Человек. Симфония для Библии.

человек

В Библии слово "человек" упоминается в 748 стихах.

Быт 2 : 7
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Быт 2 : 19
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
Быт 2 : 20
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
Быт 2 : 23
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
Быт 2 : 24
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
Быт 5 : 2
мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
Быт 6 : 9
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
Быт 9 : 6
кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
Быт 24 : 21
Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.
Быт 24 : 22
Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота;
Быт 24 : 26
И преклонился человек тот и поклонился Господу,
Быт 24 : 30
И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, -- то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника;
Быт 24 : 32
И вошел человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним;
Быт 24 : 65
И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
Быт 26 : 13
И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
Быт 27 : 11
Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
Быт 30 : 43
И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.
Быт 32 : 6
И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.
Быт 33 : 1
Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок.
Быт 37 : 15
И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь?
Слово Человек найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится «разделенным» на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу «части». Ч. как целое является «душею живою» (Быт 2:7), а не «обладает» этой душой. Противоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека — плотской и духовной. И в этом случае Ч. также воспринимается как единое целое (Рим 8:5–9). → Дух, → душа и → тело — это разные «составляющие» человеч. существа, но не самостоят. его части. Наряду с ними Библия различает и четвертую составляющую — → сердце как средоточие сущности Ч. (Мк 12:30,33; Лк 10:27). Здесь имеется в виду истинная жизнь Ч., дарованная Богом Ч. как единому целому (2Кор 5:17; Еф 4:22–24; Кол 3:9,10).

II. С т.зр. физической жизни, если не принимать во внимание духовных проявлений личности, Ч., по существу, не отличается от животного (как и животные, он создан «из праха земного», «из земли» — Быт 2:7,19; Быт 6:17; Екк 3:18–21). По своей тварной природе Ч. есть «прах и пепел» (Быт 18:27), «червь и моль» (Иов 25:6), он преходящ, подобно траве (Пс 102:14–16; Пс 143:4; 1Пет 1:24). Все творения, будучи бессильны сами по себе, живут исключит. благодаря постоянно обновляющейся творч. милости Бога (Иов 34:14,15).

III. 1) способность к сознат. ОБЩЕНИЮ С БОГОМ — вот то, что отличает Ч. от животного (Быт 2:20). Оно выражается в восприятии слова Божьего, обращенного к Ч., и в послушании Ч. Богу (Быт 2:16,17; Иез 20:11; Мк 12:30; Ин 4:34). Всякое самовольное, независимое от Бога познание Ч. добра и зла разрушает его общение с Богом (Быт 2:17; Ин 5:30). Послушание может быть только следствием свободного волеизъявления; оно проявляется посредством человеч. «да», звучащего в ответ на Божий призыв (Притч 23:26). Это означает свободу выбора — повиноваться Богу или противиться Ему (→ Свобода, свободный, II,3), однако исключает со стороны Ч. возможность достичь цели своего призвания лишь собств. усилиями, вне и без Бога (Быт 3:1–6). Подлинное послушание обусловлено связью Ч. со Христом (Ин 15:4–7; Кол 1:27) и хождением в Св. Духе (Гал 5:16,25). При этом покорность Ч. становится необходимым условием для действия Божьего (2Кор 12:9,10).

Смысл и цель общения между Богом и Ч. связаны с тем, что Ч. создан ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ (Быт 1:27; 1Кор 11:7). Это относится не только к Адаму, но распространяется на весь род человеч. (Быт 5:1,3). Запреты убивать и проклинать Ч. связаны именно с тем, что каждый Ч. создан по образу и подобию Божьему (Быт 9:6; Иак 3:9). При этом не имеется в виду ни внешнее сходство с Богом, ни духовно-душевное отличие Ч. от других живых существ; образ невидимого Бога как бы отражается в образе духовного устроения Ч. — «внутреннем человеке» (см. Ин 14:9; Кол 1:15). Как образ Божий, Ч. был предназначен владычествовать на земле (Быт 1:26; Пс 8:6–9; ср. Сир 17:1–13), представляя среди остальных созданий власть Божью над миром, свидетельствуя о ней и осуществляя ее в качестве «наместника», с истинной праведностью и святостью (Еф 4:24). В этом смысле Ч. обладает отчасти той славой и честью (Пс 8:6), которые принадлежат лишь Богу (Ис 42:8; ср. связь между славой, подобающей Христу, и Его свойством быть образом Божьим — 2Кор 4:4; Евр 1:3). (→ Адам (I,1) → Образ Божий.) У народов Древнего Востока почитание изображений царей основывалось на сходных представлениях. В Вавилоне царь рассматривался своими подданными как образ бога Мардука;

2) отпав от Бога, Ч. заменил служение славе Божьей идолослужением, почитанием безжизненных форм (изображений), а также преклонением перед Ч. и силой животных (Рим 1:23). Из-за греха образ Божий в Ч. исказился и помрачился, хотя и не уничтожился вовсе; его отблеск еще сохраняется в Ч., поскольку тот признает Господа законным Владыкой, хотя и пребывает в состоянии противления и отпадения от Него. Но Ч. и все человеческое находится теперь в противостоянии Богу и потому подлежит Его суду. Все люди лживы, и все согрешили (Рим 3:4; Рим 5:12), поэтому Христос предостерегает Своих учеников: «Остерегайтесь же людей» (Мф 10:17). Все свои усилия вести праведную жизнь Ч. основывает на предписаниях, заповедях и учениях человеч. (Ис 29:13; Ос 5:11; Мк 7:8; Кол 2:8,22). Но истинная свобода Ч. имеет небесное, а не человеч. происхождение (Гал 1:11). Если Павел иногда и говорит «по человеческому рассуждению», то исключит. для того, чтобы быть лучше понятым (Рим 3:5; 1Кор 9:8);

3) путь к обновлению подобия Божьего в Ч., к пробуждению в нем новых творческих сил лежит через покаяние и спасение Ч., после чего он становится новым творением во Христе (Рим 8:29; 2Кор 3:18; Еф 4:24; Кол 3:10). Так возникает новый Ч., который, в противоположность ветхому, грешному Ч. (Рим 6:6), вновь создается по образу Божьему (→ Возрождение). Выражения «внешний человек» и «внутренний человек» обозначают соотв. плотскую сторону Ч. и Ч., обратившегося к Богу (2Кор 4:16). О выражении «человек греха» (2Фес 2:3) → Антихрист, а также → Адам → Муж → Женщина.

Словарь Геце :

Человек создан для Бога. Притч 16:4. Откр 4:11.

Цель сотворения человека. Быт 2:2, Быт 2:7.

Человек Богу не доставляет пользы. Иов 22:2.

Человек недостоин расположения Божия. Иов 7:17. Пс 8:5.

Человек сотворен:

Богом. Быт 1:27. Ис 45:12.

Христом. Ин 1:3. Кол 1:16.

Духом Святым. Иов 33:4.

Святой Троицею. Быт 1:26.

В шестой день. Быт 1:31.

Из земли. Втор 4:32. Иов 20:4.

Из праха земного. Быт 2:7. Иов 33:6.

По образу Божию. Быт 1:26−27; 1Кор 11:7.

По подобию Божию. Быт 1:26. Иак 3:9.

Мужчина и женщина. Быт 1:27, Быт 5:2.

Душа живая. Быт 2:7; 1Кор 15:45.

Праведным. Еккл 7:29.

Знающим. Кол 3:10.

Под условием послушания. Быт 2:16, Быт 2:17.

Прообраз Христа. Рим 5:14.

Одобрен Богом. Быт 1:31.

Получил Его благословение. Быт 1:28, Быт 5:2.

Обитает в саду Едемском. Быт 2:15.

В пищу ему дана всякая трава и плоды. Быт 1:29.

После потопа разрешено мясо. Быт 9:3.

Не хорошо быть ему одному. Быт 2:18.

Жена дана ему в помощь. Быт 21:2−25.

Человек обладает:

Телом. Мф 6:25.

Душой. Лк 12:20. Деян 14:22; 1Пет 4:19.

Духом. Притч 18:15, Притч 20:17; 1Кор 2:11.

Разумом. Еф 1:18, Еф 4:18.

Волею. 1Кор 9:17; 2Пет 1:21.

Страстями. 1Кор 29:3. Кол 3:2.

Совестью. Рим 2:15; 1Тим 4:2.

Памятью. Быт 41:9; 1Кор 15:2.

Продолжается в последующих поколениях. Иов 10:8−11, Иов 31:15.

Устроен чудесно. Пс 138:14.

Все народы произошли от одной крови. Деян 17:26.

Жизнь в нем от дыхания Божия. Быт 2:7, Быт 17:22. Иов 33:4.

Мудрость в нем по вдохновению Всемогущего. Иов 32:8−9.

Ниже ангелов. Пс 8:6. Евр 2:7.

От земли взят и потому перстный. 1Кор 15:47.

Природа и свойства его отличны от прочих животных. 1Кор 15:39.

Ценнее прочей твари в глазах Божиих. Мф 6:26, Мф 10:31, Мф 12:12.

Мудрее прочей твари. Иов 35:11.

Дана ему власть над прочей тварью. Быт 1:28. Пс 8:7−9.

Дал названия прочей твари. Быт 2:19−20.

Разум совершенствуется с возрастом. 1Кор 13:11.

Глиняный черепок. Ис 45:9.

Червь. Иов 25:6.

Пустой человек. Иов 11:12. Иак 2:20.

Плоть. Быт 6:12. Иоиль 2:28.

Сравнения его с:

Глиною. Ис 64:8. Иер 18:2, Иер 18:6.

Дуновением. Пс 143:4.

Сном. Пс 89:6.

Диким осленком. Иов 11:12.

Сотворен нагим и не знавшим стыда. Быт 2:25.

Ослушался Бога и ел от запрещенного плода. Быт 3:1−12.

Познал стыд после падения. Быт 3:10.

Покрыл наготу листьями. Быт 3:7.

Бог дал ему шкуры для одежды. Быт 3:21.

Наказан за ослушание. Быт 3:16−19.

Изгнан из рая. Быт 3:23, Быт 3:24.

Навлек проклятие на потомство. Рим 5:12−19.

Пустился во многие помыслы. Еккл 7:29.

Рождается во грехах. Пс 50:7.

Рождается на горе себе. Иов 5:7.

Ему дан определенный срок на земле. Иов 7:1.

Дни его как тень. 1Пар 29:15.

Дни его как дни наемника. Иов 7:1.

Дни жизни его кратки. Иов 14:1.

Обычный срок его жизни. Пс 89:10.

Не знающий, что полезно ему. Еккл 6:12.

В неведении о будущем. Еккл 10:14.

Тщетен труд его. Еккл 2:22, Еккл 6:12.

Не может распоряжаться путями своими. Иер 10:23. Притч 20:24.

Всякий человек — суета. Пс 38:6.

Господь Бог:

Поучает человека. Пс 93:10.

Указует пути человеку. Притч 5:21, Притч 20:24.

Руководит сердечными помышлениями. Притч 16:1.

Предоставляет слово. Притч 16:1.

Ограждает. Иов 7:20. Пс 35:7.

Заботится. Пс 144:15−16.

Разрушает надежды. Иов 14:19.

Спасает угнетенных. Пс 75:10.

Поражает красоту его. Пс 38:12.

Возвращает в тление. Пс 89:4.

Не может устоять пред Богом. Иов 9:2, Иов 25:4. Пс 142:2. Рим 3:20.

Не может оправдаться. Иов 15:14. Иер 2:22.

Пути его чисты в его глазах. Притч 16:2.

Иисус Христос:

Знает сердце человека. Ин 2:25.

Взял на Себя природу человека. Ин 1:14. Евр 2:14, Евр 2:16.

Сделался подобен человеку. Флп 2:7.

По виду был как человек. Флп 2:8.

Засвидетельствован от Бога. Деян 2:22.

Назван вторым и Главою Церкви. 1Кор 15:47.

Начальник всякого мужа. 1Кор 11:3.

Прибежище грешников. Ис 32:3.

Чрез Него воскресение мертвых. 1Кор 15:21−22.

Получит возмездие по делам своим. Пс 61:13. Рим 2:6.

Не властен над смертью. Еккл 8:8.

Готов отдать все ради продления жизни. Иов 2:4.

Способен выдерживать телесные страдания. Притч 18:15.

Пораженный дух его никто не может укрепить. Притч 18:15.

Упование на человека не должно возлагать. Пс 117:8. Ис 2:22.

Тщетна надежда на помощь его. Пс 59:13.

Сущность его обязанностей. Еккл 12:13.

Словарь Вихлицкого :
Творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт 1:26-27; Быт 2:7). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет 2:11), он не много умален пред ними (Пс 8:6). Человек носит в себе образ Божий, и это относится как к внешнему виду (Иез 1:26; Дан 7:13), так и к душе, которая Божия (Быт 2:7; Еккл 12:7). Падение человека разделило его с Богом, но Бог не оставил его совсем.

Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастниками Божеского естества (2Пет 1:4; Евр 3:14; Евр 6:4). Тело человека, которое часто принимается за самого человека — это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2:7; Быт 3:19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке американских ученых специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком — есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115:6; Ис 43:4). (см. дух, душа, плоть)
Словарь Никифорова :
(Быт 1:26-27, Быт 2:7-23, Пс 8:5-9, Сир 17:1-12, Деян 17:25-28 и др.). Св. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно по истине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами.

1) Она создана по образу и подобию Божию, есть дыхание Божие и отражает в себе совершенства Божественные (Быт 1:27, Быт 2:7, Прем 2:23, Иак 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Еккл 7:29, Прем 2:23).

2) Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное, и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному.

3) Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и наконец возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир 17:5-6, Прем 7:17-21, Рим 1:19-20). Душа имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим 2:15, 1Кор 4:4, 2Кор 1:12, Евр 13:18, Деян 23:1). Она имеет чувство или сердце — способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага — Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Ин 6:20-22, Лк 6:45). Она имеет желательную способность — волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир 15:14-17, Быт 2:16,17, Быт 3:2-6, Мф 19:17, Мф 23:37, Втор 30:19, Ис Нав 24:15-24, Ис 1:19-20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев 19:2, 1Пет 1:15, Мф 5:48, Еф 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир 17:7,8, Мф 5:16, 1Пет 4:11) и наконец в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Ин 7:21-26, Мф 13:43). С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала твою духовность и часть своего свободного произволения (Быт 9:6, Рим 7:18); остался ум и закон его — стремление к истине и желание добра (Рим 1:20, Рим 2:14-15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим 7:16) и осуждающая за преступление его (Рим 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные таким образом благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез 33:11, 1Ин 2:2, Рим 5:17-19, Еф 1:4,2:4-7, 1Тим 2:4-6 и др.).