию

Разделена была твердью. Быт 1:6, Быт 1:7.

Собралась в одно место. Быт 1:9.

Населена рыбами и гадами. Быт 1:20, Быт 1:21.

Необходима для растительности. Быт 2:5, Быт 2:6. Иов 14:9. Ис 1:30.

Иные растения нуждаются в большом количестве ея. Иов 8:11.

Необходима для жизни человека. Ис 41:17. Зах 9:11.

В источниках. Иис. Нав 15:19.

В прудах. 3Цар 22:38. Неем 2:14.

В садах. Исх 7:19. Ис 19:10.

В потоках. 3Цар 18:5; 2Пар 32:3.

В колодцах. Быт 21:19.

В ручьях. Пс 77:16; Ис 35:6.

В реках. Ис 8:7; Иер 2:18.

В озерах. Быт 1:9, 10; Ис 11:9.

В облаках. Быт 1:7; Иов 26:8, 9.

В виде пара поднимается ввысь. Еккл 1:7; Пс 103:8.

Падает с неба в виде дождя. Втор 11:11; 2Цар 21:10.

Жидкая. Пс 77:16; Притч 30:4.

Непостоянна. Быт 49:4.

Легко проникает. Пс 108:18.

Отражает изображения. Притч 27:9.

Подтачивает самые твердые преграды. Иов 14:19.

Очищает. Иез 96:25; Еф 5:26.

Освежает. Иов 22:7; Притч 25:25.

Замерзает при холоде. Иов 38:29; Пс 146:16, 17.

Употребляли для питья. Быт 24:43; 3Цар 13:19, 3Цар 13:22, 3Цар 18:4; Ос 2:5.

Для приготовления пищи. Исх 12:9.

Для омовений. Быт 18:4, Быт 24:32.

Для очищения. Исх 29:4; Евр 9:10, 19.

Хранилась для омовений в больших сосудах. Ин 2:6.

Носили в ушатах. Быт 21:14; 1Цар 26:11; Мк 14:13.

Искусственное снабжение городов ею. 4Цар 20:20.

Иногда грязна и негодна для употребления. Исх 15:23; 4Цар 2:19.

Недостаток ее был большим бедствием. Исх 17:1−3; Чис 20:2; 4Цар 3:9, 10; Ис 3:1.

При скудости ее продавалась по дорогой цене. Плач 5:4.

Чудеса, касающиеся воды

Превращение в кровь. Исх 7:17, 20.

Превращение в вино. Ин 2:7−9.

Проистечение ее из камня. Исх 17:6; Чис 20:11.

Выход ее из ослиной челюсти. Суд 15:19.

Поглощена огнем с неба. 3Цар 18:38.

Течение ее разделено и образует две стены. Исх 14:21, 22; Нав 3:16.

Рвы наполнены ею. 4Цар 3:17−22.

Железо плавает в ней. 4Цар 6:5, 6.

Господь Иисус ходил по воде Мф 14:26−29.

Ей свойственна целебная сила. 4Цар 5:14; Ин 5:4, Ин 9:7.

Мир с его обитателями был погублен ею. Быт 7:20−23; 2Пет 3:6.

Мир впредь не подвергнется потопу. Быт 9:8−15; 2Пет 3:7.

В переносном смысле о:

Помощи Божией. Ис 8:6.

Дарах и милостях Духа Святого. Ис 41:17, Ис 41:18, Ис 44:3; Иез 36:25; Ин 7:38−39.

Преследователях. Пс 123:4−5.

Преследованиях. Пс 87:17.

Вражеском войске. Ис 8:7, Ис 17:13.

Повелениях Св. Писания. Пс 22:2.

Тяжких бедствиях. Пс 65:12, Пс 68:1; Ис 30:20, Ис 43:2.

Помыслах человека. Притч 20:5.

Словах мудреца. Притч 18:4.

Гневе Божием. Ос 5:10.

Слабости скорбящего. Пс 21:14.

Многочисленном потомстве. Чис 24:7.

Смерти. 2Цар 14:14.

Способности к распространению. Быт 49:4.

Ослаблении и коварстве. Нав 7:5; Иез 7:17.

Ссорах. Притч 17:14.

Судьбе нечестивых. Иов 24:18; Пс 57:7.

Разных народах и племенах. Откр 17:1, 15; Иер 51:13.

Различных огорчениях. 2Цар 22:17.

Словах Иисуса Христа. Откр 1:15.

Распространении повсеместного ведения Божия. Ис 11:9; Авв 2:14.

Словарь Вихлицкого :
Одно из наиболее часто встречающихся слов в Библии. Известно, вода — это жизнь. Это особенно относится к такой жаркой стране, как Палестина, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей и поэтому всякий невысыхающий источник или колодец ценится как сокровище. Вода живит, очищает, исцеляет; но может затопить, захлестнуть, унести.

Вода в Священном Писании

• называется: живой (Чис 19:17; Иер 17:13; Зах 14:8; Ин 4:10; Ин 7:38; Откр 21:6),

водой жизни (Ис 58:11; Иез 47:1; Откр 22:1),

• символизирует: благо, милость (Пс 22:2; Ис 32:20; Иез 31:14),

одну из основ Божиего творения (Пс 135:6; Пс 148:4),

неисследимые пути Божии (Еккл 11:1),

беды (2Цар 22:17; Иов 22:11; Пс 65:12; Пс 68:2, Пс 68:16; 87.18;

Ис 43:2; Плач 3:54),

нечестие (Притч 9:17; Откр 17:1),

слово Божие и очищение через слово Божие (Ин 3:5; 1Ин 5:6; Еф 5:26),

• обозначает: потоп (Быт 6:17; Ис 54:9; 2Пет 3:6),

очищение (Иез 16:9),

ритуалы (Исх 29:4; Лев 16:24; Чис 5:22; Чис 19:20.21; Мф 27:24).

+

Живой (то есть текущей) водой называются источники (Быт 26:19) и вода этих источников (Лев 14:6, Лев 14:50, Лев 14:51; Лев 15:13). В 1Ин 5:8 это слово означает разум человека. (см. живая вода, море, черпать и проливать воду)
Словарь Никифорова :
(Быт 1:6, Быт 9:10 и др.). Как высоко ценилась в древности израильтянами вода, этот необходимейший дар для жизни и благосостояния человека, о том Свящ. Писание свидетельствует во многих местах. Поставляя воду между самыми первыми, необходимыми для человека предметами, Иисус сын Сирахов говорит: главная потребность для жизни — вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу (Сир 29:24). Вода живая, свежая, ключевая, нередко представляется образом всеоживляющего благословения Божия (Ис 12:3). Как в обрядовых омовениях Ветхого Завета вода служила образом нравственного очищения Евреев, так крещение в Новом Завете служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения в жизнь новую, благодатную (Ин 3:5, Еф 5:26 и др.). Столь необходимая и благодетельная в жарких странах вода становится иногда опасною и разрушительной стихиею, когда, во время сильных и проливных дождей, низвергаясь с горных высот, она все покрывает собою, и переполненные реки и источники выступают из берегов и все уносят и разрушают (Пс 17:17, Иер 47:2, Ис 43:2 и др.); потому-то выражения быть во глубине вод значит страдать; возмущенное море означает беспокойство нечестивых и т.д. Как вода освежает и оживляет жаждущего путешественника, так и наше спасение есть чистый источник живой воды.
Словарь Нюстрема :
евр. маим. В стране, где небо в течении длинного лета не дает им капли дождя, очень дорожат неиссякающими ручьями и непрерывно текущими источниками; такими источниками изобиловал Ханаан (Втор 8:7), в противоположность Египту, где нужно было поливать землю при помощи ног» (Втор 11:10). Последний текст Священного Писания имеет в виду еще и теперь существующий в Египте способ проводить воду из каналов или водоемов на поля посредством целого ряда ведер, привязанных к длинной веревке, которая передвигалась при помощи колеса, приводившегося в движение ногами. Эти ведра, наполнившись внизу водой, поднимались наверх, и, опрокидываясь, выливали воду в желоб. Где не было родниковой воды, собирали дождевую воду в большие водоемы, или отводили из рек при помощи дорогостоющих водопроводов, остатки которых еще можно видеть в некоторых местах. Для земледелия и общего благополучия вода имеет такое большое значение, что в восточных языках ее употребляють в многих выражениях, как символ подкрепления (Ис 55:1, Ин 4:14, Откр 22:17), очищения (Иез 36:25, 1Пет 3:20 и др.), плодородия (Чис 24:6, Пс 1:3). С другой стороны, вода иногда является символом бедствия и сильного гнева (Пс 17.17, Ос 5:10), также многочисленности (Откр 17:1, Откр 17:15).

Живою водою (Быт 26:19) называется постоянно текущая, родниковая вода, в противоположность стоячей воде в водоемах. Срав. слова Господа в Иер 2:13 и Ин 4:10. см. «Источники».