Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастниками Божеского естества (2Пет 1:4; Евр 3:14; Евр 6:4). Тело человека, которое часто принимается за самого человека — это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2:7; Быт 3:19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке американских ученых специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком — есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115:6; Ис 43:4). (см. дух, душа, плоть)
Словарь Вихлицкого : человек
Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастниками Божеского естества (2Пет 1:4; Евр 3:14; Евр 6:4). Тело человека, которое часто принимается за самого человека — это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2:7; Быт 3:19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке американских ученых специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком — есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115:6; Ис 43:4). (см. дух, душа, плоть)
I. В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится «разделенным» на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу «части». Ч. как целое является «душею живою» (Быт 2:7), а не «обладает» этой душой. Противоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека — плотской и духовной. И в этом случае Ч. также воспринимается как единое целое (Рим 8:5–9). → Дух, → душа и → тело — это разные «составляющие» человеч. существа, но не самостоят. его части. Наряду с ними Библия различает и четвертую составляющую — → сердце как средоточие сущности Ч. (Мк 12:30,33; Лк 10:27). Здесь имеется в виду истинная жизнь Ч., дарованная Богом Ч. как единому целому (2Кор 5:17; Еф 4:22–24; Кол 3:9,10).
II. С т.зр. физической жизни, если не принимать во внимание духовных проявлений личности, Ч., по существу, не отличается от животного (как и животные, он создан «из праха земного», «из земли» — Быт 2:7,19; Быт 6:17; Екк 3:18–21). По своей тварной природе Ч. есть «прах и пепел» (Быт 18:27), «червь и моль» (Иов 25:6), он преходящ, подобно траве (Пс 102:14–16; Пс 143:4; 1Пет 1:24). Все творения, будучи бессильны сами по себе, живут исключит. благодаря постоянно обновляющейся творч. милости Бога (Иов 34:14,15).
III. 1) способность к сознат. ОБЩЕНИЮ С БОГОМ — вот то, что отличает Ч. от животного (Быт 2:20). Оно выражается в восприятии слова Божьего, обращенного к Ч., и в послушании Ч. Богу (Быт 2:16,17; Иез 20:11; Мк 12:30; Ин 4:34). Всякое самовольное, независимое от Бога познание Ч. добра и зла разрушает его общение с Богом (Быт 2:17; Ин 5:30). Послушание может быть только следствием свободного волеизъявления; оно проявляется посредством человеч. «да», звучащего в ответ на Божий призыв (Притч 23:26). Это означает свободу выбора — повиноваться Богу или противиться Ему (→ Свобода, свободный, II,3), однако исключает со стороны Ч. возможность достичь цели своего призвания лишь собств. усилиями, вне и без Бога (Быт 3:1–6). Подлинное послушание обусловлено связью Ч. со Христом (Ин 15:4–7; Кол 1:27) и хождением в Св. Духе (Гал 5:16,25). При этом покорность Ч. становится необходимым условием для действия Божьего (2Кор 12:9,10).
Смысл и цель общения между Богом и Ч. связаны с тем, что Ч. создан ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ (Быт 1:27; 1Кор 11:7). Это относится не только к Адаму, но распространяется на весь род человеч. (Быт 5:1,3). Запреты убивать и проклинать Ч. связаны именно с тем, что каждый Ч. создан по образу и подобию Божьему (Быт 9:6; Иак 3:9). При этом не имеется в виду ни внешнее сходство с Богом, ни духовно-душевное отличие Ч. от других живых существ; образ невидимого Бога как бы отражается в образе духовного устроения Ч. — «внутреннем человеке» (см. Ин 14:9; Кол 1:15). Как образ Божий, Ч. был предназначен владычествовать на земле (Быт 1:26; Пс 8:6–9; ср. Сир 17:1–13), представляя среди остальных созданий власть Божью над миром, свидетельствуя о ней и осуществляя ее в качестве «наместника», с истинной праведностью и святостью (Еф 4:24). В этом смысле Ч. обладает отчасти той славой и честью (Пс 8:6), которые принадлежат лишь Богу (Ис 42:8; ср. связь между славой, подобающей Христу, и Его свойством быть образом Божьим — 2Кор 4:4; Евр 1:3). (→ Адам (I,1) → Образ Божий.) У народов Древнего Востока почитание изображений царей основывалось на сходных представлениях. В Вавилоне царь рассматривался своими подданными как образ бога Мардука;
2) отпав от Бога, Ч. заменил служение славе Божьей идолослужением, почитанием безжизненных форм (изображений), а также преклонением перед Ч. и силой животных (Рим 1:23). Из-за греха образ Божий в Ч. исказился и помрачился, хотя и не уничтожился вовсе; его отблеск еще сохраняется в Ч., поскольку тот признает Господа законным Владыкой, хотя и пребывает в состоянии противления и отпадения от Него. Но Ч. и все человеческое находится теперь в противостоянии Богу и потому подлежит Его суду. Все люди лживы, и все согрешили (Рим 3:4; Рим 5:12), поэтому Христос предостерегает Своих учеников: «Остерегайтесь же людей» (Мф 10:17). Все свои усилия вести праведную жизнь Ч. основывает на предписаниях, заповедях и учениях человеч. (Ис 29:13; Ос 5:11; Мк 7:8; Кол 2:8,22). Но истинная свобода Ч. имеет небесное, а не человеч. происхождение (Гал 1:11). Если Павел иногда и говорит «по человеческому рассуждению», то исключит. для того, чтобы быть лучше понятым (Рим 3:5; 1Кор 9:8);
3) путь к обновлению подобия Божьего в Ч., к пробуждению в нем новых творческих сил лежит через покаяние и спасение Ч., после чего он становится новым творением во Христе (Рим 8:29; 2Кор 3:18; Еф 4:24; Кол 3:10). Так возникает новый Ч., который, в противоположность ветхому, грешному Ч. (Рим 6:6), вновь создается по образу Божьему (→ Возрождение). Выражения «внешний человек» и «внутренний человек» обозначают соотв. плотскую сторону Ч. и Ч., обратившегося к Богу (2Кор 4:16). О выражении «человек греха» (2Фес 2:3) → Антихрист, а также → Адам → Муж → Женщина.
Человек создан для Бога. Притч 16:4. Откр 4:11.
Цель сотворения человека. Быт 2:2, Быт 2:7.
Человек Богу не доставляет пользы. Иов 22:2.
Человек недостоин расположения Божия. Иов 7:17. Пс 8:5.
Человек сотворен:
Богом. Быт 1:27. Ис 45:12.
Христом. Ин 1:3. Кол 1:16.
Духом Святым. Иов 33:4.
Святой Троицею. Быт 1:26.
В шестой день. Быт 1:31.
Из земли. Втор 4:32. Иов 20:4.
Из праха земного. Быт 2:7. Иов 33:6.
По образу Божию. Быт 1:26−27; 1Кор 11:7.
По подобию Божию. Быт 1:26. Иак 3:9.
Мужчина и женщина. Быт 1:27, Быт 5:2.
Душа живая. Быт 2:7; 1Кор 15:45.
Праведным. Еккл 7:29.
Знающим. Кол 3:10.
Под условием послушания. Быт 2:16, Быт 2:17.
Прообраз Христа. Рим 5:14.
Одобрен Богом. Быт 1:31.
Получил Его благословение. Быт 1:28, Быт 5:2.
Обитает в саду Едемском. Быт 2:15.
В пищу ему дана всякая трава и плоды. Быт 1:29.
После потопа разрешено мясо. Быт 9:3.
Не хорошо быть ему одному. Быт 2:18.
Жена дана ему в помощь. Быт 21:2−25.
Человек обладает:
Телом. Мф 6:25.
Душой. Лк 12:20. Деян 14:22; 1Пет 4:19.
Духом. Притч 18:15, Притч 20:17; 1Кор 2:11.
Разумом. Еф 1:18, Еф 4:18.
Волею. 1Кор 9:17; 2Пет 1:21.
Страстями. 1Кор 29:3. Кол 3:2.
Совестью. Рим 2:15; 1Тим 4:2.
Памятью. Быт 41:9; 1Кор 15:2.
Продолжается в последующих поколениях. Иов 10:8−11, Иов 31:15.
Устроен чудесно. Пс 138:14.
Все народы произошли от одной крови. Деян 17:26.
Жизнь в нем от дыхания Божия. Быт 2:7, Быт 17:22. Иов 33:4.
Мудрость в нем по вдохновению Всемогущего. Иов 32:8−9.
Ниже ангелов. Пс 8:6. Евр 2:7.
От земли взят и потому перстный. 1Кор 15:47.
Природа и свойства его отличны от прочих животных. 1Кор 15:39.
Ценнее прочей твари в глазах Божиих. Мф 6:26, Мф 10:31, Мф 12:12.
Мудрее прочей твари. Иов 35:11.
Дана ему власть над прочей тварью. Быт 1:28. Пс 8:7−9.
Дал названия прочей твари. Быт 2:19−20.
Разум совершенствуется с возрастом. 1Кор 13:11.
Глиняный черепок. Ис 45:9.
Червь. Иов 25:6.
Пустой человек. Иов 11:12. Иак 2:20.
Плоть. Быт 6:12. Иоиль 2:28.
Сравнения его с:
Глиною. Ис 64:8. Иер 18:2, Иер 18:6.
Дуновением. Пс 143:4.
Сном. Пс 89:6.
Диким осленком. Иов 11:12.
Сотворен нагим и не знавшим стыда. Быт 2:25.
Ослушался Бога и ел от запрещенного плода. Быт 3:1−12.
Познал стыд после падения. Быт 3:10.
Покрыл наготу листьями. Быт 3:7.
Бог дал ему шкуры для одежды. Быт 3:21.
Наказан за ослушание. Быт 3:16−19.
Изгнан из рая. Быт 3:23, Быт 3:24.
Навлек проклятие на потомство. Рим 5:12−19.
Пустился во многие помыслы. Еккл 7:29.
Рождается во грехах. Пс 50:7.
Рождается на горе себе. Иов 5:7.
Ему дан определенный срок на земле. Иов 7:1.
Дни его как тень. 1Пар 29:15.
Дни его как дни наемника. Иов 7:1.
Дни жизни его кратки. Иов 14:1.
Обычный срок его жизни. Пс 89:10.
Не знающий, что полезно ему. Еккл 6:12.
В неведении о будущем. Еккл 10:14.
Тщетен труд его. Еккл 2:22, Еккл 6:12.
Не может распоряжаться путями своими. Иер 10:23. Притч 20:24.
Всякий человек — суета. Пс 38:6.
Господь Бог:
Поучает человека. Пс 93:10.
Указует пути человеку. Притч 5:21, Притч 20:24.
Руководит сердечными помышлениями. Притч 16:1.
Предоставляет слово. Притч 16:1.
Ограждает. Иов 7:20. Пс 35:7.
Заботится. Пс 144:15−16.
Разрушает надежды. Иов 14:19.
Спасает угнетенных. Пс 75:10.
Поражает красоту его. Пс 38:12.
Возвращает в тление. Пс 89:4.
Не может устоять пред Богом. Иов 9:2, Иов 25:4. Пс 142:2. Рим 3:20.
Не может оправдаться. Иов 15:14. Иер 2:22.
Пути его чисты в его глазах. Притч 16:2.
Иисус Христос:
Знает сердце человека. Ин 2:25.
Взял на Себя природу человека. Ин 1:14. Евр 2:14, Евр 2:16.
Сделался подобен человеку. Флп 2:7.
По виду был как человек. Флп 2:8.
Засвидетельствован от Бога. Деян 2:22.
Назван вторым и Главою Церкви. 1Кор 15:47.
Начальник всякого мужа. 1Кор 11:3.
Прибежище грешников. Ис 32:3.
Чрез Него воскресение мертвых. 1Кор 15:21−22.
Получит возмездие по делам своим. Пс 61:13. Рим 2:6.
Не властен над смертью. Еккл 8:8.
Готов отдать все ради продления жизни. Иов 2:4.
Способен выдерживать телесные страдания. Притч 18:15.
Пораженный дух его никто не может укрепить. Притч 18:15.
Упование на человека не должно возлагать. Пс 117:8. Ис 2:22.
Тщетна надежда на помощь его. Пс 59:13.
Сущность его обязанностей. Еккл 12:13.
1) Она создана по образу и подобию Божию, есть дыхание Божие и отражает в себе совершенства Божественные (Быт 1:27, Быт 2:7, Прем 2:23, Иак 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Еккл 7:29, Прем 2:23).
2) Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное, и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному.
3) Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и наконец возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир 17:5-6, Прем 7:17-21, Рим 1:19-20). Душа имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим 2:15, 1Кор 4:4, 2Кор 1:12, Евр 13:18, Деян 23:1). Она имеет чувство или сердце — способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага — Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Ин 6:20-22, Лк 6:45). Она имеет желательную способность — волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир 15:14-17, Быт 2:16,17, Быт 3:2-6, Мф 19:17, Мф 23:37, Втор 30:19, Ис Нав 24:15-24, Ис 1:19-20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев 19:2, 1Пет 1:15, Мф 5:48, Еф 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир 17:7,8, Мф 5:16, 1Пет 4:11) и наконец в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Ин 7:21-26, Мф 13:43). С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала твою духовность и часть своего свободного произволения (Быт 9:6, Рим 7:18); остался ум и закон его — стремление к истине и желание добра (Рим 1:20, Рим 2:14-15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим 7:16) и осуждающая за преступление его (Рим 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные таким образом благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез 33:11, 1Ин 2:2, Рим 5:17-19, Еф 1:4,2:4-7, 1Тим 2:4-6 и др.).